Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок занимает особое место в курсе литературы 11 класса, потому что изучение творчества А.Платонова -процесс сложный.Урок-мастерская поможет ученикам разобраться в философском мире писателя, поразмышлять над поступками героев произведений Платонова,обратить внимание на стиль писателя, познакомиться с рецензией на рассказ "Возвращение".
Иконка файла материала Философский мир А.docx
Философский мир А.Платонова. (2 урока)                                         Урок литературы в 11 классе Цели: постараться понять   философский мир А.Платонова; выделить философские проблемы в его произведениях; учить мыслить, рассуждать, думать. Класс заранее делится по группам. После заданного вопроса идёт обсуждение, а затем один человек из каждой группы отвечает. Наиболее удачные ответы записываются в тетрадь, идёт накопление  материала для домашней письменной работы по теме урока : «Философский мир А.Платонова».  Вопросы учителя : 1.Что такое философия? ( Одна из форм общественного сознания – наука о наиболее общих  законах развития общества, природы и мышления) 2. Как вы понимаете, что такое философский мир писателя, какие философские проблемы  раскрывают  писатели в своих произведениях? (Назначение человека в мире, что движет людьми,  связь поколений, настоящее, прошедшее и будущее;) 3.Вы читали рассказы А.Платонова. Каков его философский мир? (Христианские проблемы,  сострадание, добро и зло, судьба как назначение человеческой жизни, связь человека с природой). На сегодняшнем уроке философский мир А.Платонова должен быть пополнен новым темами. Демонстрируются портреты Платонова: молодой, полон жизни, энергии,  в зрелые годы – трагическая жизнь отразилась во внешности. Задание: выбрать из предложенных отрывков те, которые принадлежат перу писателя, т обосновать  свою точку зрения.( отрывков 5 – 1,2,3,5,7) 1.От родины сразу понесло дымным запахом хлеба и нежной вонью остывающих трав. 2.В горах и далёких окрестностях изредка кто­то стрелял, уничтожая неизвестную жизнь. 3.Стояла ночь и огромная тьма, и в горах шуршали ветер и вода. 4. Через несколько дней почти все арестованные воротились домой. Командующий фронтом  отправил их домой, заявив : « На что мне эта рухлядь?» 5.Пахло углём, жжёной нефтью и тем запахом таинственного и тревожного пространства,  какой всегда бывает на вокзалах. 6.Чаще, крепче и злей заговорили орудия. Станица нервно торопилась бегущие перебежками цепи.  Мельницы взвыли и вдруг разорвались, как лаем, сухим треском: были спущены все пулемёты враз. 7.Из­за снегоочистителя выглянула милая усталая морда лошади, и через две минуты к  паровозу подъехал казачий отряд человек в пятнадцать. Учитель читает правильные варианты.­Положите перед собой листочки с правильными ответами. Определите, что общего во всех  отрывках. Какие философские проблемы поднимает в них Платонов. Какие вечные ценности  утверждает.( Родина, жизнь и смерть. Любовь к людям, ценность человеческой жизни). Задание. Раздаются листочки с концом рассказа «Возвращение» Платонова. Прочитайте  рассказ и, исходя из философских позиций писателя, скажите, что же было в начале  произведения? (Иванов собрался было уйти из тамбура в вагон, чтобы лечь спать, не желая  смотреть в последний раз на дом, где он жил и где остались его дети: не надо себя мучить  напрасно. Он выглянул вперед ­ далеко ли осталось до переезда, и тут же увидел его.  Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на  этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, упавшие с возов, ивовые прутья и  конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю;  редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно  в деревню. Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога; лишь из города, из  улицы, в которую входила дорога, бежали вдалеке какие­то двое ребят; один был  побольше, а другой поменьше, и больший, взяв за руку меньшего, быстро увлекал его за  собою, а меньший, как ни торопился, как ни хлопотал усердно ножками, не поспевал за  большим. Тогда тот, что был побольше, волочил его за собою. У последнего дома города  они остановились и поглядели в сторону вокзала, решая, должно быть, идти им туда или не  надо. Потом они посмотрели на пассажирский поезд, проходивший через переезд, и  побежали по дороге прямо к поезду, словно захотев вдруг догнать его. Вагон, в котором стоял Иванов, миновал переезд. Иванов поднял мешок с пола, чтобы  пройти в вагон и лечь спать на полку, где не будут мешать другие пассажиры. Но успели  или нет добежать те двое детей хоть до последнего вагона поезда? Иванов высунулся из  тамбура и посмотрел назад. Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они сразу оба упали,  поднялись и опять побежали вперед. Больший из них поднял одну свободную руку и,  обратив лицо по ходу поезда в сторону Иванова, махал рукою к себе, как будто призывая  кого­то, чтобы тот возвратился к нему. И тут же они снова упали на землю. Иванов  разглядел, что у большего одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, ­ от этого он  и падал так часто. Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и  сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и  томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на  свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал  прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через  преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее  обнажившимся сердцем. Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал  теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда  вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой, к матери, а он смотрел на них  невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей. Сейчас Петрушка и Настя бежали далеко позади поезда по песчаной дорожке возле  рельсов; Петрушка по­прежнему держал за руку маленькую Настю и волочил ее за собою,  когда она не поспевала бежать ногами.Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень  вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети). Учитель рассказывает , как начинается произведение у Платонова. ­На чём держится мир Платонова? Какая философская мысль лежит в основе рассказа? (Умение прощать, если сам греховен) ­Мир Платонова в рассказе «Возвращение» держится на милосердии и прощении. Это  христианские заповеди) Задание: учитель читает рецензию Е Книпович на рассказ. Ваше мнение по поводу статьи?  Согласны с мнением автора или нет? Обоснуйте свою точку зрения. Е. Книпович: "Религиозный, христианский гуманизм Платонова для меня лично не  приемлем, но ведь в его творчестве это не новость. И если его рассказы с той сущностью  печатаются много лет, то нет никаких оснований не выпускать эту книгу..." (19 апреля  1946 г. (РГАЛИ, ф. 1234, оп. 10, ед. хр. 200)) "...Неужели страшный, пустой и враждебный  мир рассказа — это советская страна в дни войны? Неужели Иванов, который “грелся где  мог”, а узнав об обиде, нанесенной ему женой, слезливо, по­бабьи, втянув в свои  переживания одиннадцатилетнего сына, — это тот “великий маленький человек”, который  водрузил знамя победы над Берлином? Благополучный финал рассказа запечатлен еще  горшей ложью и фальшью. <...> типичный конец буржуазной мелодрамы. <... > Рассказ А.  Платонова дурен, аморален по самой своей сущности. <...> [Платонов] борется за право  мелкого человека жалеть и морально обелять своей жалостью все грязное и больное. <... >  редакция “Нового мира” оказала дурную услугу советскому обществу, советскому  читателю, напечатав рассказ А. Платонова..." (Е. Книпович, журнал «Новый мир», № 10— 11, 1946 // Звезда. 1947. № 2. С. 173) Источник: http://www.literaturus.ru/2018/05/kritika­vozvrashhenie­platonov­otzyvy­ sovremennikov.html Учитель. Вот один из примеров травли писателя. Учитель читает начало рассказа «Семён».Исходя из философских представлений  Платонова закончите рассказ. (Учитель рассказывает, как писатель закончил произведение) ­ Философию какого человека показывает Платонов? ­ На кого похож Семён в этом рассказе? (На самого автора) ­ Изменился ли в вашем представлении философский мир Платонова? Домашнее задание. Письменная работа по теме : «Философский мир А.Платонова». Можно в конце урока показать картину Николая Ромадина , на которой изображён Платонов.Писатель сидит за дощатым столом, на котором видны трещины. На столе – керосиновая лампа, жестяная кружка с водой, керосиновая лампа, кусок хлеба, солонка с солью, крестьянская холщёвая торба. За спиной -на фоне стены- живой петух и невод с двумя рыбами.Все эти предметы не случайно изображены на картине. Соль–жизнь (соль Земли) Вода и хлеб –жизнь Лампа- огонь Торба- дорога, пространство Петух – символ времени Дощатый стол – символ крестьянского быта, Родины Раба – апостольский знак- И Христос накормил людей 5 хлебами и 2 рыбами) Для эмоционального настроя можно в конце урока прочитать рассказ «Разноцветная бабочка».

Посмотрите также