Урок литературы на тему "Мильон терзаний"
Оценка 4.7

Урок литературы на тему "Мильон терзаний"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.01.2017
Урок литературы на тему "Мильон терзаний"
Приложение к уроку
Публикация является частью публикации:
Конспект урока Горе от ума. Мильон терзаний.doc

Итоговый урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

Цели: 1)аналитическая работа по статье Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний», характеристика  героев пьесы.

2)осознание важности получения образования на примере главного героя; воспитывать чувства гордости и любви к Родине.

3)умение сравнивать, доказывать взгляды героев пьесы.
Оборудование : 1)статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;

2)комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»;

3)портрет поэта.

Эпиграф урока:

«Один в поле не воин?!» 

Ход урока. 

1.Оргмомент. Работа с эпиграфом, с картиной.
2. Повторение.

А)     -А.С.Грибоедов писал «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель? (Чацкого)

-Смысл названия комедии.

            - А.С.Пушкин прочитал «Горе от ума», находясь в ссылке, и в письме поэту ПА.Вяземскому (28 января 1825 года) отметил: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины».

Попытайтесь поспорить с поэтом относительно плана, главной мысли и истины «Горя от ума». Или вы согласны с такой оценкой комедии Грибоедова.?

Б) Цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»:

«…грамотная масса оценила её фактически. Сразу поняв её красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения».

Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

1. «Свежо предание, а верится с трудом» Чацкий

А)Софья

2. «А судьи кто?»Чацкий

3. «Дома новы, но предрассудки стары» Чацкий

4.Я вам советовать не смею» Молчалин

Б)Чацкий

5. Злые языки страшнее пистолета Молчалин

6.Счастливые часов не наблюдают» Софья

7. «Шел в комнату, попал в другую». Молчалин

В) Молчалин

8. «Не человек, змея» Софья

9. «Герой не моего романа» Софья

В) Сравнительный анализ героев Онегин-Печорин-Чацкий; Татьяна Ларина-Софья по статье Гончарова.
Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным? «…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».

«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.

Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!»

3.Закрепление.

1) Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?

Ответ: 

1.     Судьба комедии. 

2.     Её сценическая судьба. 

3.     Комедия нравов. 

4.     Образ Чацкого. 

5.     Взаимоотношения Чацкого и Софьи. 

6.     Комедия московского света. 

7.     «Мильон терзаний». 

8.     Софья – Молчалин. 

9.     Драма Софьи. 

10. Крушение надежд Фамусова. 

11. Онегин – Печорин – Чацкий. 

12. Кто Чацкий – победитель, жертва? 


2) Сравнительный анализ героев Чацкий-Фамусов-Молчалин

 

Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».

2. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».

Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.

«Служить бы рад, - прислуживаться тошно!...» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».

Образ Фамусова.

 «Фамусов хочет быть «тузом» - «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» - и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их». 


Подведение итогов. 

Вопрос. 

Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?

Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил…

Вопрос–задание. 

Какова развязка комедии Грибоедова? Она оптимистична или пессимистична, по вашему мнению? Обоснуйте свой ответ. Каким бы вы хотели видеть финал? (Французик из Бордо)


Домашнее задание: подготовиться к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

1. «Свежо предание, а верится с трудом»

А)Софья

2. «А судьи кто?»

3. «Дома новы, но предрассудки стары»

4.Я вам советовать не смею»

Б)Чацкий

5.Злые языки страшнее пистолета

6.Счастливые часов не наблюдают»

7. «Шел в комнату, попал в другую».

В) Молчалин

8. «Не человек, змея»

9. «Герой не моего романа»

 

 

 

Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

1. «Свежо предание, а верится с трудом»

А)Софья

2. «А судьи кто?»

3. «Дома новы, но предрассудки стары»

4.Я вам советовать не смею»

Б)Чацкий

5.Злые языки страшнее пистолета

6.Счастливые часов не наблюдают»

7. «Шел в комнату, попал в другую».

В) Молчалин

8. «Не человек, змея»

9. «Герой не моего романа»

 

 

 

Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

1. «Свежо предание, а верится с трудом»

А)Софья

2. «А судьи кто?»

3. «Дома новы, но предрассудки стары»

4.Я вам советовать не смею»

Б)Чацкий

5.Злые языки страшнее пистолета

6.Счастливые часов не наблюдают»

7. «Шел в комнату, попал в другую».

В) Молчалин

8. «Не человек, змея»

9. «Герой не моего романа»

 


Итоговый урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Итоговый урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

В) Сравнительный анализ героев

В) Сравнительный анализ героев

Пушкину повод отказать ему в уме»

Пушкину повод отказать ему в уме»

Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами: 1

Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами: 1
Скачать файл