Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""
Оценка 4.6

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы вводный40.doc
Урок литературы.  Стихотворение А. А. Блока «Незнакомка» Цели урока: показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; дать анализ стихотворения Блока «Незнакомка». Оборудование урока: репродукции картин Врубеля. Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений. I. Проверка домашнего задания Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прекрасной Даме». Ход урока II. Слово учителя «Лирическая   уединенность»,   «одиночество»   Блока,   в   атмосфере   которых создавались   «Стихи   о   Прекрасной   Даме»,   постепенно   отступают   перед   явлениями реальности. В последнем разделе первой книги, в «Распутьях» (1902—1904), появляются новые  темы, новые  образы, непривычные  для романтического ореола  поэта. Прочитаем стихотворение 1903 года «Фабрика». «Грубый чекан этих ударяющих, как молот кузнеца, строк   был   так   непривычен   под   пером   поэта   «Прекрасной   Дамы»,   —   вспоминал впоследствии редактор журнала, где публиковались стихи из первой книги Блока. В поэзию Блока входит тема город тема города, социальной несправедливости. Образ   нищих   рабочих   с   их   «измученными   спинами»   обобщен,   как   и   образ противопоставленного   ему   зла:   «Недвижный   кто­то,   черный   кто­то   /   Людей   считает   в тишине».   Образ   лирического   героя   еще   над   происходящим:   «Я   слышу   все   с   моей вершины». Возникает чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении. Уродства «страшного   мира»   показываются   символически,   здесь   особую   роль   играет   цвет.   В символике   цвета   у   Блока   желтый   обозначает   увядание,   тление;   черный   —   тревожное, гибельное,   катастрофическое.   Постепенно   вызревает   мысль,   сформулированная   Блоком позже:   «Одно   только   делает   человека   человеком:   знание   о   социальном   неравенстве». Подлинная жизнь с ее остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. Отсюда настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. Эта тема определила образное содержание второй книги стихов. Лирика второго тома (1904—1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Соловьева, от идеала мировой гармонии, но не потому, что поэт разочаровался в этом идеале. Он навсегда остался той «тезой», с которой начался его творческий путь. События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия,   вступающая   в   конфликт   с   «несмутимой»   душой   Мира,   как   «антитеза», противостоящая   «тезе».   Поэт   изображает   сложный,   противоречивый   мир   людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему происходящему. Это и события   революции,   которую   он   воспринимал,   подобно   другим   символистам,   как проявление   народной   разрушительной   стихии,   как   борьбу   с   царством   социального бесправия, насилия в пошлости. III.   Чтение   стихотворений   «Вися   над   городом   всемирным...»,   «Митинг», «Сытые» Лирический герой не считает себя достойным оказаться среди тех, кто выступает на защиту угнетенных («Барка жизни встала...», 1904): «Вот они далеко, / Весело плывут. / Только нас с тобою, / Верно, не возьмут!». Здесь намечается одна из главных проблем в творчестве Блока — народ и интеллигенция. Происходит некое «раздвоение», противоречие в душе самого поэта: теперь он замкнут в себе, теряет связь с миром, в котором все заранее исчислено, измерено, все повторяется. Память не хочет подчиняться законам бездушного существования, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ   «Незнакомки».   Сам   поэт   считал,   что   этот   образ   —   антитеза   Прекрасной   Дамы: «никакого перехода от одного образа в другой нет». IV. Анализ стихотворения «Незнакомка» Стихотворение «Незнакомка» (1906) — один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок   Озерки.   Многое   в   стихотворении   прямо   перенесено   отсюда:   скрип   уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы — все убожество, скука, пошлость. Блок   объяснял   и   то,   где   он   видел   Незнакомку   —   оказывается,   на   картинах   Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал демона, но всякий делает то, что ему назначено...». Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый — тревожное. Прочитаем стихотворение. — Как построено стихотворение, какова его композиция?  Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных   друг   в   друге.   Первая   часть   рисует   картину   самодовольной,   разнузданной пошлости, знаками которой выступают художественные детали. Начало передает общую атмосферу и ее восприятие лирическим героем: По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Каковы особенности образов? Отметим   оксюморонность   образа:   объединены   противоположные   по   смыслу эпитеты «весенний» и «тлетворный». Пошлая обыденность изображается иронически: И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг... Пошлость   заражает   своим   тлетворным   духом   все   вокруг.   Даже   луна,   вечный символ   любви,   спутник   тайны,   романтический   образ   делается   плоским,   как   шутки «испытанных остряков»: А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. — Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Вторая часть стихотворения — переход к другой картине, противопоставленной пошлости   первой.   Мотив   этих   двух   строф   —   смиренное   отчаяние,   одиночество лирического героя: И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен. Этот «друг единственный» — отражение, второе «Я» героя. А вокруг лишь сонные лакеи и «пьяницы с глазами кроликов». — Обратим внимание на лексику этих двух строф. В чем ее особенности? Лексика первой строфы («И каждый вечер друг единственный...») высокая сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы («А рядом у соседних столиков...»)   —   низкая   («лакеи»,   «торчат»,   «пьяницы»,   «кричат»),   тяготеет   к   лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. — Как изображается заглавная героиня стихотворения? Заглавный образ возникает во второй части. Но, кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. В третий раз строка начинается со слов «И каждый вечер...» (анафора). Постоянна пошлость, изображенная в первой части, но постоянно и прекрасное видение,   мечта,   недоступный   идеал:   «Иль   это   только   снится   мне?»   Героиня   лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ исполнен   поэтической   прелести,   отгорожен   от   грязи   действительности   возвышенным восприятием лирического героя: И веют древними поверьями Ее упруги шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. — Как соотносится образ Незнакомки с образом лирического героя? Таинственная   незнакомка   чужда   окружающей   реальности,   это   воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку — и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ: И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие, бездонны Цветут на дальнем берегу. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала: В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино — и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве. —  Обратим   внимание   на   выразительную   инструментовку   блоковского   стиха. Найдите примеры звукописи. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерации),   создающей   ощущение   воздушности   образа:   «И   кАждый   вечер,   в   чАс нАзнАченный...»;   «девичий   стАн,   шелкАми   схвАченный,   /   В   туманно(А)м   движется(А) о(А)кне...»   и   далее.   Ассонансы   на   «у»   придают   утонченность   образу   Незнакомки:   «И вею(У)т древними поверьями / Ее УпрУгие шелка, / И шляпа с траУрными перьями. / И в кольцах Узкая рУка». — Найдите примеры противопоставления образов. Найдем противоположные образы в частях стихотворения: «Горячий воздух дики глух»   —   «дыша   духами   и   туманами»;   «женский   визг»   —   «девичий   стан»; «бессмысленный...   диск»   луны   —   «солнце»;   «скука   загородных   дач»   —   «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души; «бессмысленный... диск» — «истина». Прочитаем   стихотворение   еще   раз,   чтобы   уже   по­новому   насладиться   его звучанием и глубиной смысла. V. Практикум по поэзии А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» — ранняя утренняя заря — те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь». А. Блок. Предисловие к сборнику стихов  «Земля в снегу», 1908. 1.  В.  Брюсов  в  рецензии на  один  из ранних   поэтических  сборников  Блока  писал:  «А. Блок... поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремится быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы». Согласны   ли   вы   с   этой   оценкой?   Аргументируйте   свой   ответ   наблюдениями   над художественным своеобразием «Стихов о Прекрасной Даме». 2.   Своими   конкретными   наблюдениями   о   художественном   своеобразии   «Стихов   о Прекрасной   Даме»   подтвердите   точность   выводов   известного   исследователя   творчества Блока   Н.   Г.   Минца   («Блок   и   русский   символизм»,   1980):   «Эти   стихи   подразумевают множественное прочтение. Они должны быть одновременно осознаны и как художественно точное   отображение   вполне   «земных   реальных   (даже   имеющих   прототипов)   героев,   их взаимоотношений,   переплетений   страстных   эмоций   и   т.   д.,   и   как   символическое развертывание космически универсального мифа о путях земного воплощения души мира. При   первом   прочтении   «Стихи   о   Прекрасной   Даме»   предстанут   как   собрание   вполне самостоятельных,   хотя   и   отличающихся   удивительным   единством   эмоций   и   стиля лирических стихотворений, при втором — в них раскроется единое повествование, а каждое стихотворение окажется его частью, соотнесенной с целым и получающей от него глубинные смыслы». 3. Проследите, как меняется образ Прекрасной Дамы от носительницы  Божественного начала,   Вечной   Женственности   до   очеловеченного   облика,   опоэтизированного   в   чертах любимой. Аргументируйте свой ответ цитатами из произведений поэта. 4. Составьте словарь основных символов, к которым часто прибегает Блок, особенно в ранний период своего творчества. 5.   Проанализируйте   стихотворения   Блока   и   Брюсова,   посвященные   городу.   Сравните образный строй, детали в описании городского пейзажа. Найдите общее и индивидуальное в поэтике этих художников, особенно в словесной символике. Назовите стихотворения Блока, в которых проявились очертания социальных отношений, нашли отзвук события 1905 года. Проанализируйте их. Домашнее задание 1. Выучить стихотворение «Незнакомка» наизусть; 2. Выбрать и прочитать стихотворения Блока о России.

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""

Урок литературы на тему : " Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018