Урок литературы на тему : " Ораз Ниловны в романе Горького "На дне""
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы вводный36.doc
Урок литературы.
Образ Ниловны в романе «Мать»
I. Проверка домашнего задания
Выступление учащихся по поводу спора Павла Власова с Рыбиным. Анализ спора о
сердце и разуме как о правде и вере.
II. Слово учителя
Не случайно Горький назвал свой роман «Мать». Безусловно, этим писатель хотел
показать, что именно Пелагея Ниловна является ключевой фигурой произведения. Ее
портрет напоминает русских женщин из народа, милых и добрых, но с печатью страха и
молчания: для самого писателя образ матери священен, ведь она дает жизнь, благословляет
своих детей на добрые дела.
Для чего Горький ввел в свой роман образ матери? Наверное, для того, чтобы
показать ее сознательный приход в революцию; показать приход человека страдающего,
обезличенного, душевным оплотом которого был только Бог. Горький доказывает
эволюцией героини, что в сознании русского человека можно соединить революцию и Бога.
Русская женщина, щедрая на любовь, не понимала и не подозревала, какой выбор она
сделала, подменив правду Бога правдой сына.
III. Обсуждение образа Ниловны
Учащиеся делятся своими впечатлениями, пользуясь подготовленным дома
материалом. Зачитывают отрывки текста, приводят цитаты, подтверждающие их суждения.
Делают выводы.
Вопросы учителя (работа с текстом)
1. Что собой представляет жизнь Ниловны в начале романа?
2. На что жалуется главная героиня? («Все у меня выбито, заколочена душа
наглухо, ослепла, не слышит».)
3. Изменение мира Ниловны, «преображение» ее души.
4. В каких обстоятельствах русская женщина опирается на религиозные чувства?
(«Иисус Христос, помилуй нас...» — глава 6я; «Насчет Господа — вы бы
поосторожнее» — глава 11я; «Молилась без слов...» — глава 14я и т. д.)
5. Как меняется отношение Ниловны к Богу? С чем связана такая перемена? («Не
молясь Богу, начала прибирать комнату» — глава 1я; «Незаметно для нее она стала
меньше молиться, но все больше думала о Христе» — глава 8я; «Давно не возникавшее
желание молиться волновало ее» — глава 28я.)
6. Речь Ниловны после демонстрации.
7. В чем смысл новой веры, к которой пришла героиня романа? («Ей вспомнились
следы забытых молитв, зажигая новой верой, она бросала их из своего сердца точно
искры... Ведь это — как новый бог родится людям! Все — для всех, все — для всего...
все дети одной матери — правды» — глава 28я.)
IV. Итог урока
К концу романа Ниловна считает, что правда сына воскресила ее душу, а дружба
«детей» — и рабочих, и городской интеллигенции, — согрела ее пламенем искренней
любви. Не случайно в финальной сцене Ниловна говорит жандарму и народу: «душу
воскресшую не убьют... морями крови не угасят правды». Домашнее задание
Подготовить письменные ответы на следующие вопросы:
1. В чем Ленин видел пользу романа Горького?
2. Назовите «сильные» и «слабые» страницы романа. Почему их можно так
назвать?
3. В чем связь Рахметова с Павлом Власовым?
Урок литературы на тему : " Ораз Ниловны в романе Горького "На дне""
Урок литературы на тему : " Ораз Ниловны в романе Горького "На дне""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.