Урок литературного чтения в 3 классе Дата: 15.11.2017 г.
Тема: К. Паустовский «Кот – ворюга»
Цели урока: знать содержание произведения, уметь высказывать своё мнение, рассуждать, уметь слушать товарищей, развивать внимание, культуру речи. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитывать чуткое, доброе отношение к животным, умение сопереживать.
Оборудование: - учебник «Литературное чтение» 3 класс часть 1;
- проектор, компьютер, экран;
- презентация к уроку;
Этап урока |
Ход урока |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент.
|
«Кувшин счастья» Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.
|
Ученики поделены на 4 группы |
II. Введение в тему урока.
|
3.Речевая разминка. - Чтобы успешно поработать, всё чётко и внятно говорить, проведём речевую разминку. Упр.1 «7 звуков». - Все эти 7 звуков могут издавать кошки. Кстати, гораздо больше, чем собаки: ( м, н, г, х, ф, в, р ) «Произносим правильно». - Произнесите, меняя логическое ударение фразу: Шли по крыше три кота. . Для чего нам нужны уроки литературы? Что ждёте от сегодняшнего урока? Проблемная ситуация. - Угадайте, кто будет главным героем сегодняшнего урока - Эти животные издают звуки не для общения друг с другом,
а для общения с человеком,. 3. Активизация ранее изученного. - Какие произведения, действующими лицами в которых были коты, вы знаете? (Кот, петух и лиса», « У Лукоморья дуб зеленый», « Кот в сапогах», « Кот- ворюга», «Кот Котофеич», «Алиса в стране чудес», Кошкин дом», « Дядя Федор, пес и кот») Мини-викторина «Узнай кота!» - Давайте попробуем угадать сказочных и мультипликационных персонажей по их репликам: 1-й -Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин) 2-й -Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился...(кот Базилио) 3-й -Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд) - Как называется произведение, с которым вы познакомились дома? (Кот – ворюга, автор К. Паустовский) -К какому жанру он пренадлежит? Почему? - Да, ребята, сегодня мы продолжим работать с рассказом К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» - Поставьте цель урока. Закончите предложения: Мы узнаем…… Мы определим…. Мы сможем поразмышлять…. 4. Рассказ о К.Г. Паустовском 1. Рассказ учащегося об авторе ( предварительная подготовка) - Кто главный герой рассказа Паустовского? - кот. Подберите к слову “ворюга” синонимы. (Вор, воришка, жулик и т.д.) - Почему автор остановился на слове “ворюга”? (Хотел показать негативное отношение окружающих). - А ворюга? (презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает кражи, грабежи ) Во время чтения встречались ли вам непонятные слова? Какие? 4. Словарная работа. ( На экране появляется слово, учащиеся дают свои объяснения, затем на экране появляется объяснение этого слова) Отчаяние – ощущение безвыходного положения. Плотица – маленькая плотва, речная рыба. Шиворот – воротник. Чулан – Помещение в доме, служащее кладовой, часть сеней в крестьянской избе. (сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом) Беспризорник – лишённый присмотра, бездомный, живущий на улице. Припадок – Внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни. Кукан - бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
|
Проговаривают звуки.
Произносят фразу, меняя логическое ударение.
Отвечают на вопросы
Угадывают героев
Ставят цель урока
Подготовленный ученик рассказывает об авторе.
Читают с экрана значения слов |
III. Постановка проблемного вопроса на уроке. |
- Написав этот рассказ, К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? Ответить на этот вопрос мы сможем, если будем принимать активное участие в обсуждении и определим основную мысль рассказа.
|
Слушают учителя |
IV. Изучение нового материала.
|
Давайте поставим вопрос, который поможет нам понять, какой кот на самом деле - хороший или плохой. Ставится проблема: Как вы считаете? Кот - ворюга или несчастный добрый кот? С этим вопросом нам предстоит сегодня разобраться. А для того, чтобы разобраться действительно ли наш кот отъявленный ворюга у нас будет настоящий суд над ним! 5. Физминутка .
6. Работа с текстом
а ) Групповая работа. . Каждая группа получает задание, обсуждает его, ищет ответы в тексте и представитель группы отвечает. 1 группа «Адвокаты» Приводят различные аргументы в защиту кота. 2 группа. «Прокуроры» Приводят аргументы для обвинения кота.. 3 группа. Свидетели. Дают характеристику коту в начале и в конце рассказа. 4 группа.Следственный отдел. («Следователи») Находят в показаниях по обвинению ложные и правдивые сведения.) Ответы учащихся по заданию в группах.
б ) Обобщающая беседа.
- Почему же кот воровал? (был беспризорник, бродяга, хотел есть) - Предположите, как мог кот стать беспризорником? (не заботились, выгнали, хозяева уехали в город, а его оставили в деревне) – Что изменило кота? (доброта людей, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)
в ) Определение главной мысли рассказа.
- Вернёмся к проблемному вопросу, который ставили в начале урока.
– Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Какую важную мысль мы должны понять, познакомившись с рассказом? ( Добро побеждает зло, важно доброе отношение к животным, ведь это человек доводит их до отчаянного состояния.) Обсудите в группе и предположите, что необходимо сделать для того, чтобы не было беспризорных котов и собак? Что вы для этого предлагаете? 1. Жанр этого произведения:
2. От имени кого ведется повествование?
3. Кто главный герой рассказа?
4. Как звали кота?
5. Что такое кукан?
6. Где кот попался?
7. Чей совет тебе кажется более разумным?
8. Как повлиял ужин на кота?
|
Выполняют физминутку
Работают в группе
Отвечают на вопросы
Определяют главную мысль
Выполняют тестовую работу и проверяют её
|
V Итог.
|
- Прочитайте фразу на экране. Как вы её понимаете? Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро. |
Высказывают своё мнение |
VI Рефлексия
|
Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
· «Сегодня я понял…»; · «Мне захотелось…»; · «Мне было трудно…»
|
Выражают своё мнение |
VII. Домашнее задание.
|
Написать письмо от имени кота своему хозяину. |
Слушают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.