Урок литературы на тему: Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «19 октября 1825 года» и «К студентам»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с особенностями дружеской лирики Пушкина. Задачи: - обучать сопоставительному анализу стихотворений; - вырабатывать умение определять тему, идею стихотворения, находить образные средства; - развивать речь учащихся. Оборудование: слайды с портретами лицейских друзей Пушкина, кассета с записью стихотворений Пушкина, звучащих в исполнении актёров, тексты стихов Пушкина.
Иконка файла материала Пушкин.docx
Тема: Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «19 октября 1825 года» и «К студентам». Цель урока: познакомить с особенностями дружеской лирики Пушкина. Задачи: ­ обучать сопоставительному анализу стихотворений; ­ вырабатывать умение определять тему, идею стихотворения, находить образные средства; ­ развивать речь учащихся. Оборудование:   слайды   с   портретами   лицейских   друзей   Пушкина,   кассета   с   записью стихотворений Пушкина, звучащих в исполнении актёров, тексты стихов Пушкина.      1.  Организационный момент.      2. Вступительное слово учителя. ­   Итак,   началом   признания   таланта   Пушкина   станет   лицейский   экзамен,   который состоялся   8   января   1815   года.   Первыми   признали   талант   Пушкина   его   лицейские товарищи.   Они   не   раз   поддерживали   поэта   уже   за   пределами   лицея,   верность   им Пушкин   сохранил   до   конца   жизни.   Своим   друзьям­лицеистам   он   посвятил   много стихотворений,   среди   которых   особое   место   занимают   стихотворение,   имеющие одинаковое название – «19 октября». Эта дата была не случайна. 19 октября 1821 года состоялось открытие лицея, эту дату Пушкин с друзьями считали своим праздником. Стихотворений  с  таким  названием  несколько,  лучшим  считается   стихотворение  «19 октября   1825   года».   Этот   год   был   непростым   для   Пушкина.   Он   находился   в Михайловском, в ссылке. С ним рядом никого нет, кроме няни, друзья далеко, будущее неизвестно, поэтому внутреннее состояние поэта очень тяжёлое. Но ему помогает не упасть   духом   творчество.   Большой   радостью   для   опального   поэта   стала   встреча   в Михайловском с лицейским другом Иваном Пущиным, который приехал к нему в гости 11 января 1825 года. Об этом событии вспоминает поэт в стихотворении «Пущину». (Чтение стихотворения). ­ Иван Пущин был участником восстания декабристов. После разгрома восстания он в числе многих был  сослан в Сибирь. Пушкин, желая поддержать своего друга, пишет: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней. ­   Имя   ещё   одного   друга   А.С.   Пушкина   после   восстания   декабристов   нельзя   было произносить. Он считался государственным преступником 1­го разряда. Речь идёт о Вильгельме Кюхельбекере. IV. Сообщение учащегося о В. Кюхельбекере. Вильгельм Кюхельбекер, Кюхля, нескладный, долговязый, был в Лицее объектом для насмешек. Однажды он напишет своему родственнику, что в Лицее ему всё немило, что друзей у него нет, но в другой момент он найдёт своих друзей милыми и прекрасными. Он тоже писал стихи и первым их напечатал, но над его стихами, а также над его долговязой фигурой постоянно смеялись. Пушкин написал такую эпиграмму: За ужином объелся я, Да Яков запер дверь оплошно. И стало мне, мои друзья, И кюхельбекерно, и тошно. (1819г) Кюхельбекер придёт в отчаяние, однажды кинется топиться в Царскосельский пруд, его спасут, будут любить, любя, будут снова издеваться. Где вы, товарищи, где я Скажите Вакха ради…Вы дремлете, мои друзья, Склонившись на тетради. Писатель, за свои грехи, Ты с виду всех трезвее, Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее. (1814). Сообщение о Дельвиге. Кюхельбекер   напечатался   первым,   Дельвиг   ­   вторым.   Лень,   ленивец,   лентяй, феноменальная леность, сонливость – это были отличительные черты Дельвига. Дельвиг мыслит на досуге: Можно спать и в Кременчуге. Этот   куплет   из   коллективного   лицейского   сочинения.   (В   Кременчуге   служил   отец «ленивейшего   из   смертных»)   Близкие   друзья   распознали,   однако,   что   в   этой   лени маскировка, позволяющая хитроумному ленивцу жить и действовать, как ему нравится и отстаивать свою личность порою в очень непростых обстоятельствах. «Оправданная лень» назовёт это качество друга Пушкин, «святая леность» ­ скажет сам Дельвиг. Пушкин найдёт самые лучшие слова для своего друга: Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надёжной сенью, В уединении ты счастлив: Ты поэт. Для многих стало неожиданностью, а для немногих естественным, что ленивец, один из последних по успехам, становится после Лицея прекрасным поэтом, одним из лучших российских издателей.(Ю.М. Лотман статья «Поэзия лицейских лет. Друзья»). Звучит стихотворение «19 октября». ­ Найдите строки, посвящённые Дельвигу и Кюхельбекеру. Каково отношение поэта своим друзьям? ­ Кого ещё упоминает Пушкин в этом стихотворении? «Он   не   пришёл   кудрявый   наш   певец»   (Корсаков   умер   в1820   году);   «Чужих   небес любовник   беспокойный»   (Матюшкин,   моряк),   «Ты,   Горчаков…   (Горчаков   проездом останавливался   в   сентябре   1825   года   и   виделся   с   Пушкиным)   «О   Пущин   мой,   ты первым посетил» (посещение Пущиным Михайловского). Звучит стихотворение «Пирующие студенты». V. Сопоставительный анализ  стихотворений . 1. Тематика. Что общего в тематике этих двух стихотворений? (Перекличка друзей, тема пира, совместной трапезы, на которой круг друзей как единое целое противостоит всему остальному, враждебному миру). ­ Что различного? («Пирующие   студенты»   ­   описание   студенческой   пирушки,   полной   бурной   радости, веселья, стихотворение «Роняет лес…»­ воспоминание о друзьях, полное грусти.) 2. Композиция стихотворения. ­ Что общего в построении стихотворений? (Общее   –   центр   –   перекличка   друзей,   поимённое   обращение   к   ним,   которое заканчивается рассказом лирического героя о самом себе, тем самым круг замыкается). ­ Общим является и соединение эпического и лирического мотива: рассказ о дружеской пирушке   переплетается   с   философскими   размышлениями.   В   стихотворении «Пирующие   студенты»   ­   это   философия   гедонизма   (от   греческого   «гедоне»   – наслаждение),   которая   утверждала,   что   познание   мира   достигается   только   черезчувственное восприятие, а цель жизни – наслаждение. «Роняет лес…» ­ размышление над прожитыми годами и обобщение собственного опыта. ­ Как в композиции стихотворений используется приём контраста? (В  стихотворении   «К  студентам»  ­  столкновение   двух  мировоззрений:   кропотливый труд   противопоставляется   бездумному   наслаждению,   трезвость   –   безудержному веселью, символом которого является вино, наука – поэзии, Сенека, Тацит – Вакху, Эпикуру. В стихотворении «Роняет лес…» ­ сначала мы видим то, что находится вдали: лес, поле; затем – то, что рядом, вокруг лирического героя­ камин, пустынную келью, вино. И приближаемся к границе особого пространства – пространства поэтического воображения.) ­ Найдите в тексте контрастные понятия. (тепло – холод, расцвет – увядание) Каковы цвета жизни? (Багряный, цвет яркого огня камина, цвет вина) ­Каковы цвета одиночества? (Серебристый цвет увянувшего поля, белизна осенней стужи). ­   В   стихотворении   противопоставлены:   огонь   в   камине   –   бледность   осеннего   дня, «отрадное похмелье»  ­ «горькие  муки»,  реальное  полное  одиночество  – мысленный круг друзей. ­ В чём различие в композиции стихотворений? («Пирующие студенты» не имеет вступительной части, динамичное начало вводит нас в атмосферу студенческого веселья, в круг лицейского братства. «Роняет лес…» ­ начало –   пейзажная   зарисовка,   описание   леса,   замерзающего   поля   созвучны   настроению лирического   героя,   его   одинокой   келье.   Центральная   часть:   «Пирующие   студенты лаконична, нет отступлений, экскурсов в прошлое. В стихотворении «Роняет лес…» ­ центральная   часть   –   соединение   прошлого   и   настоящего,   эти   два   временных   плана переплетаются, что создаёт особое элегическое настроение). 3. Жанр стихотворения. ­   Стихи   написаны   в   жанре   послания.   Но   «пирующие   студенты   близки   по   жанру   к вакхической песне, лирике вагантов, а стихотворение «Роняет лес…» ­ к элегии. 4. Настроение стихотворений. (В   стихотворении   «Роняет   лес…»   нет   насмешки,   бережное,   нежное   отношение   к друзьям). VI. Итог урока. Домашнее задание: ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».

Посмотрите также