Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге
Оценка 4.9

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
14.12.2018
Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге
Познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с особенностями вольнолюбивой лирики поэта. Задачи: - отрабатывать навык анализа поэтического текста по плану; - отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения; -развивать речь учащихся; -вырабатывать умение определять тему, идею стихотворения, находить образные средства. Оборудование: тексты стихотворений Пушкина, слайды с портретами Пушкина, П. Чаадаева, Н. Тургенева, виды Петербурга.
АС.docx
Тема: «Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге. Цель: Познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с особенностями вольнолюбивой лирики поэта. Задачи: ­ отрабатывать навык анализа поэтического текста по плану; ­ отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения. Оборудование: тексты стихотворений Пушкина, слайды с портретами Пушкина, П. Чаадаева, Н. Тургенева, виды Петербурга. Ход урока.         1. Организационный момент.          2. Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока. Расскажите о лицейских годах А.С. Пушкина. ­ В чём особенность дружеской лирики Пушкина? ­ В чём сходство и в чём различие стихотворений «Роняет лес…» и «К студентам». III. Работа по теме урока. 1.Слово учителя. Промчались годы заточенья. Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждёт нас у порогу, Зовёт нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых юных дум.    Промчались   лицейские   годы,   которые   Пушкин   назвал   «годами   заточенья».   Юные   отроки получили   желаемую   свободу,   впереди   их   ждал   Петербург.   Каждый   лелеял   в   душе   своей благородную мечту служить на благо отечеству, быть полезным ему. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Мой друг, Отчизне посвятим…». 2.Сообщение учащегося.   В Петербурге Пушкин жил с начала июня 1817 года (9 июня состоялся выпускной акт Лицея, 11­го   того   же   месяца   он   уже   был   в   Петербурге)   по   6   мая   1820   года,   когда   он   выехал   о царскосельской дороге, направляясь в южную ссылку. Планы военной службы, которые Пушкин лелеял в своём воображении, пришлось оставить. Отец настоял на гражданской. Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел и 3 июня был приведен к  присяге.    Стремление к содружеству, к братскому единению составляет характерную черту поведения Пушкина   этих   лет.   Энергии,   с   которой   он   связывает   себя   с   различными   литературными   и дружескими обществами, способна вызвать удивление.    С необычной лёгкостью усваивая условия игры, принятые в том или ином кружке, включаясь в стиль дружеского общения, предлагаемый тем или иным собеседником­наставником, Пушкин не растворяется в чужих характерах и нормах. Он ищет себя.    Вот некоторые из кружков, которые посещал Пушкин. «Арзамас» ­ литературный кружок. В 1817 году в него вступили Н. Тургенев и М. Орлов, а осенью Н. Муравьёв. Все они были активными членами тайных обществ. Именно здесь Пушкин сблизился с Н. Тургеневым и М. Орловым.    Особую роль в жизни Пушкина этих лет сыграл Николай Тургенев. Это был человек суровых этических принципов, любящий родину, который целью своей жизни видел борьбу с рабством.  Тургенев смотрел на поэзию свысока, считая полезной только агитационную, политическую лирику.     Ещё одно литературное общество, куда входил Пушкин, называлось «Зелёная лама». Это литературное общество, возникшее в 1819 году, было  в поле зрения Союза Благоденствия (первой тайной организации декабристов). Однако «Зелёная лампа» соединяла свободолюбивые и   серьёзные   интересы   с   атмосферой   буйного   веселья,   демонстративного   вызова   серьёзному миру. ­ На заседаниях этих литературных кружков обсуждались не только вопросы литературы, но и политические, экономические и социальные проблемы. Часто звучали слова об ограничении царской власти и отмене крепостного права. В кругу этих споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина.    Влияние   Н.   Тургенева   отчётливо   сказалось   в   стихотворении   Пушкина   «Деревня»   и   оде «Вольность». 3.  Чтение и анализ стихотворений. «Деревня». ­ Из скольких частей состоит стихотворение? (Стихотворение состоит из трёх частей:     1. Изображение природы;     2. Обличение рабства;     3. Открытый призыв). ­   Докажите,   что   в   описании   природы   в   1­й   части   проявляются   традиции   сентиментальной литературы. ­ Докажите, что 2­я части стихотворения – рассказ о барстве диком – носит публицистический характер. (Чётко выражена авторская позиция – обличение рабства, «невежества позора») ­ Можно ли считать  революционным вопрос­призыв в последней части? (Заключительная   часть   –   упование   на   то,   что   восторжествует   справедливость,   и   царь   сам отменит рабство). Ода «Вольность» ­ Что такое ода? (Ода – героическая песнь, воспевающая какое­либо историческое событие или лицо) ­ Какую задачу ставит перед собой поэт в этом стихотворении? (Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок) ­ Какую картину современного ему мира рисует Пушкин? (Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы). ­ Для чего Пушкин упоминает исторических деятелей разных эпох? ( Пушкин обращается к мировой истории и даёт урок царям). Что ставит поэт превыше всего? К чему призывает владык мира? (Превыше всего – закон, который одинаков для всех: и для царей и для простого человека: «…с вольностью святой Законов мощных сочетанье»). (Читаем заключительное четверостишие). Вывод: Основная идея этого стихотворения – сближение властителей с народом, равенство всех перед законом. ­ В этот период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта. 4. Сообщение учащегося. Пётр Яковлевич Чаадаев.    П.Я. Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование 16­ ти лет вступил в Гвардейский Семёновский полк, с которым проделал путь от Бородина до Парижа. «Чаадаев был красив собою, отличался не гусарскими, а какими­то английскими, чуть даже не байроновскими манерами и имел блистательный успех в тогдашнем петербургском обществе». Чаадаев был членом Союза благоденствия, но не проявлял в нём активного участия: Чаадаев охвачен жаждой славы – славы огромной. Неслыханной, славы, которая навсегда внесёт его имя в скрижали истории России и Европы.     Чаадаев   учил   Пушкина   готовиться   к   великому   будущему,   уважать   в   себе   человека,   имя которого   принадлежит   потомству,   требовал   от   Пушкина   «в   просвещении   стать   с   веком наравне». ­ «Жизнь, облагороженная высокой целью». За этими словами Пушкина стоит мечта о великом предназначении. Беседы с Чаадаевым учили Пушкина видеть и свою жизнь, «облагороженной высокой   целью».   Послание   «К   Чаадаеву»   ­   свободолюбивое   политическое   стихотворение, близкое к идеалам декабристов.      5. Чтение и анализ стихотворения «К Чаадаеву». ­ Какова композиция стихотворения? (Стихотворение распадается на три части: 1­я – первое четверостишие; 2­я – от стиха «Но в нас горит ещё желанье…»; 3­я – «пока свободою горим». При переходе от части к части настроение меняется). ­ Докажите, что 1­ часть написана в стиле и интонации печальной элегии. (Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей). ­ Характеризуя такого героя в связи со своей поэмой «Кавказский пленник», Пушкин писал: «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами  молодёжи 19 века. Чаадаев тоже не был чужд разочарованности. Близость   первого   четверостишия   к   элегии   можно   доказать,   прочтя   элегию   Пушкина, написанную в то же время. Я пережил свои желанья. Я разлюбил свои мечты, Остались мне одни страданья­ Плоды сердечной пустоты. Под бурями судьбы жестокой Увял цветущий мой венец, Живу печальный, одинокий, И жду: придёт ли мой конец? Так, поздним хладом поражённый, Как бури слышен зимний свист, Один на ветке обнажённой Трепещет запоздалый лист. ­ В чём сходство этого стихотворения и первого четверостишия? (Тема разочарования (любовь, мечты, надежды, веры в мирное счастье)). ­ В чём различие? (В элегии в центре стоит «я», в послании – «мы»). Вывод:   стихотворение   начинается   в   элегическом   ключе   и   создаёт   образ   разочарованного, утратившего иллюзии человека). ­ Как начинается вторая часть? Меняется ли интонация? (Вторая часть начинается с резкого смыслового и  интонационного контраста) ­ Образ какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части? (В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств). ­ С чем сравнивается стремление к свободе? (Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви). ­ Какие любовные образы вводит поэт? («томленье упованья», «минуты верного свиданья»). ­   Фразеологизм   «горит   желанье»   использовался   в   любовной   поэзии,   обозначая   страстные чувства. Сопоставление «горит желанье» и «свободою горим» придавало ему новое, необычное для   того   времени   значение.   Одновременно   политическая   лирика   становилась   интимной, избавляясь от холода торжественной поэзии. ­ Что собой представляет третья часть? (Обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе). ­   Каково,   по­вашему,   значение   слова   «честь»?   Какова   разница   между   словами   «честь»   и «почести»? ­  Чувство чести сильно развитое в кругу передовых людей пушкинской эпохи, связано с верой в человеческое достоинство, гордостью. Человек с чувством чести предъявлял к себе требования более   высокие,   чем   те,   которые   ему   предъявляли   законы   государства,   дисциплина   или начальство. Честь – нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжёт, струсит, предаст, теряет честь. В кругу лучшей молодёжи пушкинской эпохи было твёрдым убеждение, что честь важнее даже жизни, и, потеряв честь, человек не имеет права даже жить. Человек бесчестный не мог был принят в Союз благоденствия. ­ Какое же значение приобретало выражение «Сердца для чести живы»? (Политический смысл). ­ Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России? («На обломках самовластья напишут наши имена») ­ Каково значение использования местоимения «мы»? (Индивидуализму романтической элегии противопоставлено чувство героического братства). ­ Каково значение образа «звезда пленительного счастья»? (Вифлеемская звезда).            6.   Итог урока. Домашнее   задание:   Стихотворение   «К   Чаадаеву»   наизусть,   читать   поэму   «Цыганы», стихотворения   «Погасло   дневное   светило.   Индивидуальное   задание:   прочитать   поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан».

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге

Урок литературы на тему:«Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018