Тема урока
Духовные ценности в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»
( урок литературы в 6 классе)
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11»
Петрова Татьяна Юрьевна
Планируемые результаты:
1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных ориентаций; сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Предметные: раскрыть содержание понятия духовные ценности, определить смысл названия рассказа; определить, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика. Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее. Воспитывать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.
3. Метапредметные:
-познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий; сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;
-регулятивные: сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление).
Форма урока: заключительный урок по произведению.
Метод обучения: проблемный. Постановка проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Методические приёмы: технология проблемного диалога, элементы исследовательской деятельности, поисковый метод (работа по тестам), беседа по вопросам, приём прогнозирования, приём «Закончи предложение», приём «Синквейн».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, книги В.Г. Распутина, презентация «Распутин В.Г.», вопросы, презентация «Синквейн», тест.
Цель:
раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина;
формировать умение анализировать художественное произведение;
развивать коммуникативные навыки учащихся;
продолжить работу по развитию речи школьников;
воспитывать у учащихся внимание к слову;
способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
На доске:
Автобиография - это описание своей жизни; литературный жанр, близкий мемуарам, но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутреннем мире автора.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (из словаря С.И.Ожегова).
Эпиграф: «Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…» В.Г.Распутин.
Организационный этап
- Тема нашего сегодняшнего урока «Духовные ценности в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского», который вы, я надеюсь, уже изучили. Произведение впервые было опубликовано в 1973 году. Как говорил сам Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
- Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица? (Рассказ ведётся от первого лица потому, что в нём очень много автобиографического. Распутин рассказал нам о себе, о событиях своей жизни, своего детства).
- Давайте прочитаем определение автобиографии. (Автобиография - это описание своей жизни; литературный жанр, близкий мемуарам, но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутреннем мире автора).
Мотивационный этап
- Обратите внимание на определение слова «духовность». (Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными).
- Всеми своими произведениями, которые вошли в золотой фонд русской литературы, Валентин Григорьевич говорит, что литература – это прежде всего воспитание чувств доброты, чистоты, благородства. Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в рассказе "Уроки французского", выявить авторскую позицию и вашу точку зрения, будем учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.
Показ презентации «Распутин В.Г.»
Актуализация знаний
- Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры. Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе. А эпиграфом к уроку я взяла слова В.Г. Распутина о главной задаче писателя: «Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…», которые выражают суть урока.
Постановка проблемы
- Как вы думаете, к кому обращена повесть В.Г. Распутина? (Повесть не написана специально для детей, она обращена и к взрослым, и к детям).
- Автор был старшим из троих детей, хорошо учился, но в деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.
- С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? (Мальчик привык учиться хорошо, но испытывал затруднения в изучении французского языка. В 11 лет у ребёнка началась самостоятельная жизнь, он очень тосковал по дому, а вокруг были чужие люди, чужая земля. Рассказчик постоянно голодал, ему хотелось есть даже во сне, но он не жаловался никому, не плакал).
- Что заставило мальчика играть на деньги? (Стала пропадать картошка, и ему нечего было кушать. Ребёнок болел малокровием, поэтому ему ежедневно необходимо было пить кружку молока, иначе начинала кружиться голова).
- Как рассказчик научился играть на деньги? (Ещё в деревне он придумывал игры на меткость, бросая камни в цель на меткость).
- А выигрывал ли мальчик у Вадика и Птахи? (Приноровившись к игре в «чику» и вспомнив ранее приобретённые навыки, он стал выигрывать).
- И что же произошло после выигрыша в один рубль? (Его избили, и нужно было объяснить учительнице последствия драки - разбитое лицо).
- Жаловался ли главный герой на трудности, на боль, на несправедливость в игре? (Никогда и никому).
- Что тяжелее всего было переносить мальчику в начале самостоятельной жизни? (Голод и одиночество).
- Как рассказчик относился к учёбе? (Ответственно, старательно, сознательно).
- Можно ли сказать, что он сам воспитывал себя? Приведите примеры? (Ребёнок преодолевает слабость при встрече с мамой и остаётся, когда та уже готова была забрать его домой. Он не ябедничает, когда его избивают ребята из компании Вадика и Птахи, и не пытается выяснить у тёти Нади, куда пропадает картошка, привезённая из деревни).
- Какие качества характера он проявляет в борьбе с жизненными трудностями? (Мужество, настойчивость, терпение, упорство, силу характера, нравственную стойкость, ответственность за свои поступки, стремление учиться).
- Какой можно сделать вывод о герое произведения? (Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским языком, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило).
Осмысление
- Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (вспомним, что мальчику в доме учительницы даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной…жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
- Я уверена, что каждый из вас также обладает вышеперечисленными нравственными качествами. И прежде, чем вы совершаете какой-либо поступок, думаете, а не будет ли он противоречить нормам нравственности. Потому что такие человеческие качества, как совесть, милосердие, добро, чувство долга никогда не устареют. Произведения В. Г. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.
- Вы, наверное, обратили внимание на скромную обстановку в доме мальчика и в школе. Никакой роскоши и излишеств вы не найдёте, ведь это послевоенные голодные годы, да и одежда тоже была одна на все случаи жизни. И тем не менее главный герой, преодолевая бытовые неурядицы, испытывая одиночество, постоянное чувство голода, не теряет достоинства и упрямо идёт к своей цели – стать образованным человеком.
- Я надеюсь, что каждый получил какой-то важный для вас жизненный урок, урок доброты, сострадания; обогатил свой духовный опыт мыслями автора, поступками героя произведения.
- А теперь мы с вами попробуем обратиться к приёму прогнозирования. Кем бы стал главный герой, если бы он влился в компанию Вадика и Птахи и, как и остальные ребята, подыгрывал старшим? Давайте озвучим примерный сценарий событий. (Распутин, скорее всего, уподобился бы игрокам, не стал бы писателем, а затерялся бы в толпе беспринципных людей, жаждущих лёгких денег, живущих одним днём, не имеющих внутреннего стержня и явно лишённых нравственных качеств.)
- Можно спрогнозировать и другую ситуацию, когда в первое время рассказчику было очень тяжело привыкнуть к жизни в чужом доме, и он хотел уехать с матерью домой. Но в последний момент ребёнок опомнился и вернулся в дом тёти Нади. Как сложилась бы дальнейшая жизнь главного героя, если бы он уехал с матерью в деревню? ( Скорее всего, он прожил бы всю жизнь в деревне, и его знания ограничились бы только небогатой местной библиотекой).
Выполнение тестовых заданий в парах со взаимопроверкой
- Перейдём к самостоятельной работе. Отметьте, пожалуйста, правильные варианты ответов. А теперь поменяйтесь друг с другом тестами и проверьте. Давайте вместе назовём правильные ответы тестовых заданий. Думаю, что вы все справились с этим заданием. (Озвучивание результатов). Молодцы!
Рефлексия
Приём «Рефлексивные вопросы».
- Что в изученном сегодня для вас самое главное?
- Какие новые мысли, чувства у вас появились?
- Какую пользу вы извлекли на этом уроке после нашей беседы?
- Вернёмся к эпиграфу. Как вы теперь его понимаете? (По словам В.Г.Распутина, человеческую душу можно построить. Мы понимаем, что это художественное средство, метафора, но, тем не менее каждый человек может работать над собой, воспитывая в себе нравственные качества, задумываясь над поступками, которые совершает).
- Лидия Михайловна понимает, что знание предмета, которое дает учитель, - это ещё не всё. Самое главное – это нравственные качества. А научить им нельзя – можно лишь помочь им развиться, но для этого необходим талант человечности, который и отличает настоящего педагога.
- По словарю С.Ожегова «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Что же мы можем отнести к нравственности? (Сочувствие, сострадание, любовь, бескорыстие, честность, скромность, искренность, силу воли, мужество, доброту, добросовестность, уважение человеческого достоинства, долг, ответственность). Вот как много понятий вложено в одно слово нравственность.
- Вернёмся к названию, которое придаёт описанному случаю из жизни обобщающее, философское значение. Это мысли взрослого уже человека, его духовная память. «Уроки французского» оказываются «уроками доброты» - так и назвал автор свою статью, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу.
- Но уроки здесь даёт и мать мальчика, которая, как настоящая мать, всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это. Ребёнок получает урок и от тети Нади: «Быть самостоятельным и самому заботиться о себе, не надеяться на окружающих». Вадик и Птаха дали свой урок: «Уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь, будь принципиальным». А Лидия Михайловна научила быть добрым и отзывчивым, любить людей. Благодаря её помощи мальчик чувствовал, что он не один. Учительница смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость и достоинство. А директор отчитывает Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником и увольняет, и это урок уже для учительницы.
- Попробуем составить синквейн по изученному произведению. Если вы не знакомы с таким приёмом, то я покажу вам, как может выглядеть синквейн по литературе. Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Составляется классический синквейн по определённым правилам:
Показ презентации «Синквейн»
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
синквейна;
2 строка – два прилагательных,
выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие
действия в рамках темы;
4 строка – фраза из четырёх слов (предложение,
пословица, афоризм), несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация
с первым словом, синоним), своего рода резюме.
Например, синквейн к слову шоколад
Шоколад
Пористый, вкусный
Пахнет, манит, соблазняет.
Очень хочется его съесть!
Сладость.
Можно составить синквейны к словам добро, уроки, рассказчик. Я составила синквейн к слову учитель.
Учитель
Добрый, понимающий
Объясняет, помогает, поддерживает.
Жертвует собой ради ребёнка.
Воспитатель.
- Используем ещё один приём «Закончи предложение».
Самым интересным на занятии для меня было…
Сегодняшний урок был посвящен…
Автор учит нас тому, что …
Сегодня на уроке я понял, что …
- Да, мы говорили о добре, самопожертвовании, о моральных, нравственных качествах человека. О школе, об учениках, учительнице, директоре, но в большей степени – о совестливой памяти, о благодарности учителю и вообще учителям. Распутин пишет о том, что добро бескорыстно, а потому бесценно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Главная мысль автора - это мысль о любви к детям, готовность заслонить их собой от беды, так как нет большего счастья, чем творить добро.
- Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце! Благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке.
Духовные ценности в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»
Эпиграф: «Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…» В.Г.Распутин.
Автобиография - это описание своей жизни; литературный жанр, близкий мемуарам, но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутреннем мире автора.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (из словаря С.И.Ожегова).
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (из словаря С.И. Ожегова).
Тест по рассказу
В.Г. Распутина «Уроки французского»
1. Определите жанр произведения:
а) мемуары (воспоминания); б) рассказ; в) повесть.
2. Название произведения говорит о том, что перед нами:
а) история дополнительных занятий по французскому языку;
б) рассказ об уроках нравственности и доброты;
в) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка.
3. Действие в произведении происходит:
а) перед Великой Отечественной войной;
б) во время Великой Отечественной войны;
в) после Великой Отечественной войны.
4. Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является:
а) гордость; б) тоска по дому; в) скупость.
5. Рассказчик играл в «чику», чтобы:
а) накопить деньги и отправить их в деревню;
б) завоевать авторитет ребят;
в) каждый день покупать молоко.
6. Изображения учительницы и ученика («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за само дыхание…»; «..перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах… в перешитых из отцовских галифе… марких светло-зеленых штанах…») представляют собой:
а) описание; б) рассуждение; в) повествование.
7. Юный герой считал, что французские слова:
а) придуманы для наказания;
б) удивляют своей неповторимостью;
в) совсем не похожи на русские слова.
8. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда:
а) перестает удивляться чудесам;
б) перестает быть ребенком;
в) доживает до преклонного возраста.
9. Истинный смысл игры в «замеряшки»:
а) помощь учительницы способному, но голодному ученику;
б) желание учительницы вспомнить детство;
в) стремление учительницы заинтересовать ученика изучением французского языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.