Урок литературного чтения в з классе по программе "Школа России"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
07.11.2017
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Учащиеся на протяжении всего урока включены в разные виды деятельности:познавательную, игровую, речевую, творческую. Применены парная, групповая, фронтальная формы работы при работе над произведением. Рефлексия направлена на выявление чувств, которые возникли в процессе работы над содержанием произведения
Урок чтения в 3 классе.docx
Урок чтения в 3м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказбыль "Лев и собачка"
Цели урока: раскрыть идею произведения, авторскую точку зрения, развитие
умений выстраивать сюжетную линию произведения, взаимоотношений героев;
воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
Оборудование:
– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
шаблоны сердец на каждого ученика для рефлексии,
ободки на голову с изображением льва и собачки
карточки для составления кластера
Ход урока
Организационный момент (слайд 1)
Добрый день, ребята! Добрый день, гости! Пусть этот урок несёт нам радость общения,
наполнит наши сердца благородными чувствами. А какими – узнаем в конце урока.
Речевая разминка и мотивация (слайд 2)
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.
– Прочитайте стихотворение про себя. Определите, о чём или о ком оно? С какой
интонацией нужно читать это стихотворение? (Грустно, печально.) Почему?
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. (слайд 4) А ведь
собака – это друг человека, а бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали
и довели до озлобления и отчаяния. О том, как решается проблема бездомных животных в
нашей стране. Послушаем небольшое сообщение (сообщение ученика) (слайд 3)
В нашей стране проблема брошенных, бездомных животных решается за счёт
создания приютов для них. Сюда можно приходить, приносить обездоленным
животным корм и лекарства, дарить свою любовь и заботу, ухаживать за
полюбившимся обитателем приюта, если нет возможности взять его домой.
У кого из вас есть собаки? Как вы о них заботитесь?
Я надеюсь, что вы добрые и заботливые хозяева для своих питомцев
Отгадайте загадку:
С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)
Что вы о нем можете рассказать. (слайд 4)
Сообщение ученика: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой
желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес
более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него
необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними
животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке львы доживают до
50 лет.
Целеполагание.
О ком будем читать на уроке? Откройте учебники на с.160 по закладке и прочитайте
название произведения. К какому жанру оно относится, прочитайте, что написано в
скобках (быль) (слайд 5)
Как вы думаете, что такое «быль»? (ответы учеников). Свои предположения проверим,
обратившись к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
Кто написал произведение? В каком разделе оно помещено?
По названию произведения и по иллюстрации сделайте предположение. О чём будем
читать?
Знакомство с произведением
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком
городе Лондоне, столице Англии (показать на карте)
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту
историю писателю рассказал ктонибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту.
И услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ –
«Лев и собачка».
Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю, следите по учебнику, взяв в
руки простой карандаш. Во время слушания подчеркните в учебнике те слова, значение
которых нужно уточнить (ребята 1 ряда), а ребята, сидящие на 2 ряду, составят вопросы на
понимание прочитанного О чем эта быль?
Включается аудизапись были «Лев и собачка». (слайд 6)
Подтвердились ли наши предположения о том, о чём мы будем читать? О чём эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
(идёт проверка выполнения заданий учащимися) Какие чувства возникли у вас? Почему? (Печаль, грусть, тревога.)
Какой момент рассказа был самым напряжённым?
В тексте встретились слова, смысл которых вам может быть не понятен. Поработаем над
их лексическим значением.(слайд 78)
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется
зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
Работа по содержанию произведения
Чтобы удобнее было работать с содержанием текста, разделим его на 4 части.
Прочитайте про себя как они называются и разделите текст согласно плану (работа в
группах) (слайд 9)
1. Выставка
2. Встреча льва и собачки
3. Дружба
4. Горе, боль.
Работа с 1 частью произведения
Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Подтвердите свой ответ словами
текста. (1 абзац: За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками
или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось
поглядеть на зверей в зверинце).
Работа со 2 частью произведения
(Работа в паре:
Как собачка оказалась в клетке у льва? (человек подобрал собаку на улице, ради своей
забавы)
Какое слово использует автор? (ухватил)
Что значит «ухватил»? Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок
значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно
ухватил то, что подвернулось под руку.)
Что можно сказать о таком человеке?
Почему лев не съел собачку? (он заинтересовался ею)
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?
Как вела себя собачка при встрече со львом? Прочитайте и отметьте слова,
подтверждающие ее поведение. (задание выполняют учащиеся 1 ряда, сидящие на первом
варианте)
Как вёл себя лев по отношению к собачке? Прочитайте и отметьте слова, подтверждающие его
поведение) (задание выполняют учащиеся 1 ряда, сидящие на втором варианте) ( в это время ребята 2 ряда Творческая работа (работа в паре): Сейчас вы будете
работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог
бы состояться между ними при их знакомстве?
(Например,
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой
большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый)
Проверка самостоятельной работы
Как лев заботился о собачке? Подтвердите свой ответ словами текста.
Как автор относится к собачке? По каким словам текста мы это видим?
(Дети в парах выходят к доске, одевают на голову ободки с изображением животных и
разыгрывают диалоги, например,
Физминутка.
Работа с 3 частью произведения (ученики составляют вопросы для своих
товарищей)
Сколько лет прожили лев и собачка и вместе? (год)
Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?
(Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями.)
Какими словами описывает автор жизнь льва и собачки за этот год? (зачитывают)
О чём попросил барин хозяина зверинца? (отдать ему собачку)
Как повёл себя лев?
О чём это говорит? (не хотел расставаться с собачкой)
Работа с иллюстрацией:
Рассмотрите иллюстрацию.
Как выглядят животные?
(Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что
она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не
боится, лев её защитит).
Какой отрывок произведения можно подписать под этой иллюстрацией?
(Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку)
Как можно озаглавить иллюстрацию? ( Дружба животных. Нам вместе хорошо).
Работа с 4 частью произведения
Что же произошло с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев
перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (горе, безысходность, он не знает,
как вернуть своего друга)
С помощью каких слов автор передаёт эти чувства льва? Прочитайте отрывок «для себя»,
подумайте какую интонацию выберете при чтении.(Голосом показать ярость льва) (он
вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на
стену клетки и стал грызть засовы и пол) Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял,
что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не
может этого сделать).
Почему лев никого не подпускал к собачке? (может быть, хотел подольше остаться с
ней, как бы прощаясь, а может быть, надеялся, что собачка оживёт)
Как хозяин попытался изменить ситуацию? Найдите этот фрагмент в тексте и прочитайте.
(дал новую собачку)
Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своему другу)
Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан)
Обобщение.
Найдите отрывок в тексте, который подтверждает, что лев хищник
Чем заканчивается эта история? (Лев умирает, не может пережить смерть своего
друга).
Л.Н. Толстой в этом произведении как бы противопоставляет, сравнивает два мира: мир
людей где, к сожалению, есть место жестокости, злобе, и мир животных, где показана
дружба животных.
Назовите качества, которые присущи дружбе на примере этого произведения
(составляют кластер: дружба – забота, преданность, доверие ( дальше продолжают сами:
помощь, искренность, взаимовыручка, чуткость и т. д)
Чему учит это произведение? Какой вывод вы для себя сделали?
Составьте характеристику льва и собачки по данному произведению в форме 5 строк:
Синквейн.
(Ребята 1 варианта портрет льва, а ребята 2 варианта – собачки)
Работа с пословицами (слайд10)
– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Один за всех и все за одного.
3. Не мил белый свет, коли друга нет
4.
Сила сломит всё, а ум силу.
Домашнее задание (по выбору)
Придумать другую концовку этой истории, чтобы она была радостной
пересказать быль близко к тексту
нарисовать плакат, посвящённый защите животных
Рефлексия
Ребята, а где живут у нас чувства? (в сердце).У вас на партах лежат бумажные сердечки
розового и красного цвета. Те, кого эта быль не оставила равнодушным, поднимите розовые
сердечки, а те, кто остался равнодушен к описываемым событиям, поднимите красные
сердечки. Какое чувство поселилось в вашем сердце? Напишите на сердечке (жалость,
сострадание, любовь к животным, переживание и др). (ученики бумажные сердца прикрепляют на доску, на шаблон большого сердца)
Посмотрите, если в вашем сердце живут разные чувства, какое оно большое, благородное,
доброе. Так какое же это чуткое сердце? (то, которое испытывает различные чувства по
отношению к другим людям, животным)
Урок литературного чтения в з классе по программе "Школа России"
Урок литературного чтения в з классе по программе "Школа России"
Урок литературного чтения в з классе по программе "Школа России"
Урок литературного чтения в з классе по программе "Школа России"
Урок литературного чтения в з классе по программе "Школа России"
Урок литературного чтения в з классе по программе "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.