Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "
Оценка 4.8

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл
11.04.2019
Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "
Романы, которые разделяет 100 лет (сравнительный анализ романов Л.Н.Толстого «Война и мир» и М.А.Шолохова «Тихий Дон») Совместный урок литературы для 10-11 классов Урок-практикум Цели урока: сопоставить романы Л.Н.Толстого «Война и мир» и М.А.Шолохова «Тихий Дон», выявить черты сходства и различия. Личностные: воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Метапредметные: развитие умений самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, контролировать и корректировать деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию. Предметные: выявление уровня понимания содержания, идейно-художественных особенностей романа-эпопеи. Оборудование: компьютер, презентация, наглядный материал, видеофрагменты кинофильмов
Романы, которые разделяет 100 лет.doc
Романы, которые разделяет 100 лет (сравнительный анализ романов Л.Н.Толстого «Война и мир» и М.А.Шолохова «Тихий Дон») Совместный урок литературы для 10­11 классов Урок­практикум Цели урока: сопоставить романы Л.Н.Толстого «Война и мир» и М.А.Шолохова «Тихий Дон», выявить черты сходства и различия. Личностные: воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Метапредметные: развитие умений самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, контролировать и  корректировать деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать полученную  информацию. Предметные: выявление уровня понимания содержания, идейно­художественных особенностей романа­эпопеи. Оборудование: компьютер, презентация, наглядный материал, видеофрагменты инофильмов Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1. Самоопределение к деятельности Цель: включение  учащихся в  деятельность на  личностно­значимом  уровне 1 минута Слайд 1. ­ Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кто любит литературу.  Слайд 2. Объясните цитату.  Лучшие новые произведения советских писателей (например, Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Л.Толстого.                                                                    Ромен Роллан Определите тему урока и цели урока Романы   разделяет   более   шестидесяти   лет.   Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого Самоопределение,  смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного  сотрудничества (К) Объясняют цитату Оценивание  Формулируют тему урока  Формулируют цель и задачи,  намечают этапы работы Ответы ребят, самооценка Выражение своих мыслей;  аргументация своего  мнения; учёт разных  мнений (К) 2. Актуализация  знаний.  Цель: повторение  изученного материала,  необходимого для  «открытия нового  знания». 5 минут Слайд 3. Вопросы по содержанию романов: 10 класс 1.Кого из героинь своего романа любил Толстой? Ответ: Наташу, Пьер это сам Толстой, Ростова  его идеал. 2.Чем отличается семья Ростовых от других? Ответ: Семья Ростовых доброжелательная, вежливая.  Например, это показано на именинах Наташи и ее  матери, отец (граф Ростов) относится ко всем гостям  одинаково вежливо, когда как в салоне Шерер все  относятся друг к другу в зависимости от положения в  обществе, например в Пьеру. Момент, когда графиня  (мать Наташи Ростовой) дает деньги Анне  Михайловне Друбецкой показывает ее доброту и  искренность. 3.Как Толстой относится к войне 1805 и 1812 года? Ответ: Л.Н.Толстой показывает деспотизм войны, её  бессмысленность, бесчеловечность.Такие герои как  Кутузов, Андрей Болконский отрицают войну. 11 класс 1. Кто главный герой романа «Тихий Дон»? Григорий  Мелехов 2. Почему отец решил насильно женить Григория?  Потому что он связался с замужней Аксиньей 3. Кому принадлежат эти слова? “За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте!” Аксинье (во время разговора с Пантелеем  Прокопьевичем) Умение работать в группе,  выражение своих мыслей Выражение своих мыслей с  полнотой и точностью;  формулирование и  аргументация своего  мнения; учёт разных  мнений (К) Оценивание усваемого  содержания (Л) Контроль, коррекция,  оценка (Р) III. Практикум Цель этапа:  обеспечение  восприятия,  осмысления и  первичного  закрепления  учащимися 20 минут Слайд 4. Работа в парах с таблицей. Сопоставление   романов Л.Н.   Толстого   «Война   и мир» и М.А. Шолохова: Работа в парах или в  группе Заполнение таблицы с  коллективным  обсуждением Проверка по слайду,  дополнение Самооценка  Сходства 1. Жанры романов Оба   романа   –   эпопеи. Эпопейное   содержание "Тихого Дона" составляет, как и в "Войне и мире", изображение   жизни   народа   в   переломный   период истории, изображение его стремлений, его истории, его трагических блужданий. 2. Что в центре романов? В центре обоих романов – поиски героями истины, своего пути. Интуитивность этих поисков. 3. Идеалы героев:  Дом, семья, естественность, доброта, трудолюбие. 4. Изображение войны в романах Реализм   в   изображении   войны,   ее   жестокости   и ужасов.   Изображение   подвига   –   настоящего   и формального.   Противопоставление   мира   и войны.  Картины мира перемежаются с картинами военных   действий   Изображение   развивающего действия войны на душу человека. 5. Что главное в изображении героев? «Диалектика души» ­ психологизм, герой в развитии. Отсутствие идеализации народа. 6. Картины природы У Л.Толстого и М.Шолохова   «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы   как   бы   продолжает   человеческий   образ, поддерживает и несёт его. Положение пейзажа в романе   Толстого   можно   сравнить   лишь   с   его положением   в   лирическом   стихотворении,   где картина   развёртывается   параллельно   с переживанием героя, фиксируя его моменты». Слайд 5. Отличия:   “Война и мир” “Тихий Дон”   1)временные  рамки 1805г ­ начало  1820­х гг май 1912 ­ март  1922гг 2)События   война 1805 г,  кампания 1807г,  русско­турецкая  война.  Отечественная  война 1812г,  политическая  ситуация начала  1820­х гг. первая мировая  война, две русские  революции,  корниловский  мятеж,  гражданская война 3)      Реальные  исторические лица Наполеон,  Александр I,  Кутузов,  Багратион,  Барклай де Толли Николай II,  Корнилов, Крымов,  Каледин,  Подтелков,  Кудинов, Малкин Работа в парах или в  группе Заполнение таблицы с  коллективным  обсуждением Проверка по слайду,  дополнение Самооценка 4)Герои 5)Социальны й охват  действительн ости 6)  изображение  народа образованные  люди, склонные к  рефлексии,  размышлению,  духовному поиску, спорам на  отвлеченные  темы.  Исторические  события  преломляются в  их сознании,  осмысляются  ими изображение  различных слоёв  русского  общества от  крестьянства и  простых солдат  до петербургского света и  императорских  дворов. простые, зачастую  малообразованные  люди, их "путь  исканий" ­  жизненный путь,  они "на себе"  проверяют  правильность  сделанного выбора,  расплачиваясь за  него искалеченными  судьбами и даже  жизнью от уклада и быта  простых казаков и  до императорского  двора ( сцена в  Могилёве,  в военном госпитале) идеализация: для  «умных» героев  «Войны и мира»  народный уклад,  непосредственнос ть и даже  некоторый  «фашизм»  русского мужика  становится  открытием,  Поэтизация  народного быта,  дается глубокий  анализ  патриархального  уклада, истоков его  кризиса, во многом  сказавшегося в  судьбе героев  романа, не все из  которых сумели образцом для их  собственной  жизни. устоять перед  искушениями  «большого мира»  (Митька Коршунов,  Дарья, Степан  Астахов). Герои  Шолохова  пытаются  разобраться в  хитросплетениях  политики своими  силами, без «умных  посредников». Дополнение  1) первоначальный замысел произведений: ­ Л. Н. Толстой ­ роман «Декабристы» (от 1856 г. ­  возвращение героя с семьей в Россию обращается к  1825 г. ­ восстание, послужившее причиной ссылки  героя, а затем к 1812 г., без которого не понять  сущности декабризма как явления; в конце концов  роман начинается с 1805 г., «в эпоху неудач и  поражений», много объясняющую в характере  Отечественной войны 1812 г.); ­ М. А. Шолохов ­ от романа «Донщина»,  повествующего о провале корниловского мятежа, к  роману­эпопее «Тихий Дон», посвященному судьбам  русского казачества в один из самых трагических  периодов русской истории; 2)отсутствие у Шолохова философских обобщений,  рассуждений о том, «какая сила движет мирами» ­ в  отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции; 3) моноцентричность шолоховской эпопеи – если  спросить, кто является главным героем «Войны и  мира», то в ответ можно услышать сразу несколько  имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона»  ответ будет один – Григорий Мелехов. 4)Толстой писал роман о событиях 50­летней  давности, а Шолохов по горячим следам. 5)Толстой изображает единственно оправданную  войну – за родину. Шолохов – бессмысленную с точки  зрения человечности Первую мировую войну без  победителей – гражданскую. В отличие от "Войны и мира", где история семей  Ростовых­Болконских является одним из  важнейших элементов всей художественной  структуры, в "Тихом Доне" самостоятельное  значение приобретает история жизни Григория  Мелехова. Если в "Войне и мире" Пьер Безухов,  Андрей Болконский, Наташа Ростова­ равноправные  герои, то в "Тихом Доне" Григорий Мелехов является  центральным героем, который соединяет воедино и  историческое судьбы, им исторические события, и  судьбы семей. Проверка. Оценивание Сравнений фрагментов романа: Фрагмент   фильма   «Война   и   мир»   первый   бал Наташи Ростовой Свадьба Григория и Натальи https://www.youtube.com/watch?v=d7nKrx40kRs «Аустерлицкое сражение» https://www.youtube.com/watch?v=KpVGmyjJ71w Оценивают свою работу на  уроке Рефлексия способов и  условий действия;  контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное  понимания причин успеха  или неуспеха в УД;  следование в поведении  моральным нормам и  этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей  полно и точно;  формулирование и  аргументация своего  мнения, учёт разных  мнений (К) 4. Рефлексия. 3 минут   духовным   национальным   «Тихий Дон» Атака казаков https://www.youtube.com/watch?v=BThEq74N9mE Оценивание Слайд 6. Вывод: Чтобы понять смысл и значение для нашего народа и романа «Тихий Дон», и его героев, прежде   всего   надо   осознать,   что это   произведение является и нравственным   продолжением   романа   «Война   и мир»,   ниспосланным   нам   в   эпоху   коренного преобразования   мира   и   человечества.   В   отличие   от графа Л.Н. Толстого (и видимо, это символично для новой эпохи), создал его человек из низов, и творил он не   от   имени   высших   слоев   российского   общества   и преимущественно   о   высших   слоях   его   и   об   их представлениях   о   русском   народе,   но   от   имени русского   народа   и   о   русском   народе,   ввергнутом   в пучину   кровавых   войн   волей   этих   самых   высших слоев. Если герои «Войны и мира» лишь краешком задевают   жизнь   сословных   низов,   то   герои «Тихого Дона» лишь краешком глаза наблюдают жизнь   высших   сословий.   В   этом   контексте «Тихий  Дон» предстает  перед нами антитезой «Войне   и   Mиpy»,   а   герои   романа   —   антитезой героям Толстого. Так,   Григорий   Мелехов   советского   гражданина,   в прошлом   мещанина   Шолохова,   подлинный   казак, живущий   полнокровной,   страстной   человеческой жизнью, стал антитезой Платону Каратаеву, в образе которого   аристократ   Лев   Толстой   попытался воплотить собственные абстрактные представления о русском народе и о том, каковым он должен быть, но никогда   на   самом   деле   не   был.   Аксинью   же   можно рассматривать  куда  более  пронзительной  (в отличие от   Мелехова   —   Каратаева)   народной   антитезой офранцуженной   графинечке   Наташе   Ростовой.   При этом подчеркну, что именно глубинная народность на грани слияния плотского естества и языческого духа,   Льва преданности   земному   и   высочайших   душевных   мук, безмерной жестокости и безграничного, действенного сострадания, именно народность с ее совестливостью, верностью   отчему   дому   и   родной   земле непосредственно через Григория Мелехова и Аксинью Астахову стала истинным главным героем романа. Об этом   мечтал   Лев   Толстой   для   своего   гениального детища,   но   воплотил   в   жизни   Михаил   Шолохов   в великом «Тихом Доне Слайд 7. Сегодня на уроке я открыл…                                   почувствовал…                                   узнал…                                   понял…                                   задумался…                                   испытал… ­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса Слайд 8. На выбор:  1.Написать сочинение  В каких произведениях русской классики звучит  тема человека на войне и что сближает эти произ­ ведения с романом Л. Н. Толстого?  В каких произведениях отечественной литературы  звучит военная тема и в чём эти произведения  можно сопоставить с шолоховским «Тихим  Доном»? 2. Написать письмо автору одного из романа  3. Составить вопросы в формате ЕГЭ по одному  роману. Домашнее задание 1 минуты

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "

Урок литературы в 10-11 классе "Романы, которые разделяет 100 лет "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019