Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы «Пред ликом священной природы…» посвящён современному звучанию проблемы «Человек и природа» в поэзии 19-20 веков. Цели урока: • Показать, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19-20 веков и какие проблемы они поднимают в своих стихотворениях. • Объяснить понятие «экология», расширить представление ребят о загрязнении окружающей среды. • Развивать навыки анализа лирического произведения. • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к окружающему миру.
Иконка файла материала Пред ликом священной природы.doc
(Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии 19­20 веков) «Пред ликом священной природы…»                                                                                      Цели урока:  Показать, как  звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19­20 веков и какие проблемы они поднимают в своих стихотворениях.   Объяснить   понятие   «экология»,   расширить   представление   ребят   о   загрязнении окружающей среды.  Развивать навыки анализа лирического произведения.  Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к окружающему миру.  Оборудование:  компьютер,   интерактивная   доска   или   диапроектор,   выставка   книг   о красивейших заповедных местах Казахстана, аудиозаписи, музыкальный центр.                                                                                                         Эпиграф к уроку:                                                         Не то, что мните вы, природа:                                                         Не слепок, не бездушный лик –                                                          В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,                                                         В ней есть любовь, в ней есть язык…                                                                                                                                                                                                                                  Ф.Тютчев Ход урока (мероприятия): Под красивую лирическую музыку учитель читает отрывки из произведений Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева и предлагает вспомнить авторов этих прекрасных описаний природы. Во время чтения на доске появляются слайды с изображением степи, летнего цветущего луга. Слайды сопровождают чтение всех стихотворений. «…   Вся   поверхность   земли   представлялась   зелёно­золотым   океаном,   по   которому брызнули   миллионы  разных  цветов.  Сквозь   тонкие,  высокие   стебли  травы   скользили голубые,  синие   и   лиловые   волошки,  жёлтый   дрок   выскакивал   своею   пирамидальною верхушкою,   белая   кашка   зонтикообразными   шапками   пестрела   на   поверхности, занесённый бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..» (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»). «…  Но   вот   опять   хлынули   играющие   лучи,  ­   и   весело,   и   величаво,   словно   взлетая, поднимается   могучее   светило.     Около   полудня   обыкновенно   появляется   множество круглых  высоких облаков – серых,  с  нежными белыми краями.    Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места… Но сами они так же лазурны, как небо.. Они все насквозь проникнуты светом и теплотою…» (И.С.Тургенев. «Бежин луг»)Учитель:  «Замечательные   картины   природы   встают   перед   глазами!   А   сейчас   мы послушаем несколько японских трёхстиший – хокку, и вы убедитесь, что всего тремя строчками можно выразить неповторимую красоту окружающей нас жизни»: Дети читают хокку:  Срезали пион –  И себе настроение испортил На целый вечер.                            Бусон Бушует осенний вихрь! Едва народившийся месяц Вот­вот он сметёт с небес.                            Какэн На руке у меня Прохладный, зеленоватый Огонёк светляка…                            Сики Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.                             Рансэцу Бедные звёзды! Им места нет в небесах –  Так сияет луна…                             Дэйкин Лошадка­мама –  Как она сторожит у ручья Пока жеребёнок пьёт…                              Исса Учитель:   «Тема   «Природа   и   человек»   всегда   была   одной   из   центральных   тем   в литературе. А каково её звучание в лирике 19, 20 веков? Об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии. Вам, ребята, конечно же, известна «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Старухе из этой сказки принадлежат слова:  «Не хочу быть вольною царицей.  Хочу быть владычицей морской. Чтобы жить мне в океане­море, Чтобы служила мне рыбка золотаяИ была у меня на посылках». И настало то время, когда человек стал владыкою всего живого на Земле. А сказки зазвучали по­иному…» Ученик читает «Атомную сказку» Ю.Кузнецова. Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад. Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад. Он пошёл в направленье полёта По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы. ­ Пригодится на правое дело! – Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. Беседа с классом по вопросам: ­Какая проблема звучит в сказке? ­Чем отличается главный герой от Ивана из русской народной сказки? Учитель:   «На   гробнице   одного   из   фараонов   было   высечено:   «Я   никогда   не перегораживал текущей воды. Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами  экологическая  культура. А как  вы понимаете  слово «экология?   (Учащиеся   высказываются)   Экология   –   раздел   биологии,   изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой . Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще   всего   разрывает   эту   цепочку   сам   человек),   то   в  природе   возникают   серьёзные проблемы». Слово предоставляется учащимся, выступающим в роли статистов­экспертов из Комитета по охране окружающей среды Казахстана. Выступление экспертов:   «Проблема   Аральского   моря.   Из­за   неумелого   использования   водных   ресурсов   рек Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Аральское море, их воды перестали доходить доморя. Это вызвало обмеление и высыхание моря. В результате этого исчезло 800 га лесов. Озеро Балхаш. Не исключена возможность, что к началу 21­го века западная часть Балхаша   может   абсолютно   высохнуть,   а   восточная   –   превратиться   в   заболоченную местность в результате бездумного и неумелого использования водных ресурсов.» Учитель:  «Вернёмся   к   словам   египетского   фараона:   «Я   никогда   не   перегораживал текущей воды». А вот что сказал поэт Василий Фёдоров» Ученик читает стихотворение В.Фёдорова: Да Винчи говорил: «Когда вы захотите Какой­нибудь реке Дать новый, Лучший путь, Вы как бы У самой реки спросите, Куда б она сама Хотела повернуть». Мысль Леонардо! Обновись и шествуй, И вечно торжествуй На родине моей. Природа и сама Стремится к совершенству. Не мучайте её, А помогайте ей! Учащимся предлагается послушать стихотворения о природе: С.Есенин Видели ли вы, Как бежит по степям В туманах озёрных кроясь, Железной ноздрёй храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним По большой траве Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребёнок? Милый, милый, смешной дуралей,Но куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Неужель он не знает, что в полях бессиянных Той поры не вернёт его бег, Когда пару степных россиянок Отдавал за коня печенег? По­иному судьба на торгах перекрасила Наш разбуженный скрежетом плёс, И за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз. Евгений Баратынский        Приметы Пока человек естества не пытал Аршином, весами и мерой, Но детски вещаньям природы внимал, Ловил её  знаменья с верой; Покуда природу любил он, она Любовью ему отвечала, О нём дружелюбно заботы полна Язык для него обретала. Почуя беду над его головой, Вран каркал ему в опасенье, И замысла, в пору смиряясь пред судьбой,  Воздерживал он дерзновенье. На путь ему из лесу выбежал волк, Крутясь и подъемля щетину, Победу пророчил, и смело свой полк Бросал он на вражью дружину. Чета голубиная, вея над ним, Блаженство любви прорицала. В пустыне безлюдной он не был одним, Нечуждая жизнь в нём дышала. Но, чувства презрев, он доверил уму: Вдался в суету изысканий… И сердце природы закрылось ему. И нет на земле прорицаний. Последний поэт      Отрывок Век шествует путём своим железным. В сердцах корысть и общая мечта. Час от часу насущным и полезнымОтчётливей, бесстыдней занята. Исчезнут ли при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы. Учитель:  «К сожалению, это так. Люди преданы промышленным заботам. Думают о том, как и где построить новую фабрику или завод, как больше добыть нефти, срубить леса, не спрашивая об этом у самой природы. Да и зачем спрашивать, она ведь не ответит. А вот Фёдор Тютчев когда­то написал: Не то что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –  В ней есть ещё душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» Вопрос классу: «А где мы можем услышать голос природы?»  (Дети высказывают свои мысли). Чтение стихотворения А.Фета Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Чтение стихотворения В.Казанцева Это никогда не надоест –  Листьев неумолчное плесканье, Мреющих, бессмертных звёзд блистанье, Иль, как раньше говорили, звёзд. Это не наскучит никогда –  Плавная неправильность сугроба.Ровная законченность плода. По земле идущая дорога. По песку бегущая вода. Учитель:  «А сейчас послушайте стихотворение Александра Ширяевца и подумайте, какая проблема в нём поднимается». Тускнеет твой венец алмазный, Не зыкнет с посвистом жених… Всё больше пятен нефти грязной,  Плевки Горынычей стальных… Глядишь, старее и дряхлее, Как пароходы с рёвом прут, И голубую телогрею Чернит без устали мазут.. А жениха всё нет в дороге… Роняет известь едкий прах… Плывёшь ты с жалобою к морю, Но и оно – в плевках, в гудках. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель:  «Поэзия рождается на почве, которая называется прозой жизни. Так какова эта проза?» Выступление экспертов: «Нефтяное   загрязнение   океана   –   самое   распространённое   явление.   От   2­х   до   4­х% водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной плёнкой. В морские воды ежегодно поступает до 6 млн. тонн тефтяных углеводородов. Реки   мира   ежегодно   выносят   в   морские   и   океанические   воды   более   1,8   млн.   тонн нефтепродуктов.   К   плавающим   комочкам   мазута   прикрепляются   разные   мелкие животные,   которыми   охотно   питаются   рыбы   и   усатые   киты.   Вместе   с   ними   они заглатывают   и   нефть.   Одни   рыбы   от   этого   гибнут,   другие   насквозь   пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из­за неприятного запаха и вкуса.   Только   10%   загрязняющих   веществ   остаётся   вблизи   места   сброса,   остальные загрязняют   весь   морской   бассейн.   В   развивающихся   странах   от   загрязнённой   воды ежегодно умирает 9 млн. человек!» Учитель:  «Поэт Игорь Ширяевец сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь – озеленять, очищать, отмывать, спасать… Ребята, а как вы думаете, как можно спасти природу, а значит и себя, от гибели? И что можем сделать мы с вами?» (Беседа с классом).Звучит стихотворение А.Толстого Острою секирой ранена берёза, По коре сребристой побежали слёзы; Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету. Будешь красоваться, листьями убрана… Лишь больное сердце не залечит раны! Вопрос классу: «А какую пользу приносит человеку лес? Что волнует  А.Толстого ?» (Учащиеся высказывают своё мнение). Выступление   экспертов:   «Лес   –   одно   из   совершенных   творений   природы.   Лесные плантации   защищают   от   наводнений,   эрозии   почвы,   создают   промышленные   запасы древесины.   В   последнее   время   уменьшаются   площади   лесов   и   увеличиваются обезлесенные пространства. При сплошных рубках на участке 10 га (в хвойных лесах) и 25   га   (в   лиственных   лесах)   удаляются   все   деревья   в   течение   1   года,   или   одного заготовительного периода. В итоге за последние 300 лет площадь лесов сократилась почти   втрое.     Основной   путь   сохранения   лесных   ресурсов   –   это   более   полное использование древесины. Деревья, посаженные на площади земли в 1 га поглощают 8 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько выделяют его при дыхании 200 человек». Заключительное слово учителя: «Сколько   бы   мы   ни   говорили   о   любви   к   природе,   сколько   бы   ни   было   написано литературы,   призывающей   к   охране   окружающей   среды,   пока   каждый   человек   не осознает,   что   ответственен   за   её   сохранность,   что   от   каждого   зависит   то,   в   каком состоянии   мы   оставим   планету   своим   детям   и   внукам,   ничего   не   изменится.   И   со временем   от   природы,   которой   мы   восхищаемся,   благодаря   которой   живём   (ведь человек – дитя природы), ничего не останется. Так давайте «пред ликом священной природы» пообещаем беречь, любить и преумножать окружающую нас красоту, а значит и саму жизнь». Учащиеся становятся в круг «От сердца к сердцу» и обещают любить и охранять природу. Учитель: «Давайте, ребята, постараемся придерживаться заповеди, которая выражена в сказке Сент – Экзюпери «Маленький принц: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» Минутка тишины. Под музыку «Аве Мария» ребятам предлагается подумать о том, что было сказано на занятии.

Посмотрите также