Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"
Оценка 4.8

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
13.09.2019
Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"
Данный урок занимает особое место в курсе литературы 11 класса, потому что изучение творчества А.Платонова -процесс сложный.Урок-мастерская поможет ученикам разобраться в философском мире писателя, поразмышлять над поступками героев произведений Платонова,обратить внимание на стиль писателя, познакомиться с рецензией на рассказ "Возвращение".
Философский мир А.docx
Философский мир А.Платонова. (2 урока)                                         Урок литературы в 11 классе Цели: постараться понять   философский мир А.Платонова; выделить философские проблемы в его произведениях; учить мыслить, рассуждать, думать. Класс заранее делится по группам. После заданного вопроса идёт обсуждение, а затем один человек из каждой группы отвечает. Наиболее удачные ответы записываются в тетрадь, идёт накопление  материала для домашней письменной работы по теме урока : «Философский мир А.Платонова».  Вопросы учителя : 1.Что такое философия? ( Одна из форм общественного сознания – наука о наиболее общих  законах развития общества, природы и мышления) 2. Как вы понимаете, что такое философский мир писателя, какие философские проблемы  раскрывают  писатели в своих произведениях? (Назначение человека в мире, что движет людьми,  связь поколений, настоящее, прошедшее и будущее;) 3.Вы читали рассказы А.Платонова. Каков его философский мир? (Христианские проблемы,  сострадание, добро и зло, судьба как назначение человеческой жизни, связь человека с природой). На сегодняшнем уроке философский мир А.Платонова должен быть пополнен новым темами. Демонстрируются портреты Платонова: молодой, полон жизни, энергии,  в зрелые годы – трагическая жизнь отразилась во внешности. Задание: выбрать из предложенных отрывков те, которые принадлежат перу писателя, т обосновать  свою точку зрения.( отрывков 5 – 1,2,3,5,7) 1.От родины сразу понесло дымным запахом хлеба и нежной вонью остывающих трав. 2.В горах и далёких окрестностях изредка кто­то стрелял, уничтожая неизвестную жизнь. 3.Стояла ночь и огромная тьма, и в горах шуршали ветер и вода. 4. Через несколько дней почти все арестованные воротились домой. Командующий фронтом  отправил их домой, заявив : « На что мне эта рухлядь?» 5.Пахло углём, жжёной нефтью и тем запахом таинственного и тревожного пространства,  какой всегда бывает на вокзалах. 6.Чаще, крепче и злей заговорили орудия. Станица нервно торопилась бегущие перебежками цепи.  Мельницы взвыли и вдруг разорвались, как лаем, сухим треском: были спущены все пулемёты враз. 7.Из­за снегоочистителя выглянула милая усталая морда лошади, и через две минуты к  паровозу подъехал казачий отряд человек в пятнадцать. Учитель читает правильные варианты. ­Положите перед собой листочки с правильными ответами. Определите, что общего во всех  отрывках. Какие философские проблемы поднимает в них Платонов. Какие вечные ценности  утверждает.( Родина, жизнь и смерть. Любовь к людям, ценность человеческой жизни). Задание. Раздаются листочки с концом рассказа «Возвращение» Платонова. Прочитайте  рассказ и, исходя из философских позиций писателя, скажите, что же было в начале  произведения? (Иванов собрался было уйти из тамбура в вагон, чтобы лечь спать, не желая  смотреть в последний раз на дом, где он жил и где остались его дети: не надо себя мучить  напрасно. Он выглянул вперед ­ далеко ли осталось до переезда, и тут же увидел его.  Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на  этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, упавшие с возов, ивовые прутья и  конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю;  редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно  в деревню. Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога; лишь из города, из  улицы, в которую входила дорога, бежали вдалеке какие­то двое ребят; один был  побольше, а другой поменьше, и больший, взяв за руку меньшего, быстро увлекал его за  собою, а меньший, как ни торопился, как ни хлопотал усердно ножками, не поспевал за  большим. Тогда тот, что был побольше, волочил его за собою. У последнего дома города  они остановились и поглядели в сторону вокзала, решая, должно быть, идти им туда или не  надо. Потом они посмотрели на пассажирский поезд, проходивший через переезд, и  побежали по дороге прямо к поезду, словно захотев вдруг догнать его. Вагон, в котором стоял Иванов, миновал переезд. Иванов поднял мешок с пола, чтобы  пройти в вагон и лечь спать на полку, где не будут мешать другие пассажиры. Но успели  или нет добежать те двое детей хоть до последнего вагона поезда? Иванов высунулся из  тамбура и посмотрел назад. Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они сразу оба упали,  поднялись и опять побежали вперед. Больший из них поднял одну свободную руку и,  обратив лицо по ходу поезда в сторону Иванова, махал рукою к себе, как будто призывая  кого­то, чтобы тот возвратился к нему. И тут же они снова упали на землю. Иванов  разглядел, что у большего одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, ­ от этого он  и падал так часто. Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и  сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и  томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на  свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал  прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через  преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее  обнажившимся сердцем. Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал  теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда  вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой, к матери, а он смотрел на них  невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей. Сейчас Петрушка и Настя бежали далеко позади поезда по песчаной дорожке возле  рельсов; Петрушка по­прежнему держал за руку маленькую Настю и волочил ее за собою,  когда она не поспевала бежать ногами. Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень  вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети). Учитель рассказывает , как начинается произведение у Платонова. ­На чём держится мир Платонова? Какая философская мысль лежит в основе рассказа? (Умение прощать, если сам греховен) ­Мир Платонова в рассказе «Возвращение» держится на милосердии и прощении. Это  христианские заповеди) Задание: учитель читает рецензию Е Книпович на рассказ. Ваше мнение по поводу статьи?  Согласны с мнением автора или нет? Обоснуйте свою точку зрения. Е. Книпович: "Религиозный, христианский гуманизм Платонова для меня лично не  приемлем, но ведь в его творчестве это не новость. И если его рассказы с той сущностью  печатаются много лет, то нет никаких оснований не выпускать эту книгу..." (19 апреля  1946 г. (РГАЛИ, ф. 1234, оп. 10, ед. хр. 200)) "...Неужели страшный, пустой и враждебный  мир рассказа — это советская страна в дни войны? Неужели Иванов, который “грелся где  мог”, а узнав об обиде, нанесенной ему женой, слезливо, по­бабьи, втянув в свои  переживания одиннадцатилетнего сына, — это тот “великий маленький человек”, который  водрузил знамя победы над Берлином? Благополучный финал рассказа запечатлен еще  горшей ложью и фальшью. <...> типичный конец буржуазной мелодрамы. <... > Рассказ А.  Платонова дурен, аморален по самой своей сущности. <...> [Платонов] борется за право  мелкого человека жалеть и морально обелять своей жалостью все грязное и больное. <... >  редакция “Нового мира” оказала дурную услугу советскому обществу, советскому  читателю, напечатав рассказ А. Платонова..." (Е. Книпович, журнал «Новый мир», № 10— 11, 1946 // Звезда. 1947. № 2. С. 173) Источник: http://www.literaturus.ru/2018/05/kritika­vozvrashhenie­platonov­otzyvy­ sovremennikov.html Учитель. Вот один из примеров травли писателя. Учитель читает начало рассказа «Семён».Исходя из философских представлений  Платонова закончите рассказ. (Учитель рассказывает, как писатель закончил произведение) ­ Философию какого человека показывает Платонов? ­ На кого похож Семён в этом рассказе? (На самого автора) ­ Изменился ли в вашем представлении философский мир Платонова? Домашнее задание. Письменная работа по теме : «Философский мир А.Платонова». Можно в конце урока показать картину Николая Ромадина , на которой изображён Платонов.Писатель сидит за дощатым столом, на котором видны трещины. На столе – керосиновая лампа, жестяная кружка с водой, керосиновая лампа, кусок хлеба, солонка с солью, крестьянская холщёвая торба. За спиной -на фоне стены- живой петух и невод с двумя рыбами. Все эти предметы не случайно изображены на картине. Соль–жизнь (соль Земли) Вода и хлеб –жизнь Лампа- огонь Торба- дорога, пространство Петух – символ времени Дощатый стол – символ крестьянского быта, Родины Раба – апостольский знак- И Христос накормил людей 5 хлебами и 2 рыбами) Для эмоционального настроя можно в конце урока прочитать рассказ «Разноцветная бабочка».

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"

Урок литературы 11 класс на тему "Философский мир А.Платонова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2019