Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛИ:
Обучающие:
• учить школьников анализировать поэтическое произведение
• учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации
• формировать представления об историческом прошлом
• учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
• учить рассуждать
• обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
• пробуждать интерес к истории своей Родины
• развивать познавательную активность детей
• развивать самостоятельность учащихся (работа в тетради)
• развивать устную речь учащихся
• развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (диалог в парах)
• формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)
Воспитательные:
• формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
• воспитывать патриотизм
• прививать интерес к книге, к чтению
• раскрыть нравственный смысл произведения
• воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий воспитательную ценность: репродукция картины, г/з)
• воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся
• воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)
• воспитывать добросовестное отношение к учению
• прививать навыки умственного труда
2.docx
Урок литературного чтения в 3м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок" (УМК
"Начальная школа XXI века")
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛИ:
Обучающие:
учить школьников анализировать поэтическое произведение
учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз,
интонации
формировать представления об историческом прошлом
учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
учить рассуждать
обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
пробуждать интерес к истории своей Родины
развивать познавательную активность детей
развивать самостоятельность учащихся (работа в тетради)
развивать устную речь учащихся
развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (диалог в парах)
формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)
Воспитательные:
формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
воспитывать патриотизм
прививать интерес к книге, к чтению
раскрыть нравственный смысл произведения
воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий
воспитательную ценность: репродукция картины, г/з)
воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки учся
воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)
воспитывать добросовестное отношение к учению
прививать навыки умственного труда
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник Л.А.Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс
тетрадь по литературному чтению (с заготовленными заданиями на листочках по теме
урока)
портрет Н.А.Некрасова
репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"
г/з с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" – "Мужичок с ноготок"
На доске:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
выставка книг с произведениями Н.А.Некрасова
План урока.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Орг. момент.
Речевая разминка
Актуализация опорных знаний учащихся.
Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.
Работа с репродукциями картин.
Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"
Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Орг. момент.
Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас
окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.
2. Речевая разминка.
1) На доске записана скороговорка. Попробуйте проговорить её быстро, простукивая пальцами по
парте, будто играете на пианино. А затем туже скороговорку, но соединяя пальцы двух рук.(по 3
раза)
Астра,азбука,айва (слайд 2) Начинаются на «А»
И кончаются на «А»
Астра,азбука,айва.
2) Ищем пару: Плита. Лапка. Бокал. Шашки. Рыбак. Комар. Сосна. Карета. (слай 3)
Насос. Колба. Корма. Крабы. Лапти. Ракета. Шишка. Палка.
3) Замени пословицы русскими: Сердце ушло в ноги. ( слайд 4)
Как две горошины.
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня на
уроке. (По мере ответов детей, на доску вывешиваются полоски со словамиответами)
Что описывает в своём стихотворении А.А.Фет
"не колючий, светлосиний" (иней)
Назовите фамилию поэта, автора строк
"Мама! Глянька из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос…" (Фет)
Кто поёт, "глаза прищуря" в стихотворении А.А.Фета? (кот)
Как называется созвучие строк в стихотворении? (рифма)
Какое время года Ф.И.Тютчев называет "чародейкой"?(зима)
О какой "дивной поре" говорит Ф.И.Тютчев в своём стихотворении? (осень)
Как называется сочетание нескольких стихотворных строк, которые объединены рифмой и
интонацией? (строфа)
Где играет буря в стихотворении А.А.Фета? (на дворе)
(Приложение 1)
4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова (слайд 5)
А сейчас послушаем сообщения детей о Н.А.Некрасове.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена
Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.
Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их
воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо
привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме
в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она
мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца,
которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим
забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе
крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.
5. Работа с репродукцией картины. Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим
репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского
"Крестьянские дети" (слайд 6)
Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив
удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в
лес, купался с ними в речке.
6. Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"
Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая
крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших
классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним
из отрывков.
Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"
Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос:
"Кого встретил Н.А.Некрасов?"
Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)
Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?
Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)
Откройте учебники на с.151 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь
к чтению вслух.
Чтение вслух. Словарная работа.
Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Что значит "студёная пора"? (очень холодно)
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост"
На доске: сухие сучья, ветви, деревья
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
Взгляните на фотографию. (слайд 7)
УЗДА Часть конской сбруи надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!
Подумайте, что такое "полушубок"?
ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)
(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что у отцато большая семья?
"Семьято большая, да два человека
Всего мужиковто: отец мой да я…"
Так вон оно что! А как звать тебя?
"Власом",
А кой тебе годик? – "Шестой миновал…
Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…
Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.
Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)
Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…
Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от
одного ребёнка к другому.)
Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
В какое время года произошла встреча? (зимой)
Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и
маленький, но уже помогает взрослым.
Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)
Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
Семьято большая, да два человека
Всего мужиковто: отец мой да я.
Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в
семье.)
Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему
некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.
Кто может совершать эти действия?
Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…
Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует.
Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во
всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений. Физ/мин. Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли
лошадь за уздечку и шествуете важно. В какое время года происходят события в произведении?
(зимой) Представьте, что вы замёрзли. Как вы будете греться?
Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?
Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…
Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей,
которые замедлили шаг.)
Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.
Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и
ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)
Чтение, нахождение отрывков к иллюстрациям из книги "Мужичок с ноготок"
Нахождение предложений с восклицательным знаком.
Чтение предложений с нужной интонацией.
Вспомните, сегодня на уроке мы уже говорили, почему в конце некоторых предложений ставится
восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.
Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит
Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)
Чтение сначала в парах, затем – вслух.
Здорово, парнище!
Ступай себе мимо!
Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
А что у отца – то большая семья?
Семьято большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
Так вон оно что! А как звать тебя?
Власом
А кой тебе годик?
Шестой миновал.
Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.
Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)
Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")
Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?
Работа на листочках. Выполнение заданий к прочитанному произведению.
Взяли листочки, заранее приготовленные к нашему уроку и продолжим работу. (Приложение 2)
Чтение стихотворения вместе с учителем
Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.
с соблюдением пауз, логических ударений. Д/з Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с
соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.151 наизусть
7. Итог урока.
Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"?
(Влас маленький труженик.)
Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело
жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне
со взрослыми.)
Удалось ли ему это?
Заключительное слово учителя.
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева.
(слайд 8). На своих картинах его изобразили В.А. Серов (слайд 9) и Зиновьев (слайд 10). Интересно
представил образ мальчика О.Мартынюк при работе с деревом (слайд 11). Мужичок с ноготок есть
даже на ковре (слайд 12)
На следующем уроке мы познакомимся с другим отрывком из поэмы "Крестьянские дети".
На этом наш урок подошёл к концу.
Оцените свою работу на уроке. Устную и письменную, коллективную, самостоятельную и в парах.
Покажите своё настроение. (У каждого ученика есть цветок настроения: лепестки разного цвета
отражают настроение) Спасибо всем за урок.
Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.