Урок литературы Анализ лирических произведений

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок-исследование Цель урока: Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении; Уметь анализировать лирическое произведение. Повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналтическое и творческое мышление. Воспитывать интерес к чтению и любовь к слову. Эпиграф: Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (Р.Декорт)Тип урока: урок-исследование Цель урока: Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении; Уметь анализировать лирическое произведение. Повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналтическое и творческое мышление. Воспитывать интерес к чтению и любовь к слову. Эпиграф: Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (Р.Декорт)
Иконка файла материала Документ Microsoft Word (2).docx
Урок №                                                                      Дата: Тема: Анализ лирических произведений                                             Тип урока: урок­исследование Цель урока:     Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; Рассмотреть  особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении; Уметь  анализировать лирическое произведение.      Повторить виды изобразительных средств в художественном  тексте, совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения.  Развивать  способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и  литературное чутье, аналтическое и творческое мышление. Воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.  Эпиграф:  Для   того,   чтобы   усовершенствовать   ум,   надо   больше   размышлять,   чем   заучивать. (Р.Декорт)   Форма урока: урок­исследование стихотворения  Ход урока.   I. Слово учителя.          Сегодня мы продолжим работу над анализом поэтического текста, попробуем разобраться в некоторых стихотворениях Пушкина, дать свою интерпретацию, поработаем над словарем, ведь для того, чтоб совершенствовать ум, надо больше размышлять. И чтобы включиться в эту работу, давайте уточним некоторые факты и понятия.  II. Анализ.  Ну, а теперь приступим к анализу.  Это сложный процесс, поэтому нужно не просто прочитать стихотворение, а творчески осмыслить его,   т.е.   прочитать   то,   что   спрятано   между   строк.   Понять,   что   именно   нам   рассказывают   или показывают, обычно не сложно, а вот догадаться, зачем это написано, поведано нам, часто нужны усилия. Попробуем приложить такие усилия и поразмышлять.  эпиграфу:  Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать (Р.Декорт)  Давайте сегодня поработаем над стихотворением А.С.Пушкина "Пророк".   Что означает эта картинка? ( Библейский мотив).   Посмотрите по словарю, какое толкование дает слову С.И.Ожегов. Кто такой пророк? (В словаре стр. 537. Пророк ­ истолкователь воли божества, богов, предсказатель будущего.)   Уже само название несет в себе идею к изменению мировоззрения.   Чтение стихотворения "Пророк".   Какое чувство вы испытали, прослушав стихотворение?  III Выявление организации поэтической речи  ­ выявление системы стихосложения;          ­ размер;           ­ ритм;           ­ паузы;             ­ рифма.  Определение стихотворных размеров. Рассмотрим стихотворные размеры силлабо­тонической системы стихосложения. Чередование ударных и безударных слогов в силлабо­тоническом стихосложении  называется метром. Повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой. Обозначим ударный слог ­ /, а безударный ­ ­­ . Получается следующая схема: 1) Буря мглою небо кроет…         /­­ /­­ /­­ /­­ 2) С больным сидеть и день и ночь…            ­­ / ­­ / ­­ / ­­ / Схема почти такая же, но здесь безударный слог предшествует ударному. 3) В полном разгаре пора деревенская…   / ­­ ­­ /­­ ­­ / ­­ ­­ / ­­ Схема обнаруживает чередование одного ударного и двух безударных слогов в стихе. 4) Не ветер бушует над бором… ­­ / ­­ ­­ / ­­ ­­ / ­­ А в этом стихе ударный слог как бы окружен двумя безударными. 5) Что так жадно глядишь на дорогу…     ­­ ­­ / ­­ ­­ / ­­ ­­ / ­­ В данной строке ударение стоит в конце. Рассмотренные стихотворные примеры дают нам образцы основных метров в силлабо­тонике. Их  пять: хорей;              ямб;           дактиль;             амфибрахий;                анапест.  Анализ строфики                ­ строфы по количеству строк;                ­ строфы по способу  рифмовки.Рифма         Выделяют четыре вида рифм, которые связывают стихи между собой (рифмующиеся  строчки принято обозначать одинаковыми буквами): мужская – с ударением на последний слог в стихе (обозначается строчными буквами –аа): Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал…  женская – с ударением на предпоследний слог в стихе (обозначается прописными буквами – АА): Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье…  Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом: они могут стоять через строку, через  две, а могут и соседствовать друг с другом. В зависимости от расположения рифмующихся строк  выделяют следующие основные виды рифмовок: парная или смежная – это наиболее простой случай, когда рифмуются две соседние строки;   перекрестная – стихи рифмуются через строчку;  кольцевая или опоясывающая – это  смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами.   Д/З: чит мифы в «Хр…»

Посмотрите также