Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Оценка 4.9

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
ТИП УРОКА: изучение нового материала ЦЕЛИ: Обучающие: • учить школьников анализировать поэтическое произведение • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации • формировать представления об историческом прошлом • учить работать с произведением, ориентироваться в тексте • учить рассуждать • обогащать словарный запас учащихся Развивающие: • пробуждать интерес к истории своей Родины • развивать познавательную активность детей • развивать самостоятельность учащихся (работа в тетради) • развивать устную речь учащихся • развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (диалог в парах) • формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке) Воспитательные: • формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины • воспитывать патриотизм • прививать интерес к книге, к чтению • раскрыть нравственный смысл произведения • воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий воспитательную ценность: репродукция картины, г/з) • воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся • воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его) • воспитывать добросовестное отношение к учению • прививать навыки умственного труда
2.docx
Урок литературного чтения в 3­м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок" (УМК "Начальная школа XXI века") ТИП УРОКА: изучение нового материала ЦЕЛИ: Обучающие:       учить школьников анализировать поэтическое произведение учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз,  интонации формировать представления об историческом прошлом учить работать с произведением, ориентироваться в тексте учить рассуждать обогащать словарный запас учащихся Развивающие:       пробуждать интерес к истории своей Родины развивать познавательную активность детей развивать самостоятельность учащихся (работа в тетради) развивать устную речь учащихся развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (диалог в парах) формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке) Воспитательные:        формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины воспитывать патриотизм прививать интерес к книге, к чтению раскрыть нравственный смысл произведения воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий  воспитательную ценность: репродукция картины, г/з) воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч­ся воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)   воспитывать добросовестное отношение к учению прививать навыки умственного труда ОБОРУДОВАНИЕ:      учебник Л.А.Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс тетрадь по литературному чтению (с заготовленными заданиями на листочках по теме  урока) портрет Н.А.Некрасова репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети" г/з с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" – "Мужичок с ноготок" На доске:   Играйте же, дети, растите на воле,  На то вам и красное детство дано. выставка книг с произведениями Н.А.Некрасова План урока. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Орг. момент. Речевая разминка Актуализация опорных знаний учащихся. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова. Работа с репродукциями картин. Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" Подведение итогов урока. Ход урока 1. Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас  окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели. 2. Речевая разминка. 1) ­На доске записана скороговорка. Попробуйте проговорить её быстро, простукивая пальцами по  парте, будто играете на пианино.  А затем туже скороговорку, но соединяя пальцы двух рук.(по 3  раза)                                                  Астра,азбука,айва  (слайд 2) Начинаются на «А»                                                  И кончаются на «А»                                                  Астра,азбука,айва. 2) Ищем пару: Плита. Лапка. Бокал. Шашки. Рыбак. Комар. Сосна. Карета.        (слай 3)                           Насос. Колба. Корма. Крабы. Лапти. Ракета. Шишка. Палка.  3) Замени пословицы русскими:       Сердце ушло в ноги. ( слайд 4)                                                                Как две горошины. 3. Актуализация опорных знаний учащихся. ­ Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня на  уроке. (По мере ответов детей, на доску вывешиваются полоски со словами­ответами)         Что описывает в своём стихотворении А.А.Фет "не колючий, светло­синий" (иней) Назовите фамилию поэта, автора строк "Мама! Глянь­ка из окошка – Знать, вчера недаром кошка Умывала нос…" (Фет) Кто поёт, "глаза прищуря" в стихотворении А.А.Фета? (кот) Как называется созвучие строк в стихотворении? (рифма) Какое время года Ф.И.Тютчев называет "чародейкой"?(зима) О какой "дивной поре" говорит Ф.И.Тютчев в своём стихотворении? (осень) Как называется сочетание нескольких стихотворных строк, которые объединены рифмой и  интонацией? (строфа) Где играет буря в стихотворении А.А.Фета? (на дворе) (Приложение 1) 4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова (слайд 5) А сейчас послушаем сообщения детей о Н.А.Некрасове. Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена  Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их  воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо  привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме  в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она  мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца,  которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим  забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе  крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. 5. Работа с репродукцией картины. Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим  репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского  "Крестьянские дети" (слайд 6) Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив  удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в  лес, купался с ними в речке. 6. Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая  крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших  классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним  из отрывков.  Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок" ­ Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос: "Кого встретил Н.А.Некрасов?" ­ Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика) ­ Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе? Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса) ­ Откройте учебники на с.151 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух. Чтение вслух. Словарная работа. Однажды в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. ­ Что значит "студёная пора"? (очень холодно) Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. ­ Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост" На доске: сухие сучья, ветви, деревья И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок ­ Взгляните на фотографию. (слайд 7) УЗДА Часть конской сбруи ­ надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах … а сам с ноготок! ­ Подумайте, что такое "полушубок"? ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху. ­ Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" ­ Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". ­ Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется) (В лесу раздавался топор дровосека.) А что у отца­то большая семья? "Семья­то большая, да два человека Всего мужиков­то: отец мой да я…" Так вон оно что! А как звать тебя?­ "Власом", ­ А кой тебе годик? – "Шестой миновал… Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал… Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста. ­ Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал) ­ Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… ­ Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.) ­ Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу) ­ В какое время года произошла встреча? (зимой) ­ Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события. Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз. ­ Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и  маленький, но уже помогает взрослым. ­ Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья) ­ Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье. Семья­то большая, да два человека Всего мужиков­то: отец мой да я. ­ Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в  семье.) ­ Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему  некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.) И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок. ­ Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует. Кто может совершать эти действия? Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король… ­ Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует.  Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.) ­ Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во  всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений. Физ/мин. Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли  лошадь за уздечку и шествуете важно. В  какое  время года происходят события в произведении?  (зимой)  Представьте, что вы замёрзли. Как вы будете греться? ­ Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными? ­ Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади. Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом… ­ Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей,  которые замедлили шаг.) ­ Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте. ­ Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" ­ Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и  ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.) Чтение, нахождение отрывков к иллюстрациям из книги "Мужичок с ноготок" Нахождение предложений с восклицательным знаком. Чтение предложений с нужной интонацией. ­ Вспомните, сегодня на уроке мы уже говорили, почему в конце некоторых предложений ставится  восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.) Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика. ­ Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит  Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью) Чтение сначала в парах, затем – вслух. ­ Здорово, парнище! ­ Ступай себе мимо! ­ Уж больно ты грозен, как я погляжу! ­ Откуда дровишки? ­ Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу. ­ А что у отца – то большая семья? ­ Семья­то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я. ­ Так вон оно что! А как звать тебя? ­ Власом ­ А кой тебе годик? ­ Шестой миновал. Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста. ­ Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.) ­ Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка") ­ Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"? Работа на листочках. Выполнение заданий к прочитанному произведению. ­ Взяли листочки, заранее приготовленные к нашему уроку и продолжим работу. (Приложение 2) Чтение стихотворения вместе с учителем   Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.   с соблюдением пауз, логических ударений. Д/з Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с  соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.151 наизусть 7. Итог урока. ­ Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"?  (Влас ­ маленький труженик.) ­ Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело  жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне  со взрослыми.) ­ Удалось ли ему это? Заключительное слово учителя. "Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. (слайд 8). На своих картинах его изобразили В.А. Серов (слайд 9)  и Зиновьев (слайд 10).   Интересно  представил образ мальчика О.Мартынюк при работе с деревом (слайд 11).   Мужичок с ноготок есть  даже на ковре (слайд 12) ­ На следующем уроке мы познакомимся с другим отрывком из поэмы "Крестьянские дети". На этом наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке. Устную и письменную, коллективную, самостоятельную и в парах.  Покажите своё настроение. (У каждого ученика есть цветок настроения: лепестки разного цвета  отражают настроение) Спасибо всем за урок.

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"