Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)
Оценка 5

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
19.11.2018
Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)
Урок литературы «Пред ликом священной природы…» посвящён современному звучанию проблемы «Человек и природа» в поэзии 19-20 веков. Цели урока: • Показать, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19-20 веков и какие проблемы они поднимают в своих стихотворениях. • Объяснить понятие «экология», расширить представление ребят о загрязнении окружающей среды. • Развивать навыки анализа лирического произведения. • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к окружающему миру.
Пред ликом священной природы.doc
(Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии 19­20 веков) «Пред ликом священной природы…»                                                                                      Цели урока:  Показать, как  звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19­20 веков и какие проблемы они поднимают в своих стихотворениях.   Объяснить   понятие   «экология»,   расширить   представление   ребят   о   загрязнении окружающей среды.  Развивать навыки анализа лирического произведения.  Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к окружающему миру.  Оборудование:  компьютер,   интерактивная   доска   или   диапроектор,   выставка   книг   о красивейших заповедных местах Казахстана, аудиозаписи, музыкальный центр.                                                                                                         Эпиграф к уроку:                                                         Не то, что мните вы, природа:                                                         Не слепок, не бездушный лик –                                                          В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,                                                         В ней есть любовь, в ней есть язык…                                                                                                                                                                                                                                  Ф.Тютчев Ход урока (мероприятия): Под красивую лирическую музыку учитель читает отрывки из произведений Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева и предлагает вспомнить авторов этих прекрасных описаний природы. Во время чтения на доске появляются слайды с изображением степи, летнего цветущего луга. Слайды сопровождают чтение всех стихотворений. «…   Вся   поверхность   земли   представлялась   зелёно­золотым   океаном,   по   которому брызнули   миллионы  разных  цветов.  Сквозь   тонкие,  высокие   стебли  травы   скользили голубые,  синие   и   лиловые   волошки,  жёлтый   дрок   выскакивал   своею   пирамидальною верхушкою,   белая   кашка   зонтикообразными   шапками   пестрела   на   поверхности, занесённый бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..» (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»). «…  Но   вот   опять   хлынули   играющие   лучи,  ­   и   весело,   и   величаво,   словно   взлетая, поднимается   могучее   светило.     Около   полудня   обыкновенно   появляется   множество круглых  высоких облаков – серых,  с  нежными белыми краями.    Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места… Но сами они так же лазурны, как небо.. Они все насквозь проникнуты светом и теплотою…» (И.С.Тургенев. «Бежин луг») Учитель:  «Замечательные   картины   природы   встают   перед   глазами!   А   сейчас   мы послушаем несколько японских трёхстиший – хокку, и вы убедитесь, что всего тремя строчками можно выразить неповторимую красоту окружающей нас жизни»: Дети читают хокку:  Срезали пион –  И себе настроение испортил На целый вечер.                            Бусон Бушует осенний вихрь! Едва народившийся месяц Вот­вот он сметёт с небес.                            Какэн На руке у меня Прохладный, зеленоватый Огонёк светляка…                            Сики Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.                             Рансэцу Бедные звёзды! Им места нет в небесах –  Так сияет луна…                             Дэйкин Лошадка­мама –  Как она сторожит у ручья Пока жеребёнок пьёт…                              Исса Учитель:   «Тема   «Природа   и   человек»   всегда   была   одной   из   центральных   тем   в литературе. А каково её звучание в лирике 19, 20 веков? Об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии. Вам, ребята, конечно же, известна «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Старухе из этой сказки принадлежат слова:  «Не хочу быть вольною царицей.  Хочу быть владычицей морской. Чтобы жить мне в океане­море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была у меня на посылках». И настало то время, когда человек стал владыкою всего живого на Земле. А сказки зазвучали по­иному…» Ученик читает «Атомную сказку» Ю.Кузнецова. Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад. Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад. Он пошёл в направленье полёта По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы. ­ Пригодится на правое дело! – Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. Беседа с классом по вопросам: ­Какая проблема звучит в сказке? ­Чем отличается главный герой от Ивана из русской народной сказки? Учитель:   «На   гробнице   одного   из   фараонов   было   высечено:   «Я   никогда   не перегораживал текущей воды. Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами  экологическая  культура. А как  вы понимаете  слово «экология?   (Учащиеся   высказываются)   Экология   –   раздел   биологии,   изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой . Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще   всего   разрывает   эту   цепочку   сам   человек),   то   в  природе   возникают   серьёзные проблемы». Слово предоставляется учащимся, выступающим в роли статистов­экспертов из Комитета по охране окружающей среды Казахстана. Выступление экспертов:   «Проблема   Аральского   моря.   Из­за   неумелого   использования   водных   ресурсов   рек Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Аральское море, их воды перестали доходить до моря. Это вызвало обмеление и высыхание моря. В результате этого исчезло 800 га лесов. Озеро Балхаш. Не исключена возможность, что к началу 21­го века западная часть Балхаша   может   абсолютно   высохнуть,   а   восточная   –   превратиться   в   заболоченную местность в результате бездумного и неумелого использования водных ресурсов.» Учитель:  «Вернёмся   к   словам   египетского   фараона:   «Я   никогда   не   перегораживал текущей воды». А вот что сказал поэт Василий Фёдоров» Ученик читает стихотворение В.Фёдорова: Да Винчи говорил: «Когда вы захотите Какой­нибудь реке Дать новый, Лучший путь, Вы как бы У самой реки спросите, Куда б она сама Хотела повернуть». Мысль Леонардо! Обновись и шествуй, И вечно торжествуй На родине моей. Природа и сама Стремится к совершенству. Не мучайте её, А помогайте ей! Учащимся предлагается послушать стихотворения о природе: С.Есенин Видели ли вы, Как бежит по степям В туманах озёрных кроясь, Железной ноздрёй храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним По большой траве Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребёнок? Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Неужель он не знает, что в полях бессиянных Той поры не вернёт его бег, Когда пару степных россиянок Отдавал за коня печенег? По­иному судьба на торгах перекрасила Наш разбуженный скрежетом плёс, И за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз. Евгений Баратынский        Приметы Пока человек естества не пытал Аршином, весами и мерой, Но детски вещаньям природы внимал, Ловил её  знаменья с верой; Покуда природу любил он, она Любовью ему отвечала, О нём дружелюбно заботы полна Язык для него обретала. Почуя беду над его головой, Вран каркал ему в опасенье, И замысла, в пору смиряясь пред судьбой,  Воздерживал он дерзновенье. На путь ему из лесу выбежал волк, Крутясь и подъемля щетину, Победу пророчил, и смело свой полк Бросал он на вражью дружину. Чета голубиная, вея над ним, Блаженство любви прорицала. В пустыне безлюдной он не был одним, Нечуждая жизнь в нём дышала. Но, чувства презрев, он доверил уму: Вдался в суету изысканий… И сердце природы закрылось ему. И нет на земле прорицаний. Последний поэт      Отрывок Век шествует путём своим железным. В сердцах корысть и общая мечта. Час от часу насущным и полезным Отчётливей, бесстыдней занята. Исчезнут ли при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы. Учитель:  «К сожалению, это так. Люди преданы промышленным заботам. Думают о том, как и где построить новую фабрику или завод, как больше добыть нефти, срубить леса, не спрашивая об этом у самой природы. Да и зачем спрашивать, она ведь не ответит. А вот Фёдор Тютчев когда­то написал: Не то что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –  В ней есть ещё душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» Вопрос классу: «А где мы можем услышать голос природы?»  (Дети высказывают свои мысли). Чтение стихотворения А.Фета Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Чтение стихотворения В.Казанцева Это никогда не надоест –  Листьев неумолчное плесканье, Мреющих, бессмертных звёзд блистанье, Иль, как раньше говорили, звёзд. Это не наскучит никогда –  Плавная неправильность сугроба. Ровная законченность плода. По земле идущая дорога. По песку бегущая вода. Учитель:  «А сейчас послушайте стихотворение Александра Ширяевца и подумайте, какая проблема в нём поднимается». Тускнеет твой венец алмазный, Не зыкнет с посвистом жених… Всё больше пятен нефти грязной,  Плевки Горынычей стальных… Глядишь, старее и дряхлее, Как пароходы с рёвом прут, И голубую телогрею Чернит без устали мазут.. А жениха всё нет в дороге… Роняет известь едкий прах… Плывёшь ты с жалобою к морю, Но и оно – в плевках, в гудках. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель:  «Поэзия рождается на почве, которая называется прозой жизни. Так какова эта проза?» Выступление экспертов: «Нефтяное   загрязнение   океана   –   самое   распространённое   явление.   От   2­х   до   4­х% водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной плёнкой. В морские воды ежегодно поступает до 6 млн. тонн тефтяных углеводородов. Реки   мира   ежегодно   выносят   в   морские   и   океанические   воды   более   1,8   млн.   тонн нефтепродуктов.   К   плавающим   комочкам   мазута   прикрепляются   разные   мелкие животные,   которыми   охотно   питаются   рыбы   и   усатые   киты.   Вместе   с   ними   они заглатывают   и   нефть.   Одни   рыбы   от   этого   гибнут,   другие   насквозь   пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из­за неприятного запаха и вкуса.   Только   10%   загрязняющих   веществ   остаётся   вблизи   места   сброса,   остальные загрязняют   весь   морской   бассейн.   В   развивающихся   странах   от   загрязнённой   воды ежегодно умирает 9 млн. человек!» Учитель:  «Поэт Игорь Ширяевец сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь – озеленять, очищать, отмывать, спасать… Ребята, а как вы думаете, как можно спасти природу, а значит и себя, от гибели? И что можем сделать мы с вами?» (Беседа с классом). Звучит стихотворение А.Толстого Острою секирой ранена берёза, По коре сребристой побежали слёзы; Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету. Будешь красоваться, листьями убрана… Лишь больное сердце не залечит раны! Вопрос классу: «А какую пользу приносит человеку лес? Что волнует  А.Толстого ?» (Учащиеся высказывают своё мнение). Выступление   экспертов:   «Лес   –   одно   из   совершенных   творений   природы.   Лесные плантации   защищают   от   наводнений,   эрозии   почвы,   создают   промышленные   запасы древесины.   В   последнее   время   уменьшаются   площади   лесов   и   увеличиваются обезлесенные пространства. При сплошных рубках на участке 10 га (в хвойных лесах) и 25   га   (в   лиственных   лесах)   удаляются   все   деревья   в   течение   1   года,   или   одного заготовительного периода. В итоге за последние 300 лет площадь лесов сократилась почти   втрое.     Основной   путь   сохранения   лесных   ресурсов   –   это   более   полное использование древесины. Деревья, посаженные на площади земли в 1 га поглощают 8 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько выделяют его при дыхании 200 человек». Заключительное слово учителя: «Сколько   бы   мы   ни   говорили   о   любви   к   природе,   сколько   бы   ни   было   написано литературы,   призывающей   к   охране   окружающей   среды,   пока   каждый   человек   не осознает,   что   ответственен   за   её   сохранность,   что   от   каждого   зависит   то,   в   каком состоянии   мы   оставим   планету   своим   детям   и   внукам,   ничего   не   изменится.   И   со временем   от   природы,   которой   мы   восхищаемся,   благодаря   которой   живём   (ведь человек – дитя природы), ничего не останется. Так давайте «пред ликом священной природы» пообещаем беречь, любить и преумножать окружающую нас красоту, а значит и саму жизнь». Учащиеся становятся в круг «От сердца к сердцу» и обещают любить и охранять природу. Учитель: «Давайте, ребята, постараемся придерживаться заповеди, которая выражена в сказке Сент – Экзюпери «Маленький принц: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» Минутка тишины. Под музыку «Аве Мария» ребятам предлагается подумать о том, что было сказано на занятии.

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)

Урок литературы "Пред ликом священной природы..." (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018