Урок литературы в 11 классе «Человеком остаться сумей!»
Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни»
Цели урока: познакомиться с личностью писателя современника В. Г.
Распутина, выявить проблемы повести «Живи и помни»;
развивать творческие способности, речь, готовиться к экзаменационному
сочинению;
формировать положительные нравственные качества школьников.
Оборудование: мультимедиаустановка, тексты, карточки для групп
Ход урока
Сострадание есть главнейший и,
может быть, единственный закон
бытия всего человечества. И в
любой ситуации нужно уметь
оставаться человеком.
Ф.М.Достоевский
1. Активизация внимания. Показ видеофрагментов из фильма «Живи и
помни» (вой А. Гуськова, А. Гуськов ест веточки дерева).
2. Беседа.
Кто перед нами – человек или зверь?
Что отличает человека от зверя?
Чем руководствуется человек и зверь в жизни? (Зверь – инстинктами,
человек – разумом, самосознанием)
На чем основано самосознание человека? (на нравственности).
Определим, что включает в себя понятие «Нравственность» (ученики по
очереди называют по одному слову – понятию, определяющему
нравственность человека; учитель записывает на доске (либо группа
записывает на листах, которые затем вывешиваются на доску);
индивидуальное задание – найти определение в словаре) НРАВСТВЕННОСТЬ
ГУМАНИЗМ, МИЛОСЕРДИЕ, ДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА,
СОСТРАДАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ,
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЧУТКОСТЬ,
ТЕРПЕЛИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ,
ВСЕПРОЩЕНИЕ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ,
СТОЙКОСТЬ, МУЖЕСТВО, СОПРИЧАСТНОСТЬ К СУДЬБЕ НАРОДА,
СТРЕМЛЕНИЕ К СОЗИДАНИЮ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К
ОТЧЕМУ ДОМУ, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ (положительные качества)
Зачитывается определение из словаря.
3. Определение темы. Тема нашего урока «Человеком остаться сумей» и
посвящается повести «Живи и помни» В. Г. Распутина, который
является образцом нравственности и который всеми своими делами,
своими произведениями стремится раскрыть нравственные проблемы
современности и формировать у читателя положительные качества.
Цели урока: познакомиться с личностью писателя современника В.
Г.Распутина, выявить проблемы повести «Живи и помни», развивать
творческие способности, речь, готовиться к экзаменационному сочинению.
15 марта исполнилось 80 лет со Дня рождения писателя. Познакомимся с
фактами его биографии (несколько слов об авторе).
Доклад – презентация о жизни и творчестве В. Г. Распутина (индивидуальное
домашнее задание). Крахмалева Е.
Просмотр ролика «Живи и помни»
Слово учителя. Повесть В. Распутина о войне. Война… само слово говорит
нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько
людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны… Но
погибая, они знали, что сражаются за Родину, за свою землю, за своих родных
и близких. Смерть – это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель
человека, потеря нравственности. Именно об этом повесть «Живи и помни».
IV. Анализ повести.
В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес?
Попробуем разобраться.
Для начала определим тему повести. О чём она? Варианты ответа:
о любви;
о дезертире;
о русской женщине;
о войне.
Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную
тему поможет определить нам один из героев повести:
«Это все война, все она проклятая!»
Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?
(Андрей Гуськов).
Андрей Гуськов (Путря Максим)
В отличие от своей жены, Андрей не обременён чувством долга. Его вполне
можно назвать безответственным человеком. Андрей живёт для себя и ради
себя. Он признаёт только собственную правду. В отсутствии детей главный
герой, в первую очередь, винит свою жену. Он не считает себя ни дезертиром,
ни предателем. Андрей убежал из госпиталя потому, что его хотели отправить
на фронт раньше времени. Он просто спасал свою жизнь и никого не
собирался предавать. Кроме того, он всего лишь крестьянин, а не воин.
Андрей родился не для того,
чтобы убивать других людей.
Гуськов эгоистично принимает все жертвы своей жены, даже не задумываясь о
том, на какие страдания обрекает её своими действиями. Переложив все свои
проблемы на слабую хрупкую Настёну, Андрей делает то, что считает
нужным. Страдания жены для него ничего не значат. Она – женщина, её удел
терпеть. Несмотря на то, что беременность жены только усугубила
сложившуюся ситуация, Андрей не чувствует никакого раскаяния и не винит
себя в том, что зачал ребёнка в таких непростых обстоятельствах. Он
наконецто получил то, чего так давно хотел.
Какую сторону войны затрагивает автор в повести?
(Автор затрагивает не совсем популярную сторону войны – дезертирство).
Какой эпизод описан первым в повести?
(Исчезновение топора). Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?
(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).
Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё
или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы
фигурирует та же деталь?
(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).
Какое символическое значение имеет эта деталь?
(Гуськов занёс топор над своей судьбой).
Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие
чувства испытывает героиня?
(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в
сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).
Как автор описывает первое появление Андрея?
(«Дверь открылась, и чтото, шебурша, полезло в баню»).
Какое чувство возникает у Настёны?
(«А муж ли? Не оборотень с нею был?»)
Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей, став дезертиром,
вступает на путь зверя.
Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок,
презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?
Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об
Андрее? Давайте посмотрим.
«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почемуто готов был уже
не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».
«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за
что ему предстояло воевать, долго не проходила. «Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже
позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай,
ты для нас конченый человек».
(Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).
Был ли Гуськов трусом?
«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с
собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята.
Воевал как все, не лучше и не хуже».
Что вызывает обиду Гуськова?
(Страх).
За кого боится Гуськов?
(За себя, за свою жизнь).
Какая черта характера порождает этот страх?
(Эгоизм).
Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Именно беспокойство о
себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.
Гуськов
Как
побуждениями эгоизма?
и Настёну вовлекает в свой грех, движимый
(Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не
беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать,
грозит убить, если она чтонибудь скажет).
Учитель: Итак, Андрей совершает преступление. А можем ли мы так
безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? Мнения будут разные, поэтому для ответа на этот вопрос
делимся на две группы, одна защищает, другая – обвиняет.
Учитель: Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с
какими чувствами?
– «Сказать ему было нечего даже самому себе. Он както враз опостылел себе,
возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось,
перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал,
постоянно озирался.
Учитель: Что почувствовал, когда дошел?
– Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане
упал, как мертвец.
Учитель: Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к
людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?
– Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.
Учитель: Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет
успокоить?
– Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него
Андрей был неспособен.
Учитель: Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя
человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.
– Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет
поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.
Учитель: Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?
– «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть
одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа
пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что
никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь
он понимал, что сюда ему хода нет».
Учитель: Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой
когдато работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его
природа?
– Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он
разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение
жизни на земле.
Учитель: В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет
себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать) – Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в
глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для
этого животного он и был той самой смертью.
А теленка убивает 1го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на
людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого
не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против
природы.
Учитель: Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?
– «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как
человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале
эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого
убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную
принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.
Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает
его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек
умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и
внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея
Гуськова.
III. Работа по таблице.
Андрей Гуськов – Расчеловечивание героя
Глава 2 Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла
рассмотреть, лишь чтото большое и лохматое смутно чернело перед
нею.
Глава 6 Наконецто Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка
вывернутая вправо фигура и то же широкое, поазиатски
приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой
бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко.
Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой,
непонятный.
– Чудной ты с этой бородой. Как леший.
– Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше
на лешего.
Глава 8 Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть.
Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости,
передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись
надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего
голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В
конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.
Глава 10 Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она
сама покрывается противной звериной шерстью.
Глава 13 Нельзя понастоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь,
что существуют домашние животные.
Глава 15 Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем
ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов
замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился
проникать туда, куда человеку доступ закрыт.
Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг,
огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы
застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди
людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни
дома, ни дела.
Глава 18 Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из
глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а
грязнопегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно
всматриваясь или вслушиваясь во чтото. Волосы на голове он
недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными
лохмами. Больше всего напугали Настену глаза: так они изменились
с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое
выражение, кроме внимания.
Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати
суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного
молчания, или от одиночества, или от чегото еще. И, увидев опять
перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо
Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием,
его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав
после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого,
задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.
Учитель: Он становится не просто зверем. Какое ощущение не покидает
Настену с самой первой встречи?
– Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье
волка, на которого тот становится похож. Но волк – это всетаки часть
природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово
разбить, получится НЕ ЖИТЬ.
Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить.
Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?
– Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести
ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она
проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из
которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних
раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим
родным.
Учитель: А что мы знаем о его семье?
– Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.
Учитель: Какая особенность в его отчестве может указать на его характер?
– Все согласные мягкие.
Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?
– Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его
поступок.
Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?
– Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая
материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется
иначе, чем герой.
Учитель: Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе,
родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была
Настена.
Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены.
Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых
нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе
Настены? Настёна Гуськова (Даша Фролова)
Не получив в детстве любви и ласки, главная героиня мечтает о собственной
семье, где она была бы хозяйкой. У Настёны нет времени ждать настоящую
любовь. Она хочет как можно скорее уйти из тёткиного дома и принимает
предложение руки и сердца от нелюбимого мужчины.
Основная черта характера главной героини – это чувство долго. Настёна знает
о том, что должна быть замужем, должна иметь детей, должна быть верной и
преданной женой своему мужу. В этом её предназначение, и она не видит свою
жизнь подругому. Когда Андрей оказывается в беде, Настёна прилагает все
усилия для того, чтобы помочь ему. Молодая женщина всё также не любит
своего мужа. Но Андрей её единственный близкий человек, которого она не
хочет терять.
Мечта о настоящем счастье кажется Настёне особенно близкой после того,
как она узнаёт о своей беременности. Теперь у неё будет полноценная семья,
и она уже не станет считать себя ущербной женщиной. Но в какойто момент
главная героиня понимает, что и на сей раз счастье пройдёт мимо.
Долгожданный ребёнок был зачат не в самое подходящее время. Он принесёт
горе вместо радости.
Чувство долга заставляет Настёну жестоко страдать. Она выполнила свой
долг перед мужем, но предала при этом родину. Видя, как в другие семьи
приносят похоронки, Настёна упрекает себя за то, что вдовой вместо неё
стала другая женщина. Её муж жив только потому, что погибли чужие мужья.
Настёне
несправедливым.
Оказавшись в безвыходном положении, главная героиня видит единственное
решение своей проблемы. Тем не менее, автор не хочет, чтобы Настёну
считали самоубийцей. Пытаясь оправдать свою героиню, он говорит о том, что
молодая женщина просто очень устала. Она искала отдыха, а не смерти.
кажется
это Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Это первая встреча героев.
Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли
она прогнать его сейчас? Почему?
Учитель: Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить?
– Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы
мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.
Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?
– Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую
женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет
вернуть его на место.
Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная
стойкость, преданность?
– Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек.
Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.
Из каких составляющих складывалась её любовь к мужу?
Любовь Настёны.
Чувство благодарности
взял в жёны её, сироту без кола и
Чувство вины
двора)
не было детей
Привычкатерпение
«сошлись – надо жить»
жалость
верность
Что чувствовала Настена, находясь среди людей?
– Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со
всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми,
что и она заслужила этот праздник.
Гуськов
Эгоизм, думает прежде всего о себе.
Настёна
Великодушие, любовь, простота и Причины несчастий – война и судьба.
милосердие.
Обида и злоба.
Склонна себя обвинить в несчастьях
мужа.
Вера в доброту людей.
Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще
одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?
– Не может поделиться счастьем, порадоваться открыто. Она одна вынуждена
принимать удары судьбы. Устала она.
Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец.
Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь
природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?
– Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только
единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.
Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему
такой мрачный пейзаж?
– Природа пытается ее остановить, задержать.
Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что
Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она
отправляется в этот последний путь?
– Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она.
Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.
Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной
дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через
край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы
понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого
автора.
Просмотр ролика «Гибель Настены»
Учитель: Почему Настена решилась на самоубийство?
– Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не
нашла иного выхода.
Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям,
простили бы его? – Настену прощают, и его бы простили.
Учитель: Были ли в тексте детали, которые подсказали бы нам такой финал
жизни Настены, такую ее смерть?
– Боялась воды, кладбище утопленников. Это символы, намеки автора.
Учитель: А есть ли еще символические детали и какое значение они несут?
– Работа с символами (зимовье и дом, Ангара, часы, топор, пещера).
Учитель: Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому
автору?
– Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Учитель: Что общего?
– Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных
героинь, но финал разный.
Учитель: Изначально автор задумывал иной финал: Андрей в результате
мучительных раздумий, устыдившись суда Настены покончил с собой. Почему
автор поменял финал?
– Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в
заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о
нем.
Завершая работу над произведением, я предлагаю выполнить тест.
Учитель: Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем
сказать?
– Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто
не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно. В любом
случае нужно всегда оставаться человеком.
V. Рефлексия.
Учитель: Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с каким чувствами вы шли на
урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой
жизни?
Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой
поступку может быть человеческая жизнь.
Выставление оценок.
Домашнее задание: письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем смысл
названия повести?»
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.