Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"
Оценка 4.8

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
13.04.2017
Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"
Урок литературы в 11 классе на тему "Не стоит село без праведника" входит в раздел "Литература "оттепели" при изучении творчества А.И. Солженицына. В разработке урока встречаются различные высказывания мудрецов на тем "дом". Урок включает краткие сведения о жизни А.И. Солженицына.Урок литературы в 11 классе по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор"
Урок по рассказу А.docx
Урок по рассказу А.Солженицына «Матрёнин двор» Тема: «Не стоит село без праведника» Цель: проанализировать текст; доказать, что идейно – художественные искания автора находятся в сфере  духовно – нравственного мировоззрения; использовать биографические факты Солженицына и содержание  его произведений для воспитания традиционных и общечеловеческих гуманистических ценностей.                                   ХОД УРОКА Александр Исаевич Солженицын…Публицист, историк, писатель, Нобелевский лауреат… Писатель,  который сказал нам правду о самих себе. 1.Слово учителя. Рассказ « Матренин двор» ­ одно из интереснейших произведений А.Солженицына. Впервые был  опубликован в 1963г. в журнале «Новый мир». Первоначальное название – « Не стоит село без  праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету Твардовского оно было  изменено.   Рассказ во многом  автобиографичен.  ­Прототипом главной героини была Матрена Васильевна Захарова, женщина , у которой  Солженицын жил по возвращении из ссылки.  ­Село Тальново, где разворачиваются события,­ это деревня Мильцево Владимирской области. Но  написанное по личным впечатлениям произведение все – таки не мемуарный очерк, а именно  рассказ – « чистая литература».   ­Повествование в рассказе передано рассказчику, Игнатьичу, вернувшемуся летом 1956 года из  казахстанской ссылки просто в Россию. Учитель: Подберите синонимы к слову «двор» ( здание, дом, жилище) 1 На доске записаны афоризмы: ________________________________________________________________________________          ­   «Дом там, где наше сердце» Плиний         ­   «Есть дома с чрезвычайно красивым фасадом и очень дурным  расположением. Есть другие –  неправильные снаружи, но жить в которых так уютно. То же самое и люди». В.Федорович               ­  «Дом человека – его замок» Э. Коук        ­    «Тот – счастливейший из всех, будь то король или крестьянин,  кто обрёл мир в собственном доме»  И.Гёте          ­  «Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и  возвращается домой, чтобы найти  это там» Д.Мур _______________________________________________________________________________________   Учитель:  ­ Как вы понимаете высказывания великих людей? Чем дорог дом философам?                     ­  Какие ассоциации вызывает у вас слово «дом»?  ( запись на доске ответов ребят: Дом – это…… дети, семья, очаг, тепло, детство, друзья, бабушка, Родина,  кот(собака), добро, любовь…..)  Рассказчик Солженицына тоже пытается найти свой дом. Почему ему приходится его искать? ( Возвращается из лагерей) Где он пытается найти дом? ( В нутряной России)  Что такое нутро? (лоно, суть)   Значит, находит свой дом рассказчик в самом сердце России. Где же он, этот центр?               (село «Высокое Поле»)   В какой дом, если иметь в виду здание, попадает рассказчик? (Прочитайте описание дома)  «Дом Матрёны стоял тут же…» , кончая словами «Строено было давно и  добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет  шестидесяти.» ­  Почему же никуда больше не хочет поселиться?  Поэтично звучит название села, и так же поэтично, по­русски, по­деревенски, зовут хозяйку избы – Матрёна.  Какой прием использует Солженицын при их описании?(контраст)   ­Прочитайте описание Матрёны. На что обращает внимание автор, рисуя потрет Матрены? «Лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам её замутнённым можно было видеть,  что болезнь измотала её…                Чёрный недуг… « два­ дни, три­дни» Учитель:    Назовите слова, предложения, характеризующие быт Матрёны, о чём пишет автор с  болью?      ­ В тексте множество примеров: ­ повседневная жизнь; ­ вещи и предметы, которые окружают героиню; ­ запасание сена; ­ добыча торфа; ­ исчезнувший котелок на водосвятии. ­ « Я только потом узнал, что год за годом, многие годы не зарабатывала Матрёна Васильевна ни  рубля , пенсии ей не платили…» 2.Чтение отрывка.      « В ту осень у Матрёны было много обид…», кончая словами :  «Иззаботилась я…» Что пришлось пережить Матрёне в своём доме? Чем была заполнена её жизнь?  (две войны, германская и Отечественная, смерть шестерых детей, потеря мужа, нужда) ­ Почему у Матрёны не было коровы? Как она сама разъясняет? « Мне молока и от козы хватит. А корову заведи. Так она самою с ногами съест. У полотна не скоси ­ там  свои хозяева, и в лесу нету­ лесничество хозяин, и в колхозе не велят­ не колхозница, мол, теперь.» 3.Примеры бесплатной работы: В колхозе – бесплатная, но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила  к Матрёне с вечера и говорила: « Приходи мне пособить, картошку будем копать». 4.Что же было значительного в жизни Матрёны? Человеческая жизнь складывается не только из того,  что в ней было, а из того, чего не было. Чего же не было у Матрёны? ( А не было денег за работу, а только палочки­трудодни, не было неворованного торфа для тепла в  доме, не было бы пенсии, не было после войны и мужа) Чтение отрывка из второй главы.           Бедная радость. « К той зиме жизнь Матрёны наладилась, как никогда. Стали платить ей около 80 рублей пенсии. Ещё  сто получала от школы и от меня. Заказала себе Матрёна валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной  железнодорожной шинели. Такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков Матрёна не  нашивала. И в середине зимы зашила Матрёна в подкладку этого пальто двести рублей­ себе на похороны.  Повеселела.» ­Что в характере Матрёны является главным? Совершенное бескорыстие. Согласие с судьбой. Гармония с миром, даже если он жесток или равнодушен по отношению к ней. Неспособность сетовать на судьбу, на людей, на власть. Это всё и есть характер праведника, это всё и есть русский характер. Так его понимает Солженицын. ­ Когда и что определило её судьбу? Главным в её жизни был тот момент, когда не дождавшись с германской войны Фаддея, она выходит за его  брата Ефима. И почему выходит? « Мать у них умерла, рук не хватало» В этом поступке­ ключ к характеру Матрёны. Вся она – не для себя, а для людей. ­ Что можно сказать о Фаддее? Фаддей­ полное противопоставление Матрёны. Фаддей­ страшное зло. Фаддей­ скопидом, крепкий хозяин, хищник. Пересчитывает каждое брёвнышко, свозит остатки  горницы чуть ли не в день похорон . Матрёнин двор­ двор бескорыстия, праведности разрушается. И больно об этом читать. Горько сознавать, что избяная Россия, столкнувшись с железной хваткой корысти, рассыпается по  брёвнышку. ­ Что же сказал Солженицын о нас? Кто же мы? Одни – совершенно бескорыстные, совестливые, как Матрёна. Другие­ корыстолюбивые, как Фаддей, его  сыновья, зятья. Кто  виноват в таком положении людей?(Выберите правильную, с вашей точки зрения, версию) 1 форс – мажорные обстоятельства( две войны, революция) 2 3 4 5 6 изуродованные отношения между родственниками сами люди, погрязшие в бедности и не стремящиеся из неё вырваться бесконечная покорность и терпение народа равнодушие, злоба среди людей государственное   устройство, власть, для которой простые люди  ­ крепостные       Наверное, во многом виноваты сами люди, но и власти уже многие годы в России «оторваны от  народа». Докажите это текстом повести. ( История с пенсией, с торфом, который приходится  воровать даже честным труженикам, несправедливость – звезду Героя Социалистического труда  получает председатель колхоза, заработавший себе славу не трудом, а выгодной сделкой)    К чему все это ведёт? Меняются  люди или остаются прежними?( Нет, люди меняются, причём в   худшую сторону: они озлобляются, ожесточаются) Докажите примерами из текста.   На партах у каждого из вас листок с афоризмами знаменитых философов. Определите, какими из  них вы  могли бы  рассказать о Матрёне и о тех людях, которые окружают её и объясните  почему. 1 2 3 «Чем  меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». Сократ «Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию». Цицерон «Только сердце делает человеком – всё остальное вздор». Петроний Гай «Человек хуже зверя, когда он зверь». Рабиндранат Тагор «Алчная душа всем злым делам начало». Иоанн Дамаскин «Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил». Гелий Авл «Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя». Аттар Фарид Ад­дин 4 5 6 7 8 «Когда исходят из выгоды, то множат злобу». Конфуций 9 «Сильные люди всегда просты». Л.Толстой Сильный ли человек Матрёна? Если да, то в чём её сила?  ( В доброте и бескорыстии, скромности и трудолюбии, в честности и безотказности) Как же трактовать ее образ? С одной стороны, ее можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой,­ жалкой и  несчастной ее не назовешь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе  христианский огонь любви к людям, осталась верна законам нравственности, уберегла свою совесть. Так  кто же она – жертва или святая? Одно из названий повести  «Не стоит село без праведника». Кто же такой праведник? Назовите черты,  присущие такому человеку.  ( честность, искренность, доброта, отзывчивость, бескорыстие, сострадание, мученический путь)  ОБОБЩЕНИЕ.  Матрена – женщина ­   труженица; на таких земля держится. Мудрая, рассудительная, умеющая ценить  добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир – мир  праведников. Но гибнет Матрена  ­ и рушится этот мир…      Жить так праведно, в ущерб себе, в заботе о других  ­ такая перспектива многих не устраивает. Каждому хочется себе другой судьбы. Мечты могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти. Но каждый человек должен  пройти свой путь, каким бы он ни был, сохранив в себе мужество, человечность, благородство, не  убить то высокое, что заложено в нем самой природой. ­ Можем ли мы, вспоминая описание жизни Матрёны, понять, какие черты характера русского  человека, по мнению автора, «помогают» ему стать праведником? (Русский человек добр, терпелив, смирен, трудолюбив, деловит, естественен в поведении, неприхотлив,  вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально располагают его к тому,  чтобы вести праведный образ жизни). Каковы жизненные устои? Отношения в деревне? Судьба забросила героя­рассказчика на станцию со странным названием Торфпродукт (дикое искажение  иконных русских традиций). Из отдельных деталей складывает образ деревни. Интересы отдельного  человека были подменены интересами государства. Уже не пекли хлеба, не торговали съестным. Жизнь  стала беднее. Колхозники до белых мух работали, а сена для своих коров не хватало времени запасти.  Участки урезали, а огромные площади земли пустовали. Пенсии Матрёна не заслуживала в колхозе.  Произошло самое страшное: сместились нравственные устои. Рассуждения автора: « Как получилось, что добром нашим, народным или моим, странно называет язык  имущество наше. И его­то терять перед людьми постыдно и глупо. Жадность, зависть друг к другу,  озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матрёнину горницу, все работали, как безумные, в том  ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами, кричали, спорили». 6.Автор в безысходности. Как это показано? Найдите изобразительно выразительные средства  (многосоюзие, параллелизм, градация). « Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетели  листья, и снег падал. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». Анализ сцены похорон Матрёны. Собрались все родные. Оказалось, что уходит Матрёна из жизни, никем не понятая, не оплаканная. На  поминках много пили, говорили уже не о Матрёне. По обычаю пропели: «Вечную память, но голоса были  хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту «вечную память» не вкладывал чувства». Бесчувственных много, а вот Матрёна была такая одна, праведница. У Матрёны Солженицына был прототип Матрёна Васильевна Захарова. 8. Какой смысл названия «Матрёнин двор»? Колхозный двор, крестьянский двор – символ особого устройства, мира. Это её мир, который  создается трудом, честностью, терпением. Матрёнин двор – мир добра, милосердия. Гибнет  Матрёна, и рушится этот мир, растаскивают дом, делят пожитки, исчезает то, что не подлежит  дележу. 9. Каков финал? Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она, тот самый праведник, без которого, по пословице, не  стоит село, ни город, не вся земля наша. Позиция автора. После освобождения из лагеря А.И. Солженицын едет в среднюю Россию, где судьба сводит его с  Матрёной. Судьба автора тяжела. Об этом говорят детали: «Ел 2 раза в день, как на фронте, ходил в  телогрейке, жуткие воспоминания…» Автор говорит о том, что и он Матрёну до конца не понял. И рассказ­ то этот – своеобразное покаяние, раскаяние за нравственную слепоту. Матрёна – праведница. Так называли  человека, поведение которого соответствует религиозным заповедям. В наше время, к сожалению, это слово устарело. Есть ли такие люди? Такие люди редки, они вызывают непонимание, насмешку. Это очень жаль.  Нормы морали смещены. 10.Что объединяет Матрёну с героями И.С. Тургенева из «Записок охотника»? Бескорыстие, гармония с миром, даже если этот мир жесток по отношению к тебе, неспособность пенять на  людей, на время, на власть, доступность людям. (Время. Оно дано и не подлежит обсуждению). К чему же призывает А.И. Солженицын? «Жить не по лжи». ­ Как вы считаете,  есть ли сейчас люди, похожие на Матрёну? А  вот и наш современник Александр Калинин пишет в своём очерке о том, что встретил такого человека.  (Чтение очерка подготовленным учеником или пересказ)                     С тощей сумкой на ремне... Сельские почтальоны, вымирая, как динозавры, за мизерную плату продолжают изо дня в день делать то, от  чего давно отказалось государство, – соединять деревню с городом, а человека с человеком. ...Я встретил ее на владимирском проселке, недалеко от того железнодорожного переезда, где когда­то  паровоз задавил Матрену Гришину, ставшую прообразом героини рассказа Солженицына «Матренин двор».  «КамАЗ», груженный торфом, нещадно пыля, заставил меня сойти на обочину, а ее спешно соскочить с  велосипеда и едва не упасть в придорожную канаву. Место было глухое, неуютное, явно не для знакомств, тем не менее я представился, она тоже назвала себя: «Люся». Так я познакомился с почтальоном Мезиновского отделения связи Гусь­Хрустального района  Владимирской области Людмилой Сазоновой. Наверное, она единственный почтальон России, в трудовой  книжке которого в графе «время поступления на работу» значится 1 мая 1978 года. Так не бывает, – говорю, – чтобы принимали в праздник. – А меня задним числом оформили. Мама почтальоном была. Когда заболела, передала сумку мне. А уж  после ее смерти эта работа мне как бы по наследству и досталась. Вот уже более 25 лет изо дня в день, в стужу и слякоть, зимой и летом, возит Людмила Сазонова почту в  мещерские села. От самого дальнего села Перово до Мезиновского отделения связи, куда из райцентра привозят почту,  шесть с половиной километров. В оба конца получается тринадцать. Да сколько километров намотает она  на колесах своего велосипеда (это ее служебный транспорт), пока развезет все по домам! Падала в канавы, когда прижмут к обочине заносчивые автомобилисты. Но, подув на синяки и ссадины,  вытерев грязь с одежды и слезы с лица, опять садилась на велосипед. – Сейчас вы приносите пенсию день в день. А когда задержки были, вам, наверное, доставалось? Ведь  Москва, Владимир далеко, а почтальон – вот он, всегда на нем злость сорвать можно. – Всякое бывало, – вздыхает. – И обижали, и обзывали. В Удомле, что в Тверской области, сельского почтальона убили из­за этих денег. Поэтому сердечные  приступы случались в это время не только у голодающих стариков, но и у почтальонов. Главный инженер Воронежского почтамта Сергей Савин, собираясь на работу, прихватывал с собой  некоторую сумму денег. Потому что его кабинет – первый на этаже, и пожилые люди в поисках правды  сразу шли к нему. А что ответить человеку, который уже даже не ругается, а просто спрашивает: «Как  жить, если на прошлой неделе пенсию обещали, а третьего дня и хлеб кончился?». Обещать за  правительство, что завтра будут деньги, Савин не мог, поэтому лез в карман за собственным кошельком. Самые тяжелые посылки несколько километров Люда тоже тащит на своем горбу. А еще разные заказы  выполняет: кому порошка стирального принести, кому пилюли из аптеки – от давления, от сердца,  ревматизма... – Мы теперь и названия лекарств знаем, как настоящие врачи. В аптеке, если денег нет, в долг дают, под  расписку. Да разве одна такая Люда? Очень многие сельские женщины­почтальоны давно разносят не только письма и газеты – их от года к году все меньше, – а все больше лекарства, продукты, всякую всячину. Тысячи  почтовых отделений торгуют всякой всячиной, а то и водочкой. К примеру, в псковском селе Изборск почта уже давно работает в режиме магазина. Ни телефонной, ни  телеграфной связи с внешним миром у них нет. Телеграммы приходят с оказией – в конвертах. Каждый день ждет деревня своего почтальона. Одни хотят побыстрее получить весточку от сына из армии:  «Миленькая, родненькая, Христом Богом прошу, принеси письмецо». Хоть сама садись да пиши. Другой  спешит передать записку родственнику в соседнюю деревню, а денег на конверты да марки у него нет.  Такие письма складывают треугольничком и либо лично в руки ей передают, либо бросают в почтовый  ящик, прибитый на калитке возле ее дома. Знают: не потеряет, не прочтет, не разнесет по людям чужие  секреты, доставит вовремя и точно по адресу. Доверяют. Огромная разница между почтальонами города и деревни. Городской – он как бы обезличен, многие из  обитателей бетонных коробок его и в глаза не видят. Другое дело – сельский. Хорошую ли, плохую весть – несет сам. И сопереживает вместе с адресатом, потому как в деревне и горе, и радость – все на виду. – Наша работа во всем терпения требует, – разъясняет Люся. – И всепрощения. С детства мама всегда  внушала мне, что на зло надо отвечать добром. После деноминации в конце 90­х зарплата у сельских почтальонов была от 90 до 150 рублей в месяц. Что  изменилось с тех пор? Разве что с ростом минимальной зарплаты росла зарплата сельского почтальона, оставаясь такой же  минимальной, на которую даже в селе прожить немыслимо. И сегодня личным подворьем – от двух коров и  двух свиноматок – кормится почтальон деревни Малая Витань Шимского района Новгородской области  Сергей Олесов. И тысячи его коллег по всей провинциальной России. А как иначе прожить на оклады в 800  рублей, которые им положило щедрое московское начальство? – Люда, – спрашиваю напоследок мещерскую письмоносицу, – а ты, чтобы поддержать себя материально,  торговать не пробовала? – Нет, нет, – почему­то пугается она. – Иной раз вот так раздумаешься: не дай Бог что с работой – куда  податься? А торговать? Нет... У самой забот выше головы. Слышит: то там, то здесь отделения связи под предлогом нерентабельности  закрывают. От бытовых неурядиц и депрессии обороняется шитьем, прогулками. Уходит от грустных  мыслей в лес. А осенью за грибками­то идешь – ни мошки, ни комарика...». Когда уж совсем становится невмоготу, берет томик Марины Цветаевой, читает ее ранние стихи.  Поддаваться плохому настроению ей нельзя. Завтра опять сумку на плечо – и к людям. Поэтому она всегда  должна быть в форме. И  этот документальный очерк говорит об одном: пока есть такие люди, как Люся, будет стоять Россия, не  заменит доброту никакая выгода. Именно такие люди своей жизнью, такой бедной материально и такой  богатой духовно, хранят исконные для русского человека идеалы – сопереживание и соучастие. И эти « со­  «маленьких людей» объединяют всех, сохраняя Россию. С такими людьми нам всем уютно  13. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Нужны ли такие люди, как Матрёна, моим  современникам? »

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок литературы в 11 классе на тему "Рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2017