Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
1 кл
29.05.2017
Целевые установки урока:
Предметные:
Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками,учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.Показать напевность русских песен,учить читать выразительно небольшие произведения. Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Метапредметные
Регулятивные:
Определять учебные задачи при работе с произведениями,предложенными на урок,оценивать результаты своего труда и труда одноклассников.
Познавательные:
Осознавать переносное значение художественных деталей текста.Целевые установки урока:
Предметные:
Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками,учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.Показать напевность русских песен,учить читать выразительно небольшие произведения. Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Метапредметные
Регулятивные:
Определять учебные задачи при работе с произведениями,предложенными на урок,оценивать результаты своего труда и труда одноклассников.
Познавательные:
Осознавать переносное значение художественных деталей текста.
Открытый урок чтение декада.doc
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России»
Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки,
песенки, потешки.
Урок подготовила и провела:Маслова Светлана Григорьевна
Дата:08.04.2017 год
Целевые установки урока:
Предметные:
Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками,
потешками,учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.Показать
напевность русских песен,учить читать выразительно небольшие произведения. Прививать интерес и
любовь к произведениям народного творчества.
Метапредметные
Регулятивные:
Определять учебные задачи при работе с произведениями,предложенными на урок,оценивать результаты
своего труда и труда одноклассников.
Познавательные:
Осознавать переносное значение художественных деталей текста.
Комуникативные:
Воссоздавать образы по вопросам учителя,описывать картины ,возникшие при чтении произведений УНТ.
Личностные:
Выражать собственные чувства при чтении произведений УНТ и в ходе размышления,анализа;осознавать
смысл определения учебных задач при работе с текстом; проявлять фантазию и творческие способности в
процессе инсценирования текстов УНТ.
Оборудование: персональный компьютер, запись русской народной песни, карточки с загадками для
групповой работы.
Ход урока
I .Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Вы учите их – они учат вас!
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Каким вы хотите видеть наш урок?
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем
настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка. 2.Актуализация знаний
Учитель:
Ребята, какое у нас сейчас время года? Нам не хочется сидеть дома.
Я предлагаю сегодня отправиться путешествовать по страничкам Литературного чтения.
Итак, мы путешественники. У любого путешественника есть рюкзак . Для чего?
Вот и мы давайте соберём наш рюкзачок. Не забывайте ,что у нас урок Литературного чтения, поэтому
соберём мы в него всё необходимое для урока чтения. Что же мы возьмём с собой?
Начните свой ответ со слова –УМЕНИЕ…умение слушать, умение хорошо читать,умение хорошо
отвечать, умение слушать товарищей и ОТ УЧИТЕЛЯУМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ОТКРВТИЯ).
Рюкзак собран отправляемся…в чудесную страну УНТ. С одним из жанров УНТ мы познакомились на
прошлом уроке. Как называется этот жанр?(Сказки)
Мы в поход пошли
Долгодолго шли
К теремку пришли
3. Изучение нового материала.
1).Учитель:
Ребята,смотрите мы подошли к теремку. Кто из вас постучит в дверь?...(Кто,кто в теремочке живёт?Кто
кто в невысоком живёт?)
Никто нам не отвечает. А из окошка выглядывают буквы –и,з,к,г,а,д,а.Попробуйте составить слово.
Что получилось? Правильнозагадки.
А что вы знаете о загадках? Какие бывают загадки?
2).Сообщение учителя : Загадки ещё один вид народного творчества.
Это задача, головоломка. Это сейчас загадка – детская забава, а раньше это было занятием взрослых, и
они относились к этому с большой серьёзностью.
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение. Загадки – излюбленный жанр устного
народного творчества. Они точны, остроумны.
Непременным атрибутом свадебного обряда были загадки. Жених отгадывая их, доказывал, что
может быть главой семьи.
Чем загадка отличается от стихотворения? Вывод ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЕКРЕТЫ
Загадкаэто краткое описание предмета или явления,которое надо
узнать,разгадать
3).Работа с учебником в парах, в группах.
Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.
Дети читают загадки.
1 учебная ситуация:
– С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).
Как она описана? (Белолица, круглолица).
Что за красавица по небу катается? (Луна).
В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)
С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).
Почему? (Она круглая, как тарелка).
Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).
Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)
Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну.
2 учебная ситуация:
О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит
орехи, грибы…..)
А какие действия приписываются лесу во второй загадке? (Одет в шубу, «снимает шубу»).
С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)
Работа с остальными загадками ведется аналогично.
4).Учимся составлять загадки
3 учебная ситуация:
Учитель демонстрирует изображение сороки.
Залетела к нам сорока и просит о ней сочинить загадку.
– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке .
– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности ее окраски? (Белые бока, длинный хвост.)
– Какие особенности ее поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)
– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу. Поробуйте рассказать о сороке не называя её
А теперь попробуем рассказать о сороке в стихах:
Запись загадки о сороке на доске:
«Живёт в лесу,….»
По лесу летает,
Всегда все знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут ее … (сорока). Выводы. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЕКРЕТЫ
Загадки бывают
В прозе В стихах
4.Знакомство с жанром «песенки».
1)Учитель :
Мы продолжаем путешествовать. На нашем пути ещё один теремок. Кто в него постучится?....
Учитель:
Опять никто не отзывается…звучит мелодия.
2)Прослушивание музыкальной записи колыбельной песни.
Как вы думаете кто же здесь живёт?(Песенки)
Народные колыбельные песенки – это первые слова, которые слышит малыш в детстве. Спокойная
мелодия колыбельной успокаивает дитя. В колыбельной песенке звучит любовь к ребёнку и забота о нём.
3)Кто из вас помнит колыбельную песенку ? Спойте её нам. ( Предложить куклуобраз малыша)
4)Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их
легко запомнить. Послущайте отрывок песни «Я горошек молочу»
Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
5)Чтение песенки в учебнике «Идет матушкаВесна» учителем.
Как названа весна в песне? (Матушкой).
Как вы думаете почему её так назвали?
О каких весенних месяцах говорится в песне?
ЙАМ ЬЛЕРПА ТРАМ
Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?
С какой интонацией нужно читать эту песенку?
Прочитайте песенку, передавая голосом радость.
Дети читают.
6)Учитель:На уроках физкультуры мы играем в игру «Бабкаёжка».В основу этой игры положена
тоже песенкапесенкадразнилка.
Игра «Бабаяга» с песенкойдразнилкой.
В центре круга стоит водящий с завязанными глазами – это Бабаяга. В руках
у него ветка – помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабуягу:
Бабаёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
Бабаяга скачет в кругу на одной ноге и старается когонибудь коснуться
помелом. Кого она осалит, тот замирает на месте. Бабаяга должна назвать
имя игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим. (Для игры
вызываются 6 детей и водящий). Остальные дети вместе с участниками игры произносят слова песенкидразнилки.
Вывод: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЕКРЕТЫ
Народные песни бывают:
колыбельные,
обращение к солнцу,дождю,ветру,
песенкидразнилки
Учитель :
Продолжим путешествие.На пути у нас ещё один теремок. Кто же здесь живёт?
5. Знакомство с жанром «потешки».
Подругому потешки называют «пестушки» от слова «пестовать» нянчить, растить, воспитывать.
Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы
жизни. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят, приговаривая:
Звучит потешка «Ладушки»
«Шла лисичка по мосту.
Несла вязанку хворосту,
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок
Дала сладкий пирожок».
Одной из разновидностей народных песен являются потешки.
Чтение потешек хорошо читающими детьми.
Как вы думаете почему их так назвали?
Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.
Выводы: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЕКРЕТЫ
Потешки – это небольшие стихи, которые развлекают и обучают малышей.
5.Рефлексия
Учитель:
Вот и подходит к концу наше путешествие. Посмотрите на поляне вырос волшебный цветок.
Что на нём написано?
С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам
больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке? и,з,к,г,а,д,
а
загадки
песенки
потешки колыбельны
е
обращени
я
дразнилк
и БЕЛОЛИЦА КРУГЛОЛИЦА
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема урока :Путешествие по страницам «Литературного чтения». Загадки, песенки, потешки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.