Тема урока: С.А.Есенин «Лебёдушка».
Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С.Есенина «Лебёдушка».
Задачи:
Образовательные:продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина; учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору; учить составлять текст-синквейн,как способа характеристики персонажа.
Развивающие: развивать умение выделять главное сопоставлять факты, делать выводы; развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Средства обучения:
Отрывки из стихотворений к созданию проблемной ситуации в классе, мультимедийная презентация «Лебёдушка», компьютер, проектор.
Оборудование и раздаточный материал:
Маршрутные листы, учебник, мультимедийная презентация
Порозова Наталья Алексеевна
МАОУ "Керчевская средняя общеобразовательная школа"
2016 г.
место создания МАОУ "Керчевская средняя общеобразовательная школа"
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: С.А.Есенин «Лебёдушка».
Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через
содержание литературных образов стихотворения С.Есенина «Лебёдушка».
Задачи:
Образовательные:продолжить знакомство с произведениями великого
русского поэта С.Есенина; учить видеть художественные особенности
поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;
учить составлять текстсинквейн,как способа характеристики персонажа.
Развивающие: развивать умение выделять главное сопоставлять факты,
делать выводы; развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение,
используя прием словесного
восприятие окружающего мира.
рисования; развивать
эмоциональное
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения,
любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Средства обучения:
Отрывки из стихотворений к созданию проблемной ситуации в классе,
мультимедийная презентация «Лебёдушка», компьютер, проектор.
Оборудование и раздаточный материал:Маршрутные листы, учебник, мультимедийная презентация
Организационный
момент. Вхождение в
урок.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина
Викторовна. Сегодня я с вами проведу урок
литературного чтения.
Звучит музыка «Над окошком месяц»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Какие прекрасные строки! Не правдали, ребята!
На ваших столах лежат отрывки из произведений
этого автора. Прочитайте их… Дети на карточках
читают отрывки из стихотворений С.Есенина
Вступительная беседа
и актуализация
опорных знаний.
Кто готов прочитать эти строки выразительно …
Узнали автора стихотворений, отрывки которых
сейчас вы прочитали? С Есенин
Постановка темы и
цели урока
Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнут ь,
В секреты слова красоты проникнуть.
Как вы думаете с произведением какого автора мы
сегодня познакомимся?
А название этого произведения вы узнаете, отгадав
эту загадкуДлинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает. (Лебедь)
Произведение, которое будем читать, называется
«Лебедушка».
Что знаете об этих птицах?
Лебедь величавая и грациозная птица, издавна
почитаемая людьми символ чистоты,
благородства, верности. В старину девушку
называли лебедушка. В мире существует 7 видов
лебедей.
Как вы думаете, какая цель нашего урока?
Очень хорошо, а еще мы сегодня на уроке будем
создавать текстсинквейн, который поможет дать
характеристику главным героям произведения
Портрет С.Есенина
Ребята, а что вы знаете о жизни Сергея Есенина?
Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ
города Рязань в 1895году.Это было тихое, чистое,
утопающее в садах село. Раздольные красивые
луга. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Целые дни
проводил на природе. Любил поля, луга своего
родного села, радовался и белой березке, и душистой
черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки,
народные песни. А если у сказки был плохой конец,
он их переделывал на свой лад, чтобы все хорошо
закончилось. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
Свои стихи, когда вырос, С.Есенин писал, подражая
произведениям устного народного творчества.
Многие из его стихов стали любимыми песнями
русского народа. Как вы думаете, что объединяет эти
стихи?
( Поэт пишет о красоте родной природы)
Родина для него – это его деревня, это мир природы,
мир глубоких человеческих переживаний, чувств.
Я уверена, что вы любознательные мальчишки и
девчонки и очень много знаете, поэтому работа,
которую мы будем делать, не составит для вас
большого труда. А работать мы будем на уроке приПервичное чтение
стихотворения
учителем и
подготовленными
учащимися.
Обмен впечатлениями.
Анализ произведения
Составляем синквейн
Лексическое значение
слов
маршрутному листу, задание 1,
помощи маршрутных листов.
Обратимся к
прочитайте.
Возьмите карандаш, разделите слова на слоги.
Давайте прочитаем их, эти слова встретятся в тексте.
Будьте внимательны.
Сейчас, мы с вами познакомимся с произведением. В
тексте могут встретиться непонятные вам слова.
Отметьте эти слова
Чтение стихотворения(учитель,учащиеся).
( по ходу чтения учащиеся выписывают
непонятные слова – задание 2)
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Что чувствовали, когда слушали стихотворение?
Как выдумаете, к какому жанру устного народного
творчества можно отнести это стихотворение?
(народную песню или сказку).Почему?
Как поэт относится к лебедушке?
Что необычного в изображении лебедушки?
Как автору удается показать, что она была хорошей
матерью.
Подберите синонимы к слову дозорила.
(охраняла, оберегала, стерегла)
В этом стихотворении у Сергея Есенина образ
Родины слит с образом матери.Он большое
внимание уделяет образу матери – лебеди,
которая так геройски оберегала своих детей.
Проверка восприятия
прочитанного
стихотворения
Физминутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Вниз опустили и увидали –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
Мы с вами составили характеристику лебёдушки
способом синквейн. Синквейн (с французского 5
вдохновений, 5 удач) – это краткий текст из 5
строчек, написанных по особым правиламОбратитесь
Самостоятельная
работа в маршрутных
листах.
Поиск решения учебнойпроблемы
Синквейн
к маршрутному листу задание №3. Прочитайте
Давайте выполним его (работа в парах)
1 строка одно существительное (тема)
2строка два прилагательных, определяющих
признаки этого существительного, описывающих ваше
представление о нем.
3 строка три глагола, называющих действия,
которые производит существительное.
4 строкаФраза (предложение) из четырех слов,
передающее ваше отношение к существительному.
5 строка синоним к существительному или ваша
ассоциация к этому слову (12 слова)
Дети работают в маршрутных листах.
Прочитайте, что у вас получилось.
(Учитель слушает несколько работ учащихся)
Выражение решения
проблемы.
Проверка выполненной
работы
Этот синквейн помогает нам представить характер
героев этого стихотворения лебедушки и орла.
(Сравнительная характеристика)
Какие две противоположные силы представлены в
характеристике этих героев. (Добро и зло)
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия
«Солнышко»
Не хочется заканчивать урок на грустной ноте.
Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками,
что бы вы сделали, чтобы изменить концовку
произведения.
Учебник ст. 120125 перечитайте стихотворение,
разделите его на части, озаглавив каждую часть,
приготовить выразительное чтение отрывка.
Какая у нас была с вами цель урока?
Достигли мы цели?
Чему научились?
Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит,
вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир
милосердия и сострадания
Выразите свое настроение на «солнышке» (дети вы
ходят по одному к доске и прикрепляют лучики к
солнышку с хорошим настроением или с грустным).
Спасибо за урок.