урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке ведется беседа о изображении "маленького человека" в литературе, беседа по содержанию повести Гоголя. Беседа, работа в группах, индивидуальные сообщения, анализ эпизодов, размышления о главном герое, особенностях его поступков и характера - формы работы на уроке. Работа с иллюстрациями к повести художников. К разработке урока дан раздаточный материал для учащихся.
Иконка файла материала Урок по повести Н.В.Гоголя Шинель.docx
Урок по повести Н.В.Гоголя !Шинель» … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто­нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,  что есть несчастные… А. П. Чехов Цели и задачи урока:        познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”; проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе; учить анализу текста; работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др. развитие навыков монологической речи; развитие навыков работы с критической литературой; воспитание любви и уважения к личности человека. Оборудование:   портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова; иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель”  Н. В. Гоголя;  фильм “Шинель”;  раздаточные листы к уроку по группам. Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся  проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии. чтение слов А. П. Чехова … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто­нибудь с  молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… ­ пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”. Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М.  Достоевского, А. П. Чехова. слайды с портретами ­ Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем ­ “маленький человек”? ­ А что это за тип героя?­ Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” ­ “одно из  глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”,  по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит  сегодня выяснить. 2. История создания. Замысел повести “Шинель” родился не сразу. В середине 30­х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый  набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом  наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и  повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия –  Петербург ­ выбран неслучайно. ­ Как вы думаете, почему? (город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”) 3. Анализ повести. ­ Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о  предопределенности судьбы? Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение) ­ Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек? выборочное чтение ­ Каково отношение к нему сослуживцев? ­ Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого  человека? работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)­ Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? ­ Подберите строчки из текста. ­ Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает  типичность? работа над портретом героя Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет  это значение: ­ ДОСКА: АКАКИЙ ­ смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный ­ Как вы думаете почему? ­ Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему? чтение сцены разговора с Петровичем­ А каково авторское отношение? Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя. ­ Башмачкин ­ несчастный или посмешище? ­ Появление шинели приоткрывает душевный мир героя. ­ Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник? ответы работа с иллюстрацией (см. рис. 2) ­ Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. ­ Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.­ Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда  он впервые надел шинель. выборочное чтение ­ Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? выборочное чтение (статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально) Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников. Согласны ли вы с ними ?(см. приложение­задание 2) работа в группах высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова ­ Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество? ­ Где кульминация повести? выборочное чтение ­ Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь  не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается  бессловесным даже в критическую минуту своей жизни) ­ В чем заключается особый драматизм этой ситуации? (никто не помог ему) ­ К кому обращается Акакий Акакиевич ? работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)­ Что удалось изобразить иллюстраторам? ­ Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать  интонацию. выборочное чтение ­ Каким же вы увидели чиновника? ­ Почему у него даже нет имени, только средний род­лицо? ­ Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается  повесть? просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель” ­ А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести. (см. приложение задание №3)групповая работа 4. Обсуждение ответов детей выступление первой второй, третьей группы ­ За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему,  нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”) выступление четвертой группы ­ Как вы понимаете авторскую позицию? ­ О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это  произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение) ­ Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”,  “возлюби ближнего как самого себя” ­ Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ­­­Зачем же нужно это  напоминание? 5. Домашнее задание. Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом  (письменно). Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя  “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока. 6. Итоги урока. ­ Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение  задание №4) Раздаточный лист для группы № 1) Николай Васильевич Гоголь «Шинель» Повесть о любви… … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов 1.СловарьРевностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Капот - шинель, плащ Посибаритствовал на постели - понежился Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 2. Отзывы современников о повести Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Воспоминания П. Анненкова о впечатлении, произведенным на Гоголя анекдотом о чиновнике, потерявшем ружье: «Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его ˝Шинель˝». 3.Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф. Достоевского «Бедные люди» Макару Девушкину. Он рассуждает: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать бы так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его добродетелях, переспросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло было бы наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канцеляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал…» Почему Гоголь поступил иначе?4.КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ Знание текста Истолкование текста(насколько содержательны и  уместны идеи, которые  ты  высказал) Выразительность и  правильность речи Активность на уроке Раздаточный лист для группы № 2 Николай Васильевич Гоголь «Шинель» Повесть о любви… … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… 1.Словарь А. П. Чехов Ревностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Капот - шинель, плащ Посибаритствовал на постели - понежился Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть городаЧухонка - петербургское прозвище пригородных финнов В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 2. Отзывы современников о повести Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Воспоминания П. Анненкова о впечатлении, произведенным на Гоголя анекдотом о чиновнике, потерявшем ружье: «Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его ˝Шинель˝». 3. Гоголю нужна смерть героя. Зачем? Поразмышляйте над этим. Ю. Манн в своей работе, посвященной творчеству Н. В. Гоголя, пишет: «Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя и все происходящее в финале оставляет, так сказать, на уровне таинственной недоговоренности». 4.КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ Знание текста Истолкование текста(насколько содержательны и  уместны идеи, которые  ты  высказал) Выразительность и  правильность речи Активность на уроке Раздаточный лист для группы № 3 Николай Васильевич Гоголь «Шинель»Повесть о любви… … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов 1.Словарь Ревностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Капот - шинель, плащ Посибаритствовал на постели - понежился Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 2. Отзывы современников о повести Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Воспоминания П. Анненкова о впечатлении, произведенным на Гоголя анекдотом о чиновнике, потерявшем ружье: «Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его ˝Шинель˝». 3. Как следует понимать заключительные страницы повести – фантастический финал?И. Ф. Анненский, разбирая фантастику Гоголя, пишет: «…мы читаем и чувствуем обиду за человека. Всякое чувство, возникшее в нас при чтении, должно найти выход, как всякий диссонанс в музыке должен разрешиться. В жизни часто торжествует зло – это правда, но в поэзии злу не такой простор: в поэзии оно непременно наказывается… Накажи его («значительное лицо») Гоголь серьезно, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться – вышла бы ложь. Не щелкни он его, мы бы с недовольным чувством оставили книгу. ‹…› Гоголь великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…» 4.КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ Знание текста Истолкование текста(насколько содержательны и  уместны идеи, которые  ты  высказал) Выразительность и  правильность речи Активность на уроке Раздаточный лист для группы № 4 Николай Васильевич Гоголь «Шинель» Повесть о любви… … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов 1.Словарь Ревностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Капот - шинель, плащ Посибаритствовал на постели - понежилсяВаньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 2. Отзывы современников о повести Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Воспоминания П. Анненкова о впечатлении, произведенным на Гоголя анекдотом о чиновнике, потерявшем ружье: «Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его ˝Шинель˝». 3. Как вы понимаете слова К. Мочульского, сказанные о Н. В. Гоголе: «В нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского». 4.КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ Знание текста Истолкование текста(насколько содержательны и  уместны идеи, которые  ты  высказал) Выразительность и  правильность речи Активность на уроке

Посмотрите также