Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"
Оценка 4.8

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
23.01.2018
Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"
В данной разработке представлен сравнительный анализ языковых особенностей притчей Леонардо да Винчи и И.А. Крылова. Материал позволяет проследить развитие жанра басни от античности до эпохи классицизма,он может быть использован как целиком, так и фрагментарно;как во время проведения урока,так и на факультативных занятиях по литературе.урок внеклассного чтения
Притчи Леонардо.doc
Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с  баснями И. А. Крылова Кажется, мы сегодня вполне осознали, что при изучении русской литературы необ­ ходимо устанавливать её связи с другими литературами мира. Очень важно проследить общность их тематики, сюжетов, образов, выявлять при этом национальное своеобразие каждой из литератур. Лучше всего воспользоваться жанровым сопоставлением, ибо сходства и различия в рамках жанра позволяют глубже понять изучаемые произведения. Вот как можно провести урок внеклассного чтения, посвященный изучению притч, созданных «великим  флорентийцем» Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали ле­ гендой   еще  при  его   жизни.   Прошедшие  века   ее  не  развеяли,  более  того,  подтвердили жизненность многих идей и находок этого титана Возрождения. Такой урок целесообразнее всего проводить после изучения творчества И.А. Кры­ лова,   чтобы   чтобы   закрепить   новые   знания,   дополнить   их,   переломить   сквозь   призму личности Леонардо да Винчи. Конечно, учителю следует использовать репродукции его картин («Мона Лиза» и «Тайная вечеря»), рисунков (особенно рисунков ­ автопортретов). Имеет смысл попросить ребят проиллюстрировать притчи Леонардо, с которыми они зна­ комятся. Важно, чтобы цикл восприятие ­ осмысление ­ воссоздание был непрерывным. В самом начале урока (до объявления темы) можно вспомнить, в чем заключается специ­ фика жанра басни. Вопросы для беседы:  Что такое басня? Что такое мораль басни? С каким аллегорическими образами вы сталкивались при изучении басен И.А. Крылова? Как вы понимаете их значение? После этого следует переход к изучаемой теме. Учитель показывает классу репро­ дукцию «Моны Лизы» и спрашивает, знают ли ученики название каротины и имя ее автора. В зависимости от ответов строится рассказ о Леонардо да Винчи. Обращая внимания на рисунок ­ автопортрет Леонардо, учитель говорит: «Посмотрите, как благородно лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Лео­ нардо да Винчи, о котором один из современников писал: «Его физическая красота пре­ восходила всякую похвалу, во всех го жестах была более чем бесконечная грация, он об­ ладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувст­ ва отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи...» Родившийся 15 апреля 1452 года в тосканском го­ родке Винчи и ушедший из жизни ярким весенним днем 2 мая 1515 года, человек этот, место захоронения которого неизвестно, оставил по себе память как об одной из наиболее крупных личностей в истории человечества. Сын своего времени, он сумел прорваться в Вечность, раздвинуть границы возможностей человека, доказать несокрушимое величие человеческого духа. Позднее таких людей станут называть энциклопедистами. Так получилось, что история развития едва ли не всех наук, известных Леонардо и его современникам, связана с его именем. Его находки, открытия, случалось, опережали на века свое время. Математика и механика, физика и астрономия, химия и геология, гео­ графия и ботаника, анатомия и физиология, архитектура, живопись, рисунок ­ здесь на­ званы лишь те области науки и искусства, в которых Леонардо совершил едва ли не рево­ люцию. Можно упомянуть, что человек этот был великолепным фехтовальщиком и на­ ездником, превосходно играл на лютне и был душой всякого общества. Рукописное на­ следие Леонардо насчитывает свыше семи тысяч листов, «когда начали разбирать его ру­ кописи и бесчисленные рисунки... в них обнаружили все механические открытия XX ве­ ка».   Леонардо  почти   создал   подводную  лодку,  он  оставил  чертежи   изобретенного  им воздухоплавательного аппарата. О впечатлении, которое производил этот человек на ок­ ружающих. Об их отношении к нему, свидетельствует такое высказывание: «Стоило ему появиться на улице в сопровождении  неизменной свиты  учеников и поклонников,  как люди высыпали из домов, чтобы поближе разглядеть великого человека. Он был пред­ метом такого поколения, что многие подражали покрою его платья, походке, манере го­ ворить... Стоило ему заговорить, как все рядом умолкали, прислушиваясь к его чарующе­ му голову. Видимо, его недаром звали сладкоголосым Орфеем, к нему вполне применимы вдохновенные строки, сочиненные его младшим современником и собратом по искусству Микеланджело Буонаротти: Ему отпущено природою с лихвой, Одним лишь взглядом всю округу поражает, След восхищенья оставляя за собой. Ему опущено сполна судьбой. Лин его дивный солнце затмевает, А смех и пение звучат такою чистотой, Что все окрест в восторге замирает. Мог ли Леонардо остаться равнодушным к литературе ­ этому прекрасному искус­ ству? Он ­ всю жизнь свою, куда бы не забрасывала его судьба, трепетно любивший свою библиотеку, в которой было более ста томов? Нет, конечно. Он долгие годы работал над составлением толкового словаря живого разговорного тосканского диалекта, послужив­ шего основой итальянского разговорного литературного языка, и ему отдавал предпочте­ ние перед ученой латынью в своих сочинениях. Он записывал самые соленые народные шутки и обороты речи, высоко ценил мудрость народа, воплощенную в его фольклоре, и позднее многие его рассказы и притчи стали народными в высоком смысле этого слова. Последние годы жизни «великого флорентийца» связаны с Францией, с чужбиной, с фи­ зическими страданиями (его парализовало, бездействовала правая рука), но и тогда он оставался таким же, каким и был всегда: «человек, живущий на свой манер...» Кто знает, может, истоки, этой необычной судьбой кроются в воспоминаниях дет­ ства:   «Однажды,   блуждая   среди   темных   скал,   подгоняя   жадным   влечением   увидеть великое смешение разнообразных причудливых форм, порожденных природой, я набрел на вход в огромную мрачную пещеру, перед которой остановился как вкопанный. Я наклонился   вперед,   чтобы   заглянуть   внутрь.   Тогда   мною   разом   овладели   два противоречивых чувства: великая оторопь перед развернувшейся бездной и неодолимое желание обнаружить некое чудо в ее бездонной утробе». Кто­то всю ищет чуда... Все зависит от человека. Великий Леонардо сделал свой выбор. И те его притчи, с которыми мы сейчас по­ знакомимся ­ это одна из попыток человека понять самого себя. Попытка, сделанная Ле­ онардо...» Закончив вступительное слово, учитель объясняет, что такое притча: это «неболь­ шой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение, по своей форме родственные басне. В отличие от многозначности истолкования басни, в притче   всегда   заключена   определенная   дидактическая   идея».   Важно   подчеркнуть,   что притча в мировую литературу вошла из Евангелия, широкое распространение получила в древнерусской письменности. Но притчи Леонардо да Винчи носят светский характер, они отражают духовный опытнее только своего творца, но и всей эпохи Возрождения. Нам кажется важным, чтобы учащиеся уяснили эту специфику произведений Леонардо, потому что в дальнейшем им придется знакомится с феноменом притчи в литературе  X X   века и эти знания помогут осмыслить некоторые аспекты творчества таких писателей, как Л. Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт, Гарсиа Маркес, обращение которых к притче слу­ жит «одним из средств выражения морально­философских суждений...» Притча )( )(века ­ это произведение, в котором нет системы образов, характеров, динами событий ­ она не изображает, а сообщает. Таким образом, сегодняшний урок рассчитан и на перспективу. Определение притчи нужно записать в тетради. Не следует дальше останавливаться на нем, разбирать его. Это можно сделать по ходу урока. Знакомство  с   литературным   творчеством   Леонардо  предлагаем   начать   с  притчи «Лев и ягненок». Здесь мы находим определенное сходство ситуации с крыловской басней. Но про­ изведение Леонардо, нам кажется, может вывести на очень важные нравственные умо­ заключения. Так, установив внешнее сходство событий (волк ­ ягненок, лев ­ ягненок, ~ кстати, случайно ли в обоих случаях аллегорическому изображению силы и свирепости противостоит именно ягненок?), мы рассматриваем их несходство. Крыловский голодный волк («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать») осуществляет «право сильного». Не менее   голодный   лев   «был   обезоружен   такой   доверчивостью»   и   «не   посмел   растерзать ягненка». Учитель должен помочь ребятам понять это «не посмел». Нам кажется, что в нем   утверждается   очень   важная   мысль:   есть   вещи,   через   которые   переступить   нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку. В итоге уместен вопрос: Поступок Льва ­ это проявление его силы или слабости? Затем, нам кажется, следует обсудить притчу «Горностай» Возможен вопрос: Речь в произведении идет о лисе и горностае, почему же оно не называется именно тан?  Отвечая на него, учащиеся приходят к выводу, что если в первой притче было два полных героя ­ лев и ягненок, то здесь герой­то совсем один ­ горностай. Лиса, традиционно символизирующая хитрость, предстает еще и беспринцип­ ной («Цель оправдывает средства» ­ этот лозунг вначале был принят жизнью. А уж затем сформулирован Игнатием Лойолой). Этот образ служит всего лишь контрастом, который, олицетворяя собой чистоту и благородство, во многом отражает мечты своего Леонардо ­ слишком   часто   им   приходилось   разбиваться   о   неумолимые   законы   действительности. Итоговый вопрос: На чьей стороне симпатии автора? А ваши? Далее следует анализ притчи «Пчела и Трутни» Аллегорическое   изображение   трудолюбия   в   образе   пчелы   производит   сильное впечатление на фоне трутней. Не случайно пчела, укоряя их, приводит им в пример жизнь другого труженика  ­ муравья.  Скромность не позволяет ей  говорить о себе,  но и не высказывать своего отношения к бездельникам она тоже не может. Если в басне Крылова сама жизнь наказывает попрыгунью­стрекозу, то у Леонардо последнее о морали притчи, мы сталкиваемся с тем что автор осуждает трутня не столь за его безделье (это само собой разумеется), сколько именно за попытку очернить другого, причем работающего. Леонардо считает: наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим собственную никчемность. Актуальна ли эта аллегория в наше время? Притча «Жаждущий осёл». На примере толкования этой притчи учитель может обсудить с ребятами не тради­ ционность аллегории Леонардо. Устойчивое представление об осле как символе упрямст­ ва нарушено. Терпеливость, достоинство сродни гордости горностая, уважение к самому себе, умение претерпеть ради достижения цели. Верность этой цели ­ именно этим со­ держанием наполнен хорошо вроде бы известный аллегорический образ у Леонардо. Последняя притча, о которой может идти речь на уроке, ­ это «Невод». Ответ на вопрос: Между чем выбирали рыбы? ­ ребята должны найти в тексте: «Жизнь или смерть. Вот в чем вопрос!» ­ выбор сродни гамлетовскому. И герои­рыбы решают: «Быть!» «Быть ­ это значит бороться!» Учитель может провести параллель с ци­ татой из произведения Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!» Каждый день! И Леонардо, прекрасно знавший это на примере собствен­ ной жизни, всецело на стороне героев, выбравших борьбу. Нам кажется, что именно на этом этапе урока уместна подчеркнуть специфику притчи как жанра: з отличие от басни, она показывает, как нужно поступать в той или иной жизненной ситуации. Проводя итоги. Учитель может задать классу несколько вопросов: Каким предстал Леонардо в своих притчах? Какие аллегорические образы вам запомнились и почему? В чем, по вашему, сходство и в чем различие между баснями Крылова и притчами Леонардо да Винчи? Если урок внеклассного чтения проводится «в связке» с уроками рисования, то на втором занятии учащиеся пытаются проиллюстрировать притчи, с которыми они позна­ комились. Если же такой возможности нет, то это делается дома.

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"

Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018