Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."
Оценка 4.8

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
02.11.2018
Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."
Приложение 1 Лист учителя.docx
Приложение 1 Герой и автор: несходство и родство  Два портрета  1 отрывок. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Глава «Максим Максимыч» Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое  сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не  побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный  сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно  чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека;...  Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни  одной косточки; положение всего его тела изобразило какую­то нервическую слабость:.. В его  улыбке было что­то детское. Его кожа имела какую­то женскую нежность; белокурые волосы,  вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором,  только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства.  Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке,  так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у  него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен  сказать еще несколько слов. Во­первых, они не смеялись, когда он смеялся!…Из­за полуопущенных ресниц они сияли каким­ то фосфорическим блеском, если можно так выразиться…то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и  тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться  дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.  2 отрывок. Фр. Боденштедт (немецкий писатель, переводчик)  Из послесловия к переводу стихотворений Лермонтова У вошедшего была гордая, непринужденная осанка, средний рост и необычайная гибкость  движений. Вынимая при входе носовой платок, чтобы обтереть мокрые усы, он выронил на паркет  бумажник или сигарочницу и при этом нагнулся с такой ловкостью, как будто он был вовсе без  костей, хотя, судя по плечам и груди, у него должны были быть довольно широкие кости.  Гладкие, белокурые, слегка вьющиеся по обеими сторонам волосы оставляли совершенно  открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза, казалось, вовсе не  участвовали в насмешливой улыбке, игравшей на красиво очерченных губах молодого офицера.  Очевидно, он был одет не в парадную форму. У него на шее был небрежно повязан черный  платок; военный сюртук без эполет был не нов и не до верху застегнут, и из­под него виднелось  ослепительной свежести тонкое белье. Приложение 1 ГЕРОЙ – 1.Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.  (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.) 2. Витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо воин; || доблестный сподвижник  вообще, в войне и в мире, самоотверженец. (Толковый словарь живого великорусского языка. В.  И.Даль)  3.Главное действующее лицо литературного произведения. (Толковый словарь Ожегова.) 4. Тот, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого­л. времени. (Ефремова Т. Ф.  Новый словарь русского языка. Толково­словообразовательный) Современники о романе Лермонтова «Герой нашего времени» и о  Печорине. 1. "Лермонтова роман ­ создание мощной души: эпизод "Мери" особенно хорош в художественном отношении: Грушницкому цены нет ­ такая истина в этом лице; хорош в своем роде и доктор; и  против женщин нечего говорить... и все­таки! Все­таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант  на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин".  (В.К.Кюхельбеккер.  Дневник. 8 августа 1843 год. ("Дневник В. К. Кюхельбекера", ред. В. Н.  Орлова и С. И. Хмельницкого. Л., 1929) 2. "...Я дочитал «Героя» до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть  в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в  нынешних иностранных романах… Итак, я повторяю, что, по моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую  испорченность ее автора. Характер капитана намечен удачно. Когда я начал это сочинение, я  надеялся и радовался, думая, что он и будет, вероятно, героем нашего времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те, которых обыкновенно так называют. В  кавказском корпусе, конечно, много таких людей, но их мало кто знает; однако капитан  появляется в этом романе как надежда, которой не суждено осуществиться. Господин Лермонтов  оказался неспособным представить этот благородный и простой характер; он заменяет его  жалкими, очень мало привлекательными личностями, которых нужно было оставить в стороне  (даже если они существуют), чтобы не возбуждать досады». (письмо императора Николая I к жене от 12 (24) июня 1840 г.)  3. «В публике существует мнение,  будто в «Герое нашего времени» Лермонтов хотел изобразить  себя...»,  —  Аким Павлович Шан­Гирей, троюродный брат Лермонтова; М. Ю. Лермонтов в  воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит., 1989.    4. «.. в лице Печорина он изобразил самого себя..»,  — дальняя родственница Вера Ивановна Анненкова; М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях  современников. — М.: Худож. лит., 1989.  5. « Печорин — это он сам, как есть. Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его  рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в  достоинство того и другого».  (В.Г.Белинский. Из письма В.П.Боткину 16­21 апреля 1840 г., Петербург) «Вообще, хотя автор и выдаёт себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно  симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи – удивительное сходство». (В.Г.Белинский. «Герой нашего времени». Сочинение М.Ю.Лермонтова». Петербург, 1840 г.) Приложение 1

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018