Урок литературы по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока литературы по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" на основе игровых технологий (с элементами театрализованности). В разработке использованы нетрадиционные приемы для изучения комедии "Ревизор". В качестве варианта такой алгоритм проведения итогового урока можно применять при изучении повести Н.В. Гоголя "Шинель".Разработка урока
Иконка файла материала file17.doc.docx
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области  «Семилукский центр психолого­педагогической, медицинской и социальной  помощи» 2012­2013 учебный год Урок литературы на основе  игровых технологий с использованием элементов  театрализованной постановки по  пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» (вариант ­  повести «Шинель»). Разработала: Шедогубова Елена Петровна – учитель русского языка и  литературы При изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» играем в  игру «писатель» ­  заключительный урок. Участники: 2­3 «гоголя», 2­3 критика – жюри. Условия: я – Гоголь, я решил переписать пьесу и превратить ее в повесть. Объем: одно действие пьесы, (для учеников со слабой подготовкой – одно  явление). Выбор материала: из предложенных учителем вариантов предоставить классу, а не участникам; можно устроить жеребьевку. Дано: карточки с устаревшими словами и выражениями, которые обязательно  употребить в работе, текст­первоисточник. Время: оговаривается участниками. Итоги: подводят выборные «злые и добрые» критики. «В огромную гостиную дома городничего впопыхах вбежал с распечатанным  письмом в руках почтмейстер. Он был растерянным и обомлевшим, наверное,  поэтому он и не обратил внимания на Сквозник­Дмухановского, а обратилсяко всем гостям. Он кричал, что произошла ошибка, что ревизор вовсе не  ревизор, а черт знает что.  Это страх и любопытство заставили его распечатать письмо с адресом «в  почтамтскую улицу», а там оказалось такое… гости вырывали друг у друга  письмо, читали хлесткие замечания о себе, о других и о самом городничем.  Только что они низко кланялись ему, а теперь издевались и смеялись над ним.  Чтение этого письма превратилось в какой­то конец маскарада. Все сорвали  маски, а тут как гром среди ясного неба – приехал настоящий ревизор и  требует всех чиновников к себе!». Очень интересна для учащихся игра в «литературное письмо». 2­3 участника Условие: написать письмо придуманному персонажу от имени персонажа  действующего. Объем: оговаривается участниками, примерно равный. Выбор материала: предоставлен классу из предложенных учителем вариантов. Дано: исходный текст, карточки с ключевыми словами и выражениями,  обязательными для участников. Время: оговаривается участниками. Итоги: подводит выборное жюри. «любезный брат Василий Кузьмич! Спешу сообщить тебе об удивительных событиях, имевших место в городе  нашем тому неделю назад. Вообрази, друг мой сердечный, побывал в наших  краях важный чиновник особых поручений из самого Петербурга. Представь,  какой переполох поднялся в обществе в ожидании этого ревизора. Будучитайно предупреждены о его прибытии, в каждом проезжающем подозревали  сию персону ­ инкогнито. Некая персона проживала на постоялом дворе, денег не платила и вела себя  важно. Городничий наш пригласил господина этого остановиться в своем  доме, и все важные лица нашего города шли к нему на поклон. Каюсь: и я в мундире и при шпаге засвидетельствовал свое почтение, но был  весьма удивлен просьбой столь сановной особы о деньгах взаймы, дескать, в  дороге поиздержался. Каково же было мое изумление после отъезда г­на ревизора, обручившегося с  дочерью городничего и обещавщего самому Сквозник­Дмухановскому  высокое покровительство, когда от страха и любопытства я письмо с адресом  «в почтамтскую улицу» распечатал!  С ужасом узнали мы, что г­н Хлестаков ни то ни се; черт знает что такое. А  почтеннейшие люди нашего города  (ваш покорный слуга в их числе) были  введены им в обман и заклеймены в письме поносными словами. Скандал случился ужасный, так как события сии случились в доме  городничего при большом собрании народу. Г­н городничий от таких вестей  был вне себя, а потом и вовсе остолбенел, как услышал о появлении  настоящего ревизора из Петербурга. Вот такие, душа моя Василий Кузьмич, случились у нас вещи. Отпишите, что  вы о сем удивлении думаете, а я о продолжении писать вам обещаюсь. Остаюсь любящий вас брат                             Иван Кузьмич Шпекин, надворный советник» Критики определяют лучшего автора письма («гоголя»), лучшего автора  литературного переложения.Рефлексия: что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие новые типы  работы с литературным материалом освоили? Оцените свою работу на уроке и работу  ваших товарищей.

Посмотрите также