Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП
Оценка 4.7

Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
15.02.2018
Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП
Цель данного урока заключается в обсуждении проблемы особой уязвимости детей в ситуации вооружённого конфликта и необходимости гуманного отношения к ним. Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Работа на уроке строится по фрагменту из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
Судьба Ванюши по рассказу М.doc
Судьба Ванюши по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Урок внеклассного чтения  Предмет:  литература. Класс:       5. Цель   –  обсуждение   проблемы  особой   уязвимости   детей   в   ситуации   вооружённого конфликта и необходимости гуманного отношения к ним. Задачи:  1) развивать   умение   комплексно   анализировать   художественный   образ   в   единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик; 2) продолжить знакомство с художественным приёмом «рассказ в рассказе»; 3) воспитывать   культуру   умственного   труда,   коммуникативные   качества (сотрудничество, умение высказывать свою точку зрения). Оборудование   и   наглядность:  портрет   М.   А.   Шолохова;   выставка   произведений писателя; иллюстрации к рассказу «Судьба человека»; текст рассказа. Технология: Развитие критического мышления посредством чтения и письма. Урок разработали: Никитина Н.П. Ход урока I. Оргмомент. II. Основная часть урока. 1. Вызов.   1) Вступительное слово учителя. Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.  2) Составление кластера. – Ребята, назовите те ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово Детство (учитель записывает его на доске).                                                                                                                                            Игрушки, игры                                                                   Семья Детство                                             Дом Веселье, смех, радость Беззаботная пора Мамины сказки –  Многие  писатели  обращались  к теме детства.  В одних произведениях эта тема была основной,   в   других   –   одной   из   многих.   Сегодня   мы   поработаем   с   фрагментом   из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель   на   доске   записывает   слово  Ванюшка.  Все   ответы   учеников,   связанные   с основными чертами героя, отражаются на доске. Школьники работают в тетрадях. – Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном фрагменте? (Андрей   Соколов   –   главный   герой   всего   рассказа,   а   в   этом   эпизоде   на   первый   план выступает Ванюшка.) –   Шолохов пишет: «Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесанный, а глазёнки как звёздочки ночью после дождя»; «мелкая птаха… как свиристель… как воробей под застрехой».  – Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика?  (Во внешнем облике мальчика подчёркивается трепетность, уязвимость ребёнка.) – Перечитаем первый диалог мальчика и «дяди­шофёра» (с. 244). Что вы узнали о Ванюшке из   его   реплик?   Что   довелось   пережить   мальчику   к   моменту   встречи   с   Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчёркивает информация о том, что пережил он во время войны? (Мальчик   остался   круглым   сиротой:   во   время   бомбёжки   поезда   погибла   его   мать,   не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчёркивается незащищённость, беззащитность мальчика.) – Что ещё можно узнать о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? Обратите внимание на интонацию, синтаксический строй реплик. (Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребёнок не первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова «не знаю, не помню… где придётся» в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенёс маленький мальчик.)  – Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? Как в речи Вани передаётся его эмоциональное состояние в данный момент?  (Восклицательные   предложения,   повторяющиеся   синтаксические   конструкции,   трижды повторённое слово «найдёшь» свидетельствуют о том, как истосковался этот ребёнок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нём была надежда.)  – Какие ещё слова помогают охарактеризовать состояние мальчика? («…тихо так говорит…», «шепчет», «спросил, как выдохнул», «звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно».) Продолжите запись. (Переживания героя, ранимость.) – Обратитесь к записи на доске. Подведём итог проделанной работе. Какие ведущие черты в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки?  (Беззащитность, ранимость, незащищённость, уязвимость и т. п.) – Как вы думаете, чем уж так «полюбился» мальчик Андрею Соколову? Как Андрей Соколов реагирует его рассказ?  – Как, по­вашему, было принято решение Андреем Соколовым? (Знакомство длилось 3 дня, на 4­й произошёл решающий разговор.) – Перечитайте строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти, – спросил я.» (с. 247). – Кем сказаны эти фразы? (1фраза   сказана Андреем Соколовым, который рассказывает историю своей жизни. Он герой рассказа. 2 фраза – рассказчиком, который передаёт нам рассказ Андрея Соколова.) – А Шолохов? (Автор.) – Как называется такой композиционный приём?  (Рассказ в рассказе.) –  Вспомните,   в   каком   произведении,   прочитанном  в   9   классе   ,  использовался   этот   же приём? (Повесть «Ася» И. С. Тургенева.) – Как вы думаете, в чём заключается роль Ванюшки в этом отрывке? (Этот   образ   помогает   глубже   понять   характер   главного   героя   –   Андрея   Соколова.   С появлением   этого  персонажа  появляется   новый  поворот  в  проблематике   произведения: уязвимого положения детей во время войны.) 3. Рефлексия. –  Как   вы   думаете,   почему   в   начале   урока,   готовясь   к   анализу   фрагмента,   мы   с   вами подбирали ассоциации к слову  Детство?  Представьте и запишите, какие ассоциации со словом Детство могли бы возникнуть у Ванюшки.  Чтение 2 – 3 ученических работ. III. Домашнее задание:  *Сталкивались ли вы когда­либо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали ли вы что­нибудь, чтобы помочь ему, облегчить его страдания?

Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП

Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП

Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП

Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП

Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП

Урок литературы на тему "Судьба Ванюши по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" (5 класс) с использованием технологии РКМЧП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018