Урок литературы на тему: " Метафоричность названия повести А.И. Куприна "Поединок""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в повести. Методические приемы: сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. Урок литературы номер девять. Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в повести. Методические приемы: сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. Урок литературы номер девять.
Иконка файла материала Урок литературы вводный8.doc
Урок литературы. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в повести. Методические приемы:  сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. I. Проверка домашнего задания Авторские   идеалы   выражают   герои,   противопоставленные   основной   массе   — Ромашов   и   Назанский.   Этих   героев   представляют   несколько   учеников   (по   группам): портретная характеристика, отношения с людьми, взгляды, отношение к службе и т. д. Ход урока II. Характеристика образа Назанского План характеристики: 1. Первые упоминания о Назанском. 2. Встреча Ромашова и азанского. 3. Портрет героя. 4. Роль интерьера. 5. Темы размышлений Назанского. 6. Роль пейзажа в характеристике образа Назанского. 7. Рассуждения Назанского о любви. 8. Автор и его герой. О   Назанском   мы   узнаем   из   разговора   и   Ромашова   (глава  IV):   это   «отпетый человек», он «увольняется в отпуск на один месяц по домашним обстоятельствам... Это значит запил»; «такие офицеры — позор для полка, мерзость!». В  V  главе — описание встречи   Ромашова   и   Назанского.   Мы   видим   сначала   «белую   фигуру   и   золотоволосую голову» Назанского, слышим его спокойный голос, знакомимся с его жилищем: «Комната у Назанского была еще беднее, чем у Ромашова. Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая, вся вогнувшаяся дугой кровать, такая тощая, точно на ее железках лежало всего одно только розовое пикейное одеяло; у другой стены — простой некрашеный стол и две грубых табуретки...».   Все   это,   да   еще   прямой   взгляд   «задумчивых,   прекрасных   голубых   глаз» противоречит тому, что о нем говорили Николаевы. Назанский рассуждает «о возвышенных материях», философствует, а это, с точки зрения окружающих, — «чепуха, праздная и нелепая  болтовня». Он  думает  о  «любви,  о  красоте,  об отношениях  к  человечеству,   о природе, о равенстве и счастии людей, о поэзии, о Боге». Это для него «время... свободы духа, воли, ума». Он чувствует чужую радость и чужую скорбь. Описание   пейзажа,   таинственной   ночи,   открывающейся   из   окна,   согласно   его возвышенным словам: «в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой тишине, темноте, в этих преувеличению ярких и точно теплых звездах — чувствовалось тайное   и   страстное   брожение,   угадывалась   жажда   материнства   и   расточительное сладострастие   земли,   растений,   деревьев   —   целого   мира».   Лицо   Назанского   кажется Ромашову   «красивым   и   интересным»:   золотые   волосы,   высокий   чистый   лоб,   шея благородного   рисунка,   массивная   и   изящная   голова,   похожая   на   голову   одного   из греческих   героев   или   мудрецов,   ясные   голубые   глаза,   смотрящие   «оживленно,   умно   и кротко».   Правда,   это   описание   почти   идеального   героя   заканчивается   разоблачением:«только   очень   опытный   взгляд   различил   бы   в   этой   кажущейся   свежести...   результат алкогольного воспаления крови». Мечтая о «грядущей богоподобной жизни», Назанский прославляет могущество и красоту   человеческого   разума,   восторженно   призывает   уважать   человека,   увлеченно говорит о любви и выражает при этом взгляд самого автора: «Она — удел избранников... любовь   имеет   свои   вершины,   доступные   лишь   единицам   из   миллионов».   Любовь   по Куприну —  талант сродни  музыкальному.  Куприн  разовьет эту тему  позже  в  рассказе «Гранатовый браслет», причем многое из того, что сказал Назанский, прямо перейдет в рассказ. В  страстных   речах   Назанского   много  желчи  и   злости,  мысли   о  необходимости борьбы против «двухголового чудовища» — полицейского режима в стране, предчувствий неотвратимости   глубоких   социальных   потрясений:   «Чем   громаднее   было   насилие,   тем кровавее   будет   расправа».   Он   противник   военной   службы   и   вообще   армии,   осуждает зверское обращение с солдатами (глава ХХI). Обличительные речи Назанского исполнены открытого   пафоса.   Это   своеобразный   поединок   героя   с   бессмысленной   и   жестокой системой. Некоторые высказывания этого героя, как позднее сказал сам Куприн, «звучат как   граммофон»,   но   они   дороги   писателю,   который   вложил   в   Назанского   многое,   что волновало его самого. Комментарий учителя: В высказываниях Назанского многие критики отмечают черты вульгаризованного ницшеанства: «любовь к человечеству выгорела из человеческих сердец. На смену ей идет новая,   божественная   вера...   Это   любовь   к   себе,   к   своему   прекрасному   телу,   к   своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств... Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами…» (глава ХХI). Вопросы для обсуждения: — Как вы считаете, есть ли основания называть Назанского «ницшеанцем»? — Как вы думаете, зачем вообще понадобился в «Поединке» рядом с Ромашовым такой герой? III. Характеристика образа Ромашова План: 1. Ромашов и Назанский. 2. Портрет Ромашова. 3. Поступки героя. 4. Что привлекает в Ромашове? 5. Внутренние противоречия героя. 6. Ромашов и Хлебников. 7. Ромашов и Шурочка Николаева. Поручик   Ромашов,   главный   герой   «Поединка»,   заражается   настроениями   и мыслями   Назанского.   Это   типичный   купринский   образ   правдоискателя   и   гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без начала, но с трагическим концом. Портрет героя внешне невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты исправедливости.   Например,   «неожиданно   для   самого   себя»   защищает   татарина Шарафутдинова, не понимающего по­русски, от оскорбляющего его полковника (глава I). Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить унтер­офицер (глава Х). Он одерживает  верх даже над звероподобным  пьяным Бек­Агамаловым,  когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры: «с силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек­Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба   офицера,   не   моргая,   пристально   глядели   друг   на   друга...   он   уже   чувствовал,   что безумный с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре» (глава ХVIII). Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте. Ромашов мечтательная, романтическая натура, он склонен к рефлексии. У него была «немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать  о себе  в  третьем  лице,  словами  шаблонных  романов». Привлекательны   в герое душевная мягкость, доброта, врожденное чувство справедливости. Все это резко отличает его от остальных офицеров полка. Столкновение человека и офицера сначала происходят в самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается в   открытый   поединок   с   Николаевым   и   со   всем   офицерством.   Ромашов   постепенно освобождается   от   фальшивого   понимания   чести   офицерского   мундира.   Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его   внутренний   монолог   в   защиту   прав,   достоинств   и   свободы   человека.   Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно­яркое сознание своей индивидуальности», и он по­ своему  восстал  против  обезличивания  человека  на военной службе,  в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту сменяются у него совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!» Чувство   нелепости,   сумбурности,   непонятности   жизни   угнетает   его.   Во   время разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и сострадание   к   нему   (глава   ХVI).   Неожиданно   для   восстает   против   самого   Бога, допускающего зло и несправедливость (еще один поединок, может быть, самый главный). «С этой ночи в Ромашове произошел глубокий душевный надлом», Он замкнулся в себе, сосредоточился   на   своем   внутреннем   мире,   твердо   решил   порвать   с   военной   службой, чтобы начать новую жизнь: «все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых признания человека: наука, искусство и свободный физический труд». Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой. Милая, женственная Шурочка, в которую влюблен и Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчет, властолюбие, двоедушие, «какая­ то злая и гордая сила», изворотливость Шурочки не замечаются влюбленным Ромашовым. Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться» — и Ромашов соглашается ради нее на поединок, которого можно было избежать. IV. О психологизме повести Литературовед   И.  А.  Питляр  утверждал,   что  повесть  «Поединок»   —  «явление большого   реалистического   искусства,   в   котором   беспощадно   правдивое   изображение «ужаса   и   скуки   военной   жизни»   сочеталось   с   большой   достоверностью   в   раскрытии психологии   человека,   переживающего   серьезный   нравственный   перелом,   в   изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков». —  Согласны   ли   вы   с   тем,   что   повесть   «Поединок»   отличается   «большой достоверностью   в   раскрытии   психологии   человека»?   Если   да,   то   какие   особенности повествования свидетельствуют об этом?— Кто из героев переживает «серьезный нравственный перелом»? С чем он связан? V. Обсуждение смысла названия повести — Каково значение названия повести? (Поединки, о которых мы уже говорили, закономерно и неизбежно приводят к развязке. К последнему поединку. Дуэль Ромашова с Николаевым  не описывается в повести.   О   гибели   Ромашова   сообщают   сухие,   официальные,   бездушные   строчки рапорта штабс­капитана Дица (глава ХХIII). Этот поединок, гибель героя предрешены: Ромашов слишком отличается от всех, чтобы выжить в этом обществе. Несколько раз в повести упоминаются дуэли, нагнетается тягостная, душная обстановка. В ХIХ главе   описывается,   как   пьяные   офицеры   тянут   похоронный   напев,   и   чистые   звуки панихиды   вдруг   перебиваются   «ужасным,   циничным   ругательством»   Осадчего. Оскорбленный Ромашов пытается образумить людей. После этого и разыгрывается скандал, приведший к тому, что Ромашов вызывает Николаева на дуэль. Но название имеет и метафорический, символический смысл.) VI. Заключительное слово учителя Куприн   писал:   «Всеми   силами   моей   души   я   ненавижу   годы   моего   детства   и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всем, что я испытал и видел,   я   должен   написать.   И   своим   романом   я   вызову   на   поединок   царскую   армию». Повесть — поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 году эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остается призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви. Домашнее задание  Перечитать рассказ «Гранатовый браслет».

Посмотрите также