Коновалова Елена Николаевна МАОУ СОШ №20 г. Серов учитель русского языка и литературы тел. 89506383832 e-mail: kolyvan16@mail.ru
Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству М. Горького Тема урока: Романтизм раннего М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».
Цель урока: формирование представления о признаках романтизма в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», его композиционных особенностях.
Задачи:
- повторить основные черты романтизма как творческого метода;
- в ходе анализа текста выявить основные признаки романтизма в рассказе «Старуха Изергиль»;
- определить композиционные особенности рассказа;
- выразить отношение к основным проблемам, поднятым в произведении. Планируемые результаты - предметные:
• знание содержания рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»;
• владение умением анализировать текст рассказа с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, с учётом его принадлежности к романтизму;
• сформированность представлений о роли антитезы как композиционного приёма;
• способность выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных высказываниях. - метапредметные:
• коллективное формулирование цели и задач урока, самостоятельный отбор художественного материала по теме;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• умение интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (художественная литература— живопись);
• опыт анализа и оценки поведения персонажей произведения, оценки персонажей и авторской позиции;
• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- личностные:
• устные и письменные высказывания ученика о творчестве и нравственной позиции М. Горького;
• сопоставительный анализ литературного и живописного произведений, выявление закономерностей, оригинальности авторов;
• выражение эмоционально-ценностной ориентации ученика в коммуникативно-речевой деятельности в процессе изучения и осмысления литературного произведения;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• оценка поведения литературных героев в различных ситуациях, определение жизненных ценностей героев, соотнесение их со своими ценностями; характеристика идеала писателя, его концепции мира и человека;
• развитие Я-концепции, формирование культурного идеала и антиидеала на основе анализа художественно изображенных человеческих типов.
Сценарий урока В начале урока обучающимся демонстрируется картина Тивадара Чонтвари «Старый рыбак» (Презентация
– приложение 1 – слайд 1)
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Мобилизация. Создание проблемной ситуации |
||
Ребята, перед вами картина венгерского художника Тивадара Чонтвари «Старый рыбак». Её не зря считают одной из самых странных. Ее загадку может разгадать только самый внимательный зритель. Раскрывший тайну никогда не забудет это пугающее полотно. Как вы думаете, какую загадку зашифровал в ней художник? |
Высказывают предположения. Практика показывает, что верного ответа на вопрос на данном этапе урока не звучит. |
|
Благодарю вас за предположения. Мы ещё вернёмся к этому вопросу в ходе урока. Сегодня мы обращаемся к одному из ранних произведений уже знакомого вам |
Возможные ответы: - у Горького - старуха, у Чонтвари – старик; - события разворачиваются на фоне моря; |
|
автора – М. Горького – «Старуха Изергиль». (произведение прочитано дома) Можете ли вы предположить, что общего есть в этом литературном произведении и картине Т. Чонтвари? |
- портретное сходство старого рыбака и Изергиль…
|
Спасибо за ваши ответы. Но сегодня мы постараемся найти более глубинное сходство между этими произведениями. Обратимся к литературе. На прошлом уроке мы дали общую характеристику раннего творчества М. Горького. Какой творческий метод преобладает в этот период? |
Ответы обучающихся: - романтизм. |
Целеполагание |
|
Чтобы ответить на проблемный вопрос, (Презентация – приложение 1 – слайд 2) «Что общего между рассказом М. Горького «Старуха Изергиль» и картиной Т. Чонтвари «Старый рыбак»?» мы обратимся к героям Горького и постараемся доказать, что они являются романтическими героями, а сам рассказ – романтическим произведением. слайд 3 |
запись в тетрадь темы урока, проблемного вопроса и цели. |
Актуализация опорных знаний |
|
Для этого нам необходимо вспомнить признаки романтического произведения. |
Обучающиеся называют признаки, они появляются на экране (слайд 4) |
- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека. - Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей. - Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности. - Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. - Развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией. |
|
Коммуникация. Анализ текста произведения |
|
Из каких частей состоит рассказ? |
Ответы обучающихся: Вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни старухи Изергиль – легенда о Данко – заключение. |
Какова роль вступления и заключения? |
Ответы обучающихся: своеобразное обрамление сюжета |
Докажите, что пейзаж в них является романтическим слайд 5 |
приводят подтверждения из текста произведения. |
Теперь обратимся к образам героев. Работать будем в трёх группах. 1 группа работает с образом Ларры, 2 – Данко, 3 – Изергиль. |
делятся на группы. |
Первое задание. Докажите, что ваш герой является романтическим героем – исключительной личностью в исключительных обстоятельствах. Сделать это нужно будет от первого лица (от лица героя). слайд 6 |
Работа в группах. Представление результатов работы, основанной на анализе текста. |
В роль каких героев было вживаться труднее? |
Ответы обучающихся: - Ларры и Данко, так как они совершенно не похожи на обычных, живых людей, это нарочито вымышленные персонажи. Самым «трудным» был образ Данко, так как этому герою несвойственно говорить о своей исключительности, возносить себя. Проще – Изергиль, так как она более «живая», похожая на обычного человека с его достоинствами и недостатками.[1] |
А что можно сказать о достоинствах и недостатках персонажей легенд – Ларры и Данко? |
Ответы обучающихся: - Ларра практически лишён достоинств, Данко – недостатков. |
Что объединяет все три образа? К чему они стремятся? |
Ответы обучающихся: - стремление к свободе |
Как решается проблема свободы в каждом образе? слайд 7 |
Ответы обучающихся: - Ларра – свобода только для себя; - Изергиль – для себя и для других; - Данко – свобода для других. |
Символическим воплощением каких человеческих качеств являются эти герои? |
Ответы обучающихся: - Ларра – эгоизм; - Данко – альтруизм. |
Какое изобразительно-выразительное средство использует Горький в данном случае? |
Ответы обучающихся: - антитеза. |
Можно ли утверждать, что это основное композиционное средство? |
Ответы обучающихся: - да; - нет, в этом случае образ Изергиль не |
|
«вписывается» в эту систему. |
Если мы говорим об антитезе, то образ Данко – это некий «тезис», Ларра – «антитезис». Какое же место займёт здесь образ старухи Изергиль, которая, кстати, является заглавным персонажем? слайд 8 |
Ответы обучающихся: - образ, объединяющий их; - в разных ситуациях проявляет разные качества; - «синтез» |
Какое ещё романтическое противопоставление важно отметить в рассказе? (опираемся на признаки романтизма) |
Ответы обучающихся: - мира идеала, мечты и мира действительности. |
Как они противопоставлены? |
Обучающиеся отмечают характер обрамления, роль героинирассказчицы; наличие связующих нитей между идеалом и действительностью. |
Подведение итогов. |
|
Давайте подведём итоги. Удалось ли нам доказать, что рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» - романтическое произведение? слайд 9 |
Ответы обучающихся: - да, удалось (называют основные признаки романтического произведения, выявленные в рассказе в ходе анализа текста) |
Вернёмся к проблемному вопросу. Возможно, кому-то удалось разгадать загадку художника? слайд 10, 11 Подсказка: чтобы сделать это, вам поможет зеркало. Вторая подсказка (если первая не помогла). Представьте, что у вас в руках зеркало, и вы можете приложить его по центру картины. Что мы тогда увидим? |
Оказывается, если приложить зеркало по центру картины, то можно увидеть два абсолютно разных изображения в зависимости от того, в какую сторону зеркало будет направлено. Если приставить зеркало с правой стороны, можно увидеть Божий лик на фоне умиротворяющей водной глади. Если с левой — перед глазами предстанет сам Дьявол, а позади него — бушующее (возможно, кипящее) море. |
|
|
Отвечаем на проблемный вопрос. |
Ответы обучающихся: - картина тоже трёхчастна: «тезис» - Бог, «антитезис» - дьявол, «синтез» - старик. |
Рефлексия («Три М») |
|
А сейчас я предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке. |
Обучающиеся выполняют задание. |
Домашнее задание |
|
слайд 12 Напишите эссе «Идеал человека в ранних романтических рассказах М. Горького и в моём представлении» |
|
[1] В ходе беседы могут возникать наводящие вопросы, которые учитель формулирует в соответствии с конкретной ситуацией на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.