Урок литературного чтения в 4 классе «Басни. Русские баснописцы»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы. Задачи урока Предметные: Понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции. Метапредметные Личностные УУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель урока, - проговаривать последовательность действий на уроке, - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: - пользоваться разными видами чтения - осуществлять анализ и синтез - строить рассуждения Коммуникативные УУД: - умение воспринимать текст на слух - умение отвечать на вопросы - вести диалог, умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения, умение организовать собственную деятельность.
Иконка файла материала 1 (27).docx
1 Урок литературного чтения в 4 классе  «Басни. Русские баснописцы» Цель урока: Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно  делать выводы. Задачи урока Предметные: Понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное  произведение формировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией;  формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции. Метапредметные Личностные УУД: ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и  самоконтроль результата. Регулятивные УУД: ­  определять и формулировать цель урока, ­  проговаривать последовательность действий на уроке, ­  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: ­ пользоваться разными видами чтения ­ осуществлять анализ и синтез ­ строить рассуждения Коммуникативные УУД: ­ умение воспринимать текст на слух ­ умение отвечать на вопросы ­ вести диалог, умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения,     умение организовать собственную деятельность. Тип урока ­ обобщение. Форма урока ­ урок­презентация. Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки,  рисунки учащихся, портреты баснописцев. Организационный момент I.  Прозвенел звонок Начинается урок. Нам надо многое понять,2 Чтоб читателями стать.  У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.  Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и  улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь  посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке. II.  Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний У. На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.) Мы закончили изучать этот раздел ,сегодня у нас обобщающий урок. Определим для себя цель ( Повторить  литературоведческие понятия,  вспомнить русских баснописцев и их басни) Слайд1 У. Что такое басня? Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых  персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое  произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость,  возмущение. У. Как возникли басни? Д.. Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, Слайд1 который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так  настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. У. Кого называют баснописцами? Д. Баснописцами называют создателей басен. У. Что осуждают и высмеивают баснописцы? Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство,  лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией. У. Что такое ирония? Слайд2 Д. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. У. В баснях используется аллегория. Что это такое? Слайд23 Д. Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость  иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость  и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья. У. Всякая басня содержит мораль. Что это такое? Слайд2 Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой формеIII. Работа по теме.  Обобщение. У. На предыдущих уроках вы познакомились с новыми произведениями русских  баснописцев, сейчас проверим, как хорошо знаете их басни. Слайд3 1.По фразе отгадайте басню, автора. ­ Все лето стрекоза в то только и жила, Что пела; А как зима пришла, Так хлеба ничего в запасе не имела. ( Ив.Ив. Хемницер «Стрекоза») У. Назовите мораль. Какие ещё басни этого автора знаете? Слайд4 ­ Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. (Л. Н. Толстого «Стрекоза и  муравьи») У. Чем отличаются басни Л. Н. Толстого? Слайд5 ­ Схватил её, перевернул, и верхняя ступенька Внизу уж очутилась.  (Ал. Еф. Измайлов «Лестница») У. Назовите мораль. Какие ещё басни этого автора знаете? Слайд6 ­ А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: говорит: «Откуда? – мы пахали!» (Ив. Ив.Дмитриев «Муха») У. Какие ещё басни этого автора знаете? 2. Работа в группах У.  Кто великий русский баснописец? Слайд74 ­ Сейчас мы попадём в  чудесную страну басен Крылова. Здесь мы побываем в роли  актеров, писателей, художников, исследователей. Прежде чем туда войти, вспомним правила работы в группах: ­Работай дружно, по плану. ­ Умей выслушать другого. ­Уважай мнение других. ­ Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения. Слайд8 У.  Ребята, я  буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням  И.А. Крылова. Заметьте, среди  иллюстраций есть и ваши работы. Каждая группа, глядя на иллюстрацию, говорит ­ название басни, ­ чему учит басня, ­ мораль этой басни. Осёл и соловей (пороки­глупость,  мораль­мастерство должны оценивать  специалисты, а не любой невежда с улицы) Квартет (пороки – глупость, бездарность, невежство, самоуверенность, мораль – если нет  таланта, то нечего браться за дело) Мартышка и очки  (пороки – невежство, глупость, мораль – сам не знает, а говорит) Физминутка У. Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над голо­ вой.   Если басня принадлежит друим русским баснописцам ­ присядьте. Условия  понятны? Будьте внимательны! 1. Кто виноват из них, кто прав, ­ судить не нам; Да только воз и ныне там.         (Крылов «Лебедь, Щука и Рак») 2. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.             (Крылов «Стрекоза и Муравей») 3. Послушайте меня, я не совру,­ Кукушка говорила птицам, Чижам, щеглятам и синицам…(Измайлов «Кукушка») 4.Друг друга братом всяк зовёт, А братский воз ко дну идёт…(Хемницер «Друзья») 5.     Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их,5 Что только брызги засверкали.        (Крылов «Мартышка и Очки») У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен  И.А.  Крылова сейчас прозвучали. ( «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и Очки») 3.Слайд9 Внимание «Чёрный ящик» 1. Здесь находится предмет, с которым «была плутовка такова»   басня «Ворона и Лисица        Слайд10 Внимание «Чёрный ящик» 1. В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала»  Очки басня «Мартышка и Очки» Слайд11 4. Творческая работа. Игра в театр.  Инсценирование басни Крылова «Стрекоза и  муравей» У.   Но прежде чем  послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили  внимание на  выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни. ­Кого напомнила стрекоза? ­ Муравей? ­ В чём смысл басни? ­ Назовите крылатую фразу? V. Контроль знаний У. Ребята, мы с вами повторили с какими баснями русских баснописцев познакомились, с  понятиями басня, мораль, аллегория. Проверим при помощи теста ваши знания. Тест 1. Басней называется: А) рассказ в стихах о каком­либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально  выделенная автором мораль;6 В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое­либо лицо,  реже группу лиц или общественное явление. 2. Вывод в басне называется: А) поучение;  Б) мораль;  В) наставление;   Г) рассуждение. 3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание;  Б) заклинание;   В) описание;   Г) повторение. 4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен;  Б) Эзоп;  В) Крылов;  Г) Ломоносов. Слайд12         Взаимопроверка( проверка по слайду)         1) б, 2) б, 3) а, 4) б. VII. Итог урока. Достигли цели. ­ Почему басни называют нравоучительными? Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам. ­ Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели? ­ Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей  жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по­ прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что­ то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь  людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с  глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с  трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни  легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка. Басня актуальна и сегодня.  В нашей библиотеке есть много книг , кого заинтересовали его басни можно  продолжить знакомство с ними самостоятельно.  Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.  Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова русских баснописцев,  которые помогут вам стать лучше. Рефлексия У. Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с урока.7 Слайд13

Посмотрите также