Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Оценка 4.6

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
08.06.2017
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Цели урока: ознакомить с русской классической поэзией о зиме, учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову, прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Открытый урок чтения во 2 кл. Бойко Т.Ф...doc
Обобщение к разделу  «Люблю природу русскую. Зима». Цели урока: ознакомить с русской классической поэзией о зиме, учить видеть  в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в  стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать  выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову, прививать  любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного. Оборудование: выставка книг, аудиозапись «Детский альбом Чайковского.  Времена года», листки с кроссвордами. 1. Организационный момент и постановка цели урока. ­ Расшифруйте пословицы  (Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга) ­О чём эти пословицы? (О зиме, явлениях природы зимой) ­Сегодня мы повторим стихи русских поэтов, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима», почитаем другие стихи о зиме и посоревнуемся в  знаниях. Сформируем три команды: 1ряд – команда «Снеговик», 2 ряд –  команда «Мороз», 3 ряд – «Ёлочка». За правильные ответы и выполненные  задания все получают жетоны, а потом подведём итоги и выявим команду –  победителя. 2. Изучение темы.  ­Во вступительной статье к разделу «Люблю природу русскую. Зима» мы  прочитали разговор мальчиков о приходе зимы и о том, как поэты изображают её  в своих стихах. Вспомним, откроем учебник с.188. Вслух читают 2 ученика.  ( Мне нравится зима. Я всегда жду её прихода с нетерпением. Даже летом я  часто вспоминаю зиму. Закрою глаза и представляю: снежинки падают такие  ажурные и сверкающие. Тихо. Папа принёс колючую ёлочку. Скоро Новый год. ­Да ты как поэт. Так хорошо рассказал, что захотелось праздника, подарков. ­Я просто вообразил зиму, а поэты пишут стихи, где строчки рифмуются. ­Правильно. Но стихи – это не только созвучие строк. В них обязательно должны  быть ритм, мелодия. Когда их читаешь, то они звучат как музыка. Всё увиденное  поэт передаёт в своих произведениях так, что можно легко представить живые  картины. Чтобы быть поэтом, надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь  выражать в словах свои чувства. И этому ты уже немного научился.) Белая вата                                                           Скатерть бела Летит куда­то.                                                    Всё поле одела. На землю ложится – Тепла боится. ­ А эти загадки являются ли стихами? Почему? (Рифмуются строки: вата –  куда­то, ложится – боится, бела ­ одела) 3.Игровые задания на повторение материала А). Задание командам: соедини фамилию автора и название произведения С.Есенин                                        «Светло­пушистая снежинка белая…» С.Михалков                                   «Дело было в январе» А.Барто                                           «Чародейкою зимою…» Ф.Тютчев                                       «Зимним холодом пахнуло» И.Бунин                                         «Берёза» К.Бальмонт                                   «Новогодняя быль» ­ О первом снеге мы прочитали в стихах И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима.  (Чтение наизусть стихотворения Акима «Первый снег») – Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором радостное,  ликующее, торжествующее? Почему? (Все рады зиме). ­С чем сравнивается выпавший снег в стихотворении? (с платком пуховым). ­Какой он первый снег? (лёгкий, новый, имеет вкус и запах, прикорнул на  фонаре) ­С. 191, посмотрите на последний куплет стих. «Снежинка», с чем сравнивается  снежинка? (со звездой кристальною). Какая она, дайте определения? (смелая,  чистая, белая) (Стихотворение И.Бунина «Зимним холодом пахнуло» читает наизусть Ян Д.) ­ С чем сравнивается здесь выпавший снег? Какие небеса? (Стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою» читает Ринат В.) ­Какой здесь лес? (С.Есенин «Берёза»наизусть) –Какая берёза? А заря? ­Для чего используют поэты в своих стихах такие определения – эпитеты и  сравнения? (чтобы мы могли ярче представить зимние картины). ­ Какой ещё приём использует автор для яркого изображения зимы? (С. (Олицетворение. Представляет природу в образе живого существа) Б).Задание командам: вставь пропущенные эпитеты в строчки  стихотворений. .«Белый снег ……в воздухе кружится И на землю тихо падет, ложится» (пушистый, Т.Суриков)           «Светло­пушистая снежинка белая,             Какая……, какая ……» (чистая, смелая, К.Бальмонт) «А по двору метелица ковром ……стелется, Но больно холодна» (шелковым, С.Есенин) «И стоит берёза в сонной тишине,              И горят снежинки в ……..огне» (золотом, С.Есенин) «Чародейкою Зимою  Околдован, лес стоит­ И под снежной бахромою, Неподвижною, ……., ……. жизнью он блестит» ( немою, чудной)                «Пришла, рассыпалась, клоками                  Повисла на суках дубов.                  Легла ……… коврами                   Среди полей, вокруг холмов» (волнистыми, А.С.Пушкин) В). Соедини метафоры­сравнения с зимним явлением природы: «пелена»                                             лёд на реках «белый пушок»                                  снежинки «волнистые ковры»                           сугробы «дворцы изо льда»                             снег на солнце «мосты ледяные»                               верхушки деревьев в снегу «алмазы, жемчуг, серебро» «белая косынка» «модный паркет» ­А сейчас послушаем ребят, которые выучили стихи и найдём в них  литературные приёмы – олицетворения, сравнения, определения, которые  помогают ярче представить картины зимы. (С.Есенин «Берёза», «Зима», «Мороз  – живописец», «В нашем городе зима». Чтение стихов наизусть; нахождение  олицетворений, эпитетов, сравнений, определение настроения в стихотворениях) (Прослушивание аудиозаписи «Времена года» П.И.Чайковского) ­Какими строчками вы озвучили бы эту музыку? ­Какие явления природы зимой она изображает? Зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты,  наблюдая картины природы, придумывали образные сравнения – эпитеты зимним явлениям природы. Зима приносит не только радость, праздник. Зима приносит с собою морозы да  вьюги. (Стих. «Поёт зима, аукает» С.Есенина) Тяжело приходится животным  зимой и мы должны им помогать. А как? (подкарм.  птиц, вывеш. кормушки)  Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги! Теперь не страшны вам холодные вьюги. В холодные вьюги, в голодные вьюги Мы помнить и думать должны друг о друге!         (Юрий Кушак) Физкультминутка. 4. Кроссворд о главном зимнем празднике: 1. Что за звёздочки сквозные     На пальто и на платке,     Все сквозные, вырезные,     А возьмёшь – вода в руке? (снежинки)                                         2. Что за художник на окна нанёс                                             Ветви, деревья и заросли роз? (мороз) 3. Гуляет в поле, да не конь,     Летает на воле, да не птица (ветер)                                            4. Мы проворные сестрицы,                                                Быстро бегать мастерицы.                                                В дождь лежим, в мороз бежим,                                                Уж такой у нас режим (лыжи) 5. На первую ступеньку      Встал парень молодой     К двенадцатой ступеньке     Пришёл старик седой                                                6. Белое покрывало всю землю одевало (снег) 7. О чём говорится в стихотворении Д. Хармса:    «Я шёл зимою вдоль болота      В галоше, в шляпе и в очках.      Вдруг по реке пронёсся кто – то      На металлических крючках» (коньки)                                              8. Под Новый год пришёл он в дом                                                 Таким румяным толстяком,                                                 Но с каждым днём терял свой вес                                                  И, наконец, совсем исчез (календарь) Учитель: Читаем хором слово – ключ (Новый год). Это любимый зимний праздник с подарками и новогодней ёлкой. Традиция наряжать ёлку на Рождество и Новый год уходит в древние времена и  связана с культом зелени. В Греции и Риме дома с наступлением Нового года  украшали зелёными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье в  будущем году. Ветки яблонь, вишен и слив заранее ставили в воду, но они не  всегда распускались, и поэтому предпочтение было отдано вечнозелёным  растениям. Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё до  наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли  приют добрые и злые духи и, чтобы задобрить их, развешивали принесённые  дары. В Германии с 16 века стали развешивать звёзды и свечи. Позже появились  игрушки в виде шаров (как солнце), в Скандинавии снежинки, звёзды, фигурки  делали из соломы (чтобы способствовать урожаю). Вот и мы нарядим ёлочку шарами, только повесят их те, кто расскажет нам  стихотворение о зиме и новогоднем празднике. (Дети читают стихи, развешивают шары, 1ряд – синие, 2 ряд – красные, 3 ряд –  зелёные.) Ходят ёлки по одной, ходят парами, Тротуаром, мостовой и бульварами. Скоро, скоро Новый год! Вся с иголочки К вам придёт и к нам придёт гостья – ёлочка!               Дело было в январе, стояла ёлка на горе,               А возле этой ёлки бродили злые волки.               Вот как – то раз ночной порой, когда в лесу так тихо,               Встречают волка под горой зайчата и зайчиха.               Кому охота в Новый год попасться в лапы волку?               Зайчата бросились вперёд и прыгнули на ёлку.               Они прижали ушки, повисли, как игрушки.               Десять маленьких зайчат висят на ёлке и молчат –                Обманули волка. Дело было в январе               Подумал волк, что на горе украшенная ёлка!               (А.Л.Барто) Е.Найдёнова «Зимний гость» Мы весной его не встретим, он и летом не придёт, Но зимою к нашим детям он приходит каждый год. У него румянец яркий, борода как белый мех, Интересные подарки приготовил он для всех. С Новым годом поздравляя, ёлку пышную зажжёт. Ребятишек забавляя, встанет с нами в хоровод. Дружно мы его встречаем, мы большие с ним друзья, Но поить горячим чаем гостя этого нельзя! В.Донникова «На катке» Блестят коньки, блестит каток, пушистый снег искрится. Надень коньки свои, дружок, попробуй прокатиться! Пускай тебя щипнёт мороз – смотри – не испугайся, Пусть заморозит он до слёз – ему не поддавайся. Не отступай, скользи вперёд,­ лети быстрее птицы! Мороз сердитый отстаёт от тех, кто не боится! Наступает Новый год. Что он людям принесёт? У каждого, кто трудится,  Кто честен, добр и смел, Пускай желанье сбудется, Чего б он ни хотел! 5. Подведение итогов ­Стихи каких русских поэтов мы сегодня читали? ­Какие стихи вам понравились больше всего? Почему? ­Какие приёмы используют поэты, чтобы мы могли ярче представить зимние  картины? (Олицетворения, сравнения, эпитеты) ­Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи? (бодрое, задорное,  весёлое) 6.Дом. задание: сказка «Два мороза» с.198 – 202 7.Награждение победителей. Мне хочется поблагодарить всех за хорошую работу и вручить небольшие  сувениры – новогодние шары с символом наступающего года.

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Люблю природу русскую. Зима"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017