Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.
Оценка 4.8

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
14.12.2018
Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Пушкина в южной ссылке, со своеобразием романтического миросозерцания поэта. Задачи: - углубить представление о романтическом герое, особенностях романтического способа изображения действительности; - отрабатывать навык анализа стихотворения; - отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения. Оборудование: тексты стихотворений Пушкина, иллюстрации поэме «Цыганы».
Пушкин.docx
Тема:   «Я   вижу   берег   отдалённый,   земли   полуденной   волшебные   края…»   Южная ссылка. Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством     Пушкина в южной ссылке, со своеобразием романтического миросозерцания поэта. Задачи: ­   углубить   представление   о   романтическом   герое,   особенностях   романтического способа изображения действительности; ­ отрабатывать навык анализа стихотворения. Оборудование: тексты стихотворений Пушкина, иллюстрации  поэме «Цыганы».             I.  Организационный момент.             II.Опрос по материалам предыдущего урока. Ход урока. ­ Расскажите о петербургском периоде жизни А.С. Пушкина. ­   Какие   вольнолюбивые   стихи   Пушкина   вам   известны.   Как   в   этих   стихах трактуется тема свободы? III. Работа по теме урока. 1. Слово учителя. ­ В жизни Пушкина наступил трудный период. До сведения царя Александра I  дошли слухи о том, что поэт Пушкин наводнил Россию крамольными стихами, что он пишет эпиграммы на царя. Александр I не мог простить личных обид. 19   апреля   1820   года   Карамзин   писал   Дмитриеву:   «Над   здешним   поэтом Пушкиным если не туча то, по крайней мере, облако, и громоносное: служа под знаменем либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы а властителей и проч., и проч. Это узнала полиция. Опасаются следствий».   В это же время по Петербургу поползла сплетня о том, что поэт был секретно, по приказанию царя  высечен. Эту сплетню распространил известный картёжник, авантюрист   Толстой.   Пушкин   не   знал   источника   клеветы   и   считал   себя бесповоротно   опозоренным   и   жизнь   свою   уничтоженной.   Не   зная,   на   что решиться – покончить с собой или убить императора как косвенного виновника сплетни, он бросился к Чаадаеву. Здесь он нашёл успокоение. Чаадаев доказал ему,   что   человек,   которому   предстоит   великое   поприще,   должен   презирать клевету и быть выше своих гонителей.    Хлопоты   Карамзина,   Чаадаева,   Ф.   Глинки   несколько   облегчили   участь Пушкина: ни Сибирь, ни Соловки не стали местом его ссылки. 6 мая 1820 года он   выехал   из   Петербурга   на   юг   с   назначением   в   канцелярию   генерала   И.Н. Инзова. (Ю.М. Лотман «Пушкин» с.50­51). Сообщение учащегося №1.     Южная ссылка началась и с того, что Пушкин был признан Поэтом, поэтом, известным   не   только   в   узких   кругах   друзей,   а   поэтом,   которого   узнала   вся Россия.   Тому   способствовал   выход   в  свет   поэмы   «Руслан   и   Людмила».   Она появилась в печати в июле­августе 1820 года. Поэма эта имела оглушительный успех. Известный поэт и друг Пушкина В.А. Жуковский, познакомившись с этим произведением,   был   в   восторге.   Он   подарил   Пушкину   свой   портрет   работы художника Карла Брюллова с надписью: Победителю ученику от побеждённого учителя». Слово учителя.  ­ Осознание себя поэтом привело Пушкина к мысли, как должен вести себя поэт. Жизнь поэта, его личность, судьба должны сливаться с творчеством, составляя для   публики   единое   целое.  Такое   мироощущение   принадлежит   эпохе романтизма. ­ Вспомните, что такое романтизм как литературное направление, каковы его особенности? (Романтизм как литературное течение зародился в Европе в середине 18 века. Романтикам была присуща мечтательность. Романтический герой уходит из мира простых   вещей   в   мир   своих   мечтаний,   он   отрицает   современный   ему   мир   и уходит из  него в поисках свободы. Главными чертами романтического героя были одиночество, разочарованность, равнодушие к жизни и к её наслаждениям, преждевременная старость души. Романтический герой всегда в пути, его мир – это дорога. За спиной у него покинутая родина, ставшая для него тюрьмой. Все связи с родным краем оборваны: в любви он встретил предательство, в дружбе ­  яд клеветы). ­   Творчество   поэта­романтика   стало   рассматриваться   как   один   огромный автобиографический   роман.   Два   гения   романтической   Европы   закрепили   эти представления.   Байрон,   великий   английский   поэт­романтик   превратил   свою поэзию в цепь жгучих автобиографических признаний.   Наполеон показал, что сама жизнь может напоминать романтическую поэму. Недаром Пушкин писал в романе «Евгений Онегин»: Мы все глядим в Наполеоны, Двуногих тварей миллионы. Представителям   романтического   течения   в   России   были   В.   Жуковский,   Д. Давыдов, Батюшков, Н. Языков. П. Вяземский. ­ Какие основные романтические жанры вам известны? ( Элегия, поэма). ­  В мае 1820 года  начинается южная ссылка Пушкина, которую принято считать романтическим периодом его творчества. В это время поэт знакомится с семьёй героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского, а 19 августа 1820 года он вместе с Раевскими отправляется на корабле в Гурзуф. На палубе была написана элегия «Погасло дневное светило». 2. Анализ стихотворения. ­ В чём смысл символических образов моря и паруса? (Парусник – символ одинокого странника, море – символ жизни, которая так же непредсказуема, символ свободы). ­ Чем они созвучны душе лирического героя стихотворения? (Душа «кипит и замирает», герой бежит от сиюминутных увлечений, порочных заблуждений). ­ Как в стихотворении выражен романтический порыв лирического героя? (Лети, корабль, неси меня  к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей. Лирический   герой   желает   уйти   не   только   от   прежней   жизни,   но   и   от воспоминания о ней). ­ Как в стихотворении противопоставлены прошлое и будущее? ­ В чём трагический финал развития лирического сюжета? (Нельзя уйти от воспоминаний, хотя они и мучительны). ­ Пушкин, пребывая в Кишинёве, поселился в доме генерала Инзова, в комнате на первом этаже и остался в ней даже, когда в результате землетрясения дом был полуразрушен. Пушкину нравилось жить в развалинах. Вместе с пустырём и виноградником, окружавшим дом, это гармонировало с представлением о себе как о беглеце, живущем в пустыне, как он называл шумный Кишинёв.    Здесь   были   написаны   поэмы   «Кавказский   пленник»,   «Братья­   разбойники», «Гаврилиада», начаты «Бахчисарайский фонтан», «Евгений Онегин»     Весь этот большой круг произведений отличался определённым единством, связующим стержнем служил образ автора. Основной чертой этого образа  было поэт­беглец, поэт­изгнанник. Образы узника, беглеца как бы сконцентрированы в художественных   произведениях   Пушкина.   Именно   такой   герой   изображён   в поэме «Кавказский пленник». 3. Сообщение учащегося по поэме «Кавказский пленник». ­   В   создаваемой   Пушкиным   тип   поэтической   личности   существенной   частью входил   мотив вечной, утаённой, не получившей ответа любви. Тема утаённой любви звучит в поэме «Бахчисарайский фонтан». 4. Сообщение о поэме «Бахчисарайский фонтан». ­ Герои поэм Пушкина отправляются на поиски свободы. Один из них вместо свободы обретает плен. Что же происходит с другим героем? 5. Анализ поэмы «Цыганы». ­ Что роднит Алеко с героем «Кавказского пленника? (Оба они бежали от прежней жизни в поисках  свободы. Свобода, он одной тебя Ещё искал в пустынном мире, Страстями чувства истребя, Охолодев к мечтам и лире…) ­ В чём их различие? (Один достоин свободы и её обретает. Другой – хочет воли лишь для себя). ­   Какие   обобщённые   черты   характера   молодого   человека   начала   XIX   века запечатлел поэт в образе Алеко? (Неудовлетворённость существующим положением вещей, стремление обрести свободу). ­ Почему Алеко, поборник свободы, становится убийцей? (Над ним довлеют законы того мира, от которого он бежал. Он хочет свободы лишь для себя, а от любимой женщины он хочет верности). ­ Какую роль играет образ старика­цыгана в раскрытии идеи поэмы? (Старый   цыган   по­настоящему   свободен.   Он   способен   понять   свою   жену,   он один выходит на понимание чужой свободы. Именно он говорит Алеко слова: Ты не рождён для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли). ­ Но счастлив ли старый цыган? (Он так же несчастен, как и Алеко). ­   В   чём   же   основная   идея   поэмы?   Приносит   ли   счастье   свобода,   к   которой стремились герои? (Свобода не приносит счастья). ­ Чем можно объяснить поступок Земфиры и её матери? Что ими движет? (Ими движет страсть, полное отсутствие моральных устоев). ­ Есть ли гармония в мире цыган? Прочтите заключительные строки поэмы (И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет). Вывод: Свобода без моральных устоев не приносит счастья. IV.Итог урока. Домашнее   задание:   подготовить   сообщение   «Пушкин   в   Михайловском» V. (индивидуальное задание), читать трагедию «Борис Годунов», стихотворение « К морю»

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.

Урок литературы на тему:«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края…» Южная ссылка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018