Тип урока: урок-исследование
Цель урока: Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении; Уметь анализировать лирическое произведение. Повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналтическое и творческое мышление. Воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.
Эпиграф: Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (Р.Декорт)Тип урока: урок-исследование
Цель урока: Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении; Уметь анализировать лирическое произведение. Повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналтическое и творческое мышление. Воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.
Эпиграф: Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (Р.Декорт)
Документ Microsoft Word (2).docx
Урок № Дата:
Тема: Анализ лирических произведений Тип урока: урокисследование
Цель урока: Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; Рассмотреть
особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении; Уметь
анализировать лирическое произведение. Повторить виды изобразительных средств в художественном
тексте, совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. Развивать
способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и
литературное чутье, аналтическое и творческое мышление. Воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.
Эпиграф: Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
(Р.Декорт)
Форма урока: урокисследование стихотворения
Ход урока. I. Слово учителя. Сегодня мы продолжим работу над анализом поэтического
текста, попробуем разобраться в некоторых стихотворениях Пушкина, дать свою интерпретацию,
поработаем над словарем, ведь для того, чтоб совершенствовать ум, надо больше размышлять. И
чтобы включиться в эту работу, давайте уточним некоторые факты и понятия.
II. Анализ. Ну, а теперь приступим к анализу.
Это сложный процесс, поэтому нужно не просто прочитать стихотворение, а творчески осмыслить
его, т.е. прочитать то, что спрятано между строк. Понять, что именно нам рассказывают или
показывают, обычно не сложно, а вот догадаться, зачем это написано, поведано нам, часто нужны
усилия. Попробуем приложить такие усилия и поразмышлять.
эпиграфу: Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать
(Р.Декорт)
Давайте сегодня поработаем над стихотворением А.С.Пушкина "Пророк".
Что означает эта картинка? ( Библейский мотив).
Посмотрите по словарю, какое толкование дает слову С.И.Ожегов. Кто такой пророк? (В
словаре стр. 537. Пророк истолкователь воли божества, богов, предсказатель будущего.)
Уже само название несет в себе идею к изменению мировоззрения.
Чтение стихотворения "Пророк".
Какое чувство вы испытали, прослушав стихотворение?
III Выявление организации поэтической речи
выявление системы стихосложения; размер; ритм; паузы; рифма.
Определение стихотворных размеров.
Рассмотрим стихотворные размеры силлаботонической системы стихосложения.
Чередование ударных и безударных слогов в силлаботоническом стихосложении
называется метром. Повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой.
Обозначим ударный слог /, а безударный . Получается следующая схема:
1) Буря мглою небо кроет… / / / /
2) С больным сидеть и день и ночь… / / / /
Схема почти такая же, но здесь безударный слог предшествует ударному.
3) В полном разгаре пора деревенская… / / / /
Схема обнаруживает чередование одного ударного и двух безударных слогов в стихе.
4) Не ветер бушует над бором… / / /
А в этом стихе ударный слог как бы окружен двумя безударными.
5) Что так жадно глядишь на дорогу… / / /
В данной строке ударение стоит в конце.
Рассмотренные стихотворные примеры дают нам образцы основных метров в силлаботонике. Их
пять:
хорей; ямб; дактиль; амфибрахий; анапест.
Анализ строфики строфы по количеству строк; строфы по способу
рифмовки. Рифма Выделяют четыре вида рифм, которые связывают стихи между собой (рифмующиеся
строчки принято обозначать одинаковыми буквами):
мужская – с ударением на последний слог в стихе (обозначается строчными буквами –аа):
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал…
женская – с ударением на предпоследний слог в стихе (обозначается прописными буквами – АА):
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье…
Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом: они могут стоять через строку, через
две, а могут и соседствовать друг с другом. В зависимости от расположения рифмующихся строк
выделяют следующие основные виды рифмовок:
парная или смежная – это наиболее простой случай, когда рифмуются две соседние строки;
перекрестная – стихи рифмуются через строчку; кольцевая или опоясывающая – это
смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами.
Д/З: чит мифы в «Хр…»
Урок литературы Анализ лирических произведений
Урок литературы Анализ лирических произведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.