Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».
Оценка 4.7

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
24.02.2017
Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».
Презентация к уроку литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».
Страницы жизни и творчества Лермонтова.docx
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка         Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова Работу выполнила: Петрушенко  Наталья  Николаевна,   учитель  русского   языка  и литературы   первая квалификационная категория   Васильевка,2017 Тема: «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова». Цель: расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Задачи: Обучающие:  продолжить   работу   по   изучению   творчества   М.Ю.   Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;  вспомнить   основные   сведения   о   Лермонтове,   познакомить   с некоторыми   страницами   биографии   поэта   и   с   людьми,   которые окружали его;  продолжить обучение декламационному чтению. Развивающие:  развивать   интерес   к   дальнейшему   изучению   творчества М.Ю.Лермонтова;   способствовать развитию творческого воображения;  развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;  развить умение высказывать свою точку зрения. Воспитательные:  воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;  воспитывать уважение к его творчеству. Оборудование: презентация; компьютер. Вид   урока:  урок   ­   лекция   с   элементами   сообщений   учащихся   и   с элементами беседы. Тип урока:   изучение нового материала. I.Организационный момент. Ход урока II. Актуализация знаний.       Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведение и автора. 1. Скажи­ка,   дядя,   ведь   не   даром//Москва,   спалённая   пожаром// Французу отдана? («Бородино») 2. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус») 3. Тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)  Кто же автор этих стихотворений? Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.  Как   вы   думаете,   случайно   ли   я   вспомнила   об   этом   удивительном поэте?  О ком будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем  тему.  (Учащиеся формулируют тему урока)  III. Сообщение темы   урока.                      Итак, тема нашего урока ­ «Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова». (Слайд1) IV. Постановка цели урока.        Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (Учащиеся формулируют цель урока) Правильно.  (Слайд2)    Сегодня мы вспомним   страницы биографии поэта, познакомимся с людьми, которые окружали его.                            Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё   задуманное удалось, и   вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.                         Сегодняшний   урок   подготовила   не   только   я,   но   и   ваши одноклассники.   Ребята   своими   сообщениями     приоткроют   нам   дверь   в прошлое, где жил и творил  М.Ю.Лермонтов. V. Изучение нового материала. 1.Проверка домашнего задания. Выступления учащихся с развёрнутыми сообщениями по темам:  «Время Лермонтова».  «Жизнь Лермонтова в семье».   «Пансион и Московский университет».   «Школа гвардейских подпрапорщиков, служба в полку».   «Первая ссылка».  «Вторая ссылка».  «Трагическая гибель Лермонтова». 2.Лекция   учителя   с   элементами   беседы   «Страницы   жизни   и творчества М.Ю.Лермонтова».                     Вы   только   что   прослушали   развёрнутые   сообщения   о М.Ю.Лермонтове. Материал подобран хороший. Вы много узнали нового. Но я хочу расширить и углубить ваши представления об этом гениальном поэте и прочитать вам лекцию, в которой  остановлюсь на таких вопросах, как внешность Лермонтова и его характер, Лермонтов и светское общество, этапы краткого творческого пути  поэта, злодейское убийство Лермонтова. По ходу лекции можете делать записи, которые помогут вам при ответах на вопросы викторины в конце урока.           Но вначале давайте вспомним, где прошли детские годы Лермонтова?  (Ответы учащихся)                    Посмотрите на иллюстрацию с изображением дома Арсеньевой в Тарханах  (Слайд3)  и послушайте отрывок из стихотворения «Как  часто пёстрою толпою  окружен...»  (ученик читает со слов «Ласкаю я в душе старинную мечту...»  и  кончая строчкой «Жёлтые  листы шумят под робкими шагами»).                      До нас дошли   портреты неизвестных художников «Лермонтов в раннем   детстве»   и   «Лермонтов   в   детстве».  (  Слайд   4)  выдержку из воспоминаний художника Е. Меликова: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с   Послушайте большой   головой и бледным лицом, он обладал большими карими глаза, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с черными   ресницами,   делавшими   их   еще   глубже,   производили   чарующее впечатление на того, кто бывал  симпатичен Лермонтову».                      А теперь посмотрим портрет «Лермонтова  в юности» работы П.Е.Заболотского,   у   которого   Михаил   Юрьевич   учился   рисованию. (Слайд5)  Наше   внимание   привлекают   большие   глаза,   передающие сосредоточенность,  напряжение  мысли.  Прочитаем, что  говорят     о  юном Лермонтове   его   современники.  (Слайд   6)  «Это   в   высшей   степени артистическая натура, неуловимая и не поддающаяся никакому внешнему влиянию благодаря своей неутомимой наблюдательности…­ пишет Ю. Ф. Самарин, публицист, историк. — Прежде,  чем вы подошли к  нему, он вас уже   понял:   ничто  не   ускользает  от   него;   взор   его  тяжёл,  и  его     трудно переносить».            Как же вел себя в обществе этот умный человек, обладавший редким даром  постигать в людях хорошее и порочное, доброе и злое, благородное и низкое?            А. И. Васильчиков (Слайд7), один из секундантов в последней дуэли Лермонтова, утверждает: «В Лермонтове  (мы говорим о нем как о частном лице)   было   два   человека:   один   добродушный   для   небольшого   кружка ближайших   своих   друзей   и   для   тех   немногих   лиц,   к   который   он   имел особенное уважение, другой — заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых».             Васильчиков близок к истине. А. П. Шан­Гирей (Слайд8), дальний родственник Лермонтова  и один из немногих близких его друзей, пишет следующее: «В домашней жизни своей Лермонтов  был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием!..». По словам Д. А. Столыпина, близкого родственника и товарища Лермонтова, (Слайд9)  «в   обществе   Лермонтов   был   предметом   самых   заботливых попечений о нем со стороны друзей, которые группировались вокруг него, и он в ответ на это дарил их своим доверием и братской откровенностью».                          В кругу своих товарищей, сначала юнкеров, затем гвардейских офицеров, как вспоминает  офицер­артиллерист К. X. Мамацев(Слайд10), с   которым   Лермонтов   познакомился   летом   1840   года,   когда   оба участвовали в боях при р. Валерик(Слайд11), Михаил Юрьевич был тоже «всегда весел, любил острить, но его остроты часто переходили в меткие и злые сарказмы, не доставлявшие особого удовольствия тем, на кого были направлены. Когда он оставался один или с людьми, которых любил, он становился   задумчив,   и   тогда   лицо   его   принимало   необыкновенно выразительное, серьезное и даже грустное выражение; но стоило появиться хоть одному гвардейцу, как он тотчас же возвращался к своей банальной веселости,   точно   стараясь   выдвинуть   вперед   одну   пустоту   светской петербургской жизни, которую он презирал глубоко. В эти минуты трудно было узнать, что происходило в тайниках его великой души».                            Теперь перейдем к выяснению другого вопроса: Лермонтов и светское общество.                            Судьба распорядилась так, что поэт вынужден был постоянно общаться   с   людьми   из   привилегированных   слоев   дворянства.   По   словам   общества, Васильчикова,   «вращаясь     в   среде   великосветского   придавленного и кассированного   после катастрофы 14­го   декабря 1825 года, он   глубоко и горько сознавал его ничтожество.  (О каких событиях говорит А.И.Васильчиков?) (Слайд12) Это  выражал он чувство не только в стихах «Печально я гляжу на наше поколенье»,  но и в ежедневных  свет­ ских и товарищеских своих отношениях. От этого он был, вообще, нелюбим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах; при дворе его считали вредным, неблагонамеренным и притом,  дурным офицером, и когда его убили, то одна высокопоставленная особа (царь)  изволила выразиться, «что туда ему и дорога».                Да, большинству светских людей Лермонтов «казался пустым и чуть   недюжинным   человеком   да   еще   с   злым   сердцем»,   по   словам литературного критика   И.И.Панаева  (Слайд13), дерзким офицером. Эти люди видели Лермонтова на балах, в кругу гусаров, где «проигрывались десятки тысяч» и «тысячи бросались на кутежи». В круговороте шумной светской жизни поэт был очень одинок.  (Слайд14)«Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба», — констатировал И.С. Тургенев.                                 Как же поэт относился к свету? Эта проблема занимает центральное место в его творчестве, и подробно об этом речь впереди. А сейчас   послушаем     краткие   отрывки   из   некоторых   стихотворений Лермонтова. Вот признание юного поэта в стихотворении «1831­го июня 11 дня»: Ученик читает: Моя душа, я помню, с детских лет  Чудесного искала. Я любил  Все обольщенья света, но не свет,  В котором я минутами лишь жил. И как я мучусь, знает лишь творец; Но равнодушный мир не должен знать... И скучно и грустно!— и некому руку подать  В минуту душевной невзгоды...                               В том же стихотворении поэт говорит о своих мучениях, непонятных людям света: И как я мучусь, знает лишь творец; Но равнодушный мир не должен знать…                В зрелом возрасте, в зените литературной славы поэт признается: И скучно и грустно! – и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…                Свет упрекал поэта в гордости, скрытности, замкнутости. Да, он не гнул колени «перед идолами света». Лермонтов — гениальный поэт, он жил в  мире   искусства   и   для   искусства.  Не   мог   же   он   открывать   свою  душу людям,   чьи   интересы   ограничивались   служебной   карьерой,   светскими связями, интригами и развлечениями. Многие офицеры находили, что писать стихи— занятие, недостойное гвардейского офицера.                «Брось ты свои  стихи,— сказал однажды Лермонтову любивший его   более   других   полковник   Ломоносов,   офицер   Гусарского   полка, сослуживец   Лермонтова,  (Слайд15),   —   государь   узнает,   и   наживешь   ты себе беды!». (Слайд16)А для Лермонтова «мир искусства был святыней и цитаделью,   куда   не   давалось   доступа   ничему   недостойному.   Гордо, стыдливо и благородно совершил он свой краткий путь», ­ писал критик А. В. Дружинин.                              В качестве вывода хочу привести отрывок из воспоминаний Васильчикова,   который   писал,   что   Лермонтов   вращался   в   высшем   кругу великосветского   общества,   изучил   его   «верно   и   глубоко.   Но   он   не   был представитель этого общества, а, напротив, его обличитель и противник...»                Лермонтов был одинок в чуждой ему среде. Но это отнюдь не значит,   что   поэт   был   "одинок   "вообще,   не   имел   близких   друзей   и единомышленников.    Подумайте и скажите,  с кем был близок поэт?  (Ответы учащихся)               Шан­Гирей, Столыпин, Раевский (Слайд17) — близкие и верные друзья Лермонтова, знавшие «каждый день его жизни: где он был, что делал и даже с кем и что говорил он».                            Близким другом его была Варвара Александровна Лопухина (Слайд18),   с   которой   он   делился   творческими   замыслами   и   которой посвятил прекрасные стихотворения. Учащийся читает стихотворение, посвящённое Варваре Лопухиной                Лермонтов тесно сошелся с такими писателями, как (Слайд19)А. И. Одоевский, В. Ф. Одоевский, В. А. Соллогуб, Е. П. Ростопчина. Он был знаком(Слайд20)  с   Гоголем,   Белинским,   Краевским.   Лермонтова   тепло принимали  (Слайд21)в   салоне   Карамзиных,   где   встречались   друзья   и поклонники Пушкина и среди них — Вяземский, Жуковский.                                Послушаем стихотворение Ростопчиной «Пустой альбом», посвященное памяти Лермонтова.  Ученица читает стихотворения Ростопчиной «Пустой альбом».                   Как видим, хорошо и непринужденно чувствовал себя Лермонтов в окружении Карамзиных: Но лишь для нас, лишь в тесном круге нашем Самим собой, веселым, остроумным,  Мечтательным и искренним он был.                                  Вот где поэт был «Самим собой, веселым, остроумным, мечтательным и искренним»!                 «Самим собой» Лермонтов был и в «обществе молодых людей, которое называли, по числу его членов, кружком шестнадцати». (Слайд22) Собираясь, участники «все обсуждали с полнейшей непринужденностью и свободой,   как   будто   бы   III   Отделения   собственной   его   императорского величества канцелярии вовсе и не существовало...», — вспоминает участник кружка К. В. Браницкий. Молодые люди обсуждали не только «события дня» и вопросы искусства, но, очевидно, касались и острых политических вопросов.                 Лермонтов, с «людьми сближаясь осторожно», постоянно искал «кругом души родной», и если находил такую душу, то оставался верен ей на всю жизнь.                  Такой душой для Лермонтова стал Белинский. (Слайд23) Первая встреча двух великих писателей состоялась в Пятигорске летом 1837 года. «Познакомились,   и   дело   шло   ладно,   пока   разговор   вертелся   на   разных пустячках»,   —   рассказывает   очевидец   Н.   М.   Сатин.   Но   стоило   критику завести   серьезный   разговор,   как   Лермонтов   «начал   отвечать   разными шуточками;   это  явно   сердило   Белинского»,  и   он, «взяв   фуражку  и   едва кивнув головой, вышел из комнаты». «Через два или три года они глубоко уважали и ценили друг друга, — сообщает Сатин. (Слайд24) Белинский «в первый   раз   поразговорился...   от   души»   с   Лермонтовым   в   1840   году. «Львиная натура! Страшный и могучий дух!», — восклицал Белинский уже после гибели поэта.                   Вот каким был Лермонтов среди духовно чуждых ему людей и среди друзей!                  Теперь кратко остановимся на творческом пути поэта.(Слайд25) Лермонтов — наследник и продолжатель поэтических традиций Пушкина. По словам Д. А. Столыпина, Пушкин «не был лично знаком с Лермонтовым, но знал о нем и восхищался его стихами. —  «Далеко   мальчик   пойдёт», ­говорил он». Пушкин мог читать  (Слайд26)  поэму Лермонтова «Хаджи Абрек»,   напечатанную   в   «Библиотеке   для   чтения»   в   1835   году.   Номер журнала   сохранился   в   библиотеке   поэта.   Лермонтова   видели   в   дни   все­ народного траура на Мойке, около квартиры Пушкина. (Слайд27)                                 Также   М.Ю.   Лермонтов   —   наследник   и   продолжатель вольнолюбивой поэзии декабристов. В юношеской поэме «Последний сын вольности» он с любовью пишет о сосланных декабристах, не переставших «...помышлять   в   изгнанье   дальном   и   глухом,   как   вольность   пробудить опять...».                 Но немеркнущим кумиром Лермонтова был Пушкин — слава и гордость России. (Слайд28) Многие поэты посвятили свои стихи Пушкину. Но  немногим  удалось  так  нарисовать  его  величественный  образ, как  это сделал шестнадцатилетний Лермонтов в стихотворении «О, полно извинять разврат...» (1831). (Слайд29) Ученик читает стихотворение «О, полно извинять разврат...»                             Подмечено   самое  характерное   в  поэзии  Пушкина: «пел   о вольности»,   защищал   права   личности,   проповедовал   гуманизм   в   период николаевского   террора.   Эта   же   мысль   развита   Лермонтовым   в стихотворении   «Смерть   Поэта».   Палачи   Пушкина   «злобно   гнали   его свободный, смелый дар».               Еще при жизни Пушкина Лермонтов считал себя наследником его вольнолюбивой поэзии: «...в этом есть краю  Один, кто понял песнь твою». Простим поэту юношескую самонадеянность и согласимся с тем, что в то время немногие так глубоко понимали все огромное значение творчества Пушкина для русской литературы и культуры, для развития прогрессивной мысли, как понимал Лермонтов. Поэтому в стихотворении «Смерть Поэта» он пишет, что Дантес «не мог  понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..». Не на кого убийца поднимал руку, а именно на  что. Пушкин — слава России, ее национальная гордость. Поднимать руку на Пушкина — значит   попирать   достоинство   целой   нации.   Как   же   нужно   было   любить поэта, а в его лице и родину, чтобы так смело и резко выступить против палачей «Свободы, Гения и Славы»! (Слайд30) Ученица читает отрывок из стихотворения «Смерть Поэта»                  Как и Пушкин, Лермонтов критически относился к самодержавно­ крепостнической действительности, к «светской черни», «жадной толпой» окружавшей трон. Об этом он пишет в драме «Маскарад». Рекомендую вам прочитать это произведение. (Слайд31)                  А теперь остановимся на романтической поэме «Демон». Это произведение   важно   для   понимания   творческого   пути   Лермонтова   и   (в частности) романа «Герой нашего времени», в котором проблема личности и общества получила реалистическое воплощение.                Над поэмой «Демон» Лермонтов работал 12 лет. Первый вариант произведения   создан   им   в   1829   году,   последний   (восьмая   редакция)   — незадолго до смерти. (Слайд32)                Демон (Слайд33) в христианской мифологии — злой дух, дьявол. Некогда   он   был   ангелом     («Счастливый   первенец   творенья!   Не   знал   ни злобы,   ни   сомненья...»).   За   непокорность   бог   изгнал   его   из   рая   («Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта...»).                              Образ Демона и сюжет поэмы фантастичны. И тем не менее произведение связано с русской жизнью, с литературными традициями 20— 30­х годов.                Демон несколько сродни и Алеко, этому «вольному жителю мира», и   Онегину,   томимому   «душевной   пустотой».   (Назовите   произведения   и автора, героями которых являются Алеко и Онегин)Недюжинные силы, не находящие   применения,   тоска   по   иной   жизни,   конфликт   с   обществом, бесцельность   существования   —   вот   то   общее,   что   роднит   Демона   с указанными   литературными   героями.   Но   «Демон»   не   является   простым повторением   того,   что   было   открыто   Пушкиным.   Это   самобытное произведение,   это   новый   этап   в   развитии   русского   революционного романтизма. Лермонтов по­своему показал и оценил романтического героя­ индивидуалиста.                                Демон разочарован во всем, что окружает его. Гордый «дух изгнанья» равнодушно созерцает прекрасную природу. Ученик читает: И дик, и чуден был вокруг  Весь божий мир; но гордый дух  Презрительным окинул оком  Творенье бога своего,  И на челе его высоком  Не отразилось ничего.                                  Демон осуждает жизнь людей, презирает этот мир, где гос­ подствует насилие над человеческой личностью, Ученица читает: Где нет ни истинного счастья,  Ни долговечной красоты,  Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить;  Где не умеют без боязни  Ни ненавидеть, ни любить.                   В отрицании общественных порядков, основанных на рабстве и безнравственном   духовном   угнетении   человека,   —   пафос   поэмы. Современники Лермонтова воспринимали это произведение как призыв к свободе, к борьбе за права человека. Белинский находил в «Демоне» «миры истин, чувств, красот».                  Мятежность, пафос отрицания, высокие и могучие силы души Демона   —   все   это   близко   и   дорого   автору   поэмы.   Однако   Лермонтов, поэтизируя героя, одновременно осуждает его. Поэт судит гордого Демона, который «все благородное бесславил и все прекрасное хулил», — судит с передовых общественных позиций, с позиций подлинного гуманизма.                 Бунт Демона лишен общественного содержания, стремления к положительному идеалу. Презрение и ненависть ко всему миру вытеснили из его души светлые чувства. И все, что пред собой о« видел,  Он презирал иль ненавидел.                 Крайний эгоизм, непомерная гордость, презренье и ненависть — все это привело его к мучительному одиночеству, и мир для него «стал глух и нем».                Чтобы жить полнокровной жизнью, надо не только ненавидеть, но и любить,   не   только   отрицать,   но   и   утверждать,   ценить   не   только   свою свободу, но и свободу других. Такова идейная нравственная позиция автора. С этой позиции Лермонтов оценивает романтический индивидуализм. Он вводит   в   поэму   типично   романтическую   ситуацию:   «царь   познанья   и свободы» очарован прекрасной Тамарой. (Слайд34) Тоску любви, ее волненье   Постигнул Демон в первый раз.                 Демон зовет Тамару в «надзвездные края», чтобы оттуда «без сожаленья,   без   участия   смотреть   на   землю»,   жить   «равно   далеко   от божества и от людей», оставив «жалкий свет его судьбе». Но вне общества нет покоя и счастья отдельной личности. Поэтому попытки примириться «с небом», стремление «веровать добру» кончаются трагически. Ученик читает: И проклял Демон побежденный  Мечты безумные свои,  И вновь остался он, надменный,  Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..                 У Лермонтова есть ещё герой, который рвётся на свободу. О ком я говорю? (Ответы учащихся)                  Сопоставим героя поэмы «Демон» с героем поэмы «Мцыри». (Слайд35)Демон и Мцыри — самые могучие образы романтических героев в русской литературе XIX века. Мцыри — любимый положительный герой Лермонтова,   по   мнению   русского   поэта   Н.П.Огарёва,«самый   ясный   и единственный идеал поэта»              Мцыри не вырвался на свободу из душной монастырской кельи, но и не смирился с неволей. Он морально не сломлен, духовно не опустошен. В отличие   от  Демона,  который   проклял  «мечты  безумные   свои»  и  остался «один, как прежде, во вселенной без упованья и любви», Мцыри, умирая в неволе, сохранил «веру гордую в людей и жизнь иную».                          Прогрессивные критики и вдумчивые читатели восторгались художественными произведениями Лермонтова и отдавали дань уважения его глубокому таланту; Белинский считал, что Лермонтов «по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». Это ли не похвала?!         Но «при дворе его считали вредным, неблагонамеренным… Почему ? (Ответы учащихся)                        В стихотворении «Смерть Поэта» Лермонтов обвинил в гибели великого поэта императорский  двор и не ошибся. Вот дневниковая запись императрицы: «...разговор с Бенкендорфом  (Слайд36)  (шеф жандармов и главный начальник  III  отделения собственной её Величества канцелярии), целиком за Дантеса, который вел себя как благородный рыцарь, Пушкин — как грубый мужик».                       Лермонтов  принимает вызов Баранта. Ростопчина  пишет, что причиной   столкновения   противников   был   «спор   о   смерти   Пушкина». Следовательно, поэт защищал не только честь русского офицера, но и честь великого русского поэта. Правительство жестоко наказывает Лермонтова и требует,   чтобы   он   принес   извинения   Баранту   за   распространение   якобы ложных   слухов   о   выстреле   в   воздух.   Как   отмечают   мемуаристы, «Лермонтов до последнего вздоха остался чужд всякой лжи и притворства». Не удивительно, что он наотрез отказался приносить извинение Баранту и подтвердил, что выстрелил в воздух, изъявив готовность снова стреляться с противником. Правда на стороне поэта. Но в николаевское время беспри­ страстный «суд и правда» молчали.                   (Слайд37)В 1841 году Лермонтов мечтает выйти в отставку и заняться литературным трудом. «Мы должны жить своею самостоятельною жизнью   и   внести   свое   самобытное   в   общечеловеческое,   —   говорил   он редактору   «Отечественных   записок»   Краевскому.   —   Зачем   нам   все тянуться за Европою и за французским... Мы в своем журнале... не будем предлагать обществу ничего переводного, а свое собственное. Я берусь к каждой книжке доставлять что­либо оригинальное, не так, как Жуковский, который все кормит переводами...»                   Вместо ожидаемой отставки Лермонтов получил строжайший приказ покинуть столицу в сорок восемь часов и ехать на Кавказ, в пекло войны,   под   пули   горцев,   почти   на   верную   гибель.  (Слайд38)  Явно враждебный   акт   правительства.   Настроение   поэта,   ожидание   близкой смерти точно передано в стихотворении Ростопчиной, о котором говорилось выше.                  Лермонтов «был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов...». Расскажем об одном из военных эпизодов. Ученица рассказывает: Орудия, которыми командовал офицер Мамацев, остались без прикрытия. «Чеченцы разом изрубили боковую цепь и кинулись на пушки. В этот миг Мамацев увидел возле себя Лермонтова, который точно из земли вырос с своею командой. И как он был хорош в красной шелковой рубашке с косым расстегнутым воротом...»                  Военное начальство неоднократно представляет храброго офицера к наградам — царь вычёркивает из списка фамилию поэта.                                И о трагическом – о гибели Лермонтова. Мы знаем, что Лермонтов   погиб   на   дуэли.  (Слайд39)Но   нити   злодейского   убийства Лермонтова   «тянулись   к   царскому   двору».   К   сказанному   выше   можно только добавить, что дуэли были запрещены. Например, на месте поединка по   приказу   Бенкендорфа   были   арестованы   Гагарин   (Н.С.   вице­президент Императорского   кабинета)   и   Лобанов(А.Я.   знакомый   Л.,   флигель   – адъютант   Николая   I).   Но   тот   же   Бенкендорф,   стремясь   якобы   пре­ дотвратить дуэль Пушкина с Дантесом, «ошибочно» направил полицейских в другую сторону. Не предотвратили  и дуэли Лермонтова с Барантом и Мартыновым. О том, что в гибели Лермонтова был заинтересован сам царь и придворная чернь, имеется намек в статье А. В. Дружинина, который писал следующее: «Как ни хотелось бы и нам поделиться с публикою  запасом сведений   о   службе   Лермонтова   на   Кавказе,   —   историею   его   кончины, рассказанной нам на самом ее театре с большими подробностями, — мы хорошо знаем, что для таких подробностей и сведений не пришло время». VI. Закрепление полученных знаний.      Ну а теперь, опираясь на материал, который вы услышали, ответьте на вопросы викторины и составьте синквейн. 1.Викторина. (Слайд 40) 1) Где прошло детство М.Ю.Лермонтова? 2) Как звали бабушку М.Ю.Лермонтова? 3) Кто написал портрет «Лермонтов в юности»? 4) В каком стихотворении М.Ю.Лермонтов говорит об отношении к свету? 5) С кем был близок поэт? 6) Кто был близким другом Лермонтова? 7) С какими писателями Лермонтов близко сошёлся? 8) Участником какого кружка был Михаил Юрьевич? 9) Когда состоялась первая встреча Лермонтова с В.Г.Белинским? 10) Кто был немеркнущим кумиром М.Ю.Лермонтова? 11) Какие стихотворения М.Ю.Лермонтов посвятил А.С.Пушкину? 12)Какое   произведение   важно   для   понимания   творческого   пути М.Ю.Лермонтова? 13) Над какой поэмой работал М.Ю.Лермонтов 12 лет? 14) Что получил М.Ю.Лермонтов вместо ожидаемой отставки в 1841 году? 15) Какие слова произнёс В.Г.Белинский после гибели М.Ю.Лермонтова? 2. Составление синквейна. Пример: Лермонтов Добродушный и заносчивый Сочинял, рисовал, критиковал Наследник пушкинских традиций Гений VII. Заключительное слово учителя.                    Наш урок подходит к концу.   А сколько интересных встреч с произведениями   М.Ю.   Лермонтова   нас   ждёт   впереди!   Имя   Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях   улиц   и   площадей,   в   памятниках   и   музеях.   Можно   сказать, Лермонтов   стал   частицей   каждого   из   нас,   частицей   нашего   ума,   сердца, Родины. Возвращаться к М.Ю. Лермонтову можно и нужно всегда, потому что он ­ собеседник, друг и учитель. А вы сегодня были достойными его учениками. VIII. Рефлексия. Продолжите фразу:  На уроке я узнал……   Осталось непонятным…..  Было интересно…..  Хотел бы узнать…. Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.   Выставление оценок IX.Домашнее   задание(Слайд   41):  используя   учебник,   справочную литературу, стихотворения Лермонтова, воспоминания его современников, подготовьте выступления по темам: «Время Лермонтова (годы «мрачного десятилетия»)»; «Я сын страданья...» (семейные раздоры)»; «Лермонтов и светское общество»; «Друзья и враги поэта»; «Лермонтов – наследник и продолжатель вольнолюбивой лирики декабристов и Пушкина»; «Гонения и трагическая гибель поэта».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».

Урок литературы «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017