Урок литературы – литературно – музыкальная композиция на тему «Роль военных песен в годы Великой Отечественной войны» в 8 классе
Оценка 4.9

Урок литературы – литературно – музыкальная композиция на тему «Роль военных песен в годы Великой Отечественной войны» в 8 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
06.01.2017
Урок литературы – литературно – музыкальная композиция на тему  «Роль военных песен  в годы Великой Отечественной войны»  в  8 классе
Урок литературы – литературно – музыкальная композиция на тему «Роль военных песен в годы Великой Отечественной войны» проводится в 8 классе в нестандартной форме ,что привлекает внимание учащихся к данной теме, воспитывает особое трепетное отношение к песням военных лет, заставляет не только выучить их, но и узнать историю некоторых из них, а также научиться петь их.Урок литературы – литературно – музыкальная композиция на тему «Роль военных песен в годы Великой Отечественной войны» проводится в 8 классе
открытый урок- 8 кл..doc

Краснодарский край  Кущевский район  п. Первомайский______

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 7 им. Ф.А.Кошевого

(полное наименование образовательного учреждения)

 

 

Урок – литературно – музыкальная композиция

на тему 

«Роль военных песен  в годы

Великой Отечественной войны»

в  8 классе 

 

подготовила

учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ №7 им. Ф.А.Кошевого

 п. Первомайского Кущевского района

Краснодарского края,

стаж работы 20 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017 уч. г.

Цели урока: На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Помочь почувствовать пафос поэзии военных лет.

 

Задачи:

1. воспитательная- воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны

2.образовательная - знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Я. Листова, А.В. Александрова,

И.О. Дунаевского

3. Развивающая – развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, изобразительного искусства, географией.

 

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, песни караоке, гитара, пластинки и проигрыватель.

 

Методические приемы: предварительная подготовка учащихся, поисковая работа, аналитическая беседа, рассказ учителя и учащихся, выразительное чтение стихов, пение песен под караоке и гитару, инсценировка песни.

 

 

Эпиграф к уроку :                         Кто сказал, что надо бросить

                                                        Песню на войне?

                                                        После боя сердце просит

                                                        Музыки вдвойне.

                                                                   В. Лебедев – Кумач (1943г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

 

I. Вступительное слово учителя (на фоне песни «Дороги»  1-й слайд  презентации)

 - Уже  более 70-ти лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от ПОБЕДЫ.

Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная война не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

 

    Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром. Разные образы, ставшие привычными, возникали в произведениях поэтов, но одним из необычных был цветок. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать о войне, принесенных ею слезах и скорби, страданиях и смерти. Но, отмечая День Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, отдавая дань подвигу советских людей, нельзя не вспомнить о цветах России.

    И не случайно в стихах и песнях, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечествен- ной войне ,поэты не раз обращались к  образу цветов России, как символу Родины, мирной счастливой жизни, за которую поднялась на смертный бой вся страна.

 

     Под звуки метронома на экране появляется лист календаря « ВОСКРЕСЕНЬЕ, 22 ИЮНЯ 1941г.»

   Ученик (читает стихотворение)

 Мирно страна проснулась

 В этот июльский день,

 Только что развернулась

 В скверах ее сирень.

 Радуясь солнцу и миру,

 Утро встречала Москва.

 Вдруг разнеслись по эфиру

 Памятные слова…

 Голос уверенно-строгий

 Сразу узнала страна .

 Утром у нас на пороге

 Заполыхала война.               (Н. Сидоренко)

 

Звучит речь- обращение Левитана о начале войны. (Приложение)

 

II. Выступление учащихся о песнях Великой Отечественной войны.

 

Ученик 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарности памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

(слайд 3,4 презентации)

Ученик 2. Война... Страшное, жестокое время... Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

  Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, сотрясая сердца.

 

(Звучит песня «Священная война».  Музыка А.Александрова, стихи Лебедева-Кумача.)

(слайд 7 – 12.На ее фоне продолжается речь учащихся)

 

В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и. великая человечность Русского Солдата!

 

Ученик 3.   Среди песен много родившихся в годы самых тяжких испытаний нашего народа – в годы Великой Отечественной войны, и потому отношение к ним вдвойне трепетное, ведь в нём соединяется горечь и гордость. Вот как строго, просто, а потому убедительно написал в первый день войны писатель-публицист Илья Эренбург: «Не мы хотели этой войны. Не мы перед ней отступим. Фашисты начали войну. Мы её кончим победой труда и свободы. Война – тяжёлое, суровое дело, но наши сердца закалены. Мы знаем, какое горе принёс фашистский захватчик другим народам. Мы знаем, как он останавливается, когда видит достойный отпор. Мы не дрогнем… Высокая судьба выпала на нашу долю – защищать нашу страну, наших детей и спасти измученный врагами мир. Наша священная война, война, которую навязали нам захватчики, станет освободительной войной порабощённой Европы».

 

Ученик 2. Автор стихов песни – Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898-1949), уже в довоенное время создавший такие знаковые и любимые песни, как «Песня о родине» («Широка страна моя родная» на муз. И.Дунаевского), «Москва майская» («Утро красит нежным светом» на муз.Дм. и Даниила Покрасовых), песни к к/ф «Весёлые ребята».

    Прозвучавшие по радио на третий день войны стихи Лебедева-Кумача в исполнении знаменитого актёра Малого театра Александра Остужева, опубликованные одновременно в «Красной звезде» и «Известиях», буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого.

 

  Ученик 4. В сердца ударила строка, вынесенная поэтом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач произнёс это вслух.

  Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски А.В.Александров, почти так же стремительно, как Лебедев-Кумач написал стихи, буквально озарённый моментально зазвучавшей в нём музыкальной темой.

 

Ученик 1. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда и веселые.

          

Ученик 2.  Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в. русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы.

И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца.

                  Многие молодые ребята уходили на фронт, так и не познав радость любви, многие расставались с любимыми в спешке. И там, где гремели оружия, виднелось зарево пожаров, где не было места для нежности и ласки, бойцы помнили о тех, кто ждет их домой. Порой, только вера в победу, надежда на скорое возвращение и встречу с любимыми поддерживали и спасали в трудные минуты. И в этом тоже помогала музыка. Например, марш «Прощание славянки».

 (Звучит марш «Прощание славянки»)

 

Ученик 3. А. Александров писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева...С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего овладею – песни…»

 

 Ученик 1. Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

         Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом . ..», «Враги сожгли родную хату».

 (Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату» с пластинки проигрывателя) Слайд 13

 

Ученик 2. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы... Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу... С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, Марк Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

 

 Ученик 3. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году.

Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примёт на себя первый удар воин-пограничник.  О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему?

 

Ученик 2. Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества — музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

(Звучит песня «Катюша» в исполнении учащихся с элементами инсценировки) Слайд 14

II.Сообщение ученика «История создания песни «Катюша»

Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она «поет»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придает…

С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные минометы.

Родилась «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович...

- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Тогда же Исаковский показал мне заранее написанное для меня стихотворение «Тетушка Христина». Честно говоря, оно мне не очень понравилось. Но песню я все-таки сочинил. Ее горячо одобрили, опубликовали и даже выплатили нам повышенный гонорар... И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, а настроение не радужное: нам, авторам, первый совместный опус не казался удачным. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает

строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:

Расцветали яблони и груши,

   Поплыли туманы над рекой...

                                                            Выходила на берег Катюша,

  На высокий берег на крутой...

           Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – почувствовал в ее игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать…

 Мелодия сложись очень быстро, но стихов, кроме восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдет речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…

         Договорились и уехали отдыхать в Крым – Исаковский – в Ялту, Блантер- в Мисхор. «А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. - Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».

         Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой ее исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось бисировать песню трижды!

В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями,  с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы - столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия  Блантера - яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная - полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили ее.

       Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное орудие. Складывались все новые и новые варианты  песни, в них рассказывалось  о Катюше –партизанке, Катюше- бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше- медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»). С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

        В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления. Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса».

       Блантером было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

 

Ученик 1. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А. Фатъянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».

 

Ученик 2. Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел он сам [Фатьянов] — помню слезы на глазах Твардовского».

(Звучит песня Соловьи»)

 

Ученик 1. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт и будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и всё писатели-фронтовики, часто возвращался к тёме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы — о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики..»,«Песенка о пехоте» и другие.

(Звучит  песня под гитару «До свидания, мальчишки…», положенная на музыку учащимся) “ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!” (первая часть текста – чтения, вторая – песня)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом — солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белы
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.

 Или   ПЕСЕНКА ВЕСЕЛОГО СОЛДАТА” (чтение или песня под гитару)

Возьму шинель, и вещмешок, и каску,
В защитную окрашенные краску,
Ударю шаг по улицам горбатым...
Как просто быть солдатом, солдатом.
Забуду все домашние заботы.
Не надо ни зарплаты, ни работы.
Иду себе, играю автоматом...
Как просто быть солдатом, солдатом.
А если что не так — не наше дело:
как говорится, родина велела.
Как славно быть ни в чём не виноватым
Совсем простым солдатом, солдатом.

 

Ученик 2..Через четверть века после окончания Великой. Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они ее и поют со слезами на глазах.

 

Ученик 1. Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей  события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная» Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин  создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях- дорогах, об оставшихся на поле боя.

(Звучит песня «Дороги».Слова  Л. Ошанина ,музыка Л. Новикова)

 

Ученик 2. Маршал Советского Союза Г. К .Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших военных песен — рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

 

Ученик 1 . Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.

 

III. Итог урока- музыкальной композиции. Слово учителя.

      Итак, мы подошли к концу нашей литературно-музыкальной композиции и выяснили, в чём лучше может человек высказать свою душу, излить своё горе, поделиться радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне?

Ведь испокон веку шла она бок о бок с русским человеком, вместе с ним праздновала свадьбы и рождения,  объяснялась в любви и страдала от неразделённого чувства, в поте лица добывала хлеб насущный, кружилась в хороводе, на чужбине грустила по родной сторонушке, мёрзла у костров в дальнем походе, не сдавалась на милость врагу, защищала землю русскую и русскую честь. Без песни немыслим русский человек.

  Среди песен много родившихся в годы самых тяжких испытаний нашего народа – в годы Великой Отечественной войны, и потому отношение к ним вдвойне трепетное, ведь в нём соединяется горечь и гордость

 

IV. Домашнее задание: 1. Прочитать выразительно наизусть стихи военных лет.

                                         2. Написать эссе на тему: «Война, жестче нету слова…»

 

 


Краснодарский край Кущевский район п

Краснодарский край Кущевский район п

Цели урока: На примере песен Великой

Цели урока: На примере песен Великой

Ход урока Вступительное слово учителя (на фоне песни «Дороги» 1-й слайд презентации) -

Ход урока Вступительное слово учителя (на фоне песни «Дороги» 1-й слайд презентации) -

Ученик 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарности памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках…

Ученик 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарности памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках…

Но Лебедев-Кумач произнёс это вслух

Но Лебедев-Кумач произнёс это вслух

Марк Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей

Марк Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей

Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – почувствовал в ее игре ударений: на берег, на высокий берег

Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – почувствовал в ее игре ударений: на берег, на высокий берег

Ученик 2. Маршал Георгий Константинович

Ученик 2. Маршал Георгий Константинович

Возьму шинель, и вещмешок, и каску,

Возьму шинель, и вещмешок, и каску,

Среди песен много родившихся в годы самых тяжких испытаний нашего народа – в годы

Среди песен много родившихся в годы самых тяжких испытаний нашего народа – в годы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017