Итоговый урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
И.А. Гончаров «Мильон терзаний»
Цели: 1)аналитическая работа по статье Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний», характеристика героев пьесы.
2)осознание важности получения образования на примере главного героя; воспитывать чувства гордости и любви к Родине.
3)умение сравнивать, доказывать
взгляды героев пьесы.
Оборудование : 1)статья
И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;
2)комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
3)портрет поэта.
Эпиграф урока:
«Один в поле не воин?!»
Ход урока.
1.Оргмомент. Работа с эпиграфом, с картиной.
2. Повторение.
А) -А.С.Грибоедов писал «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель? (Чацкого)
-Смысл названия комедии.
- А.С.Пушкин прочитал «Горе от ума», находясь в ссылке, и в письме поэту ПА.Вяземскому (28 января 1825 года) отметил: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины».
Попытайтесь поспорить с поэтом относительно плана, главной мысли и истины «Горя от ума». Или вы согласны с такой оценкой комедии Грибоедова.?
Б) Цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»:
«…грамотная масса оценила её фактически. Сразу поняв её красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения».
Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
1. «Свежо предание, а верится с трудом» Чацкий |
А)Софья |
2. «А судьи кто?»Чацкий |
|
3. «Дома новы, но предрассудки стары» Чацкий |
|
4.Я вам советовать не смею» Молчалин |
Б)Чацкий |
5. Злые языки страшнее пистолета Молчалин |
|
6.Счастливые часов не наблюдают» Софья |
|
7. «Шел в комнату, попал в другую». Молчалин |
В) Молчалин |
8. «Не человек, змея» Софья |
|
9. «Герой не моего романа» Софья |
В) Сравнительный анализ героев
Онегин-Печорин-Чацкий; Татьяна Ларина-Софья по статье Гончарова.
Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и
Печориным? «…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и
лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты,
изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения
отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в
этом всё его значение и весь «ум».
«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.
Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!»
3.Закрепление.
1) Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?
Ответ:
1. Судьба комедии.
2. Её сценическая судьба.
3. Комедия нравов.
4. Образ Чацкого.
5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
6. Комедия московского света.
7. «Мильон терзаний».
8. Софья – Молчалин.
9. Драма Софьи.
10. Крушение надежд Фамусова.
11. Онегин – Печорин – Чацкий.
12. Кто Чацкий – победитель, жертва?
2) Сравнительный анализ героев
Чацкий-Фамусов-Молчалин
Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.
1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».
2. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».
Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.
«Служить бы рад, - прислуживаться
тошно!...» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о
«страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую
жену».
Образ Фамусова.
«Фамусов хочет быть «тузом» - «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» - и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».
Подведение итогов.
Вопрос.
Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?
Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.
Он – вечный обличитель лжи,
запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и
при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не
образумил, не отрезвил и не исправил…
Вопрос–задание.
Какова развязка комедии Грибоедова? Она оптимистична или пессимистична, по вашему мнению? Обоснуйте свой ответ. Каким бы вы хотели видеть финал? (Французик из Бордо)
Домашнее задание: подготовиться к сочинению по комедии А.С.Грибоедова
«Горе от ума».
Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
1. «Свежо предание, а верится с трудом» |
А)Софья |
2. «А судьи кто?» |
|
3. «Дома новы, но предрассудки стары» |
|
4.Я вам советовать не смею» |
Б)Чацкий |
5.Злые языки страшнее пистолета |
|
6.Счастливые часов не наблюдают» |
|
7. «Шел в комнату, попал в другую». |
В) Молчалин |
8. «Не человек, змея» |
|
9. «Герой не моего романа» |
Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
1. «Свежо предание, а верится с трудом» |
А)Софья |
2. «А судьи кто?» |
|
3. «Дома новы, но предрассудки стары» |
|
4.Я вам советовать не смею» |
Б)Чацкий |
5.Злые языки страшнее пистолета |
|
6.Счастливые часов не наблюдают» |
|
7. «Шел в комнату, попал в другую». |
В) Молчалин |
8. «Не человек, змея» |
|
9. «Герой не моего романа» |
Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
1. «Свежо предание, а верится с трудом» |
А)Софья |
2. «А судьи кто?» |
|
3. «Дома новы, но предрассудки стары» |
|
4.Я вам советовать не смею» |
Б)Чацкий |
5.Злые языки страшнее пистолета |
|
6.Счастливые часов не наблюдают» |
|
7. «Шел в комнату, попал в другую». |
В) Молчалин |
8. «Не человек, змея» |
|
9. «Герой не моего романа» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.