Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"
Оценка 4.9

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
06.05.2017
Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"
Данный конспект урока по литературному чтению предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России" по теме "С. Есенин. Лебёдушка" . В конспекте представлен материал для подготовки учащихся по данной теме и помогает учащимся проникнуть в мир сострадания и милосердия через поэзию поэта.
С. Есенин Лебёдушка.docx
УМК «Школа России» Тема: С. Есенин «Лебёдушка» Урок литературного чтения в 4 классе Цель урока: -раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка». Задачи урока: обучающие: -продолжить знакомство с произведениями С.А. Есенина, работать над навыком выразительного чтения, учить видеть художественные особенности поэтического слова; развивающие: - развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя приём словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитательные: -воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, милосердия. Организационный момент. Постановка учебной задачи. Ход урока 1. -Посмотрите вокруг, улыбнитесь друг-другу. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. 2. -Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением в разделе «Поэтическая тетрадь», а кто его автор вы узнаете, отгадав кроссворд. -Я вам читаю строки из стихотворений, а вы должны добавить пропущенные слова 1. Черёмуха душистая С весною … (расцвела) (Черёмуха) 2. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт И вкрадчиво под кручею Ей … поёт (песенки) (Черёмуха) 3. Поёт зима аукает, Мохнатый … баюкает. (Лес) 4. Воробышки игривые Как детки сиротливые Прижались у … (окна) 5. Ночь. Вокруг тишина В природе всё спит Своим блеском луна Всё вокруг … (серебрит) 6. Белая берёза под моим … (окном) (Белая берёза) -Кто автор этих произведений? (Сергей Есенин). -Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина. Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его - Россия - Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя, - России стихотворная душа… Душа поэта - тонкая струна, Дотронешься - и зазвучит она! И мир Есенина нам предстоит постигнуть, В секреты слова красоты проникнуть. 3.Знакомство с биографией поэта. (Рассказывают учащиеся). - С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга (Слайд1). Родители Есенина были бедные крестьяне. У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. В 1904г. Сергея Есенина повели в Константиновскую земскую школу, где он учился пять лет. В 1909г. окончил Константиновскую земскую школу и родители определили Сергея в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики. (Слайд 7) В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни (Слайд 4). Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. Сергей Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. … А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. - Какие стихи Есенина вы знаете? («Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша») (Слайд). - О чем эти стихи? (Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека). -Основная тема творчества Есенина - тема Родины. Родина для него - это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. 4. Подготовка к восприятию стихотворения. - Прочитайте название стихотворения (Слайд 6). -Предположите, о ком будет идти речь? -Что интересного вы знаете о лебедях? - Лебедь - величавая и грациозная птица, символ чистоты, благородства, верности (Слайд 7). - В каком произведении встречались с этой птицей? (Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»). - Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, чему научиться? ( Научиться читать выразительно это стихотворение, узнать, зачем поэт написал это стихотворение). - Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (слайд ) В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи. 5. Прослушивание стихотворения в аудиозаписи. Обмен впечатлениями (Слайд ) - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? -Взволновало ли оно вас? -Что чувствовали? (чувство горести, страха и восхищения) - Кто главные герои стихотворения? - Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.) 6. Работа над языком стихотворения. -Есенин очень любил в своих стихах использовать приём олицетворения. -Что такое олицетворение? (наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ) - Прочитайте 1, 2, 3 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения. -зорюшка рассыпала, - сосны наряжали, - камыши шепталися, - перешёптывались лилии, - цветы улыбались. У: Вывод: Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. Посмотрите, как прекрасно раннее утро! - Прочитайте 4, 5-11 строфы. - Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь? - Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение словосочетаний: - гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением; - тихозвонные ручейки - спокойно протекающие; - росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро; - покрывала златотканые - в стихотворении это яркие солнечные лучи; - молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки; - трава шелковая - нежная; - цветы лазоревые - светло-синий тон; - волны пряные - издающие запах. - Где вы встречались с такими эпитетами? (В сказках). Вывод: Правильно. Есенинская поэзия очень близка к фольклору. - Прочитайте 12, 13, 14 строфы 7. Выборочное чтение. У: Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери – лебеди, которая внимательна к своим детям. -Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей. -Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что знаете об орлах? -Прочитайте отрывок, где поэт описывает внешность орла. - Прочитайте 22-27 строфы. -Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела? Как защищала детей? -Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический? Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей 8. Работа над цветописью и звукописью. У: - Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой. -Прочитайте отрывок, где встречается зеленый цвет- слияние человека и природы. (5, 8, 28) У: - Синий цвет – цвет родной Оки, неба, Родины. Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье. Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета. (1, 3) У: - С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный. Где встречается белый цвет? (Цвет лебеди белоснежный, чисто белый, близок к цвету снега). Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям. У: В поэзии Есенина несут определенный смысл звуки. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звук [р]. Это звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл. Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук [р]. 9. Работа над выразительностью чтения. У: Как диктор читала стихи? (Нараспев). Когда вы еще встречались с таким чтением? В каких жанрах, у кого из поэтов? (В былинах). А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Для этого надо подготовиться, потренировать свой голос. 10. Звуковая разминка. Скажи по-громче слово “гром”, Грохочет слово, словно гром. Скажи по-тише “шесть мышат”, И сразу мыши зашуршат. (1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – тихо) У: Вернемся к стихотворению. 1-11строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее и готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. 28 строфа читается спокойно, ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, общий для всего живого. 11. Слушание музыкальных отрывков - Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Французский композитор Шарль - Камиль Сен - Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой. Слушание отрывка из произведения Сен - Санса «Лебедь», отрывка из произведения П.И.Чайковского «Лебединое озеро» (Слайд 13). - Какие картины вы себе представили? К какому моменту стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.) - Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене. - Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята) 12. Игра “Если бы я был волшебником”. У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей? 13. Вывод по уроку. У: - В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы) - Что дал вам этот урок? (Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…) - -Если урок затронул вашу душу, научил быть добрее, значит, поэзия С.Есенина помогла вам проникнуть в мир милосердия и сострадания. 10. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок Слайд со словами: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"

Урок литературного чтения в 4 классе С. Есенин "Лебёдушка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017