Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»
Оценка 4.7

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
20.03.2017
Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»
На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности. Разграничить понятия бездушный и бездуховный. Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”. Практика работы со словарными статьями.Тема: Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар» Вид урока: урок художественного восприятия. Форма урока: урок-беседа. Методы обучения: словесные (эвристическая беседа), наглядные (презентация), проблемныйКонспект урока
Урок литературы в 11 классе.docx
Тема: Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»  Вид урока: урок художественного восприятия.  Форма урока: урок­беседа.  Методы обучения:  словесные (эвристическая беседа), наглядные (презентация), проблемный.  Оборудование:  Мультимедийный проектор Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с  толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.  Цели урока:  На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.  Разграничить понятия бездушный и бездуховный.  Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”.  Практика работы со словарными статьями.  ХОД УРОКА 1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).  2. Актуализация новой темы.  Слово учителя: Дочитав до конца повесть В.Г. Распутина «Пожар», я закрыла последнюю  страницу и задумалась над властью слова. Благодаря книге мы узнали мысли  мастера. Его тревога и боль за судьбу  человека и земли, на которой мы  живём, передались и мне, читательнице. И я подумала о том, какое счастье,  что были такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как  Валентин Распутин. Жаль, что 15 марта 2015 года его не стало. Какое счастье  читать его книги — глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие  нас умнее, добрее, чище. Книги писателя — не развлечение, это — шок,  потрясение. Книги писателя — зеркало, в котором отражается наша жизнь и  мы, такие, как есть. Презентация учащихся о жизни и творчестве В. Распутина. Слово учителя: Валентин Распутин любил свою Родину. Он не представлял себе жизни без  Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца, без любимой Ангары, без её красивейших закатов и рассветов. Всю свою сознательную  жизнь Распутин вел борьбу за сохранение неповторимой красоты Байкала. Слайд: «Горит село, горит родное…» Эти слова из народной песни взял писатель эпиграфом к своему  произведению. Пожары издавна были на Руси привычным делом. Дома стояли  деревянные, иногда выгорало по полдеревни, а то и вся деревня. И сейчас  пожары случаются часто. Но у Распутина пожар – это повод к размышлению о наболевшем. ­ Доводилось ли вам когда­нибудь видеть, как горит дом? Не дай Бог видеть  это страшное зрелище, особенно когда ничего уже нельзя поделать. Огонь  пожирает всё. Что годами и десятилетиями было близким, дорогим,  памятным. Сообщения учащихся об истории создания произведения, о герое повести. Повесть «Пожар» вышла из повести «Прощание с Матёрой». Не было бы  порыва переделать природу, что повлекло за собой гибель острова – не  возникло бы беспощадной вырубки леса, превратившей берега Ангары в  огромную свалку гниющих деревьев. Одно влечёт за собой другое. Впрочем, вот как сказал в одном интервью сам Валентин Распутин.  ­ Как создавалась повесть? Как вы нашли своего героя – Ивана Петровича?  «Здесь прежде всего надо вспомнить повесть «Прощание с Матёрой». Я сам из утопленников, так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни ушли под воду  от строительства гигантских плотин. Не миновала этой судьбы и моя  Аталанка, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением  пашни другое занятие. А занятия были – лес рубить. Сама жизнь заставила  писать продолжение «Матёры». Сказав «а», следовало говорить «б».  Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков… И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже  был, только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском» Учитель ­ Каков сюжет произведения?  Сюжет прост. В посёлке Сосновка на берегу Ангары в одну ночь дотла  сгорели продовольственный и промтоварный склады. Эта повесть и том, как  гибли в огне, растаскивались, а то и просто затаптывались в грязь многие и  многие ценности, о которых жители посёлка до пожара и не знали, ­ а ведь  именно для них, для удовлетворения их нужд и были сооружены эти  орсовские склады, заботой о лесозаготовителях оправдывало местное начальство их существование в Сосновке, упорно сопротивляясь переводу  базы в райцентр. И о том, как погибли – не в огне, около огня – два совсем  разных человека: добровольный рачитель народного добра, парализованный с  детства старик дядя Миша Хампо, и «лёгкий человек» с женским именем  Соня, мародёр не только на пожаре, но по внутренней убеждённости, ­  кажется, сама смерть соединила их в страшном объятии… Вопрос о смысле жизни, о роли и месте человека среди людей звучит на  протяжении всей повести, и встал он перед её главным героем, Иваном  Петровичем Егоровым, задолго до этой ночи. Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Валентина Распутина  “Пожар”. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения,  уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к  поставленной автором проблеме.  В качества эпиграфа к нашему уроку сегодня я выбрала слова самого автора  повести “Пожар” Валентина Распутина.  (эпиграф появляется на слайде 1) Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но  насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его  существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. (В.  Распутин) Задание: Перепишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на  следующий вопрос.  ? Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и  БЕЗДУХОВНЫЙ ?  (Могут быть различные варианты ответов. ) Слово учителя: Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать толкование понятиям.  ? Скажите, где можно найти определение данных слов? (В толковом словаре. ) Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.  Задание 2­м ученикам: Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.  Задание классу: Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые  понятия.  Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.  Зачитывают учащиеся, работающие со словарем: Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.  Бездушный –  1. Без сочувственного, живого отношения к кому­чему­либо, равнодушный к  людям, бессердечный.  2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.  ? Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности? (Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим.) ? Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”. (слайд 1) Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.  Вопрос открывается на доске.  Запишите тему урока Тема человеческой души в повести В. Распутина “Пожар”.  3. Основная часть.  I. Современная литература.  Слово учителя: Повесть Валентина Распутина “Пожар” была написана в 1985 году. В это  время советских авторов наиболее интересовал духовный кризис современной России. Писатели уже в то время ощущали трагическую атмосферу  бездуховности в обществе. Перед ними стояли извечные российские вопросы:  Что с нами происходит? (Поставил Шукшин.) Что делать? Кто виноват? Если на первый и второй вопросы писатели пытались дать ответы, то на  третий ответа серьезного нет.  Отвечая на первый вопрос, авторы показывали негативные примеры из жизни,  состояние современного для них советского общества. Размышления над этим вопросом, то есть прямые размышления автора или его героя о злободневных  проблемах жизни, придают произведениям публицистическую окраску.  Зачастую автор напрямую беседовал с читателем.  Также в современной литературе часто соседствуют образы­картины и  прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой  трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и  которую ощущают герои.  Все это прослеживается и в повести “Пожар”.  II. Работа с текстом.  Обратим внимание на название повести.  ? Что такое пожар? (Уничтожение, превращение в пепел.) Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал,  превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.  Давайте зачитаем этот эпизод. (Либо текст, либо карточки с текстом).  “Загорелось, по всему судя, с угла или где­то возле угла, от которого склады  расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и  промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной  собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы,  загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого  начала подумать о возможности огня, ­ русский человек и всегда­то умен был задним умом, и всегда­то устраивался он так, чтоб удобно было жить и  пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда  ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от  воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто­то  или, уж верно, злой случай, если не кто­то, умен был умом далеко не задним”.  ? Что стало причиной пожара?  (Безответственность, бесхозяйственность. ) Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.  Люди теряют человеческий облик, а главное, что эти люди – деревенские  жители, люди земли.  Обратим внимание на главного героя повести. Кто он? Что вы узнали о нем? 1 гр. 1 ученик. Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни  Егоровки . Оттуда уходил на фронт, там женился и растил троих детей. Их  село затопили, а жителей переселили в Сосновку  Вот как автор описывает новое место жительства героя. (Учащиеся  зачитывают либо текст, либо карточки с текстом. ) “Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного  типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились  переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании – когда же последует команда двигаться дальше, и потому – не пуская глубоко  корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а  лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем  рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с жилым  становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это – все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра  сниматься. И, слыша по ночам работу электростанции, круглосуточно  постукивающей машины, чудилось Ивану Петровичу, что это поселок, не  глуша мотора, держит себя в постоянной готовности”.  ? Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые  слова.  (Неуютный, неприятный, кочевники, временность, ожидание и т. д. ) 2 ученик. Теперь у героя не было дома, места на земле, а лишь временное  жилье. Жители Сосновки чувствуют себя гостями, у них чемоданное настроение. Изменилась и психология: землю не обихаживают, не берегут.  Появилось отчуждение между людьми.  Поселок разорен, улицы разбиты, тайгу изуродовали: подлесок уничтожен  техникой (нет будущего). Уничтожают люди и сами себя: “…недавно директор школы Юрий Андреевич… взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько  его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью –  это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие,  задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница  вышла небольшая. Иван Петрович ахнул, когда услышал: вот те и мирное  время!” —   Каково   душевное   состояние   центрального   персонажа   повести,   Ивана Петровича, накануне трагедии? (Глава 1). Силы   на   исходе,   "край   да   и   только”,   не   несут   ноги,   работа   в   тягость, усталость,   желание   покоя,   бесконечной   ночи,   ничего   не   хотелось,   как   в могиле. И когда услышал крики о пожаре, до того было "муторно и угарно на душе”, что почудилось, будто крики идут из него. — Почему для Ивана Петровича жизнь стала тяжёлой? (Слайд 6,7) Из­за конфликта с архаровцами, сезонными работниками леспромхоза.  2 гр. Учитель. Живут в поселке и архаровцы. Давайте посмотрим, какое  толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.  Зачитывают учащиеся, работающие со словарем: 1 уч. В толковом словаре читаем: "Архаровец  — буян, озорник, беспутный человек”. Учитель   После   публикации   «Пожара»   это   слово   вошло   в   обиход   —   как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь бы мне было хорошо, за это "хорошо” я со всеми сделаю что угодно. Архаровцев в повести несколько — от предводителя Сашки Девятого до Сони. Обратимся к тексту книги. Они “явились сразу как организованная в одно сила со своими законами и  старшинством”.  ? Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели  такую власть? 1 уч. (Люди давно уже разбрелись каждый по себе. Никто не хочет видеть и  понимать, что делается вокруг. ) 2 уч. Автор показывает, как бывшие деревенские люди превращаются в  архаровцев – люди теряют душу.  ? Люди становятся бездушными или бездуховными? (Бездушными.) Учитель. На пожаре люди не столько спасают все, сколько воруют.  Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек.  Автор дает понять, что только они могут спасти жизнь Распутин выводит свою формулу жизни.  Презентация. Слайд 2.  (Человеческая жизнь строится на доме и семье, работе, людях, земле.) И если рухнет хоть одно из этих бревен, развалится вся жизнь.  ? Почему односельчане Егорова (то есть Россия 70­х годов, жизнь в Сосновке  – это метафора) теряют свою душу? 5 уч. Нет чувства дома, бесприютность; оторвали от земли.  Но в современной человеческой жизни добро и зло перемешались. “Добро в  чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. В новом мире хороший  человек – это не душевный, то есть тот, кто “способен чувствовать, как свое  собственное, чужое страдание”, а тот, “кто не делает зла…и ничему не  мешает.  ? Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете, почему? 1 гр. (Не может смириться с бездушием. ) 1 уч. Финал у повести открытый. Пожар потушили. Егоров хочет навсегда  уехать. Разговорился с приятелем, а тот спрашивает: “На кого ты оставишь  все это?” и герой отвечает, что, может, он и останется.  Но он уходит из Сосновки по лесной дороге. Идет человек, потерявший свой  дом. Все перемешалось: добро и зло. Кажется, что он сейчас повернет и  исчезнет навсегда.  Чем дальше Егоров уходил от поселка, тем легче ему шагалось по земле.  И неизвестно, вернется ли он в поселок.  Скорее всего нет.  ? Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор? 6 уч. Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и  бездушность.  4. Выводы.  Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.  Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу? (Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую  жизнь, а с ней и душу) Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых  трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин  Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.  ? Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли  сегодня тема бездушия?  (Различные варианты ответов. ) 5. Домашнее задание.  Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”. Тема: В.П. Распутин. «Пожар» Цель:  1) Ввести учащихся в духовный и нравственный мир героев повести. 2) Формировать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности. 3)Познакомить учащихся с творческой манерой самобытного художника. Задача:  Выяснить те нравственные законы, определяющие отношение человека и мира, в котором он живет. Оборудование:  Произведение В.П. Распутина, портрет художника. Ход  урока. 1.Слово учителя о В.П. Распутине. 2. Представление (презентация) книг В.П. Распутина. Заранее подготовленные учащиеся в течение 3­5 минут представляют книгу Распутина («Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «В ту же землю» и др.), дают краткую  информацию: a.можно краткий сюжет. b.или пересказ самого интересного эпизода. c.или просто о проблемах, поднятые в данном произведении. Класс делится на 5 групп, у каждой своё задание (Можно и лучше дать  задания заранее) 1.В чём заключается смысл названия повести?  Почему на пожар сбежались  все  жители посёлка, но люди оказались бессильны перед стихией  (выразительное чтение о поведение людей  из 8, 15, 18 глав). Дайте оценку их  поступкам. 2.Почему «Петрович» (Иван Петрович) каждый день вспоминает родную  Егоровку, хотя уже 20 лет живёт в Сосновке?  Чем Егоровка близка ему? А  что  привлекает его у  сына в Сырниках? (главы 6,13,15) 3.Чем жизнь  в Сосновке  отличается  от жизни  в Егоровке? С чего начался  «разлад» Егорова с сосновцами  и приезжими? Как он относится  к работе, к  людям и как люди относятся к своим обязанностям?   Две позиции: Егорова и Боронникова. Кто прав? (глава 4,9,13) (чтение или  пересказ) 4.Почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой? В чем он видит «беспорядок внутри себя» и что приводит его  навстречу кризису. (глава  11,13) 5.Нашел ли Иван Петрович выход из тупика? Его выжила родная Сосновка:  убит дядя  Хампо. Что это? Торжество зла? Как на этот вопрос отвечает  автор? Сравните начало и финал повести. Что изменилось в настроениие  Ивана Петровича и сосновцев? Какую философскую нагрузку несёт пейзаж? Перед началом работы в группе ставлю главный вопрос повести: «Мы почему, Иван, такие­то? ­ спрашивает Анна Егоровна  своего мужа на  пожаре,­ Почему мы такие нравственно разобщённые?» Этот вопрос из повести есть начало поиска решения центральной проблемы.  Итак, осмысливаем более частные вопросы: ­ Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь сбежался весь  посёлок? (читаем и анализируем текст: во­первых, потому что  посёлок строили наспех, все средства тушения пожара негодны, во­вторых, пожар кому­то на руку,   … но главное – пожар окончательно выявил, кто есть кто и высветил их  гражданскую позицию: на пожаре совсем мало людей, которые  спасают  других, добро (это: пожилой Водников Б.Т., «отчаянная душа» Афоня,   «человек надёжный» Семён, Хампо, Иван Петрович). Учитель: Здесь же показаны те, кто пришёл на пожар «погреть руки». С  первого взгляда «архаровцы» работают с азартом, но работают там, где можно поживиться (ведь горят склад, магазин) и до тех пор, пока не дошли до  «наиходового товара». А потом уже и сами гибнут и убивают других «из­за  цветных тряпок». Поэтому «пожар – это своеобразный итог общего  неблагополучия – горят души честных тружеников, горят души пьяниц и  бездельников. ­С чего же в Сосновке начался нравственный разлад? Почему Иван Петрович  вспоминает Егоровку?  (Егоровцы жили по своим неписанным законам  нравственности, и не было ни воров, ни пьяниц. Олицетворением  нравственного духа является дядя Хампо, для которого один закон – «чужого не трожь». У всех егоровцев благородная привычка – труд.) ­А чем же жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? (Беспорядок в  Сосновке начинается с того, что нормой жизни здесь является воровство,  люди живут без корней, временно, жизнь обретая на обмане…) Отсутствие  забот о духовной пище, хищническое отношение к природе – всё это  развращает людей, делает их безнравственными, приучает к лёгкой жизни. Учитель: Автор предостерегает нас, что такая жизнь может привести нас к  страшным потерям, которые сказываются на грядущих поколениях.  Произошла переоценка нравственных ценностей: сосновцы смотрят косо на  тех, кто твердит «о совести», другие (типа архаровцев) давят, притесняют  тех, кто идёт против, устанавливают свои порядки! А как получилось, что они завладели посёлком? (­ А люди разбрелись всяк по  своему, по одиночке…). Разобщённость, борьба в одиночку не даёт  результатов. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло – в силу. Мысли о том, почему и как это произошло не дают Ивану Петровичу покоя:  наступил внутренний разлад. Выход из тупика автор видит в нравственном  начале, нашедшем в повести своё конкретное воплощение в рассуждениях о  четырёх порядках жизни: В чувстве дома с семьёй В чувстве общения с людьми В чувстве работы В чувстве отечества, земли, дома И если это всё есть – человек счастлив. ­Сосновка выжила своего лучшего представителя Ивана Петровича, убит  Хамно. Что это? Торжество зла? Да нет же. Поставлен диагноз. Сосновка  больна /людьми/. Просвечена пожаром, как рентгеном, теперь дело за  лечением и исцелением. А оно будет. В этом все убедились на пожаре. ­Как природа помогает понять идею повести? Пейзаж полон глубокого  смысла: вначале земля в оцепенении, не верит в возрождение, то в конце «… и просыпалась земля». ­Какие художественные особенности в повести (хочется подчеркнуть  публицистический накал повествования, слияние авторского восприятия с  оценкой героев: внутренние монологи автора неотделимы от голосов героев­  всё это позволяет говорить об образе автора ­ нашего современника,  гражданина). Вывод Во имя чего написана повесть? (Зачитать финал: «Пожар, условно говоря  …»). Эта повесть заставила нас задуматься о том, как мы живём, как следует  жить ЧЕЛОВЕКУ. Спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, в  том, чтобы передавать духовно­нравственные  традиции из поколения в  поколение, формировать позицию гражданина.

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Урок литературы в 11 классе Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2017