Урок литературы "Есенин - недопетая песня"
Оценка 4.8

Урок литературы "Есенин - недопетая песня"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—11 кл
07.01.2017
Урок литературы "Есенин - недопетая песня"
Урок-концерт "Есенин - недопетая песня" дает возможность участникам реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор, овладеть новыми знаниями в разных учебных областях. Мероприятие дает всем участникам и зрителям почувствовать свободу в общении со сверстниками, а яркие презентации и видеоклипы, стихотворения и песни вызывают интерес к русской литературе, истории страны, дают возможность ощутить связь с родной литературой, музыкой, искусством, что для всех нас входит в понятие синтеза стихотворения и мелодии.
file1.doc.docx

 Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Семилукский центр психолого-педагогической, социальной и  медицинской помощи»

 

Музыкально-литературная композиция для урока-концерта

«Сергей  Есенин – недопетая песня»

 

Подготовила: Шедогубова Елена Петровна – учитель русского языка и литературы

 

Характеристика  мероприятия: урок-концерт, классный час, внеклассная  работа, работа по развитию речи

Целевая аудитория:   учащиеся 8-9 классов, учителя гуманитарного цикла, свободная аудитория 

Предмет: литература, мировая художественная культура, искусство (музыка), информатика

Цель мероприятия:

Цель урока:

дать представление о жизни и творчестве С. А. Есенина;

показать своеобразие лирики поэта, её воплощение в музыке;

развивать речь учащихся в ходе выступлений с сообщениями;

умение выразительно читать  стихи наизусть;

познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;

показать народность творчества С. Есенина;

анализировать стихотворения С. Есенина;

развивать речь;

воспитывать любовь к Родине.

Задачи:

- образовательные: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта;

- развивающие: развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;

развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

совершенствование навыков самостоятельной работы;

воспитательные: воспитание  любви к Родине;

воспитание чувства восхищения родной природой; воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.

Используемые учебники и учебные пособия:

Литература, 8 класс, Учебник, Часть 1- 2, Коровина В.Я., 2009

Богданова О. Ю., Леонов С. А., Методика преподавания литературы М,. 2002

Используемая методическая литература:

Методические пособия для учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Используемое оборудование:

мультимедийное  оборудование, ноутбук, микрофоны, CD диски.

Краткое описание     

Урок-концерт дает возможность участникам реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор, овладеть новыми знаниями в разных учебных областях. 

Мероприятие  дает всем   участникам и зрителям почувствовать свободу в общении со сверстниками, а  яркие  презентации и видеоклипы, стихотворения и песни   вызывают интерес  к русской литературе, истории  страны,  дают возможность ощутить  связь с родной литературой, музыкой, искусством, что для всех нас входит в понятие  синтеза стихотворения и мелодии.

 

Слово учителя.

Есть в мире искусства вещи, которые неразрывно связаны друг с другом. В далекие, незапамятные времена возник синтез мелодии и стиха – появилась песня и стала неотъемлемой частью культуры человечества.

О стихах, что стали песнями, о стихах, что станут песнями,  мы и будем сегодня говорить…Читать и слушать стихи и песни, смотреть видеоклипы мы будем с учениками 8 и 9 классов и нашими гостями.

Стихи многих поэтов российских становились  песнями, но был  в истории русской литературы человек, чье творчество  по праву можно считать одной бесконечной песней. То народной, то  романсовой, то разудалой, то грустной, то хмельной, то тоскующей… Я говорю о Сергее Есенине.

(Биография Есенина. Читают учащиеся на фоне  презентации)

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. С 1904 года Есенин учился   в Константиновском земском училище, затем в в церковно-учительской школе. В 1912 году, после окончания школы Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию  помощником корректора, что  позволяет молодому поэту читать множество книг, дает  возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка.  В 1913 году  Есенин поступил на историко-философский факультет Московского  народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. В 1914 году были впервые опубликованы стихи поэта.

В 1915 году  Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград. Там с его творчеством знакомятся многие поэты и писатели того времени. Его стихотворения читали А.А. Блок и С.М. Городецкий. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным. В 1917 года Сергей Есенин безоговорочно принял Октябрьскую революцию. В 1918 году в Петрограде публикуется вторая книга стихотворений С. А. Есенина «Голубень». В 1921 году поэт отправился в путешествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье. В 1922 году Есенин женился на известной американской танцовщицей Айседоре Дункан. Вскоре уехал с ней в длительное турне по Европе и Америке. В газете «Известия» были опубликованы записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак Есенина и Дункан распался вскоре после возвращения из турне.

В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей  Есенин очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику и запрет публикаций поэта. Последний год жизни Есенин провёл в болезнях и  скитаниях. По причине алкоголизма С. А. Есенин некоторое время лечился  в психоневрологической клинике Московского университета. 23 декабря Сергей Есенин уезжает из Москвы в Ленинград. Останавливается в гостинице «Англетер». В ночь на 28 декабря 1925 года при невыясненных обстоятельствах он покончил жизнь самоубийством.

… В последний год жизни Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. (Учащиеся читают стихотворение «Письмо от матери»)

 

Чего же мне

         Еще теперь придумать,

         О чем теперь

         Еще мне написать?

         Передо мной

         На столике угрюмом

         Лежит письмо,

         Что мне прислала мать.

        

         Она мне пишет:

         "Если можешь ты,

         То приезжай, голубчик,

         К нам на святки.

         Купи мне шаль,

         Отцу купи порты,

         У нас в дому

         Большие недостатки.

         Мне страх не нравится,

         Что ты поэт,

         Что ты сдружился

         С славою плохою.

         Гораздо лучше б

         С малых лет

         Ходил ты в поле за сохою.

         Стара я стала

         И совсем плоха,

         Но если б дома

         Был ты изначала,

         То у меня

         Была б теперь сноха

         И на ноге

         Внучонка я качала.

         Но ты детей

         По свету растерял,

         Свою жену

         Легко отдал другому,

         И без семьи, без дружбы,

         Без причал

         Ты с головой

         Ушел в кабацкий омут.

         Любимый сын мой,

         Что с тобой?

         Ты был так кроток,

         Был так смиренен.

         И говорил все наперебой:

         Какой счастливый

         Александр Есенин!

         В тебе надежды наши

         Не сбылись,

         И на душе

         С того больней и горше,

         Что у отца

         Была напрасной мысль,

         Чтоб за стихи

         Ты денег брал побольше.

Теперь сплошная грусть,

         Живем мы, как во тьме.

         У нас нет лошади.

         Но если б был ты в доме,

         То было б все,

         И при твоем уме -

         Пост председателя

         В волисполкоме.

         Тогда б жилось смелей,

         Никто б нас не тянул,

         И ты б не знал

         Ненужную усталость,

         Я б заставляла

         Прясть

         Твою жену,

         А ты, как сын,

         Покоил нашу старость".

         . . . . . . . . . . . . . .

         Я комкаю письмо,

         Я погружаюсь в жуть.

         Ужель нет выхода

         В моем пути заветном?

         Но все, что думаю,

         Я после расскажу.

         Я расскажу

         В письме ответном...

         В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.

(Учащиеся читают  стихотворение «Письмо матери»).

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

 

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

 

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

 

Ничего, родная!  Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

 

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

 

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

 

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, -

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

 

И молиться не учи меня.  Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

 

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?

Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед матерью. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо от того, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной. Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Ни одной из своих возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.

Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения. (Диалог с классом)

Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет). Низкий стиль передает пошлость, грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка, финский нож), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение.

Однако прибегает Есенин и к высокому стилю. Так, образ «вечернего несказанного света» означает невозможность  передать словами его  высоту и святость. А местоимение «тот» указывает на высшее происхождение этого света. Струится святое  сияние над  отчим домом, над пожилой крестьянкой  в «старомодном ветхом шушуне» -  ангелом-хранителем поэта. Эта песня полюбилась русским людям, её исполнение стало частью репертуара многих известных певцов и музыкантов.

(Прослушивание романса на слова С. Есенина). (Клип – Ты жива еще, моя старушка)

 Стихотворение «Отговорила роща золотая» написано  поэтом в 1924 г. Читая его, мы убеждаемся, что природа у Есенина неотделима от человека, от настроения его, от земных радостей и тревог. Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.

В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Природа имеет лицо, лик, прекрасный и неповторимый. Природа у Есенина живет, дышит, отзывается на человеческие беды и страдания. Она неотделима от человека.

(Ученики читают стихотворение «Отговорила роща золотая»)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Найдите в тексте стихотворения следующие средства художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, анафора, которые помогают нарисовать картину природы и состояние души лирического героя. Как и в стихотворении «Письмо матери» «Отговорила роща золотая» имеет кольцевое строение.

(Клип «Отговорила роща золотая»)

  «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком»,  - писал М. Горький о Есенине. Любовь «ко всему живому» на земле у Есенина рождала  замечательные стихотворения о  животных.

(Учащиеся читают стихотворение «Собаке Качалова»)

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

 

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

 

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

 

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

 

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

 

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви,  потерял веру в самых близких людей, острое чувство вины за то, что лирический  герой  не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, из-за непостоянного характера, безрассудного желания быть свободным от  нравственных  обязательств.

Еще резче контраст состояния души человеческой  в стихотворениях так называемого кабацкого цикла «Москва кабацкая».

(Учащиеся читают стихотворение «Все живое особой метой»)

Все живое особой метой

Отмечается с ранних пор.

Если не был бы я поэтом,

То, наверно, был мошенник и вор.

 

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

 

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет».

 

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.

 

Золотая, словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

 

Как тогда, я отважный и гордый,

Только новью мой брызжет шаг...

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа.

 

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет!»

(Клип «Мне осталась одна забава»)

 

Жизнь оборвалась печально, трагически, нелепо, безбожно…

(Учащиеся читают стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»)

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

 

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

И все-таки он останется в нашей  памяти прекрасным   поэтом, писавшим  пронзительные, яркие, запоминающиеся,  сердечные стихи…

( Клип  «Не жалею, не зову, не плачу»)

В заключение нашей встречи мне хотелось бы задать вам несколько вопросов.

Что нового о творчестве Сергея Александровича Есенина вы узнали?

Какие стихотворения вам понравились больше всего?

Как вы оцениваете  работу своих товарищей? Свою работу?

 

 

 

 

 

 


 

Казенное общеобразовательное учреждение

Казенное общеобразовательное учреждение

С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта; - развивающие: развитие интереса к личности и творчеству

С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта; - развивающие: развитие интереса к личности и творчеству

Есть в мире искусства вещи, которые неразрывно связаны друг с другом

Есть в мире искусства вещи, которые неразрывно связаны друг с другом

Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным

Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным

Что мне прислала мать.

Что мне прислала мать.

Без причал Ты с головой

Без причал Ты с головой

Я б заставляла Прясть

Я б заставляла Прясть

Саданул под сердце финский нож

Саданул под сердце финский нож

В старомодном ветхом шушуне.

В старомодном ветхом шушуне.

Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы

Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы

Так я роняю грустные слова.

Так я роняю грустные слова.

Хозяин твой и мил и знаменит,

Хозяин твой и мил и знаменит,

То, наверно, был мошенник и вор

То, наверно, был мошенник и вор

Это к завтраму все заживет!» (Клип «Мне осталась одна забава»)

Это к завтраму все заживет!» (Клип «Мне осталась одна забава»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017