Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
08.06.2017
Цели урока: ознакомить с русской классической поэзией о зиме, учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову, прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Открытый урок чтения во 2 кл. Бойко Т.Ф...doc
Обобщение к разделу
«Люблю природу русскую. Зима».
Цели урока: ознакомить с русской классической поэзией о зиме, учить видеть
в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в
стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать
выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову, прививать
любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: выставка книг, аудиозапись «Детский альбом Чайковского.
Времена года», листки с кроссвордами.
1. Организационный момент и постановка цели урока.
Расшифруйте пословицы
(Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга)
О чём эти пословицы? (О зиме, явлениях природы зимой)
Сегодня мы повторим стихи русских поэтов, которые изучали в разделе «Люблю
природу русскую. Зима», почитаем другие стихи о зиме и посоревнуемся в
знаниях. Сформируем три команды: 1ряд – команда «Снеговик», 2 ряд –
команда «Мороз», 3 ряд – «Ёлочка». За правильные ответы и выполненные
задания все получают жетоны, а потом подведём итоги и выявим команду –
победителя.
2. Изучение темы.
Во вступительной статье к разделу «Люблю природу русскую. Зима» мы
прочитали разговор мальчиков о приходе зимы и о том, как поэты изображают её
в своих стихах. Вспомним, откроем учебник с.188. Вслух читают 2 ученика.
( Мне нравится зима. Я всегда жду её прихода с нетерпением. Даже летом я
часто вспоминаю зиму. Закрою глаза и представляю: снежинки падают такие
ажурные и сверкающие. Тихо. Папа принёс колючую ёлочку. Скоро Новый год.
Да ты как поэт. Так хорошо рассказал, что захотелось праздника, подарков.
Я просто вообразил зиму, а поэты пишут стихи, где строчки рифмуются.
Правильно. Но стихи – это не только созвучие строк. В них обязательно должны
быть ритм, мелодия. Когда их читаешь, то они звучат как музыка. Всё увиденное
поэт передаёт в своих произведениях так, что можно легко представить живые
картины. Чтобы быть поэтом, надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь
выражать в словах свои чувства. И этому ты уже немного научился.)
Белая вата Скатерть бела Летит кудато. Всё поле одела.
На землю ложится –
Тепла боится.
А эти загадки являются ли стихами? Почему? (Рифмуются строки: вата –
кудато, ложится – боится, бела одела)
3.Игровые задания на повторение материала
А). Задание командам: соедини фамилию автора и название произведения
С.Есенин «Светлопушистая снежинка белая…»
С.Михалков «Дело было в январе»
А.Барто «Чародейкою зимою…»
Ф.Тютчев «Зимним холодом пахнуло»
И.Бунин «Берёза»
К.Бальмонт «Новогодняя быль»
О первом снеге мы прочитали в стихах И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима.
(Чтение наизусть стихотворения Акима «Первый снег»)
– Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором радостное,
ликующее, торжествующее? Почему? (Все рады зиме).
С чем сравнивается выпавший снег в стихотворении? (с платком пуховым).
Какой он первый снег? (лёгкий, новый, имеет вкус и запах, прикорнул на
фонаре)
С. 191, посмотрите на последний куплет стих. «Снежинка», с чем сравнивается
снежинка? (со звездой кристальною). Какая она, дайте определения? (смелая,
чистая, белая)
(Стихотворение И.Бунина «Зимним холодом пахнуло» читает наизусть Ян Д.)
С чем сравнивается здесь выпавший снег? Какие небеса?
(Стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою» читает Ринат В.)
Какой здесь лес?
(С.Есенин «Берёза»наизусть) –Какая берёза? А заря?
Для чего используют поэты в своих стихах такие определения – эпитеты и
сравнения? (чтобы мы могли ярче представить зимние картины).
Какой ещё приём использует автор для яркого изображения зимы? (С.
(Олицетворение. Представляет природу в образе живого существа)
Б).Задание командам: вставь пропущенные эпитеты в строчки
стихотворений.
.«Белый снег ……в воздухе кружится
И на землю тихо падет, ложится» (пушистый, Т.Суриков)
«Светлопушистая снежинка белая,
Какая……, какая ……» (чистая, смелая, К.Бальмонт)
«А по двору метелица ковром ……стелется,
Но больно холодна» (шелковым, С.Есенин) «И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в ……..огне» (золотом, С.Есенин)
«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, ……., ……. жизнью он блестит» ( немою, чудной)
«Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов.
Легла ……… коврами
Среди полей, вокруг холмов» (волнистыми, А.С.Пушкин)
В). Соедини метафорысравнения с зимним явлением природы:
«пелена» лёд на реках
«белый пушок» снежинки
«волнистые ковры» сугробы
«дворцы изо льда» снег на солнце
«мосты ледяные» верхушки деревьев в снегу
«алмазы, жемчуг, серебро»
«белая косынка»
«модный паркет»
А сейчас послушаем ребят, которые выучили стихи и найдём в них
литературные приёмы – олицетворения, сравнения, определения, которые
помогают ярче представить картины зимы. (С.Есенин «Берёза», «Зима», «Мороз
– живописец», «В нашем городе зима». Чтение стихов наизусть; нахождение
олицетворений, эпитетов, сравнений, определение настроения в стихотворениях)
(Прослушивание аудиозаписи «Времена года» П.И.Чайковского)
Какими строчками вы озвучили бы эту музыку?
Какие явления природы зимой она изображает?
Зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты,
наблюдая картины природы, придумывали образные сравнения – эпитеты зимним
явлениям природы.
Зима приносит не только радость, праздник. Зима приносит с собою морозы да
вьюги. (Стих. «Поёт зима, аукает» С.Есенина) Тяжело приходится животным
зимой и мы должны им помогать. А как? (подкарм. птиц, вывеш. кормушки)
Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги.
В холодные вьюги, в голодные вьюги
Мы помнить и думать должны друг о друге! (Юрий Кушак)
Физкультминутка.
4. Кроссворд о главном зимнем празднике: 1. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (снежинки)
2. Что за художник на окна нанёс
Ветви, деревья и заросли роз? (мороз)
3. Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица (ветер)
4. Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим,
Уж такой у нас режим (лыжи)
5. На первую ступеньку
Встал парень молодой
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой
6. Белое покрывало всю землю одевало (снег)
7. О чём говорится в стихотворении Д. Хармса:
«Я шёл зимою вдоль болота
В галоше, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронёсся кто – то
На металлических крючках» (коньки)
8. Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял свой вес
И, наконец, совсем исчез (календарь)
Учитель: Читаем хором слово – ключ (Новый год).
Это любимый зимний праздник с подарками и новогодней ёлкой.
Традиция наряжать ёлку на Рождество и Новый год уходит в древние времена и
связана с культом зелени. В Греции и Риме дома с наступлением Нового года
украшали зелёными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье в
будущем году. Ветки яблонь, вишен и слив заранее ставили в воду, но они не
всегда распускались, и поэтому предпочтение было отдано вечнозелёным
растениям. Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё до
наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли
приют добрые и злые духи и, чтобы задобрить их, развешивали принесённые
дары. В Германии с 16 века стали развешивать звёзды и свечи. Позже появились
игрушки в виде шаров (как солнце), в Скандинавии снежинки, звёзды, фигурки
делали из соломы (чтобы способствовать урожаю).
Вот и мы нарядим ёлочку шарами, только повесят их те, кто расскажет нам
стихотворение о зиме и новогоднем празднике.
(Дети читают стихи, развешивают шары, 1ряд – синие, 2 ряд – красные, 3 ряд –
зелёные.) Ходят ёлки по одной, ходят парами,
Тротуаром, мостовой и бульварами.
Скоро, скоро Новый год! Вся с иголочки
К вам придёт и к нам придёт гостья – ёлочка!
Дело было в январе, стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки бродили злые волки.
Вот как – то раз ночной порой, когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год попасться в лапы волку?
Зайчата бросились вперёд и прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки, повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат висят на ёлке и молчат –
Обманули волка. Дело было в январе
Подумал волк, что на горе украшенная ёлка! (А.Л.Барто)
Е.Найдёнова «Зимний гость»
Мы весной его не встретим, он и летом не придёт,
Но зимою к нашим детям он приходит каждый год.
У него румянец яркий, борода как белый мех,
Интересные подарки приготовил он для всех.
С Новым годом поздравляя, ёлку пышную зажжёт.
Ребятишек забавляя, встанет с нами в хоровод.
Дружно мы его встречаем, мы большие с ним друзья,
Но поить горячим чаем гостя этого нельзя!
В.Донникова «На катке»
Блестят коньки, блестит каток, пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок, попробуй прокатиться!
Пускай тебя щипнёт мороз – смотри – не испугайся,
Пусть заморозит он до слёз – ему не поддавайся.
Не отступай, скользи вперёд, лети быстрее птицы!
Мороз сердитый отстаёт от тех, кто не боится!
Наступает Новый год.
Что он людям принесёт?
У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай желанье сбудется,
Чего б он ни хотел!
5. Подведение итогов
Стихи каких русских поэтов мы сегодня читали?
Какие стихи вам понравились больше всего? Почему?
Какие приёмы используют поэты, чтобы мы могли ярче представить зимние
картины? (Олицетворения, сравнения, эпитеты) Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи? (бодрое, задорное,
весёлое)
6.Дом. задание: сказка «Два мороза» с.198 – 202
7.Награждение победителей.
Мне хочется поблагодарить всех за хорошую работу и вручить небольшие
сувениры – новогодние шары с символом наступающего года.
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.