Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"
Оценка 4.7

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—7 кл
21.10.2017
Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"
Литература - это искусство слова, которое формирует и лепит детскую душу. Обладая огромной действенной силой, воспевая красоту нравственного подвига, утверждая моральные нормы поведения, искусство слова помогает детям находить прекрасное в окружающей действительности и отвергать пошлое. Именно литература, обращённая к разуму и душе человека, раскрывает суть нравственных понятий о жизни человека. «Одна из величайших задач литературы – бредить совесть, пробуждать чувство вины», - так считал Даниил Гранин. На уроках словесности происходит открытие нравственных истин. Эти уроки значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. Именно об этом размышляют дети под руководством своего учителя. Они с болью в сердце говорят о трагической судьбе Бима, который верил в доброту человека. Верил и ждал. Но нехорошие, жестокие люди погубили его.Литература как искусство слова формирует и лепит детскую душу.Этот урок посвящён проблеме жестокости среди детей-подростков. Учитель умело организует учебный процесс, в доверительной форме ведёт беседу с учащимися, стараясь понять их отношение к проблеме повести, поднятой автором. Дети под руководством учителя открыто высказывают свои мысли по поводу прочитанного. Их волнует жестокое отношение одноклассников к героине повести, которую они презрительно называли чучелой и устроили ей самосуд, выкрикивая жестокие слова: Предатель!" Они взволнованно говорили о Лене Бессольцевой, которая взяла на себя чужую вину, чтобы защитить своего друга, который оказался обыкновенным трусом и предателем.
Урок литературыБелый Бим Чёрное ухо.docx
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ­ УРОКИ ДУХОВНОСТИ Уроки   литературы   жизненно   важны,   потому   что   литература   ­   это искусство   слова,   которое   формирует   и   лепит   детскую   душу.   Обладая огромной   действенной   силой,   воспевая   красоту   нравственного   подвига, утверждая   моральные   нормы   поведения,   искусство   слова   помогает   детям находить прекрасное   в окружающей действительности и отвергать пошлое. Именно литература, обращённая к разуму и душе человека, раскрывает суть нравственных   понятий   о   жизни   человек.   «Одна   из   величайших   задач литературы – бредить совесть, пробуждать чувство вины», ­ так считал Д. Гранин На уроках словесности происходит открытие нравственных истин. Эти уроки   значительны   прежде   всего   тем,   что   они   побуждают   вести взволнованный   разговор   о   непростых   проблемах   нашей   жизни,   о   сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное   на   душу   чтение   книг   о   настоящих   нравственных   ценностях, самые чудные страницы о детстве Аксакова и Толстого, Бунина и Горького, Носова и Астафьева. Книги – это мудрая школа воспитания. Внимательное  прочтение  текста, глубокий  его анализ необходимы на уроке   для   того,   чтобы   ребенок   понял   главное:   зачем   автор   пишет   свой рассказ,  повесть,  поэму.  А,  следовательно,  прийти   к   выводу  о   том,  в  чем помогает   герой   разобраться   читателю,   чему   учит   данное   произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли   авторское   отношение   к   ним,   а   затем   вырабатывали   собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и формированию духовных ценностей. Что значит быть человеком? На уроке литературы в 6 классе обсуждаем повесть Г. Троепольского «Белый Бим чёрное ухо».                Всегда   ли       человек   имеет   право   называться   человеком?   Это проблемный вопрос, на который дети сами должны найти ответ. Я   обращаю   внимание   учащихся   на   то,   что   человек   –   это   зеркало природы,   поэтому   он   должен   помнить,   что   «мы   в   ответе   за   тех,   кого приручили». Шестиклассники вспоминают сказку Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький   принц»,   философская   направленность   которой   заключается   в размышлении   автора   над   смыслом   человеческой   жизни.   Они   делают правильные   выводы   о   том,   что   Экзюпери   через   иносказания,   метафоры   и символы   раскрывает   сущность   добра   и   зла,   дружбы,   истинной   любви   и нравственной красоты человека. Конечно,   ученики   очень   эмоционально   воспринимают   повесть   о трагической   судьбе   собаки,   умном,   добром   сеттере,   о   его   верности   и преданности, и о людях, добрых и злых, которых встретил на своём пути Бим.   Они правильно, без всякой подсказки учителя, понимают смысл этой замечательной   повести.   С   болью   в   сердце   дети   рассказывают   о   том,   как «верил Бим в доброту человека» и как его предали люди. На   пути   интеллигентной   собаки  встречаются   не  только   друзья,  но  и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме   «живую   заразу»,   крикливая   тетка,   которая   готова   уничтожить   эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное. Учащиеся делают правильные выводы о том, что жизнь научила Бима замечать   в   человеческом   мире   друзей   и   врагов.   Научился   умный   сеттер сомневаться   в   человеке   и   бояться   людей.  Легче   было   ему   с  теми,  кто   не боялся его, бродячего пса, кто понимал, что он ждет. Доверчивее всего он относился к детям. Но пришло   время, и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима. Шестиклассники вспомнили, как доброе имя Бима продали за деньги, и он оказался в деревне, где дали ему другое имя — Черноух. С болью в сердце они рассказывали о том, как свирепо избил охотник Бима за то, что он не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного.  Я,   выслушав   взволнованные,   порой   сбивчивые     рассказы   своих мальчишек   и   девчонок,   понимаю,   что   детские   души   осуждают   жестокость   взрослых людей. Эта сцена как бы напоминает нам фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам». Но   я   напоминаю   учащимся,   что   повесть   Г.   Троепольского   —   не сказочное   произведение.   Писатель   показывает,   что   волки   не   бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести. Обращаю   внимание   учеников   на   то,   как   стремительно   развиваются события, отражающие хождение по мукам ослабевшего, израненного Бима, который упорно ищет своего хозяина и снова возвращается в город. Читаю эпизод «...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас  такими   могучими   и  неистребимыми,  что  даже  в  предсмертный   час  вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем» [8]. (Показываю фрагмент из фильма    Станислава Ростоцкого «Белый Бим чёрное ухо»).  Слова   авторского   отступления   мужественны,   проникновенны   и искренни. В них нет налета сентиментальности, нет ничего напоказ — все проникнуто любовью к живому существу, не защищенному от жестокости. И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами   читателя   места,   где   был   счастлив   Бим:   дверь   дома,   где   он   был счастлив с Иваном Ивановичем; высокий кирпичный забор, за которым жил его друга Толик. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова   появляется   его   давний   враг   —   Тетка.   Она   совершает   последнюю   и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон (Смотрим фрагменты фильма). Бим   погибает.     (Этот   эпизод   мы   читаем,   конечно,   вслух.  Дети слушают его со слезами на глазах.) В заключение урока говорю своим ученикам, о том, что     повесть не пессимистична.   Бим   не   забыт,   потому   что   на   поляну,   где   он   похоронен, каждую весну приходит Иван Иванович с маленьким щенком, новым Бимом. Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и   смерть   постоянно   рядом,   что   вечно   обновление   в   природе.   Но заключительные   эпизоды   повести   не   располагают   к   умилению   при   виде всеобщего   весеннего   ликования:   раздался   выстрел,   за   ним   еще   два.   Кто стрелял? В кого? «Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто­то из охотников зарыл собаку…». Для   Троепольского,   писателя­гуманиста,   природа   не   храм, располагающий   к   спокойствию   и   умиротворению.   В   ней   идет   постоянная борьба   жизни   и   смерти.   И   первая   задача   человека   —   помочь   жизни утвердиться и победить.  На этом уроке мы вспоминаем рассказы Ю. Яковлева «Он убил мою собаку» и Л. Андреева «Кусака».   Дома дети пишут сочинение­отзыв о прочитанной книге.

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Урок литературы по по повести Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2017