В данной методической разработке представлены сравнение плачей Ирины Федосовой с главой «Крестьянка» поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (прежде всего плач матери по Демушке и плач Федосовой «О старосте»). Этот материал будет полезен как для подготовки к уроку, так и для подготовки к научно-практической конференции.
жарн плача в русской литературеДокумент Microsoft Word.docx
Сравнение плачей Ирины Федосовой с главой «Крестьянка» поэмы Н.А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (прежде всего плач матери по
Демушке и плач Федосовой «О старосте»).
Фольклор. При упоминании этого слова невольно окунаешься в детство: к
сказкам, загадкам, колыбельным песням, а позже былинам. Это слово
вызывает самые теплые воспоминания детства. Нам кажется, что о фольклоре
мы знаем и понимаем все. Но подрастая, читая памятник древнерусской
литературы «Слово о полку Игореве», понимаем, что практически ничего не
знаем об устном народном творчестве, традициях фольклора. Именно на
страницах этого памятника практически впервые сталкиваемся с понятием
«плач», восхищаясь плачем Ярославны.
Так что же такое плач? Квятковский в «Поэтическом словаре»1964г
пишет:
«ПЛАЧ, п р и ч и т а н и я (причеть, голошение, вопль, крик), — жанр
русской обрядовой и бытовой народной поэзии; лирикодраматическая
импровизация в стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье
близкого человека. Как своеобразный литературный жанр, П. встречаются в
древнерусской литературе, например плач Ярославны в «Слове о полку
Игореве». Известен плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия
Донского. Житие зырянского просветителя Стефана Пермского, написанное
Епифанием Премудрым (автором жития Сергия Радонежского),
заканчивается риторическим эпилогом в форме П.: «Плач пермских людей»,
«Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа», т. е. автора
жития. Известен анонимный «Плач о пленении и конечном разорении
Московского государства» (1611—1612). В 17 в. поэт Сильвестр Медведев
написал «Плач и утешение» по поводу смерти царя Федора Алексеевича. Разновидностью П. являются женские народные причитания. В них
оплакиваются не только смерть близких людей, но и разнообразные невеселые
случаи и события крестьянской жизни старой России — проводы в солдаты,
неурожай, болезни, замужество против воли, тяжелая жизнь осиротевшей
семьи и т. д.» [1]
Плач как вид фольклора существовал у многих народов, но не у всех.
Что касается русского народа, то плач в русской деревне существовал и
сопровождал свадьбу, проводы в царскую армию, исполнялись плачи и в связи
с предстоящей долгой разлукой, по случаю болезни и т.п.; почти всегда они
были неотъемлемой частью похоронного и (не везде) поминального обрядов. В
различных областях плачи называются поразному:
плачи (Поволжье и др.),
причеты (Вологодская и др. сев. области),
вопли (Новгородчина),
крики (Рязанщина),
голошения (Псковщина).
Известны следующие жанры русских плачей: обрядовые свадебные и
похоронные (погребальные), и необрядовые (рекрутские,"завоенные" и
связанные со всевозможными несчастьями старинной крестьянской жизни).
Безусловно, одной из важных традиций фольклораэто сказительство.
Сказители особый пласт людей, выделившийся из крестьянской среды и наделен
особым даром. Умение складывать и передавать причитания передавалось из
поколения в поколение. Но, в основном, это было женским занятием, поэтому до
начала XX века умением складывать и исполнять причитания обладала каждая
крестьянка, особенно на Русском Севере. Заонежье подарило целую плеяду ярких и
выразительных сказителей. Особое место среди них занимает вопленица Ирина
Андреевна Федосова (17 апреля 1831 года — 10 июля 1899 года). Она оставила
огромное поэтическое наследие, среди которого особое место занимают причитания.
С творчеством этой удивительной сказительницы были знакомы многие выдающиеся деятели, такие как: Ф.И. Шаляпин, Н. А. Римский Корсаков, в 1886г. произошла её
встреча с А. М. Горьким, который назвал её «народной поэтессой» и посвятил ей два
очерка: «С всероссийской выставки» и «На выставке», а также показал её
выступление на страницах романа «Жизнь Клима Самгина».
Н. А. Некрасов, восхитившись талантом этой удивительной сказительницы,
использовал найденные у неё образы в плаче «О старосте» в своей поэме «Кому на
Руси жить хорошо» в главе «Крестьянка». «Толчком для реализации раннего
сюжетного замысла о судьбе крестьянки, удостоившейся губернаторской милости,
явилось для Некрасова знакомство с вышедшим в 1872 г. первым томом "Причитаний
Северного края", собранных Е. В. Барсовым. Большую часть тома составляли
похоронные плачи замечательной народной поэтессы, олонецкой вопленицы И. А.
Федосовой; здесь же была опубликована автобиография ее, записанная Барсовым.
Поэтическое богатство, глубокий психологизм и драматизм федосовских причитаний,
своеобразие биографии сказительницы захватили Некрасова. Он читает сборник
Барсова, а также третью и четвертую части "Песен, собранных П. Н. Рыбниковым", где
содержались, в числе других фольклорных материалов, свадебные песни и
причитания, делает из этих книг многочисленные выписки (л. 94, 95, 116, 118119
автографа ИРЛИ А), рассматривая причитания как ценнейший поэтический документ
о жизни русской деревни и русской женщиныкрестьянки. Уезжая летом 1873 г. за
границу, Некрасов берет эти сборники с собой. На основе творческой переработки
народно поэтических текстов сборников Барсова и Рыбникова, автобиографии И. А.
Федосовой, громадного массива народных поговорок, загадок, песен и присловий,
которыми было насыщено поэтическое сознание Некрасова, и строит он, в
значительной мере, рассказ Матрены Корчагиной.» [2]
Попробуем соотнести два этих произведения: «Плач о старосте» И. А.
Федосовой и главу «Крестьянка» из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо». Этот плач, не нарушая традиций, начинается с прославления качеств
умершего(старосты), так как и принято было говорить о сильных сторонах умершего,
прославлять его качества: Хоронить пришли надежную головушку
Уж вы старостусудью да поставленную!
Он не плут был до вас, не лиходейничек,
Соболезновал об обчестве собраном…
Причеть ведется в настоящем времени: реальном и художественном,
и во многом импровизационно, так как является мостом между искусством и
действительностью, но цель самого причитания это эмоциональный отклик на
происходящее. «Нельзя не обратить внимания на то, что Федосова, перед
импровизацией расспрашивала обо всех или по крайней мере многих обстоятельствах
происшествия, даже о тех, которые ей явно не могли понадобиться для текста. Узнав
(с ее точки зрения) все, она отобрала необходимое для художественной лепки
образа.» [3]
Композиционно плач представляет собой монолог жены старосты
(так как по традиции плакальщица говорит не от своего имени, а от имени
действующего лица), так же как и центральная часть главы «Крестьянка»
представлена монологом Матрены Тимофеевны. Экспозиция же главы «Демушка»
открывается гибелью птенчиков от пожара на дереве, которое загорелось от грозы:
Зажгло грозою дерево…
Дотла сгорело дерево,
Дотла сгорели птенчики,
Тут прилетела мать…
Одна рыдала пташечка,
До мертвых не докликалась
До белого утра.
Экспозиция же предваряет события, о которых пойдет речь далее.
Данный аллегорический образ птенцов и их матери повествует о нарушении
границ между мирами и не предвещает ничего доброго в судьбе Демушки и
его матери, Матрены Тимофеевны. Гроза, туча, образ птиц в похоронных
причитаниях является символом смерти.
Сюжет же плача основан на реальном факте, произошедшем в 1867г. в
деревне Кузаранда: где произошло столкновение крестьян с мировым посредником коллежским секретарем П. П. Дротаевским изза увеличения
размеров подати. Староста, заступившийся за "общество", был арестован,
потом выпущен из тюрьмы, но умер по дороге домой.
Сюжет же главы «Демушка» собирательный образ пореформенного
крестьянского быта : свекор со свекровью отправили невестку, Матрену, в
поле, заставив её оставить столетнего деда присматривать за её малолетним
сыном. Тот по старости не доглядел, а ребенка затоптали свиньи.
Казалось, что общего между двумя героинями боль утраты и
несправедливость власть имущих, но как поразному передают это
произведения и главные героини.
Мировой судья в плаче представлен несправедливым:
Да он так же над крестьянством надрыгается,
Быдто вроде человек как некрещеной
Он затопает ногами во дубовой пол,
Он захлопает руками о кленовой стул,
Он в пох дню по покоям запохаживает,
Точно вехорь во чистом поле полётывает,
Быдто зверь да во темном лесу покрикивает.
оо
Как и десятник в поэме:
По горнице похаживал,
Как зверь в лесу порыкивал…
Только сказительница следует фольклорным традициям, используя
постоянные эпитеты, повторы, смягчая образ мирового судьи.
Н.А. Некрасов, следуя реалистическим традициям, более категоричен в своих
оценках. Только прием умолчания позволяет нам домысливать за поэтом
продолжение. (Принято считать, что поэма Н. А. Некрасовым была не
завершена). Заметьте, в плаче И. А. Федосовой нет приема умолчания, так как
она следует канону плача.
О трагедии в обеих семьях сообщает староста.
В плаче: ео
Назад староста бежит да не оглядывает,
Под окошечко скор нько постучается
Он у этих суседей спорядовых,
Чтобы справились на ям да суровешенько:
"Как наехала судья неправосудная,
Мировой да на ям стоит посредничек,
Горячится он теперь да такову беду!
уо
В поэме:
Бежит деревней староста,
Стучит в окошко палочкой,
Бежит в поля, в луга.
Собрал народ: идут кряхтят!
Беда! Господь прогневался,
Наслал гостей непрошеных,
Неправедных судей!
Как видим, в обоих произведениях «гости непрошенные» приносят
беду. Если в плаче «судья неправосудный», это говорит о том, что суд
может быть только божьим. То в поэме судьи «неправедные», не ведают то,
что творят. Одно их объединяет: народ не верит в силу власти. Если
Федосова, перечисляя качества мирового судьи, не вносит оценочного
характера, персонажи высказывают свое мнение, чувство, не спорят друг с
другом, над всем доминирует судьба, то Некрасов дает оценку. Это видно и
из ритмикоинтонационного строя: былинный стих в плаче и
четырехстопный ямб в поэме; лексических средств: уменьшительно
ласкательные суффиксы смягчают мрачные события «суровешенько»,
«посредничек», когда поэт не использует те же суффиксы в данном
эпизоде, а показывает тяжелую жизнь крепостной крестьянки, живущей до
сих пор по законам «Домостроя». В поэме оценку их действиям автор
вкладывает в уста несчастной матери, Матрены Тимофеевны: «Злодеи!
палачи!» Важно, что это проклятия изливает сама крестьянка, чего быть не
могло в конце семидесятых годов XIX века, поэтому её и пытаются
признать «помешанной». В плаче сказительница обращается с просьбой о наказании к высшим силам, но не от своего собственного лица, а от лица
народа:
Да ты дай же, божегосподи,
Чтобы тлен пришел на цветно его платьице,
Как безумьице во буйну бы головушку!
Еще дай, да божегосподи,
Ему в дом жену неумную
Плодить детей неразумныих!
Слыши, господи, молитвы мои грешные!
Прими, господи, ты слёзы детей малыих!
Горе же крестьянки – это горе женщиныматери, поэтому она восклицает:
«Злодеи! Палачи!»,
«Злодею моему»,
«Злодея моего»,
«Злодея накажи»
Лексический повтор усиливает горе материкрестьянки и позволяет сделать
вывод, что горе её личное, так как поэт использует притяжательное
местоимение «мой, моего», что и показывает личную драму как общественную
от того, что не верят в её невиновность, не отдают сына, чтобы похоронить
как того требуют православные традиции, а отдают врачу на надругательство
над сыном. Следует отметить, что Некрасов нарушает ритуал: плач матери по
ребенкузапрет. Почему поэт идет на это? Возможно потому, что образ
Матрены Тимофеевны – собирательный образ русской крестьянки, а не
безвольной женщины, сильной, способной многое снести и перетерпеть.
В плаче драма женщины передается с большой поэтической силой,
свойственной обрядовой поэзии и фольклору в целом. Поэтому некоторые
описания развернуты, что говорит нам о том, что плачи складывались под
воздействием эпических былинных традиций, поэтому похоронные плачи
были большие по протяженности. Неслучайно обращение и к природным
стихиям. Для «Плача о старосте» характерны повторы:
Да вы прямо ко ретливому сердечушку!
Да ты дай же, божегосподи. Синтаксический параллелизм:
Как на дет мировой когда посредничек,
Как заглянет во избу да он во земскую.
ио
Вопросы:
Что на ям да вы теперь не собираетесь?
Неподсудны мировому, знать, посреднику?
Непокорны вы властям да поставленным.
Восклицания:
Горячится он теперь да такову беду!
Нет крестато ведь у их да на белой груди!
Теперь все прошло у вас, миновалося!
Нет заступушки у вас, нет заборонушки!
Все эти приемы служат средством усиления эмоциональной
выразительности и драматического напряжения. Несмотря на то, что это
вопит старостиха устами И. А. Федосовой, остается ощущение сказочности,
былинности и того, что добро и справедливость должны восторжествовать.
«Замечательно, что, если плакальщице (как, например, Федосовой)
приходится плакать за других, она замыкает в свою временную
последовательность судьбу каждого из тех, за кого ей приходится плакать.
Это не один плач, а как бы несколько плачей, несколько механически
присоединяемых друг к другу монологических импровизаций, которые никак
не прекращаются. Монологи никогда не переходят в диалог. Судьба человека
замкнута в самой себе, строго индивидуальна, о ней рассказывается
«самозабвенно» [3]
У Н. А. Некрасова же в главе «Демушка» этого уже не наблюдается.
Остается ощущение трагизма положения женщиныкрестьянки и её уже плач
слышится не как некая традиция, а боль всех русских женщин:
Я не ропщу, сказала я,
Что бог прибрал младенчика,
А больно то, зачем они
Ругалися над ним? Зачем, как черны вороны,
На части тело белое Терзали?...Неужели
Ни бог, ни царь не вступится?..
Звучит ответ: Высоко бог, далеко царь…
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти.
…Ты крепостная женщина!
Этими словами поэт призывает крестьянку к смирению, терпению, что
соответствует православным традициям. Успокаивает её слово – молитва. А
Демушка приобретает дом. В отличие от старостихи, крестьянка получает
ответ на свой вопрос. Лексический повтор и синтаксический параллелизм
только усиливают трагизм не только Матреныматери, но и Матрены
крестьянки.
В этой работе, рассмотрев плач И. А. Федосовой и плач матери по
Демушке, рассмотрели далеко не все мифопоэтические характеристики,
понимаем, что поэтическая линия образа крестьянки на этом не
заканчивается. История с Демушкой – это только одна из самых драматичных
страниц жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной.
Список, использованной литературы.
1. К в я т к о в с к и й А . П . Поэтический словарь / Науч. ред. И .
Р о д н я н с к а я . — М.: Сов. Энцикл., 1966.
Кона, А. Ф. Некрасов. Достоевский. По личным воспоминаниям.
2.
Коопер. изд. литераторов и ученых, Пг., 1921, 81 с
3. Чистов В. К. Народная поэтесса И. А. Федосова. Очерки жизни и
творчества. Петрозаводск ,1955. С.264.
4. Некрасов Н. А. Избранные произведения. МоскваЛенинград. 1953.с
С. 434. Образный параллелизм плача
Точно вехорь во чистом поле полётывает,
Быдто зверь да во темном лесу покрикивает
В темном лесе быдто бор да разгоряется,
Во все стороны быв пламень как кидается,
Быдто Свирьрека посредничек свирепой,
Быдто Ладожско великое, сердитое!
Уже так на мужика станет срыгатися,
Быдто зверь да во темном лесе кидается;
Да он резвыми ногами призатопает,
Как на стойлы конь копытом призастукает,
Станет староста судью тут уговаривать:
В темном лесе быдто зверито съедучие,
В чистом поле быдто змеито клевучие;
Как наедут ведь холодныеголодные,
Они рады мужичонка во котле варить,
Они рады ведь живого во землю вкопать
Буряпадара теперь да уходилася,
Сине морюшко теперь да приутихло
Нонь уехала судья неправосудная,
Укатилася съедуба мироедная!
Уж как это сине морюшко сбушуется,
На синем море волна да порасходится,
Будут земские все избы испражнятися,
Скрозекозные судьи да присылатися;
Он напал да на любимую сдержавушку,
Быдто зверь точно на падь во темном лесу
уо
Образный параллелизм поэмы
Зажгло грозою дерево,
А было соловьиное
На дереве гнездо.
Горит и стонет дерево,
Горят и стонут птенчики:
«Ой, матушка! где ты?
Дотла сгорело дерево,
Дотла сгорели птенчики,
Тут прилетела мать.
Ни дерева.» ни гнездышка...
Ни птенчиков!.. Поетзовет...
Поет, рыдает, кружится,
Так быстро, быстро кружится,
Что крылышки свистят!..
Настала ночь, весь мир затих,
Одна рыдала пташечка,
Да мертвых не докликалась
До белого утра!..
Носила я Демидушк
Ой, ласточка! ой, глупая!
Не вей гнезда под берегом,
Под берегом крутым!
Стерпи грозу великую,
Прими побои лишние,
(Откуда только бралися
У коршуна налетного
Корыстные дела?)
Без церкви намолилися,
Без образа накланялись!
Как вихорь налетал —
Рвал бороды начальничек,
Как лютый зверь наскакивал —
Ломал перстни злаченые...
Потом он кушать стал.
Леса у нас угрюмые,
Озера нелюдимые,
Народ у нас дикарь.
Суровы наши промыслы:
Дави тетерю петлею,
Медведя режь рогатиной,
Сплошаешь — сам пропал!
А господин Шалашников ао
Вы падитетко, горючи мои слезушки,
Вы не н воду падитетко, не н землю.
Не на божью вы церковь, на строеньице,
Вы падитетко, горючи мои слезушки,
Вы на этого злодия супостатого,
ао
С своей воинской силою?
А немецдушегуб?
Потом острог да каторга...
Окаменел я, внученька,
Лютее зверя был.
Зачем, как черны вороны,
На части тело белое
Терзали?.. Неужли
Ни бог, ни царь не вступится?..»
Гром грянул, окна дрогнули,
И я вздрогнула...
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.