Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина
Оценка 4.8

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
10.01.2019
Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина
Данная разработка раскрывает жизнь и творчество Сергея Есенина на примере его стихотворений. В ней представлены материалы о становлении его как поэта; материалы, знакомящие учащихся с его биографией. В ходе урока используются разнообразны формы работы: индивидуальная, в парах, в группах. Закачивается урок рефлексией в виде синквейна.
Урок по творчеству С. Есенина.doc
Цели урока: Урок по творчеству С. Есенина.  познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать  народность его творчества;  развивать внимание обучающихся, их устную речь;  воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта. Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь  и творчество Есенина», видеоролик, звукозапись. Методические приёмы: слово учителя, доклад­сообщение ученика, беседа. Ход урока. 1. Слово учителя. (прослушивание в Bilim Lаnd записи стихотворения  Есенина «Отговорила роща золотая…» 2 мин.) ­ Ребята, вы узнали актера, который читал стихотворение? ( да, С. Безруков). А чье стихотворение он читал?  ( С.Есенина). Совершенно верно, это  стихотворение С.Есенина.  2. Постановка цели урока.  Как вы уже поняли, сегодня мы начнем  знакомиться с творчеством этого поэта. Какую бы цель вы поставили для  нашего урока? (познакомиться с жизнью и творчеством поэта) (Цель распечатанную повесить на доске). 3. Слово учителя. Из поэтов «Серебряного века»  Сергей Есенин ­ это самый  читаемый в поэт. Современники отмечали необычайно стремительное  вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал:  «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой  исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей»,  любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного —  заслужено человеком». ­ Я предлагаю эти слова Горького сделать эпиграфом к нашему сегодняшнему  уроку.  (Повестить на доске распечатанный эпиграф) Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве  которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все,  написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство  родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство».  Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется  образ родины­рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что  он родился в самой, что ни на есть российской деревне, что писал о родной  природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что он  выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения,  надежды. Любе и Маше было дано домашнее задание подготовить сообщение и  презентацию о жизни и творчестве С.Есенина. послушаем девочек. 4. Сообщение учащихся.  БИОГРАФИЯ С.А. ЕСЕНИНА ЛЮБА:  Детство. Юность  Родился Сергей Александрович Есенин в селе Константиново Рязанской губернии 21  сентября (3 октября по новому стилю) 1985 года в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими  слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное  училище (1909), он продолжил обучение в Спас­Клепиковской учительской школе (1909­12),  из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву,  некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко­философском отделении университета  Шанявского (1913­15).  МАША: Литературный дебют. Успех  С детства слагавший стихи, Есенин обретает единомышленников в "Суриковском  литературно­музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься  начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют ­ стихотворение "Береза").  Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М.  Городецким, Н. С. Гумилевым, сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное  влияние.  ЛЮБА: Служба в армии  В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей  получает назначение санитаром в Царскосельский военно­санитарный поезд № 143, что  позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у  меценатов, выступать на концертах.  На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли  службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской  семьей.  Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает  Евпаторию.  МАША: "Радуница"  Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой,  обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус  автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение",  "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм":  животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми  гармоничный, целостный, прекрасный мир.  ЛЮБА: Революция  В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он  пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни.  Имажинизм  Поиски в сфере образности сближают Есенина с имажинистами; Есенин становится  завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в  Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от  "пыли содержания". Его  интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу,  народному творчеству духовной первооснове художественного образа. Уже в 1921 Есенин  выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"­ имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.  МАША: "Москва кабацкая"  В начале 1920­х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта",  пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом,  пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает  "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая",  1924).  ЛЮБА: Айседора  Много женщин было в жизни Есенина, но определенно важным событием явилась встреча с  американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его  женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке  (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками  Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным  отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила  несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.  МАША: Стихи последних лет  На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и  гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923­25) создаются его лучшие  строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др.  Главное место в его стихах по­прежнему принадлежит теме родины, которая теперь  приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси  раздваивается : "Русь Советская" "Русь уходящая". Намеченный еще в стихотворении  "Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового ("красногривый жеребенок" и "на  лапах чугунных поезд") получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой  жизни, приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская",  "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.  ЛЮБА: Трагический финал  Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал  советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве,  драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь  от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз  ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В конце ноября 1925 из­за угрозы ареста ему  пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Выждав момент, Есенин прерывает курс  лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. 28  декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер».  Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством (повесился). После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на  поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием  родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве  на Ваганьковском кладбище. 5. Групповая работа – Спасибо, девочки. А теперь весь материал, который вы  услышали,  отобразите в кластере.  Составление кластера. 6. Слово учителя. –Как­то в беседе с одним из своих товарищей Есенин сказал:  «К меня было три тысячи женщин!» На что его друг ответил: «Вятка, не  бреши!». «Ну ладно триста, ну тридцать…» ­ согласился Есенин. А ведь и  правда, его нельзя было не любить. Да и сама любовь в жизни поэта играла не  последнюю роль.  (презентация с комментариями «Женщины Есенина») И каждой из них он посвящал свои стихи. Я предлагаю Вам прослушать  стихотворение «Пуская, ты выпита другим», которое он посвящает Августе  Миклашевской прослушивание в Bilim Lаnd записи стихотворения Есенина «Пуская, ты выпита другим». Но самой большой любовью для поэта была …. Родина.  В каждом  стихотворении, чему бы оно не было посвящено, звучат строки о полях, о лугах  и особенно о березах, очень поэт любил эту русскую красавицу. прослушивание в Bilim Lаnd записи стихотворения Есенина «Береза» 7.  Актуализация знаний.  – Вот вы познакомились с поэтом поближе, узнали  его с разных сторон. Гладя на его портрет, на его отношения с женщинами, на  его стихи, как вы думаете какой у поэта был голос? (ответы учащихся) Сейчас я вам предлагаю послушать фрагмент стихотворения «Исповедь  хулигана» сначала в исполнении С. Безрукова, а потом в исполнении самого  Сергея Есенина. прослушивание в Bilim Lаnd записи стихотворения Есенина «Исповедь хулигана». 8. Итог урока. Для того, чтобы подвести итог нашего урока, я вам предлагаю  составить синквейн. Все помнят как его составлять?  Вывешить на доску структуру составления синквейна. Учащиеся зачитывают свои синквейны. 9. Вернемся к цели нашего урока, которую мы поставили в начале урока.  Как вы думаете мы достигли данной цели? 10. Домашнее задание. – Творчество Есенина моногообразно. И чтобы нам  побольше познакомиться с ним, каждому из вас предлагается выучить наизусть  одно из стихотворений С. Есенина и дать его полный анализ.

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина

Урок литературы в 11 классе по творчеству С. Есенина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019