Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"
Оценка 4.6

Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
13.03.2018
Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"
Цель урока литературы в 10 классе "Россия в лирике М. Ю. Лермонтова": изучить стихотворения М.Ю.Лермонтова, посвященные родине и народу, понять отношение поэта к родине и народу, формировать навыки анализа лирического произведения; навыки исследовательской деятельности; прививать любовь к поэзии, воспитывать любовь к родине.
Урок литературы в 10 классе Россия в Лирике М.Ю.Лермонтова.doc
Тема урока: «Россия в лирике М.Ю.Лермонтова» Составила: Коваленко Г.А. Цель:  рассмотреть и понять отношение М.Ю.Лермонтова к родине и народу. формирование навыка анализа лирического произведения; формирование навыков исследовательской деятельности. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сегодняшний   урок   является   логическим   продолжением   предыдущего,   где   мы рассмотрели   отношение   Лермонтова   к   своему   поколению,   где   он   порицает   его бездействие и пассивность. Лермонтову чуждо пассивное отношение к окружающим явлениям жизни.  3. Сегодня мы рассмотрим   и определим отношение Лермонтова к Родине и народу. Сообщение целей, задач урока. 4. Лермонтовское отношения к родине и народу. 5. Предварительная:   общественно­политические   вопросы,   которые   волновали прогрессивную   часть   русского   общества   в   годы   после   разгрома   декабристского восстания. (Выступление Меньшиковой Ольги)  Слово учителя:  Проблема родины и народа волновало образованное русское общество. Волновала она и Лермонтова, который в целом ряде лирических произведений так или иначе затрагивает этот злободневный для того времени вопрос. В стихотворениях и «Прощай, немытая Россия…» и «Родина» родина становится центральной темой. Россия николаевского царствования,   как   отмечали   прогрессивные   общественные   деятели,   была   двуликой. «Одна Россия – утончённая, придворная, военная, тяготеющая к центру, ­ писал Герцен, окружает   трон,   презирая   и   эксплуатируя   другую   Другая,   земледельческая, разобщённая, деревенская, крестьянская, находится вне закона.  Чтение стихотворений «Прощай, немытая Россия», ?   Центральная   тема   стихотворения?   Тема   Родины.   Какой   предстаёт   Россия? М.Ю.Лермонтов,   так   же,   как   и   Герцен,   видит   отвратительный   лик   николаевской, жандармской империи с «господами» и «рабами», с «голубыми мундирами» жандармов, «послушным им народом».  А в стихотворении «Родина» поэт рисует светлый образ другой России – народной, крестьянской, могучей и страдающей . Слова М.Ю.Лермонтова: Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то,   что   огромное   большинство   страдает,   не   осознавая   этого».   Высказывание   очень важное. Оно полемично. (Вам понятно это слово?)   ?   Почему,   как   высчитаете?   (   Славянофилы   признавали   терпение,   смирение положительными   качествами     русского  народа».   А у  Лермонтова,   как  мы   увидели, «терпеливое   страдание   вызывает   чувство   горечи   и   досады   (И   ты,   послушный   им народ»). 6. Чтение стихотворения «Родина». ? Как называет поэт свою любовь к Родине? Ответ: «странной». Его не трогает «ни слава, купленная кровью», ни преданья тёмной старины, ни видимый покой, якобы царящий в Российской империи.  Разумеется, Лермонтов любил и ценил прошлое русского народа.  ?   В   каких   произведениях   это   можно   проследить?   «Бородино»,   «Песня   про   купца Калашникова» Но вопрос в том, что можно по­разному относиться к прошлому. Как мы   узнали из выступления Оли, некоторые современники поэта высоко ценили патриархально­общинные   устои,   уходящие   своими   корнями   в   быт   и   нравы   ещё допетровской Руси. Вот эту старину и не принимает Лермонтов (Дети должны сами сделать этот вывод о том, что не принимает поэт), называя её «тёмной» ? что под этим подразумевается, как вы думаете? ? 1 строфа: что отвергает поэт (официальные, реакционные формы патриотизма).  ?Какое отношение у поэта  к родине?  (необычное, странное) ? что дорого герою? (в последующих строфах поэт рисует картинные родной природы, труд и быт русского крестьянства; ему дороги и милы степи, безбрежные леса и реки. ? Построение стихотворения: от общего поэт идёт к частному: появляются  конкретные признаки   сельского   локального   пейзажа   со   следами   крестьянского   труда   и   быта. Перечисление  учащимися этих примет (Вот вьётся просёлочная дорога, по которой тянется   «кочующий   обоз»,   «стелется   дымок   спалённой   жнивы»,   белеют   берёзы, мелькают   «дрожащие   огни   печальных   деревень».   А   вот   и   сама   деревня.   Поэт   «с отрадой,   многим   незнакомой»,   любуется   «полным   гумном»,   избами   «с   резными ставнями». Всё это сделано руками трудолюбивого народа.  ­ Найдите строки, выражающие горя чую любовь к крестьянам и их быту. ( В последней строфе.   (Возможно   сравнить   со   стихотворением»Как   часто,   пёстрою   толпою окружён…» «Музыка и пляска» маскарадного бала в Благородном собрании вызвали в душе   поэта   горечь   и   злость».   А   «пляску   с   топаньем   и   свистом   под   говор   пьяных мужичков» Лермонтов готов «смотреть до полночи». Обратим внимание на размер стиха. (Наблюдение за настроением лирического героя, темпом, ритмом речи)   Ответ   ученицы   (первые   строфы,   в   которых   пот   размышляет   о   любви   к   родине   и восторгается   величием   русской   природы,   написаны   шестистопным   и   пятистопным ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. Как только поэт переходит к описанию конкретного сельского пейзажа и быта крестьян, появляется четырёхстопный ямб, который придаёт поэтической речи живость и простоту). Вывод:   Итак,     поэт   любил   Россию   народную,   вслед   за   Лермонтовым   воспетую Некрасовым, Л.Толстым, Блоком и другими русскими писателями. Домашнее задание. 1. Читать и анализировать стихотворения: «Расстались мы, но твой портрет …» (1837 – 1840), «Я не унижусь   пред тобою …» (1828 – 1836), «Молитва» («Я, Матерь Божия,  ныне с молитвою …») (1857), «И скучно, и грустно …» (1840). 2 Прочитать стихотворение А.Блока «Россия», сопоставить отношение Блока и Лермонтова к Родине. 3 Индивидуальные задания – подготовить сообщения об адресатах лермонтовской любовной лирики. (по карточкам)

Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"

Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"

Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"

Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"

Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"

Урок литературы в 10 классе "Россия в лирике М.Ю.Лермонтова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018