урок литературы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала онегин.docx
Урок литературы  в 9 классе. Тема урока. История любви (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Цель урока:    проследить за возникновением любви Татьяны и Онегина, изменением чувств героев; учить ребят давать собственные оценки поступкам героев; проинсценировать главные сцены романа.  Оборудование. 1. Портрет А.С.Пушкина  (худ. Кипренский) 2. Иллюстрации к роману «Евгений Онегин»:                     а) Евгений Онегин;                     б) Татьяна на балконе (худ. Кипренский);                     в) Татьяна пишет письмо Онегину. Сцена в саду                                   (худ.    К.И. Рудаков)                                   г) Последнее объяснение Онегина и Татьяны                                                    (худ.  К.И.Рудаков). 1. Озвучивание (инсценирование) эпизодов:  Письмо Татьяны (3 глава)  Исповедь Онегина в саду (4 глава)  Письмо Онегина (8 глава)  Последнее свидание (8 глава). Ход урока. I. Вступительное слово учителя.   10 февраля стана отмечала торжественно­ скорбную дату – день смерти А.С Пушкина. Выстрел на Чёрной речке оборвал жизнь поэта. Но этот выстрел не смог и не сможет  заставить остановиться мир его пленительной поэзии, мир вереницы неповторимых судеб,  характеров, лиц на страницах его блистательных и философски мудрых книг. Урок памяти Пушкина мы посвящаем «самому задушевному»  произведению поэта – роману  «Евгений Онегин». Тема. История любви. «Евгений Онегин» ­ роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных  героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что 3­им, а пожалуй, и  самым главным является образ самого поэта, голос которого звучит почти в каждой строфе.Татьяна – сердце романа, Онегин – разум. Человек чувствует прежде всего сердцем («Чуяло моё сердце!»­ говорим мы порою). А только потом осмысливаем поступки, события,  анализируем их. Поэтому Татьяна (чувствует) делает всё ранее других. А разум отстаёт от  действительности, так как событие сначала должно совершиться, а потом осмысливается.  Поэтому Онегин всегда опаздывает: и к началу спектакля, и к дуэли, и на именины Татьяны,  и любовь его опоздавшая. Сердце и разум – динамический центр романа.  Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии. II. Беседа, инсценирование эпизодов. 1. Как знакомит Пушкин своего героя с Татьяной? ( Друг Татьяны поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным,  чтобы познакомить с избранницей своего сердца).       2. Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б я  был, как ты, поэт? (Прав. Татьяна поразлила его глубиной душевного мира, поэтичность, робостью,  замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.)      3.Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно? ( Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне (на чванливых, пустых людей типа Пустяковых, Буяновых,  Скотининых).       4.С кем делится Татьяна своей тайной? Почему? ( Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно  угасли).                         И вот она одна.                                          Всё тихо. Светит ей луна.                         Облокотясь, Татьяна пишет.  Инсценировка «Письмо Татьяны».                           5.Почему Татьяна решилась написать Онегину? Как вы относитесь к её поступку? ( Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать Онегину первой. Татьяна  верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел, если  соотнести его со временем. Татьяна – то жила в 19 веке). Отправив письмо Онегину, Татьяна мечется, ждёт скорее не  ответа,  а его самого. В её  порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца.       …но только повернула В аллею, ­ прямо перед ней, Блистая взорами, Евгений Стоит подобно грозной тени.Инсценировка «Исповедь Онегина».    6.Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны?   ( Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу. Он не понял Татьяны, он  считает, что встретил её слишком поздно. Объяснение с Онегиным носит трагический  характер и определяет дальнейшую судьбу Татьяны, оставаясь самым большим горем в  её жизни).   7.Пушкин считает, что «очень мило поступил с печальной Таней наш приятель».  Согласны ли вы с этим и почему? (Татьяна понимает непозволительность своей любви, но отказаться от неё не может).  8.Почему Онегин покидает деревню?  ( Он потрясён смертью Ленского, казнит себя, ведь это он ради мнения «глупцов готов  убить на поединке друга» Онегин бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным  раскаянием и тоской).   9.Что нового об Онегине узнаёт Татьяна, посещая его дом, кабинет, читая его книги? ( Поняла, что Онегин не таков, какого она вообразила раньше. Он эгоистичен, себялюбив, надменен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих ошибок  и недостатков, одинокий, нуждающийся в любви и опоре человек. Таков Онегин, каким  она узнала его здесь, ей не нравится, но разлюбить его она не в силах).   10. Что изменилось в судьбе Татьяны? ( Выходит замуж). Почему? Ведь она по­прежнему любит  Онегина?  ( «Меня слезами заклинаний молила мать»).   11.Изменился ли Онегин после странствий?   ( Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь, и он вовсе не умеет  её таить, к него «слова нейдут» в присутствии Татьяны. Он сохнет и «едва ль уж не  чахоткою страдает».  Инсценировка «Письмо Онегина»     12.Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?   ( Зрелому человеку труднее любить. Страшно купить своё счастье ценою несчастья  другого. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин  предчувствует, что его исповедь могут не понять).13. Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину? (Она не верит ему, не верит, что он изменился, потому что жизнь преподала ей суровый  урок). Инсценировка «Последняя встреча»   14. Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по­ прежнему любит его? ( Их разлучает то, что называется долгом. 15. Как заканчивается встреча героев? ( Трагически­ полным разрывом, «она ушла»­ ушла навсегда, не может человек строить своё  счастье на несчастье другого­ это закон жизни). ­ Пушкин проводит своих героев через испытание любовью. Онегин не выдержал этого  испытания. Перед нами раскрылась большая человеческая драма. Татьяна, умная, глубокая натура, навсегда осталась с мучительным чувством несчастной  любви. Онегин, благородный, умный, с недюжинными способностями человек, так и не нашёл себя. Мне кажется, что вы ещё не раз будете перечитывать страницы пушкинского романа и  открывать в творчестве поэта новые грани его таланта, по крайней мере, мне этого очень бы хотелось.   III. Подведение итого урока. Скрыть «Урок на тему: "История любви (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин") Просмотр содержимого документа » Урок литературы в 9 классе. Тема урока. История любви (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Цель урока:    проследить за возникновением любви Татьяны и Онегина, изменением чувств героев; учить ребят давать собственные оценки поступкам героев; проинсценировать главные сцены романа. Оборудование. 1. Портрет А.С.Пушкина (худ. Кипренский)2. Иллюстрации к роману «Евгений Онегин»: а) Евгений Онегин; б) Татьяна на балконе (худ. Кипренский); в) Татьяна пишет письмо Онегину. Сцена в саду (худ. К.И. Рудаков) г) Последнее объяснение Онегина и Татьяны (худ. К.И.Рудаков). 1. Озвучивание (инсценирование) эпизодов:  Письмо Татьяны (3 глава)  Исповедь Онегина в саду (4 глава)  Письмо Онегина (8 глава)  Последнее свидание (8 глава). Ход урока. I. Вступительное слово учителя. 10 февраля стана отмечала торжественно­ скорбную дату – день смерти А.С Пушкина. Выстрел на Чёрной речке оборвал жизнь поэта. Но этот выстрел не смог и не сможет  заставить остановиться мир его пленительной поэзии, мир вереницы неповторимых судеб,  характеров, лиц на страницах его блистательных и философски мудрых книг. Урок памяти Пушкина мы посвящаем «самому задушевному» произведению поэта – роману  «Евгений Онегин». Тема. История любви. «Евгений Онегин» ­ роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных  героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что 3­им, а пожалуй, и  самым главным является образ самого поэта, голос которого звучит почти в каждой строфе. Татьяна – сердце романа, Онегин – разум. Человек чувствует прежде всего сердцем («Чуяло моё сердце!»­ говорим мы порою). А только потом осмысливаем поступки, события,  анализируем их. Поэтому Татьяна (чувствует) делает всё ранее других. А разум отстаёт от  действительности, так как событие сначала должно совершиться, а потом осмысливается.  Поэтому Онегин всегда опаздывает: и к началу спектакля, и к дуэли, и на именины Татьяны,  и любовь его опоздавшая. Сердце и разум – динамический центр романа. Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии.II. Беседа, инсценирование эпизодов. 1. Как знакомит Пушкин своего героя с Татьяной? ( Друг Татьяны поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным, чтобы  познакомить с избранницей своего сердца). 1. Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б  я был, как ты, поэт? (Прав. Татьяна поразлила его глубиной душевного мира, поэтичность, робостью,  замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.) 1. Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно? ( Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые  окружали Татьяну в деревне (на чванливых, пустых людей типа Пустяковых, Буяновых,  Скотининых). 1. С кем делится Татьяна своей тайной? Почему? ( Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли). И вот она одна. Всё тихо. Светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет. Инсценировка «Письмо Татьяны». 1. почему Татьяна решилась написать Онегину? Как вы относитесь к её поступку? ( Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать Онегину первой. Татьяна  верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел, если  соотнести его со временем. Татьяна – то жила в 19 веке). Отправив письмо Онегину, Татьяна мечется, ждёт скорее не ответа, а его самого. В её  порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца. …но только повернула В аллею, ­ прямо перед ней, Блистая взорами, Евгений Стоит подобно грозной тени.Инсценировка «Исповедь Онегина».

Посмотрите также