Разработка урока литературы по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" на основе игровых технологий (с элементами театрализованности). В разработке использованы нетрадиционные приемы для изучения комедии "Ревизор". В качестве варианта такой алгоритм проведения итогового урока можно применять при изучении повести Н.В. Гоголя "Шинель".Разработка урока
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Семилукский центр психологопедагогической, медицинской и социальной
помощи»
20122013 учебный год
Урок литературы на основе игровых технологий с использованием элементов
театрализованной постановки по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» (вариант
повести «Шинель»).
Разработала: Шедогубова Елена Петровна – учитель русского языка и
литературы
При изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» играем в игру «писатель»
заключительный урок.
Участники: 23 «гоголя», 23 критика – жюри.
Условия: я – Гоголь, я решил переписать пьесу и превратить ее в повесть.
Объем: одно действие пьесы, (для учеников со слабой подготовкой – одно
явление).
Выбор материала: из предложенных учителем вариантов предоставить классу,
а не участникам; можно устроить жеребьевку.
Дано: карточки с устаревшими словами и выражениями, которые обязательно
употребить в работе, текстпервоисточник.
Время: оговаривается участниками.
Итоги: подводят выборные «злые и добрые» критики.
«В огромную гостиную дома городничего впопыхах вбежал с распечатанным
письмом в руках почтмейстер. Он был растерянным и обомлевшим, наверное,
поэтому он и не обратил внимания на СквозникДмухановского, а обратилсяко всем гостям. Он кричал, что произошла ошибка, что ревизор вовсе не
ревизор, а черт знает что.
Это страх и любопытство заставили его распечатать письмо с адресом «в
почтамтскую улицу», а там оказалось такое… гости вырывали друг у друга
письмо, читали хлесткие замечания о себе, о других и о самом городничем.
Только что они низко кланялись ему, а теперь издевались и смеялись над ним.
Чтение этого письма превратилось в какойто конец маскарада. Все сорвали
маски, а тут как гром среди ясного неба – приехал настоящий ревизор и
требует всех чиновников к себе!».
Очень интересна для учащихся игра в «литературное письмо».
23 участника
Условие: написать письмо придуманному персонажу от имени персонажа
действующего.
Объем: оговаривается участниками, примерно равный.
Выбор материала: предоставлен классу из предложенных учителем вариантов.
Дано: исходный текст, карточки с ключевыми словами и выражениями,
обязательными для участников.
Время: оговаривается участниками.
Итоги: подводит выборное жюри.
«любезный брат Василий Кузьмич!
Спешу сообщить тебе об удивительных событиях, имевших место в городе
нашем тому неделю назад. Вообрази, друг мой сердечный, побывал в наших
краях важный чиновник особых поручений из самого Петербурга. Представь,
какой переполох поднялся в обществе в ожидании этого ревизора. Будучитайно предупреждены о его прибытии, в каждом проезжающем подозревали
сию персону инкогнито.
Некая персона проживала на постоялом дворе, денег не платила и вела себя
важно. Городничий наш пригласил господина этого остановиться в своем
доме, и все важные лица нашего города шли к нему на поклон.
Каюсь: и я в мундире и при шпаге засвидетельствовал свое почтение, но был
весьма удивлен просьбой столь сановной особы о деньгах взаймы, дескать, в
дороге поиздержался.
Каково же было мое изумление после отъезда гна ревизора, обручившегося с
дочерью городничего и обещавщего самому СквозникДмухановскому
высокое покровительство, когда от страха и любопытства я письмо с адресом
«в почтамтскую улицу» распечатал!
С ужасом узнали мы, что гн Хлестаков ни то ни се; черт знает что такое. А
почтеннейшие люди нашего города (ваш покорный слуга в их числе) были
введены им в обман и заклеймены в письме поносными словами.
Скандал случился ужасный, так как события сии случились в доме
городничего при большом собрании народу. Гн городничий от таких вестей
был вне себя, а потом и вовсе остолбенел, как услышал о появлении
настоящего ревизора из Петербурга.
Вот такие, душа моя Василий Кузьмич, случились у нас вещи. Отпишите, что
вы о сем удивлении думаете, а я о продолжении писать вам обещаюсь.
Остаюсь любящий вас брат
Иван Кузьмич Шпекин, надворный советник»
Критики определяют лучшего автора письма («гоголя»), лучшего автора
литературного переложения.Рефлексия: что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие новые типы
работы с литературным материалом освоили? Оцените свою работу на уроке и
работу ваших товарищей.