Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""
Оценка 5

Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы вводный34.doc
Урок литературы.  Обзор романа М. Горького «Мать» Цели   урока:  показать   на   примере   романа   изменение   взглядов   Горького;   дать понятие о «социалистическом реализме» как новом методе, открытом Горьким. Методические приемы: лекция с элементами беседы. Ход урока I. Слово учителя В романе «Мать» (1906) художественно отражается эстетика нового творческого метода   Горького,   писатель   обосновывает   новое   качество   реализма.   В   романе   показано распространение социалистических и революционных идей среди рабочих, выясняется их актуальность и перспективность, способность дать импульс личности к внутреннему росту. Горький работал над романом во время расставания с ницшеанством и увлечения социалистическими   идеями,   в   том   числе   «пролетарской   философией»   Богданова   — Луначарского, которая утверждала необходимость слияния социализма с религией. Но это была   «новая»   религия,   получившая   название   богостроительства.   Новый   бог   — «народушко». В него, в его неисчерпаемую духовную силу надо уверовать, заменив этой новой, пролетарской верой церковную религиозность, традиционную веру. Важной для Горького оказалась оценка романа Лениным, назвавшим его «очень своевременной   книгой»:   «Книга   нужная,   много   рабочих   участвовало   в   революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя   Высшую   похвалу   Горький   увидел   в   том,   что   роман   виделся   проводником революционных идей, соединяя «интеллигентскую» и «народную» мысль. II. Беседа по роману «Мать» — О чем роман? (Роман   «Мать»   —   о   двух   путях   в   революцию,   в   «завтрашний   день»:   пути разума, социальной и кровавой переделки мира, и пути сердца, обретения нового бога и тем самым переделки себя. В финале эти пути (сына и матери) сливаются воедино: «Душу воскресшую не убьют!») — Кто, с вашей точки зрения, является главным героем романа?  (Обсуждение вариантов. Вывод: И все же Горький назвал свой роман «Мать», тем самым, видимо, обозначив главного   героя   и   высказав   тем   самым   свою   позицию.   Предметом   изображения   в романе становится частная жизнь Пелагеи Ниловны Власовой, история ее духовного пути и нравственного воскресения.) — Какое значение имеет образ Ниловны? (В образе Ниловны раскрывается  идея социального переустройства  мира на основе добра и справедливости. Путь нравственного восхождения Ниловны начинается из­за   ее   желания   приобщиться   к   делу   сына,   к   революционной   борьбе,   которая мыслится ей по­своему, в религиозно­эмоциональном плане.) Комментарий учителя: Вспомним   «идеологический»   роман   Достоевского   «Преступление   и   наказание». Писатель показал губительность попыток подчинения живой жизни любой теоретической схеме, любой идее, трагически неразрешимый внутренний конфликт человека, одержимого «идеей». Горький обращается к сходной проблематике. Его интересует, какие перспективы откроются  перед  человеком, приобщившимся  к социалистической  идее.  Именно в этой идее   Горький   видит   способ   преодоления   социальной   несправедливости,   перспективы внутреннего   роста   личности.   Таким   образом,   Горький   вступает   с   Достоевским   в творческую полемику. — Как развивается сюжет романа? (Экспозиция — жизнь семьи Власовых, отличается статикой. Дни и годы идут однообразно и неизменно примитивно. Движение начинается, когда мать замечает, что   «сын   ее   становится   непохожим   на   фабричную   молодежь...   что   он сосредоточенно и упрямо выплывает куда­то в сторону из темного потока жизни» Процесс   становления   Павла   как   революционера   происходит   как   бы   за   кадром повествования.   Его   образ   воплощает   цель   конечного   развития   человека,   как   она мыслится писателем.) — Как ведется повествование в романе? (Горький ориентируется на точку зрения героини. Мы видим происходящее как будто   ее   глазами.   Писатель   многократно   подчеркивает   это:   «она   знала»,   «ей казалось», «она замечала», «иногда она думала». Главным объектом художественного исследования,   таким   образом,   становится   сознание   матери.   Возникают   два композиционных   плана:   объективная   действительность   и   сознание,   стремящееся постигну эту действительность.) — Каким образом воспринимает мир Пелагея Ниловна? (Ниловна воспринимает  мир романтически, что характерно для растущего, становящегося сознания. Действительность делится для нее на два мира: соратники Павла   —  красивые   внешне   и   внутренне   люди,  и   его   враги   —  бесцветные,   лишенные индивидуальности маски.) — Какая авторская мысль воплощается в образе матери? (Мать   —   в   центре   повествования.   Это   дает   писателю   возможность сопоставить конкретные социальные  идеи с вечными  идеалами материнства. Идеи Павла   воспринимаются   Ниловной   не   как   абстрактная   истина,   а   как   близкая   и понятная   правда   жизни,   принесенная   сыном.   Мир,   доступный   сознанию   Ниловны, расширяется от слободки до глобальных масштабов, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли». Ниловна чувствует   возможность   изменить   и   улучшить   мир,   встав   рядом   с   сыном   и   его товарищами.) — Каков путь Ниловны? (Мир   изменяется   для   героини   и   в   социальном   плане   Она   проходит   путь неграмотной,   забитой   женщины   до   сознательного   революционера.   Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. Они изображаются для того, чтобы обосновать закономерность становления сознания героев.) — В чем же заключается новое качество реализма у Горького? (В том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности   на   человека,   но   обосновывает   неизбежность   и   необходимость обратного влияния: человека на действительность.) III. Заключительное слово учителя В   финальной   сцене   —   сцене   ареста   —   заключена   кульминация   философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и вести их за собой.   Так   Горький   подходит   к   новому   качеству   реализма:   революционная   борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, а как возможность личности активно влиять на обстоятельства, формировать и изменять их в своих целях. Домашнее задание Подготовка к сочинению по творчеству А. М. Горького.

Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""

Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""

Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""

Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""

Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""

Урок литературы на тему : " Обзор романа М.Горького "Мать""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018