Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
13.03.2018
Цель урока литературы в 10 классе "Россия в лирике М. Ю. Лермонтова": изучить стихотворения М.Ю.Лермонтова, посвященные родине и народу, понять отношение поэта к родине и народу, формировать навыки анализа лирического произведения; навыки исследовательской деятельности; прививать любовь к поэзии, воспитывать любовь к родине.
Урок литературы в 10 классе Россия в Лирике М.Ю.Лермонтова.doc
Тема урока: «Россия в лирике М.Ю.Лермонтова»
Составила: Коваленко Г.А.
Цель: рассмотреть и понять отношение М.Ю.Лермонтова к родине и народу.
формирование навыка анализа лирического произведения;
формирование навыков исследовательской деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сегодняшний урок является логическим продолжением предыдущего, где мы
рассмотрели отношение Лермонтова к своему поколению, где он порицает его
бездействие и пассивность. Лермонтову чуждо пассивное отношение к окружающим
явлениям жизни.
3. Сегодня мы рассмотрим и определим отношение Лермонтова к Родине и народу.
Сообщение целей, задач урока.
4. Лермонтовское отношения к родине и народу.
5. Предварительная: общественнополитические вопросы,
которые волновали
прогрессивную часть русского общества в годы после разгрома декабристского
восстания. (Выступление Меньшиковой Ольги)
Слово учителя:
Проблема родины и народа волновало образованное русское общество. Волновала она и
Лермонтова, который в целом ряде лирических произведений так или иначе затрагивает
этот злободневный для того времени вопрос. В стихотворениях и «Прощай, немытая
Россия…» и «Родина» родина становится центральной темой. Россия николаевского
царствования, как отмечали прогрессивные общественные деятели, была двуликой.
«Одна Россия – утончённая, придворная, военная, тяготеющая к центру, писал Герцен,
окружает трон, презирая и эксплуатируя другую Другая, земледельческая,
разобщённая, деревенская, крестьянская, находится вне закона.
Чтение стихотворений «Прощай, немытая Россия»,
? Центральная тема стихотворения? Тема Родины. Какой предстаёт Россия?
М.Ю.Лермонтов, так же, как и Герцен, видит отвратительный лик николаевской,
жандармской империи с «господами» и «рабами», с «голубыми мундирами» жандармов,
«послушным им народом».
А в стихотворении «Родина» поэт рисует светлый образ другой России – народной,
крестьянской, могучей и страдающей .
Слова М.Ю.Лермонтова: Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а
то, что огромное большинство страдает, не осознавая этого». Высказывание очень
важное. Оно полемично. (Вам понятно это слово?)
? Почему, как высчитаете? ( Славянофилы признавали терпение, смирение
положительными качествами русского народа». А у Лермонтова, как мы увидели,
«терпеливое страдание вызывает чувство горечи и досады (И ты, послушный им
народ»).
6. Чтение стихотворения «Родина».
? Как называет поэт свою любовь к Родине? Ответ: «странной». Его не трогает «ни слава, купленная кровью», ни преданья тёмной
старины, ни видимый покой, якобы царящий в Российской империи.
Разумеется, Лермонтов любил и ценил прошлое русского народа.
? В каких произведениях это можно проследить? «Бородино», «Песня про купца
Калашникова»
Но вопрос в том, что можно поразному относиться к прошлому.
Как мы узнали из выступления Оли, некоторые современники поэта высоко ценили
патриархальнообщинные устои, уходящие своими корнями в быт и нравы ещё
допетровской Руси. Вот эту старину и не принимает Лермонтов (Дети должны сами
сделать этот вывод о том, что не принимает поэт), называя её «тёмной» ? что под этим
подразумевается, как вы думаете?
? 1 строфа: что отвергает поэт (официальные, реакционные формы патриотизма).
?Какое отношение у поэта к родине? (необычное, странное)
? что дорого герою? (в последующих строфах поэт рисует картинные родной природы,
труд и быт русского крестьянства; ему дороги и милы степи, безбрежные леса и реки.
? Построение стихотворения: от общего поэт идёт к частному: появляются конкретные
признаки сельского локального пейзажа со следами крестьянского труда и быта.
Перечисление учащимися этих примет (Вот вьётся просёлочная дорога, по которой
тянется «кочующий обоз», «стелется дымок спалённой жнивы», белеют берёзы,
мелькают «дрожащие огни печальных деревень». А вот и сама деревня. Поэт «с
отрадой, многим незнакомой», любуется «полным гумном», избами «с резными
ставнями». Всё это сделано руками трудолюбивого народа.
Найдите строки, выражающие горя чую любовь к крестьянам и их быту. ( В последней
строфе. (Возможно сравнить со стихотворением»Как часто, пёстрою толпою
окружён…» «Музыка и пляска» маскарадного бала в Благородном собрании вызвали в
душе поэта горечь и злость». А «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных
мужичков» Лермонтов готов «смотреть до полночи».
Обратим внимание на размер стиха. (Наблюдение за настроением лирического героя,
темпом, ритмом речи)
Ответ ученицы (первые строфы, в которых пот размышляет о любви к родине и
восторгается величием русской природы, написаны шестистопным и пятистопным
ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. Как только поэт
переходит к описанию конкретного сельского пейзажа и быта крестьян, появляется
четырёхстопный ямб, который придаёт поэтической речи живость и простоту).
Вывод: Итак, поэт любил Россию народную, вслед за Лермонтовым воспетую
Некрасовым, Л.Толстым, Блоком и другими русскими писателями.
Домашнее задание.
1. Читать и анализировать стихотворения: «Расстались мы, но твой портрет …»
(1837 – 1840), «Я не унижусь пред тобою …» (1828 – 1836), «Молитва» («Я,
Матерь Божия, ныне с молитвою …») (1857), «И скучно, и грустно …» (1840).
2 Прочитать стихотворение А.Блока «Россия», сопоставить отношение Блока и
Лермонтова к Родине. 3 Индивидуальные задания – подготовить сообщения об адресатах лермонтовской
любовной лирики. (по карточкам)
Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"
Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"
Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.