Цель урока:
Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы.
Задачи урока
Предметные:
Понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.
Метапредметные
Личностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель урока,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- пользоваться разными видами чтения
- осуществлять анализ и синтез
- строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
- умение воспринимать текст на слух
- умение отвечать на вопросы
- вести диалог, умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения, умение организовать собственную деятельность.
1
Урок литературного чтения в 4 классе «Басни. Русские баснописцы»
Цель урока:
Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно
делать выводы.
Задачи урока
Предметные:
Понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное
произведение формировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией;
формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.
Метапредметные
Личностные УУД:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и
самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель урока,
проговаривать последовательность действий на уроке,
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения
осуществлять анализ и синтез
строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать текст на слух
умение отвечать на вопросы
вести диалог, умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения,
умение организовать собственную деятельность.
Тип урока обобщение.
Форма урока урокпрезентация.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки,
рисунки учащихся, портреты баснописцев.
Организационный момент
I.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Нам надо многое понять,2
Чтоб читателями стать.
У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и
улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь
посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний
У. На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной
темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)
Мы закончили изучать этот раздел ,сегодня у нас обобщающий урок.
Определим для себя цель
( Повторить литературоведческие понятия, вспомнить русских баснописцев и их басни)
Слайд1
У. Что такое басня?
Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых
персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое
произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость,
возмущение.
У. Как возникли басни?
Д.. Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст
в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп,
Слайд1
который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так
настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.
У. Кого называют баснописцами?
Д. Баснописцами называют создателей басен.
У. Что осуждают и высмеивают баснописцы?
Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство,
лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.
У. Что такое ирония?
Слайд2
Д. Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
У. В баснях используется аллегория. Что это такое?
Слайд23
Д. Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость
иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость
и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.
У. Всякая басня содержит мораль. Что это такое?
Слайд2
Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой формеIII. Работа по теме.
Обобщение.
У. На предыдущих уроках вы познакомились с новыми произведениями русских
баснописцев, сейчас проверим, как хорошо знаете их басни.
Слайд3
1.По фразе отгадайте басню, автора.
Все лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела. ( Ив.Ив. Хемницер «Стрекоза»)
У. Назовите мораль.
Какие ещё басни этого автора знаете?
Слайд4
Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. (Л. Н. Толстого «Стрекоза и
муравьи»)
У. Чем отличаются басни Л. Н. Толстого?
Слайд5
Схватил её, перевернул, и верхняя ступенька
Внизу уж очутилась. (Ал. Еф. Измайлов «Лестница»)
У. Назовите мораль.
Какие ещё басни этого автора знаете?
Слайд6
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: говорит: «Откуда? – мы пахали!» (Ив. Ив.Дмитриев «Муха»)
У. Какие ещё басни этого автора знаете?
2. Работа в группах
У. Кто великий русский баснописец?
Слайд74
Сейчас мы попадём в чудесную страну басен Крылова. Здесь мы побываем в роли
актеров, писателей, художников, исследователей.
Прежде чем туда войти, вспомним правила работы в группах:
Работай дружно, по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
Слайд8 У. Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням
И.А. Крылова. Заметьте, среди иллюстраций есть и ваши работы.
Каждая группа, глядя на иллюстрацию, говорит
название басни,
чему учит басня,
мораль этой басни.
Осёл и соловей (порокиглупость, моральмастерство должны оценивать
специалисты, а не любой невежда с улицы)
Квартет (пороки – глупость, бездарность, невежство, самоуверенность, мораль – если нет
таланта, то нечего браться за дело)
Мартышка и очки (пороки – невежство, глупость, мораль – сам не знает, а говорит)
Физминутка
У. Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над голо
вой. Если басня принадлежит друим русским баснописцам присядьте. Условия
понятны? Будьте внимательны!
1. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам;
Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)
2. Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей»)
3. Послушайте меня, я не совру,
Кукушка говорила птицам,
Чижам, щеглятам и синицам…(Измайлов «Кукушка»)
4.Друг друга братом всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт…(Хемницер «Друзья»)
5. Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,5
Что только брызги засверкали. (Крылов «Мартышка и Очки»)
У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен И.А.
Крылова сейчас прозвучали.
( «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и Очки»)
3.Слайд9
Внимание «Чёрный ящик»
1. Здесь находится предмет, с которым
«была плутовка такова» басня «Ворона и Лисица Слайд10
Внимание «Чёрный ящик»
1. В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала»
Очки
басня «Мартышка и Очки»
Слайд11
4. Творческая работа. Игра в театр. Инсценирование басни Крылова «Стрекоза и
муравей»
У. Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на
выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении
ими басни.
Кого напомнила стрекоза?
Муравей?
В чём смысл басни?
Назовите крылатую фразу?
V. Контроль знаний
У. Ребята, мы с вами повторили с какими баснями русских баснописцев познакомились, с
понятиями басня, мораль, аллегория.
Проверим при помощи теста ваши знания.
Тест
1. Басней называется:
А) рассказ в стихах о какомлибо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально
выделенная автором мораль;6
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какоелибо лицо,
реже группу лиц или общественное явление.
2. Вывод в басне называется:
А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.
3. Определите название приёма, характерного для басни:
А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.
4. Кто известен как первый баснописец?
А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
Слайд12 Взаимопроверка( проверка по слайду) 1) б, 2) б, 3) а, 4) б.
VII. Итог урока.
Достигли цели.
Почему басни называют нравоучительными?
Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.
Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?
Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей
жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по
прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что
то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь
людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с
глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с
трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни
легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.
Басня актуальна и сегодня.
В нашей библиотеке есть много книг , кого заинтересовали его басни можно
продолжить знакомство с ними самостоятельно.
Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.
Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова русских баснописцев,
которые помогут вам стать лучше.
Рефлексия
У. Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с урока.7
Слайд13