Урок литературного чтения в 4-м классе. Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения. • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся Оборудование: • учебник "Литературное чтение" 4 кл., 2 ч., О.В.Кубасова • карточки с дифференцированными заданиями.
Иконка файла материала 1 (56).docx
Урок литературного чтения  в 4­м классе. Рассказ К.Паустовского  "Заячьи лапы"  (второй урок) Цели урока:   формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно­художественного смысла произведения.   учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить  заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику  персонажу, обогащать словарный запас учащихся  Оборудование:   учебник "Литературное чтение" 4 кл., 2 ч., О.В.Кубасова   карточки с дифференцированными заданиями.  Ход урока 1. Оргмомент. Прозвенел звонок,  Начинается урок!  Проверка готовности к уроку. ­ У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых  он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты»,  помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание,  голос и дикция. 2.  Дыхательная гимнастика. Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы  полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в  лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику.  Вдыхаем носом ­ выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация  надувания)  3. Речевая разминка. Кто много читает,  Тот много знает. Как вы понимаете эту пословицу. (Ведь книги нам  рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы  живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.) Для чего мы читаем? ­ Прочитайте пословицу про себя.  ­ Прочитайте пословицу тихо. ­ Прочитайте пословицу громко  ­ Прочитайте с восклицательной интонацией. ­ Прочитайте с вопросительной интонацией. ­ выделяя голосом 1­е, 2­е, 3­е слова. 4.Сообщение темы урока. ­ Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы). ­ Что вы знаете о К.Г.Паустовском. (Писал он о природе, о труде  людей, о человеческих чувствах. Главный герой у него – это  человек трудолюбивый, добрый, вежливый.) 5. Словарная работа ­ Так как произведение  было написано давно, в нем много  старинных слов, которые требуют объяснения.  Назовите слова,  значение которых для вас непонятно.  (Записанные на доске: Оголец – мальчишка, молодой парень.Онучи – портянки. Суховей ­ сухой горячий ветер. Пенсне – очки без душек, укреплённые на переносице. Кратер – углубление в вершине вулкана, похожее на воронку.  Шамкать – говорить невнятно. Коновал – знахарь, лечащий лошадей. Ураган  – ветер разрушительной силы. Посох – длинная трость, палка для опоры, при хотьбу.) Работа в парах ­ Но объяснить значение слов постарайтесь сами, опираясь на  подсказку. Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»  У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его  значением.  Оголец  Онучи Суховей Пенсне Кратер  Шамкать Коновал Ураган Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер Проверка. В тексте встречались ещё слова:  пациент ­ больной, который лечится у врача. (Больной, клиент)  ветеринар – специалист по лечению животных. (Коновал, врач,  ветврач, скотоврач, Айболит) ­ Подберите к ним синонимы. 6. Проверка домашнего задания. 1) ­ Что было задано на дом? а) выразительно читать рассказ;б) озаглавить части текста;  ­ Что значит озаглавить части текста? (прочитать часть рассказа и понять о чём говорится; выделить главное и записать заголовок в тетрадь) ­ Как вы озаглавили части текста? (Варианты заголовков высвечиваются на доске)   Ваня у ветеринара.   Карл Петрович вылечил зайца.   Лесной пожар  Что у нас получилось? (план) ­ Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом? ­ Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности?  (перенести пункт 3 на1) 2. Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)  Перед чтением ставится задание:  ­ передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом  картину пожара (стр. 35­36) В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох.  Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого,  связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло  гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало  кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в  ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не  мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью  тридцати километров в час. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже  слышен широкий гул и треск пламени.Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из­под ног у деда выскочил  заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они  у зайца обгорели.  Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что  звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он  бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так­то шибко!"  Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед ­ оба упали от  усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и  живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя. ­ Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод? (тревогу, сочувствие,  жалость) ­ Почему устали дед и заяц? (они быстро бежали, спасались) ­ Я смотрю, вы тоже устали, давайте отдохнём. 7. Физкультминутка. 8. Составление словесного портрета героев, их главные черты,  характеристика речи. ­ А что было дальше? (Ваня Малявин пришёл к ветеринару) ­ Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? (нет) Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах  (чтение 1 части стр. 29). Роли: автор, Ваня Малявин, ветеринар. К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс  завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто  моргал красными от слёз глазами.  ­ Ты что, одурел? ­ крикнул ветеринар. ­ Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!  ­ А вы не лайтесь, это заяц особенны, ­ хриплым шёпотом сказал Ваня. ­ Его дед  прислал, велел лечить. ­ От чего лечить­то?  ­ Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и  прикрикнул вслед: ­ Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком ­ деду будет закуска.Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной  курткой ­ Что вы чувствуете после прочитанного? (жалость, огорчение,  разочарование). Почему?  ­ Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой,  невоспитанный, жестокий, грубо кричит)  ­ Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)  ­ Какой ответ она дала? Прочитайте об этом. ­ Не умрёть, малый, ­ прошамкала Анисья. ­ Скажи дедушке своему,  ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к  Карлу Петровичу. ­ Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная,  душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает) ­ Какое решение принимает Ваня? (Идти к Карлу Петровичу) ­ Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои  чувства при чтении. (стр. 30) Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал  босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север  около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на  полянах.  Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими  волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел  на листья, уткнулся в них головой и затих.  ­ Ты чего, серый? ­ тихо спросил Ваня. ­ Ты бы поел.  Заяц молчал.  ­ Ты бы поел, ­ повторил Ваня, и голос его задрожал. ­ Может, пить хочешь?  Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.  Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес ­ надо было поскорее дать зайцу  напиться из озера.­ Каким вы представляете Ваню? (Ваня переживательный, выносливый,  упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь:  волнуясь шепчет) ­ А как чувствует себя заяц? (Ему плохо) ­ Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц  болен, ему плохо. (Молчал, стонал, закрыл глаза) ­ Как Ваня и дед нашли доктора? (поехали в город, спрашивали у прохожих,  зашли в аптеку) Кто им помог? (Аптекарь) ­ Прочитайте самостоятельно диалог аптекаря с дедом.  ­ Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый,  строгий, раздраженный, но добрый.  Говорит сердито.) ­ Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович) ­ Какой он? (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный,  строгий, добрый. Разговаривает строго.) ­ Как вы думаете, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий  пересказ 3 части) ­ Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете? (Дед Ларион  отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет) ­ Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.  ­ О чём же этот рассказ? О зайце ли он? Обобщить ответы детей.  О людской доброте и отзывчивости, о способности человека  откликаться на чужую боль. Больной заяц ­ в центре событий, а каждый  персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто­то сдаёт этот  экзамен, а кто­то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих.  Благодаря им зайца спасают!­ Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе?  (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить  впечатление от гуманного отношения человека к животным) ­ О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении?  (Животные ­ наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и  заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку. Домашнее задание. Подготовить пересказ от лица деда, Вани, доктора,  ветеринара, зайца. 8. Итог урока. ­ Чему учились на уроке? ­ Что нового и интересного узнали? Чтение ­ это лучшее учение в любом возрасте!  Урок окончен.  Оголец  Онучи Суховей Пенсне Кратер  Шамкать Коновал Ураган Оголец  Онучи Суховей Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)Пенсне Кратер  Шамкать Коновал Ураган Оголец  Онучи Суховей Пенсне Кратер  Шамкать Коновал Ураган Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер

Посмотрите также