Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"
Оценка 4.6

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
24.04.2017
Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"
Публикация является частью публикации:
Поэзия как искусство..docx
«Поэзия как искусство». (Урок литературы, посвящённый творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета) СЛАЙД 1 Цель урока: обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности лирики Фета и Тютчева; провести параллели в их творчестве; обобщить и активизировать ранее полученные знания. Ход урока. ОНУ. Целеполагание. Актуализация знаний. Работа на уроке. Слово учителя: Я рада видеть вас на нашем уроке, ибо сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир поэзии. Выключается свет, ученик зажигает свечу и читает стихотворение (под звучание скрипки). Первый ученик: Не спится… Дай зажгу свечу. К чему читать? Ведь снова не пойму я ни одной страницы – И яркий белый свет начнёт мелькать, И ложных призраков заблещут вереницы… Второй ученик: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт. Слово учителя: Неслучайно наш урок мы начали с этих строк. Сегодня мы поговорим о творчестве замечательных русских поэтов Фёдора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета, познакомимся с тематикой произведений поэтов и с особенностями их поэтики. Но первоначально давайте вспомним о жизненных вехах поэтов. И начнём с биографии Фёдора Ивановича Тютчева, затем поговорим о А.А.Фете. СЛАЙД 2 Выступление заранее подготовленных учащихся. Первый ученик: Тютчев Федор Иванович (1803-1873 гг.) Русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 г. выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 20- 30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Весенние воды», «Осенний вечер». Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822—1837 гг.) и Турине (1837—1839 гг.). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. В Мюнхене приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомство с Шеллингом, дружил с Г. Гейне. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 г.: тетрадь его стихотворений, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее — после его возвращения на родину, в 50-х гг., когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.). Вернувшись в Россию в 1844 г., занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Умер в 1873 г. в Царском Селе. СЛАЙД 3 Второй ученик: Афанасий Афанасьевич Фет - поэт, прозаик, публицист, переводчик. А.А. Фет – автор стихотворений "Шепот, робкое дыханье", "На заре ты ее не буди", "Ф.И. Тютчеву", "Вечер" и других. Родился Афанасий Фет (Шеншин) 23 ноября (октября) 1820 года в с. Новоселки Орловской губернии. Отец - Иоганн- Петер-Карл-Вильгельм Фет, мать - Шарлотта-Елизавета Беккер. После того как 18 сентября 1820 года мать поэта тайно выехала из Германии в Россию, он воспитывался как внебрачный сын богатого помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. В 30 ноября 1820 года А.А. Фет был крещен по православному обряду и при рождении записан "законным" сыном Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты- Елизаветы Беккер. В 1834 году ошибка в документах обнаружилась и Афанасий Афанасьевич Фет был лишен фамилии Шеншин, дворянства и русского подданства. В 1873 году поэт официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет. В период с 1835 по 1837 год Афанасий Фет учился в немецком частном пансионе Крюммера в г. Верло, проявлял интерес к классической филологии. В это время начал писать стихи. Основной темой лирики Фета является природа и любовь. В период с 1838 по 1844 ода А.А. Фет учился в Московском университете. В 1840 году выходит первый сборник произведений Афанасия Фета “Лирический пантеон”. С 1842 года появляются публикации Фета в журналах "Москвитянин" и "Отечественные записки". В 1845 году поэт становится унтер-офицером провинциального полка. А в 1853 году А.А. Фет переходит на службу в привилегированный гвардейский полк. В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь к Марии Лазич, которая повлияла на все его творчество. Любовь была взаимной, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви. В 1850 году в Москве выходит второй сборник стихотворений Фета под названием "Стихотворения", а в 1856 году – третий, который получил общественное признание. В 1857 году в Петербурге А.А. Фет женился на М.П. Боткиной. Детей в семье не было. В 1857 году Афанасий Афанасьевич Фет уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселяется в Москве. Начинает активно писать стихотворения. С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: "Из деревни" и "Записки о вольнонаемном труде". В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет получает титул дворянина и фамилию Шеншин. В 1883 – 1891 годах публикуются четыре выпуска сборника стихотворений А.А. Фета "Вечерние огни". Умер Афанасий Афанасьевич Фет 21 ноября 1891 года от сердечного приступа, которому предшествовала попытка самоубийства. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных. Слово учителя: Оба поэта являются представителями «чистого искусства». " ЧИСТОЕ ИСКУССТВО" ("Искусство для искусства"). Эстетическая теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить "пользу", а должны служить лишь для эстетического наслаждений прекрасным. Идеи "чистого искусства" проявились в поздней лирике А.С.Пушкина (стихотворение "Поэт", "Поэту", "Поэт и толпа") и реализовались затем в творчестве таких поэтов, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. Ф. Анненский и др., а на рубеже XIX—XX вв. — в теориях и творческой практике декадентов. Теорию "чистого искусства" разрабатывали такие критики, как А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П. В. Анненков и др. Противоположная теория, согласно которой искусство и литература должны служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки и тем самым приносить пользу, разрабатывалась в критических и художественных произведениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова и др. ! - Тематика стихотворений Фета и Тютчева разнообразна. Это тема любви, родной природы, дружбы. В их творчестве прослеживаются библейские мотивы и слышится тяготение поэтов к античности. И начнём мы с вами с темы родной природы, так как она является ведущей темой их творчества. Родная природа волновала поэтов во все времена. Родина, место, где ты родился и вырос останется с тобой навсегда. Отношение к своей малой родине остаётся неизменным всегда. Мы только отпраздновали с вами 75 -летие Октябрьского района, но ещё слышны отголоски этого праздника. Октябрьский район – это наша малая Родина, которую мы с вами должны любить. СЛАЙД 4 Вот он край, где степь простором дышит, Где курганы тайнами полны, Той далёкой, сказками богатой И такой манящей старины. Где донской водой рассвет умытый Начинает робко новый день, Где так манит запахом пьянящим По весне кустистая сирень. Где сады вишнёвые над Доном Закипает белым молоком, По степи несутся резво кони, Радуга – над звонким родником. Где ковыль бушует сизой пеной, Золотом – пшеничные поля, Где родился я однажды летом, Где мои друзья, моя семья. Пусть его не знают все на свете, Пусть он мал, но всех дороже он, Край родной, единственный на свете, Родина – Октябрьский район. !- Итак, вернёмся к творчеству поэтов 19 века – Тютчева и Фета. - Ночью, лунной ночью были очарованы и поэты, и художники, и музыканты… Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Бетховена «Лунная соната». СЛАЙД 6 Звучит «Лунная соната Бетховена». А сейчас обратим внимание на картину Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». СЛАЙД 7 Высоко в небе, выйдя из пелены облаков, ярко сияет на холсте маленькая, круглая луна… Дух захватывает от сознания безмерной высоты, с которой она светит… А внизу сверкает Днепр… Он искрится, мерцает, медленно плывёт под луной, и величавое движение великой реки под стать величию неба. Главное у Бетховена, и у Куинджи покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо «голос красоты звучит тихо»… ? – Какие ассоциации вызывают у вас эта мелодия и эта картина? Похожие мотивы можно найти и у Тютчева и Фета. Обратите внимание на экран (на экране слайд со стихотворением Тютчева). СЛАЙД 8 Стихотворение читает ученик. Тихой ночью, поздним летом Как на небе звёзды рдеют, Как под солнечным их светом Нивы дремлющие зреют… Усыпительно – безмолвны, Как блестят в тиши ночной Золотистые их волны, Убеленные луной… ? – Давайте немного пофантазируем: представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт, расскажите об увиденном вами…(слушаем ответы учащихся). - Интересно, как Фет описывает лунную ночь…(на экране высвечивается текст стихотворения А.А.Фета) СЛАЙД 9 Стихотворение читает ученик. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких И блестящий снег И саней далёких Одинокий бег. - Итак, мы с вами видим, что поэзия как искусство. Только словесное искусство. С помощью слов поэты передают нам чувства, переживания, эмоции, краски природы и отношение к ней. Каждое искусство, будь то музыка, живопись или поэзия по- своему прекрасны. Можно сказать, что поэзия - это говорящая поэзия. Это и музыка, и душа, и танец… Выходит танцевальная пара, танцует вальс. В это время учитель читает стихотворение. Когда трепещут эти звуки И дразнит ноющий смычок, Слагая на коленях руки, Сажусь в забытый уголок. И как зари румянец дальний Иль дней былых немая речь, Меня пленяет вихорь бальный И шевелит мерцанье свеч. О, как ничем неукратимо Уносит к юности былой Вблизи порхающее мимо Круженье пары молодой… - Заканчивая наш урок, хочется отметить, что любой вид искусства прекрасен и нам с вами надо его учиться чувствовать. Подведение итогов. Выставление оценок.

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"

Урок литературы в 11 классе "Поэзия как искусство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017