Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
02.08.2018
Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
На уроке ведется беседа о изображении "маленького человека" в литературе, беседа по содержанию повести Гоголя. Беседа, работа в группах, индивидуальные сообщения, анализ эпизодов, размышления о главном герое, особенностях его поступков и характера - формы работы на уроке. Работа с иллюстрациями к повести художников. К разработке урока дан раздаточный материал для учащихся.
Урок по повести Н.В.Гоголя Шинель.docx
Урок по повести Н.В.Гоголя !Шинель» … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто­нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,  что есть несчастные… А. П. Чехов Цели и задачи урока:        познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”; проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе; учить анализу текста; работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др. развитие навыков монологической речи; развитие навыков работы с критической литературой; воспитание любви и уважения к личности человека. Оборудование:   портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова; иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель”  Н. В. Гоголя;  фильм “Шинель”;  раздаточные листы к уроку по группам. Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся  проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии. чтение слов А. П. Чехова … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто­нибудь с  молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… ­ пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”. Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М.  Достоевского, А. П. Чехова. слайды с портретами ­ Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем ­ “маленький человек”? ­ А что это за тип героя? ­ Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” ­ “одно из  глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”,  по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит  сегодня выяснить. 2. История создания. Замысел повести “Шинель” родился не сразу. В середине 30­х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый  набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом  наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и  повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия –  Петербург ­ выбран неслучайно. ­ Как вы думаете, почему? (город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”) 3. Анализ повести. ­ Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о  предопределенности судьбы? Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение) ­ Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек? выборочное чтение ­ Каково отношение к нему сослуживцев? ­ Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого  человека? работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1) ­ Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? ­ Подберите строчки из текста. ­ Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает  типичность? работа над портретом героя Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет  это значение: ­ ДОСКА: АКАКИЙ ­ смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный ­ Как вы думаете почему? ­ Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему? чтение сцены разговора с Петровичем ­ А каково авторское отношение? Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя. ­ Башмачкин ­ несчастный или посмешище? ­ Появление шинели приоткрывает душевный мир героя. ­ Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник? ответы работа с иллюстрацией (см. рис. 2) ­ Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. ­ Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича. ­ Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда  он впервые надел шинель. выборочное чтение ­ Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? выборочное чтение (статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально) Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников. Согласны ли вы с ними ?(см. приложение­задание 2) работа в группах высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова ­ Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество? ­ Где кульминация повести? выборочное чтение ­ Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь  не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается  бессловесным даже в критическую минуту своей жизни) ­ В чем заключается особый драматизм этой ситуации? (никто не помог ему) ­ К кому обращается Акакий Акакиевич ? работа с иллюстрацией (см. рисунок 3) ­ Что удалось изобразить иллюстраторам? ­ Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать  интонацию. выборочное чтение ­ Каким же вы увидели чиновника? ­ Почему у него даже нет имени, только средний род­лицо? ­ Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается  повесть? просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель” ­ А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести. (см. приложение задание №3) групповая работа 4. Обсуждение ответов детей выступление первой второй, третьей группы ­ За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему,  нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”) выступление четвертой группы ­ Как вы понимаете авторскую позицию? ­ О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это  произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение) ­ Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”,  “возлюби ближнего как самого себя” ­ Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ­­­Зачем же нужно это  напоминание? 5. Домашнее задание. Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом  (письменно). Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя  “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока. 6. Итоги урока. ­ Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение  задание №4) Раздаточный лист для группы № 1) Николай Васильевич Гоголь «Шинель» Повесть о любви… … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов 1.Словарь Ревностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Капот - шинель, плащ Посибаритствовал на постели - понежился Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 2. Отзывы современников о повести Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Воспоминания П. Анненкова о впечатлении, произведенным на Гоголя анекдотом о чиновнике, потерявшем ружье: «Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его ˝Шинель˝». 3.Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф. Достоевского «Бедные люди» Макару Девушкину. Он рассуждает: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать бы так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его добродетелях, переспросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло было бы наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канцеляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал…» Почему Гоголь поступил иначе? 4.КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ Знание текста Истолкование текста(насколько содержательны и  уместны идеи, которые  ты  высказал) Выразительность и  правильность речи Активность на уроке Раздаточный лист для группы № 2 Николай Васильевич Гоголь «Шинель» Повесть о любви… … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… 1.Словарь А. П. Чехов Ревностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Капот - шинель, плащ Посибаритствовал на постели - понежился Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 2. Отзывы современников о повести Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Воспоминания П. Анненкова о впечатлении, произведенным на Гоголя анекдотом о чиновнике, потерявшем ружье: «Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его ˝Шинель˝». 3. Гоголю нужна смерть героя. Зачем? Поразмышляйте над этим. Ю. Манн в своей работе, посвященной творчеству Н. В. Гоголя, пишет: «Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя и все происходящее в финале оставляет, так сказать, на уровне таинственной недоговоренности». 4.КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ Знание текста Истолкование текста(насколько содержательны и  уместны идеи, которые  ты  высказал) Выразительность и  правильность речи Активность на уроке Раздаточный лист для группы № 3 Николай Васильевич Гоголь «Шинель» Повесть о любви… … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов 1.Словарь Ревностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Капот - шинель, плащ Посибаритствовал на постели - понежился Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 2. Отзывы современников о повести Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Воспоминания П. Анненкова о впечатлении, произведенным на Гоголя анекдотом о чиновнике, потерявшем ружье: «Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его ˝Шинель˝». 3. Как следует понимать заключительные страницы повести – фантастический финал? И. Ф. Анненский, разбирая фантастику Гоголя, пишет: «…мы читаем и чувствуем обиду за человека. Всякое чувство, возникшее в нас при чтении, должно найти выход, как всякий диссонанс в музыке должен разрешиться. В жизни часто торжествует зло – это правда, но в поэзии злу не такой простор: в поэзии оно непременно наказывается… Накажи его («значительное лицо») Гоголь серьезно, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться – вышла бы ложь. Не щелкни он его, мы бы с недовольным чувством оставили книгу. ‹…› Гоголь великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…» 4.КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ Знание текста Истолкование текста(насколько содержательны и  уместны идеи, которые  ты  высказал) Выразительность и  правильность речи Активность на уроке Раздаточный лист для группы № 4 Николай Васильевич Гоголь «Шинель» Повесть о любви… … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов 1.Словарь Ревностно - старательно Фавориты - любимцы Департамент - часть или отдел государственного учреждения Швейцарская - комната служителей у дверей Капот - шинель, плащ Посибаритствовал на постели - понежился Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город Будочник - низший полицейский чин Алебарда - пешее оружие на длинном древке Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 2. Отзывы современников о повести Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…» Воспоминания П. Анненкова о впечатлении, произведенным на Гоголя анекдотом о чиновнике, потерявшем ружье: «Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его ˝Шинель˝». 3. Как вы понимаете слова К. Мочульского, сказанные о Н. В. Гоголе: «В нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского». 4.КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ Знание текста Истолкование текста(насколько содержательны и  уместны идеи, которые  ты  высказал) Выразительность и  правильность речи Активность на уроке

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок  литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей