Цель данного урока заключается в обсуждении проблемы особой уязвимости детей в ситуации вооружённого конфликта и необходимости гуманного отношения к ним.
Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Работа на уроке строится по фрагменту из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
Судьба Ванюши по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Урок внеклассного чтения
Предмет: литература.
Класс: 5.
Цель – обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации вооружённого
конфликта и необходимости гуманного отношения к ним.
Задачи:
1) развивать умение комплексно анализировать художественный образ в единстве
портретной, речевой, поведенческой характеристик;
2) продолжить знакомство с художественным приёмом «рассказ в рассказе»;
3) воспитывать культуру умственного труда,
коммуникативные качества
(сотрудничество, умение высказывать свою точку зрения).
Оборудование и наглядность: портрет М. А. Шолохова; выставка произведений
писателя; иллюстрации к рассказу «Судьба человека»; текст рассказа.
Технология: Развитие критического мышления посредством чтения и письма.
Урок разработали: Никитина Н.П.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Основная часть урока.
1. Вызов.
1) Вступительное слово учителя.
Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек.
С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.
2) Составление кластера.
– Ребята, назовите те ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово
Детство (учитель записывает его на доске).
Игрушки, игры
Семья
Детство
Дом
Веселье, смех,
радость
Беззаботная пора
Мамины сказки
– Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была
основной, в других – одной из многих. Сегодня мы поработаем с фрагментом из
прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека».2. Осмысление.
Аналитическая работа с текстом.
Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ответы учеников, связанные с
основными чертами героя, отражаются на доске. Школьники работают в тетрадях.
– Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном фрагменте?
(Андрей Соколов – главный герой всего рассказа, а в этом эпизоде на первый план
выступает Ванюшка.)
– Шолохов пишет: «Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью,
грязный, как прах, нечесанный, а глазёнки как звёздочки ночью после дождя»; «мелкая
птаха… как свиристель… как воробей под застрехой».
– Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика?
(Во внешнем облике мальчика подчёркивается трепетность, уязвимость ребёнка.)
– Перечитаем первый диалог мальчика и «дядишофёра» (с. 244). Что вы узнали о Ванюшке
из его реплик? Что довелось пережить мальчику к моменту встречи с Андреем
Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчёркивает информация о том, что пережил
он во время войны?
(Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не
вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчёркивается незащищённость,
беззащитность мальчика.)
– Что ещё можно узнать о Ване по тому, как он отвечает на вопросы?
Обратите внимание на интонацию, синтаксический строй реплик.
(Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребёнок не первый
раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова «не знаю, не помню…
где придётся» в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенёс
маленький мальчик.)
– Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его
нашёл отец? Как в речи Вани передаётся его эмоциональное состояние в данный момент?
(Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды
повторённое слово «найдёшь» свидетельствуют о том, как истосковался этот ребёнок по
теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нём была надежда.)
– Какие ещё слова помогают охарактеризовать состояние мальчика?
(«…тихо так говорит…», «шепчет», «спросил, как выдохнул», «звонко и тоненько кричит,
что даже в кабинке глушно».)
Продолжите запись. (Переживания героя, ранимость.)
– Обратитесь к записи на доске. Подведём итог проделанной работе. Какие ведущие черты
в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки?
(Беззащитность, ранимость, незащищённость, уязвимость и т. п.)
– Как вы думаете, чем уж так «полюбился» мальчик Андрею Соколову?
Как Андрей Соколов реагирует его рассказ?
– Как, повашему, было принято решение Андреем Соколовым?
(Знакомство длилось 3 дня, на 4й произошёл решающий разговор.)
– Перечитайте строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его
в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним
по русской земле.
– Тяжело ему идти, – спросил я.» (с. 247).
– Кем сказаны эти фразы?
(1фраза сказана Андреем Соколовым, который рассказывает историю своей жизни. Он
герой рассказа. 2 фраза – рассказчиком, который передаёт нам рассказ Андрея Соколова.)
– А Шолохов? (Автор.)– Как называется такой композиционный приём?
(Рассказ в рассказе.)
– Вспомните, в каком произведении, прочитанном в 9 классе , использовался этот же
приём?
(Повесть «Ася» И. С. Тургенева.)
– Как вы думаете, в чём заключается роль Ванюшки в этом отрывке?
(Этот образ помогает глубже понять характер главного героя – Андрея Соколова. С
появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения:
уязвимого положения детей во время войны.)
3. Рефлексия.
– Как вы думаете, почему в начале урока, готовясь к анализу фрагмента, мы с вами
подбирали ассоциации к слову Детство? Представьте и запишите, какие ассоциации со
словом Детство могли бы возникнуть у Ванюшки.
Чтение 2 – 3 ученических работ.
III. Домашнее задание:
*Сталкивались ли вы когдалибо с беззащитным, уязвимым существом?
Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали ли вы чтонибудь, чтобы
помочь ему, облегчить его страдания?