Метафоричность названия
повести А. И. Куприна «Поединок»
Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в повести.
Методические приемы: сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.
Урок литературы номер девять.
Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в повести.
Методические приемы: сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.
Урок литературы номер девять.
Урок литературы.
Метафоричность названия
повести А. И. Куприна «Поединок»
Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в
повести.
Методические приемы: сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая
беседа.
I. Проверка домашнего задания
Авторские идеалы выражают герои, противопоставленные основной массе —
Ромашов и Назанский. Этих героев представляют несколько учеников (по группам):
портретная характеристика, отношения с людьми, взгляды, отношение к службе и т. д.
Ход урока
II. Характеристика образа Назанского
План характеристики:
1. Первые упоминания о Назанском.
2. Встреча Ромашова и азанского.
3. Портрет героя.
4. Роль интерьера.
5. Темы размышлений Назанского.
6. Роль пейзажа в характеристике образа Назанского.
7. Рассуждения Назанского о любви.
8. Автор и его герой.
О Назанском мы узнаем из разговора и Ромашова (глава IV): это «отпетый
человек», он «увольняется в отпуск на один месяц по домашним обстоятельствам... Это
значит запил»; «такие офицеры — позор для полка, мерзость!». В V главе — описание
встречи Ромашова и Назанского. Мы видим сначала «белую фигуру и золотоволосую
голову» Назанского, слышим его спокойный голос, знакомимся с его жилищем: «Комната у
Назанского была еще беднее, чем у Ромашова. Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая,
вся вогнувшаяся дугой кровать, такая тощая, точно на ее железках лежало всего одно
только розовое пикейное одеяло; у другой стены — простой некрашеный стол и две грубых
табуретки...». Все это, да еще прямой взгляд «задумчивых, прекрасных голубых глаз»
противоречит тому, что о нем говорили Николаевы. Назанский рассуждает «о возвышенных
материях», философствует, а это, с точки зрения окружающих, — «чепуха, праздная и
нелепая болтовня». Он думает о «любви, о красоте, об отношениях к человечеству, о
природе, о равенстве и счастии людей, о поэзии, о Боге». Это для него «время... свободы
духа, воли, ума». Он чувствует чужую радость и чужую скорбь.
Описание пейзажа, таинственной ночи, открывающейся из окна, согласно его
возвышенным словам: «в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой
тишине, темноте, в этих преувеличению ярких и точно теплых звездах — чувствовалось
тайное и страстное брожение, угадывалась жажда материнства и расточительное
сладострастие земли, растений, деревьев — целого мира». Лицо Назанского кажется
Ромашову «красивым и интересным»: золотые волосы, высокий чистый лоб, шея
благородного рисунка, массивная и изящная голова, похожая на голову одного из
греческих героев или мудрецов, ясные голубые глаза, смотрящие «оживленно, умно и
кротко». Правда, это описание почти идеального героя заканчивается разоблачением:«только очень опытный взгляд различил бы в этой кажущейся свежести... результат
алкогольного воспаления крови».
Мечтая о «грядущей богоподобной жизни», Назанский прославляет могущество и
красоту человеческого разума, восторженно призывает уважать человека, увлеченно
говорит о любви и выражает при этом взгляд самого автора: «Она — удел избранников...
любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». Любовь по
Куприну — талант сродни музыкальному. Куприн разовьет эту тему позже в рассказе
«Гранатовый браслет», причем многое из того, что сказал Назанский, прямо перейдет в
рассказ.
В страстных речах Назанского много желчи и злости, мысли о необходимости
борьбы против «двухголового чудовища» — полицейского режима в стране, предчувствий
неотвратимости глубоких социальных потрясений: «Чем громаднее было насилие, тем
кровавее будет расправа». Он противник военной службы и вообще армии, осуждает
зверское обращение с солдатами (глава ХХI). Обличительные речи Назанского исполнены
открытого пафоса. Это своеобразный поединок героя с бессмысленной и жестокой
системой. Некоторые высказывания этого героя, как позднее сказал сам Куприн, «звучат
как граммофон», но они дороги писателю, который вложил в Назанского многое, что
волновало его самого.
Комментарий учителя:
В высказываниях Назанского многие критики отмечают черты вульгаризованного
ницшеанства: «любовь к человечеству выгорела из человеческих сердец. На смену ей идет
новая, божественная вера... Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему
всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств... Настанет время, и великая вера
в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет
ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди
станут богами…» (глава ХХI).
Вопросы для обсуждения:
— Как вы считаете, есть ли основания называть Назанского «ницшеанцем»?
— Как вы думаете, зачем вообще понадобился в «Поединке» рядом с Ромашовым
такой герой?
III. Характеристика образа Ромашова
План:
1. Ромашов и Назанский.
2. Портрет Ромашова.
3. Поступки героя.
4. Что привлекает в Ромашове?
5. Внутренние противоречия героя.
6. Ромашов и Хлебников.
7. Ромашов и Шурочка Николаева.
Поручик Ромашов, главный герой «Поединка», заражается настроениями и
мыслями Назанского. Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста.
Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного
роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без
начала, но с трагическим концом.
Портрет героя внешне невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя довольно
силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен.
Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты исправедливости. Например, «неожиданно для самого себя» защищает татарина
Шарафутдинова, не понимающего порусски, от оскорбляющего его полковника (глава I).
Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить унтерофицер (глава Х). Он
одерживает верх даже над звероподобным пьяным БекАгамаловым, когда тот едва не
зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры: «с силой, которой он
сам от себя не ожидал, схватил БекАгамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд
оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга... он уже чувствовал, что
безумный с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и
невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит
победителем в этой игре» (глава ХVIII). Во всех этих поединках Ромашов оказывается на
высоте.
Ромашов мечтательная, романтическая натура, он склонен к рефлексии. У него
была «немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям,
думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов». Привлекательны в герое
душевная мягкость, доброта, врожденное чувство справедливости. Все это резко отличает
его от остальных офицеров полка. Столкновение человека и офицера сначала происходят в
самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается
в открытый поединок с Николаевым и со всем офицерством. Ромашов постепенно
освобождается от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным
моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе,
его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова
«ошеломило и потрясло неожиданнояркое сознание своей индивидуальности», и он по
своему восстал против обезличивания человека на военной службе, в защиту рядового
солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды
между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту сменяются у него совершенной
апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!»
Чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни угнетает его. Во время
разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и
сострадание к нему (глава ХVI). Неожиданно для восстает против самого Бога,
допускающего зло и несправедливость (еще один поединок, может быть, самый главный).
«С этой ночи в Ромашове произошел глубокий душевный надлом», Он замкнулся в себе,
сосредоточился на своем внутреннем мире, твердо решил порвать с военной службой,
чтобы начать новую жизнь: «все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют
только три гордых признания человека: наука, искусство и свободный физический труд».
Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке
Николаевой. Милая, женственная Шурочка, в которую влюблен и Назанский, по существу
виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчет, властолюбие, двоедушие, «какая
то злая и гордая сила», изворотливость Шурочки не замечаются влюбленным Ромашовым.
Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться» — и Ромашов соглашается ради
нее на поединок, которого можно было избежать.
IV. О психологизме повести
Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть «Поединок» — «явление
большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение
«ужаса и скуки военной жизни» сочеталось с большой достоверностью в раскрытии
психологии человека, переживающего серьезный нравственный перелом, в изображении
ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков».
— Согласны ли вы с тем, что повесть «Поединок» отличается «большой
достоверностью в раскрытии психологии человека»? Если да, то какие особенности
повествования свидетельствуют об этом?— Кто из героев переживает «серьезный нравственный перелом»? С чем он связан?
V. Обсуждение смысла названия повести
— Каково значение названия повести?
(Поединки, о которых мы уже говорили, закономерно и неизбежно приводят к
развязке. К последнему поединку. Дуэль Ромашова с Николаевым не описывается в
повести. О гибели Ромашова сообщают сухие, официальные, бездушные строчки
рапорта штабскапитана Дица (глава ХХIII). Этот поединок, гибель героя предрешены:
Ромашов слишком отличается от всех, чтобы выжить в этом обществе. Несколько
раз в повести упоминаются дуэли, нагнетается тягостная, душная обстановка. В ХIХ
главе описывается, как пьяные офицеры тянут похоронный напев, и чистые звуки
панихиды вдруг перебиваются «ужасным, циничным ругательством» Осадчего.
Оскорбленный Ромашов пытается образумить людей. После этого и разыгрывается
скандал, приведший к тому, что Ромашов вызывает Николаева на дуэль. Но название
имеет и метафорический, символический смысл.)
VI. Заключительное слово учителя
Куприн писал: «Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и
юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всем, что я испытал и
видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию».
Повесть — поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке
личность и убивающей самого человека. В 1905 году эта повесть, конечно, была воспринята
революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания
повесть остается призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской
любви.
Домашнее задание
Перечитать рассказ «Гранатовый браслет».