Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
23.01.2018
В данной разработке представлен сравнительный анализ языковых особенностей притчей Леонардо да Винчи и И.А. Крылова. Материал позволяет проследить развитие жанра басни от античности до эпохи классицизма,он может быть использован как целиком, так и фрагментарно;как во время проведения урока,так и на факультативных занятиях по литературе.урок внеклассного чтения
Притчи Леонардо.doc
Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с
баснями И. А. Крылова
Кажется, мы сегодня вполне осознали, что при изучении русской литературы необ
ходимо устанавливать её связи с другими литературами мира. Очень важно проследить
общность их тематики, сюжетов, образов, выявлять при этом национальное своеобразие
каждой из литератур.
Лучше всего воспользоваться жанровым сопоставлением, ибо сходства и различия в
рамках жанра позволяют глубже понять изучаемые произведения.
Вот как можно провести урок внеклассного чтения, посвященный изучению притч,
созданных «великим флорентийцем» Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали ле
гендой еще при его жизни. Прошедшие века ее не развеяли, более того, подтвердили
жизненность многих идей и находок этого титана Возрождения.
Такой урок целесообразнее всего проводить после изучения творчества И.А. Кры
лова, чтобы чтобы закрепить новые знания, дополнить их, переломить сквозь призму
личности Леонардо да Винчи. Конечно, учителю следует использовать репродукции его
картин («Мона Лиза» и «Тайная вечеря»), рисунков (особенно рисунков автопортретов).
Имеет смысл попросить ребят проиллюстрировать притчи Леонардо, с которыми они зна
комятся. Важно, чтобы цикл восприятие осмысление воссоздание был непрерывным. В
самом начале урока (до объявления темы) можно вспомнить, в чем заключается специ
фика жанра басни.
Вопросы для беседы: Что такое басня? Что такое мораль басни? С каким
аллегорическими образами вы сталкивались при изучении басен И.А. Крылова? Как
вы понимаете их значение?
После этого следует переход к изучаемой теме. Учитель показывает классу репро
дукцию «Моны Лизы» и спрашивает, знают ли ученики название каротины и имя ее автора.
В зависимости от ответов строится рассказ о Леонардо да Винчи. Обращая внимания на
рисунок автопортрет Леонардо, учитель говорит: «Посмотрите, как благородно лицо
этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Лео
нардо да Винчи, о котором один из современников писал: «Его физическая красота пре
восходила всякую похвалу, во всех го жестах была более чем бесконечная грация, он об
ладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом,
разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувст
ва отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным
был Леонардо, сын Пьеро да Винчи...» Родившийся 15 апреля 1452 года в тосканском го
родке Винчи и ушедший из жизни ярким весенним днем 2 мая 1515 года, человек этот,
место захоронения которого неизвестно, оставил по себе память как об одной из наиболее
крупных личностей в истории человечества. Сын своего времени, он сумел прорваться в
Вечность, раздвинуть границы возможностей человека, доказать несокрушимое величие
человеческого духа. Позднее таких людей станут называть энциклопедистами.
Так получилось, что история развития едва ли не всех наук, известных Леонардо и
его современникам, связана с его именем. Его находки, открытия, случалось, опережали
на века свое время. Математика и механика, физика и астрономия, химия и геология, гео
графия и ботаника, анатомия и физиология, архитектура, живопись, рисунок здесь на
званы лишь те области науки и искусства, в которых Леонардо совершил едва ли не рево
люцию. Можно упомянуть, что человек этот был великолепным фехтовальщиком и на
ездником, превосходно играл на лютне и был душой всякого общества. Рукописное на
следие Леонардо насчитывает свыше семи тысяч листов, «когда начали разбирать его ру кописи и бесчисленные рисунки... в них обнаружили все механические открытия XX ве
ка». Леонардо почти создал подводную лодку, он оставил чертежи изобретенного им
воздухоплавательного аппарата. О впечатлении, которое производил этот человек на ок
ружающих. Об их отношении к нему, свидетельствует такое высказывание: «Стоило ему
появиться на улице в сопровождении неизменной свиты учеников и поклонников, как
люди высыпали из домов, чтобы поближе разглядеть великого человека. Он был пред
метом такого поколения, что многие подражали покрою его платья, походке, манере го
ворить... Стоило ему заговорить, как все рядом умолкали, прислушиваясь к его чарующе
му голову. Видимо, его недаром звали сладкоголосым Орфеем, к нему вполне применимы
вдохновенные строки, сочиненные его младшим современником и собратом по искусству
Микеланджело Буонаротти:
Ему отпущено природою с лихвой,
Одним лишь взглядом всю округу поражает,
След восхищенья оставляя за собой.
Ему опущено сполна судьбой.
Лин его дивный солнце затмевает,
А смех и пение звучат такою чистотой,
Что все окрест в восторге замирает.
Мог ли Леонардо остаться равнодушным к литературе этому прекрасному искус
ству? Он всю жизнь свою, куда бы не забрасывала его судьба, трепетно любивший свою
библиотеку, в которой было более ста томов? Нет, конечно. Он долгие годы работал над
составлением толкового словаря живого разговорного тосканского диалекта, послужив
шего основой итальянского разговорного литературного языка, и ему отдавал предпочте
ние перед ученой латынью в своих сочинениях. Он записывал самые соленые народные
шутки и обороты речи, высоко ценил мудрость народа, воплощенную в его фольклоре, и
позднее многие его рассказы и притчи стали народными в высоком смысле этого слова.
Последние годы жизни «великого флорентийца» связаны с Францией, с чужбиной, с фи
зическими страданиями (его парализовало, бездействовала правая рука), но и тогда он
оставался таким же, каким и был всегда: «человек, живущий на свой манер...»
Кто знает, может, истоки, этой необычной судьбой кроются в воспоминаниях дет
ства: «Однажды, блуждая среди темных скал, подгоняя жадным влечением увидеть
великое смешение разнообразных причудливых форм, порожденных природой, я набрел
на вход в огромную мрачную пещеру, перед которой остановился как вкопанный. Я
наклонился вперед, чтобы заглянуть внутрь. Тогда мною разом овладели два
противоречивых чувства: великая оторопь перед развернувшейся бездной и неодолимое
желание обнаружить некое чудо в ее бездонной утробе». Ктото всю ищет чуда... Все
зависит от человека. Великий Леонардо сделал свой выбор. И те его притчи, с которыми
мы сейчас по
знакомимся это одна из попыток человека понять самого себя. Попытка, сделанная Ле
онардо...»
Закончив вступительное слово, учитель объясняет, что такое притча: это «неболь
шой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение,
по своей форме родственные басне. В отличие от многозначности истолкования басни, в
притче всегда заключена определенная дидактическая идея». Важно подчеркнуть, что
притча в мировую литературу вошла из Евангелия, широкое распространение получила в
древнерусской письменности. Но притчи Леонардо да Винчи носят светский характер, они
отражают духовный опытнее только своего творца, но и всей эпохи Возрождения. Нам
кажется важным, чтобы учащиеся уяснили эту специфику произведений Леонардо, потому
что в дальнейшем им придется знакомится с феноменом притчи в литературе X X века и эти знания помогут осмыслить некоторые аспекты творчества таких писателей, как Л.
Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт, Гарсиа Маркес, обращение которых к притче слу
жит «одним из средств выражения моральнофилософских суждений...» Притча )( )(века
это произведение, в котором нет системы образов, характеров, динами событий она не
изображает, а сообщает. Таким образом, сегодняшний урок рассчитан и на перспективу.
Определение притчи нужно записать в тетради. Не следует дальше останавливаться
на нем, разбирать его. Это можно сделать по ходу урока.
Знакомство с литературным творчеством Леонардо предлагаем начать с притчи
«Лев и ягненок».
Здесь мы находим определенное сходство ситуации с крыловской басней. Но про
изведение Леонардо, нам кажется, может вывести на очень важные нравственные умо
заключения. Так, установив внешнее сходство событий (волк ягненок, лев ягненок, ~
кстати, случайно ли в обоих случаях аллегорическому изображению силы и свирепости
противостоит именно ягненок?), мы рассматриваем их несходство. Крыловский голодный
волк («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать») осуществляет «право сильного». Не
менее голодный лев «был обезоружен такой доверчивостью» и «не посмел растерзать
ягненка». Учитель должен помочь ребятам понять это «не посмел». Нам кажется, что в
нем утверждается очень важная мысль: есть вещи, через которые переступить нельзя.
Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку. В итоге
уместен вопрос: Поступок Льва это проявление его силы или слабости?
Затем, нам кажется, следует обсудить притчу «Горностай»
Возможен вопрос: Речь в произведении идет о лисе и горностае, почему же оно
не называется именно тан? Отвечая на него, учащиеся приходят к выводу, что если в
первой притче было два полных героя лев и ягненок, то здесь геройто совсем один
горностай. Лиса, традиционно символизирующая хитрость, предстает еще и беспринцип
ной («Цель оправдывает средства» этот лозунг вначале был принят жизнью. А уж затем
сформулирован Игнатием Лойолой). Этот образ служит всего лишь контрастом, который,
олицетворяя собой чистоту и благородство, во многом отражает мечты своего Леонардо
слишком часто им приходилось разбиваться о неумолимые законы действительности.
Итоговый вопрос: На чьей стороне симпатии автора? А ваши?
Далее следует анализ притчи «Пчела и Трутни»
Аллегорическое изображение трудолюбия в образе пчелы производит сильное
впечатление на фоне трутней. Не случайно пчела, укоряя их, приводит им в пример жизнь
другого труженика муравья. Скромность не позволяет ей говорить о себе, но и не
высказывать своего отношения к бездельникам она тоже не может. Если в басне Крылова
сама жизнь наказывает попрыгуньюстрекозу, то у Леонардо последнее о морали притчи,
мы сталкиваемся с тем что автор осуждает трутня не столь за его безделье (это само
собой разумеется), сколько именно за попытку очернить другого, причем работающего.
Леонардо считает: наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить
труженика, оправдывая этим собственную никчемность. Актуальна ли эта аллегория в
наше время?
Притча «Жаждущий осёл».
На примере толкования этой притчи учитель может обсудить с ребятами не тради
ционность аллегории Леонардо. Устойчивое представление об осле как символе упрямст
ва нарушено. Терпеливость, достоинство сродни гордости горностая, уважение к самому
себе, умение претерпеть ради достижения цели. Верность этой цели именно этим со
держанием наполнен хорошо вроде бы известный аллегорический образ у Леонардо.
Последняя притча, о которой может идти речь на уроке, это «Невод». Ответ на вопрос: Между чем выбирали рыбы? ребята должны найти в тексте:
«Жизнь или смерть. Вот в чем вопрос!» выбор сродни гамлетовскому. И героирыбы
решают: «Быть!» «Быть это значит бороться!» Учитель может провести параллель с ци
татой из произведения Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет
за них на бой!» Каждый день! И Леонардо, прекрасно знавший это на примере собствен
ной жизни, всецело на стороне героев, выбравших борьбу.
Нам кажется, что именно на этом этапе урока уместна подчеркнуть специфику
притчи как жанра: з отличие от басни, она показывает, как нужно поступать в той или
иной жизненной ситуации.
Проводя итоги. Учитель может задать классу несколько вопросов:
Каким предстал Леонардо в своих притчах?
Какие аллегорические образы вам запомнились и почему?
В чем, по вашему, сходство и в чем различие между баснями Крылова и притчами
Леонардо да Винчи?
Если урок внеклассного чтения проводится «в связке» с уроками рисования, то на
втором занятии учащиеся пытаются проиллюстрировать притчи, с которыми они позна
комились. Если же такой возможности нет, то это делается дома.
Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"
Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"
Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"
Урок литературы 9 класс " Притчи Леонардо да Винчи и басни Крылова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.