УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"
Оценка 4.9

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
06.03.2018
УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"
УМК: программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2017г. Учебник литературы, 65кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова, 2017г. Класс: 5 Тип урока: урок «открытия» нового знания. Технология: развитие критического мышления. Средства обучения: медиапроектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку; портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины Тропинина В. А. «Старый солдат»; памятка «Как работать в группе»; маршрутный и оценочные листы; карточки с заданием; тест «М.Ю. Лермонтов «Бородино»; аудиозапись стихотворения «Бородино» в исполнении В.Зозулина, детские рисунки к стихотворению «Бородино».УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"
Заморовская Т.И. Урок.doc
«Анализ стихотворения   М.Ю.Лермонтова «Бородино»» Конспект урока литературы  в 6 классе в соответствии ФГОС Методическая разработка  конспекта урока литературы  в  5  классе Заморовской Татьяны Ивановны,  учителя русского языка и  литературы  высшей категории БОУ «Сорочинская СОШ» Калачинского района Омской области   1 Калачинск ­  2018 год ЗаморовскаяТатьяна Ивановна, учитель БОУ «Сорочинская СОШ» с. Сорочино, Калачинского района,   Омской области План­конспект урока      литературы, 5 класс УМК:  программа по литературе  под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2017г.  Учебник литературы, 5 кл., автор ­ составитель Т.Ф. Курдюмова,  2017г.    Класс: 5 Тема урока: «Анализ стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»».  Цель урока: обеспечить формирование умения анализировать произведение, определять, что     является   предметом   национальной   гордости   русского   народа;   выяснить историческую правду и художественный  вымысел произведения; развитие ценностного отношения   к   совместной   познавательной   деятельности;   формировать   устойчивую учебно­познавательную мотивацию к предмету, организовать деятельность обучающихся для достижения ими следующих планируемых результатов: Предметных: формирование представлений о том, как исторические события отражаются в стихотворении «Бородино»; формирования умения определять жанр, тему   произведения; формулировать   идею,   проблему   произведения,   давать   характеристику   герою;   умение сопоставлять и сравнивать тексты различных стилей. Метапредметных:  умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с задачами коммуникации для выражения  своих мыслей;  развитие у школьников логического мышления,   познавательного   интереса,   умения   сравнивать,   обобщать,   делать   выводы; стремление   к   речевому   самосовершенствованию;   планирование   и   регуляция   своей деятельности. Личностных:  воспитание гордости за свой народ, уважительное отношение к великому прошлому   России;  осознание   себя   гражданином   своего   Отечества,   проявление   интереса   и уважения к другим народам; стремление к созидательной деятельности.    Регулятивных: целеполагание и планирование своей деятельности, принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров.    Познавательных:  выполнение учебно­познавательных действий в материализованной и умственной   форме;       сравнение   и   классификация   изученных   объектов   по     выделенным критериям;   определение  смысловых единиц  текста   и установление  отношений между ними; определение     основной     и   второстепенной     информации;   представление     информации   в наглядно­символической   форме   (в   виде   схем,   таблиц);   добывание,   преобразовывание     и представление  информации.  Коммуникативных:  приобретают   опыт   работы   в   группе;   практическое   усвоение морально – этических принципов  общения и сотрудничества; владение разными видами чтения (поисковым,   просмотровым,   ознакомительным,   изучающим)   текстов;   умение   донести   свою позицию, понять других, действовать с учетом позиции другого,  согласовывать свои действия.  Тип урока: урок «открытия» нового знания.  2 Технология: развитие критического мышления.  Средства обучения:   медиапроектор; компьютер;  мультимедийная презентация к уроку; портрет М.Ю. Лермонтова;  репродукция картины Тропинина В. А. «Старый солдат»; памятка «Как работать в группе»;  маршрутный и оценочные листы; карточки с заданием;  тест «М.Ю. Лермонтов   «Бородино»;   аудиозапись   стихотворения   «Бородино»   в   исполнении   В.Зозулина, детские рисунки  к стихотворению «Бородино».                                                                                                                                                                                                                                               Эпиграф урока: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю.Лермонтов Этап урока I.Организационн ый момент  (мотивация к  учебной  деятельности) Цель этапа:  включение и  настрой учащихся  в деятельность на  личностно­ значимом уровне. Результат этапа Мотивация к  учебной  деятельности.    Быстрое  включение  учащихся в  деловой ритм. Внутренняя и  внешняя  готовность. Волевая  саморегуляция. Деятельность учителя ­ Добрый день, ребята!  Я сегодня на урок пришла с  хорошим настроением (показ  смайлика). Я готова продуктивно  сотрудничать с вами. C каким  настроением пришли вы на урок? На столах у вас по три смайлика,  выберите тот, который  соответствует вашему настроению. ­ Как много улыбок засветилось!  Спасибо! Удачи! Урок  начну с приветствия, но оно  «рассыпалось». Кто поможет мне? «Пусть кипит работа, сильней  соревнование! Успех играет не судьба, а ваши  знания!» ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Я желаю, чтобы вам сегодня   сопутствовала удача, которая  поможет нашему уроку  быть  успешным.                            Предлагаю сегодня поработать в  группах. Сигналом  о выполнении  вами задания  будут жетоны   разного цвета. Деятельность   обучающихся Выбирают смайлик и  демонстрируют своё  настроение. «Собирают» и  объясняют смысл  приветствия. Распределение групп (по желанию  учеников), выбор  капитана,    маршрутного листа. II. Актуализация знаний. Беседа по вопросам: ­ Как вы думаете, что является  предметом гордости нашего народа? ­ Что такое героизм?  3 Коллективная   работа Актуализируют  способы действия,  выполняют пробное  учебное действие –   отвечают на  Актуализация  имеющихся  знаний,  необходимых  для понимания  новой темы,  решения Приём  ТРКМЧП: «Кластер»  (составление  текста на основе ассоциаций) Цель этапа:  актуализировать  изученные способы  действий,  необходимые  для  последующего  открытия знания, активизировать  мыслительные  операции;   зафиксировать  затруднения в  индивидуальной  деятельности  каждого  учащегося. ­Составьте кластер со словом  «героизм». КЛАСТЕР 1. Написать ключевое слово или  предложение в середине  листа  бумаги. 2. Записать слова или  предложения, которые приходят на  ум по  теме. 3. По мере того как у вас  возникают идеи, вы их записываете. 4. Выписать столько идей, сколько  придет вам на ум. Вопросы ученикам: ­ Какие ассоциации,  связанные со  словом «героизм», возникли у вас? ­ Какие возникли идеи? ­ Какие героические исторические  события нашли отражение в  произведениях художественной  литературы? Эпиграф урока: «Недаром помнит  вся Россия /Про день Бородина» ­Как вы понимаете эпиграф  урока?  ­ С какого произведения  цитата? – Какая, по вашему мнению,   проблема поднимается в   произведениях о ВОВ, войне 1812  года?  ­  Считаете ли вы, что эта  проблема является и сегодня  актуальной? ­Какими событиями,  произошедшими в современной  истории, вы можете это  подтвердить? проблемные  вопросы, опираясь   на ранее изученные   знания, составляют  кластер, выявляют  главную проблему  произведений,  связанных с  войной,  подтверждают  примерами. Ответы учеников: ­ Ассоциации:  геройство,  добродетель,  борьба,  бой,  поле,   расчет,  битва,  переход,  сторона,   сражение, штурм,   война,  история,  год, Русь, защита,  победа, процесс, др.) ­ Великая  Отечественная  война,  Отечественная война 1812 года. ­  Проблема  мужества,  воинской доблести,  чести. ­ Проблема  героизма,  патриотизма  всегда будет  актуальной. ­ События в  Афганистане,  Чечне, Северной  Осетии, Украины. поставленной  задачи. Принятия  учащимися задач учебно –  познавательной  деятельности.  Актуализация  опорных знаний. Готовность  учащихся к  восприятию  новых знаний, к  активной учебно­ познавательной  деятельности на  основе  мотивации  учения.  III. Слово учителя.   Формулируют  Готовность к  4 Постановка  учебной задачи Формулирование проблемы,  темы, цели и задач  урока. Цель этапа: определение  проблемы, темы,  выявление цели   урока,  планирование  работы. восприятию  новых знаний. Сформулирована тема и проблема  с помощью  решения  логической  задачи,  наводящих  вопросов. ­Действительно, проблема  патриотизма ­ это одна из  главных проблем творчества  многих поэтов и писателей.  ­Ребята, сформулируйте тему  занятия, опираясь на эпиграф  урока? ­ Затрудняетесь с ответом.    Давайте  решим тогда  следующую логическую задачу. На доске изображена линия  времени и отмечены  3 даты:   1812, 1837, 2014. ­Ребята, соотнесите дату и  событие, помогите восстановить  ход исторических событий. За помощью  обращайтесь к   любым источникам: учебнику,  справочнику, интернету. (События:  1812 г. ­ Бородинское сражение;  1837 г. – дата написания    «Бородино»;  2014 г.­ 200 лет со дня рождения  М.Ю. Лермонтова). Вопросы ученикам: ­ Что связывает эти четыре  даты, которые будут в центре внимания  нашего сегодняшнего урока? ­ Верно. Стихотворение М.Ю.  Лермонтова «Бородино» описывает  события  войны 1812 года. ­Определите тему  урока? ­Я конкретизирую тему    : « Историческая  правда  и  художественный вымысел в  стихотворении  М.Ю.Лермонтова «Бородино»». ­ Ребята, как вы понимаете тему?  ­ Как вы считаете, почему тема  состоит из двух частей? ­ Почему  правда историческая?  5 тему цель урока,  выясняют  проблему урока,  планируют  дальнейшую  деятельность. Выполнение  пробного учебного  действия;  фиксирование  индивидуального  затруднения;  саморегуляция в  ситуации  затруднения. Для того чтобы  определить тему  урока, решают  логическую задачу:  на линии времени  отмечают дату и  событие.  Определяют  взаимосвязь дат,  тему урока,  проблему, ставят   цель,  задачи,  планируют  дальнейшую работу. Ответы учеников: ­ Бородинская  битва, описанная в  стихотворении М.  Лермонтова  «Бородино». ­ Тема урока:  «Изображение  героизма русского  народа в  стихотворении М.  Лермонтова  «Бородино» в  Отечественную  войну 1812 года» ­  Почему художественный  вымысел? ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем  говорить об одном из подвигов  русского народа, описанным поэтом в стихотворении «Бородино», когда  на защиту своей Родины встал весь   народ. ­ Что вы знаете об Отечественной  войне 1812 года? Из каких  источников? ­ Ребята, а почему  войну 1812г.  называют Отечественной? ­ Сколько лет исполнилось в 2014  году Бородинскому сражению?  (202 года), М. Лермонтову?  (200 лет), стихотворению  «Бородино»?(177 лет) ­  А  как  могут быть связаны   поэт М. Лермонтов,  стихотворение «Бородино»,  Бородинское сражение?  ­Итак, вы считаете, что  стихотворение  М.Ю.  Лермонтова­отражение  исторического прошлого русского  народа. А я считаю, что это  художественный вымысел. ­ Какая проблема стала перед  нами? ­­  Считаете ли вы, что эта  проблема является и сегодня  актуальной? ­Какими событиями,  произошедшими в современной  истории, вы можете это  подтвердить? ­ Каким образом мы сможем  решить проблему?  6 Отвечают на вопросы полным ответом,  выражают свои  мысли. Выдвигают гипотезы, формулируют  проблему,   делают  вывод. Гипотезы учеников: ­ Стихотворение М.  Лермонтова  «Бородино» ­ это  отражение  исторического  героического  прошлого русского  народа в  Бородинском  сражении. ­  Проблема  ­Стихотворение  «Бородино» ­ это  правда или  вымысел? ­ Проблема  героизма, будет  актуальной всегда. ­ Проблему можно  подтвердить  событиями  в  Афганистане,  Чечне, Украине. Гипотезы учеников: ­ Узнать о ­ Предлагаю найти  доказательства. Начнем с  исторической справки. Сообщение ученика. ­Ваш одноклассник, подготовил   сообщение о Бородинском  сражении. Послушаем его.  ( Приложение) ­А что вы узнали о  Бородинском  сражении? Ответьте на вопросы: ­ Как вел себя перед сражением  Наполеон? Кутузов? ­ Что понимали русские солдаты? ­ Каковы были потери русских, а  каковы французов? ­ Почему, по вашему мнению,   сломить русское войско врагам не  удалось? ­ Каким показано Бородинское  сражение?  ­ Описанное – это вымысел  или  правда? Бородинском  сражении,   сравнить с  описанием  стихотворения. Ответы детей Ученики  слушают  сообщение  одноклассника,  строят  монологическое  высказывание,  отвечают на вопросы  учителя. Сопоставляют  поведение  полководцев двух  разных стран.  Высказывают свое  мнение о  непобедимости  русской армии. Выражают  личную  позицию  к  Бородинской битве. ­ Это правда  истории.  . Решение    IV  учебной задачи 1.Историческая  справка о  Бородинском  сражении. Цель первого  задания: выяснить через  исторические  факты подлинную  историю о  Бородинском  сражении;  сформировать у  школьников  конкретное  представление об  изучаемом –  Бородинском  сражении. Историческая  справка  http://www.hrono.i nfo/sobyt/borodino. html Решение первой учебной задачи: выяснили через  исторические  факты  подлинную  историю о  Бородинском  сражении. Виды речевой и  читательской  деятельности:  понимают смысл  текста, находят   требуемую  информацию для обоснования  ответа. Правильность  ответов и  действий  учащихся. 7 Слово о поэте. ­ Что знаете вы о поэте М.  Лермонтове?  Когда   жил? Кто  его родители? Чем занимался?  ­ Возьмите статью о Лермонтове  и отметьте условным знаком (+),  что нового вы узнали о поэте. ( Приложение  1).    Вывод:  ­Как вы думаете, почему М.  Лермонтов обратился к теме  Бородинского сражения? ­ Какая информация  прочитанного вами текста о поэте  понадобится нам сегодня на  уроке?  ­Посмотрите на тему и ответьте  на вопрос. 2. Слово о М.Ю.  Лермонтове. Причины  обращения к  теме  Бородинского  сражения Цель второго  задания –  выяснить причины  обращения поэта  к Бородинскому  сражению через  работу с  дополнительной  информацией –  статьей.  Приём  ТРКМЧП: «Инсерт»  (маркировка  текста)  3. Работа с  текстом –  стихотворением  М, Лермонтова  «Бородино». Первое  впечатление от  стихотворения Цель третьего  задания: обеспечение  восприятия,  осмысления и  Слушание  стихотворения  (аудиозапись) ­Прослушайте выразительное  чтение стихотворения М.  Лермонтова «Бородино»   в  исполнении артиста Виктора  Зозулина.  Следите по тексту  учебника,  запомните содержание, основные  эпизоды. Первое впечатление от  стихотворения    : ­ Понравилось ли вам  8 Выполнение  пробного учебного  действия. Работают с  публицистическим  текстом  индивидуально. Формулирование и  аргументация своего  мнения, учёт разных  мнений. Ответы учеников: ­ Сведения о том,  что Лермонтов  интересовался  историей и  Бородинским  сражением. ­ Обращение к этой  теме не случайно ­  это героическое  прошлое нашего  народа, которым  восхищался поэт,  которое будут  помнить всегда. Высказывают свои   мысли, впечатления  от прослушанного  текста и  обосновывают их,  опираясь на  послушанный текст. Первое впечатление  от стихотворения.  Решение  второй  учебной задачи: обеспечение  восприятия,  осмысления и  первичного  запоминания  способов связей  в объекте  исследования  Выделение  главного в новом материале. Виды речевой и  читательской  деятельности:  понимают смысл  текста,  перерабатывают  информацию,  находят в тексте  главную  информацию для обоснования  ответа. Решение  третьей   учебной задачи: качество ответов и их  правильность. Владение  разными видами  чтения  (поисковым,  просмотровым,  ознакомительны м, изучающим). первичного  запоминания  способов связей в  объекте  исследования. 4. Работа с  текстом Словарная  работа. Цель четвертого   задания: выяснить значение  непонятных слов,  используя  различные  источники  информации 5.Работа с  текстом.  Анализ  эпизодов. стихотворение? Что именно  понравилось?  ­Каким чувством пронизано все  стихотворение?  ­ Прочитайте еще раз  сами  стихотворение «Бородино». Вопросы и задания: 1. Подумайте, почему поэт назвал  свое произведение «Бородино». 2. Сформулируйте главную мысль  стихотворения.  3. Опишите картины, поразившие  вас. 4. Чем возмущены, опечалены, а  затем горды простые солдаты? 5. В тексте есть непонятные слова. Объясните их лексическое значение Словарная работа. ­Объяснение терминов: Недаром — не без причины, не  случайно. Нынешнее племя —  современники. Доля — судьба. Досадно — жаль, обидно. Чужие изорвать мундиры —  уничтожить врага в штыковой атаке. Ушка на макушке — повышенное  внимание. Ликовать — выражать восторг. Лихость — удаль. ­Есть ли что­то общее в  стихотворении и исторической  справке?  ­ Ребята, а какие эпизоды  изобразил М.Лермонтов в  стихотворении? ­ Правильно, ребята, вы  определили эпизоды.  А теперь поработаем с ними в  группах. ­  Как отразились исторические  факты в стихотворении? Соотнесите информацию  исторической справки  с текстом  стихотворения М.Ю.Лермонтова.  9 Вторичное чтение  стихотворения  «Бородино». Отвечают на  вопросы, создают  монологическое  высказывание на  заданную тему; формулируют  главную мысль  стихотворения,  личную позицию  к  Бородинской битве и стихотворению. Ученики объясняют  термины,  обращаются за  помощью в  справочники,  учебники, в  интернет. Называют эпизоды,  сравнивают,  обобщают, делают  выводы; стремятся к  речевому  самосовершенствова нию.                             Ученики получают  задания, карточки,  памятки. Решение  четвертой  учебной задачи: выяснили  значение  непонятных слов стихотворения,  используя  различные  источники  информации Капитаны   организовывают  работу в группах,   распределяют  задания.  Решение пятой  учебной задачи: осуществляют  совместную (Работа в  группах) Цель  пятого  задания –  выяснить, как  отразились  исторические  факты в  стихотворении. Выделите в стихотворении нужные  части, подберите цитаты к  фрагментам исторической справки и заполните таблицу:  1 группа – отступление русских  войск. 2 группа – расположение русских  войск перед сражением. 3 группа – первое столкновение с  французами. 4 группа ­   сцена Бородинского  сражения. Когда группы будут готовы.  ­ Как озаглавили свои эпизоды?  Главная мысль эпизода? ­Прочитайте текст и подобранные  цитаты. Вывод.  Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод. ­ Ребята, в какую графу таблицы  «Правда истории – художественный  вымысел» следует занести «Эпизоды Бородинского боя». (Приложение 7) ­Каково значение этой битвы?  Бородино надломило моральный  дух наполеоновской армии,  пошатнуло в ней уверенность в  победе, т.к. русские впервые  остались непобеждёнными. Не  сбылось  пророчество Наполеона:  «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но  я раздавлю её ... »  Ему пришлось признать:  «Из пятидесяти сражений,  данных мною, в битве под  Москвою выказано наиболее  доблести и одержан наименьший  успех. Русские стяжали право  быть непобедимыми»  Мы же вслед за русским генералом  А.П. Ермоловым можем повторить:  «У Бородино французская армия  расшиблась о русскую».  ­ Вот как изобразили   10 За помощью  обращаются к  памятке «Как  работать в группе.  ( Приложение 3, 14) Ученики читают  эпизоды,  выполняют задание, коллективно  обсуждают,  оценивают  правильность  выполнения задания и дают ответ  учителю. (Озаглавливают   эпизод, находят  в  тексте  средства  художественной  выразительности; определяют  в тексте военную  терминологию  (лексическое   значение  находят в   справочниках или  в  интернете);  соотносят общее в  стихотворении и в  исторической  справке, подбирают  цитаты. Маршрутный лист. Таблица «ИВС» (Приложения  4, 5, 6) Делают вывод: основные эпизоды  Бородинского  сражения,  описанные в  стихотворении,  полностью  совпадают с  исторической  справкой. Рисунки детей. (описание  детьми  деятельность в   рабочих группах  с учетом  конкретных  учебно­ познавательных  задач; учатся  слушать и вести  диалог,  сотрудничают со сверстниками и  взрослыми.. Планируют, получают и  оценивают  результат. Добывают,  преобразовывают и представляют  информацию,   используя  различные  источники  информации. На основе  анализа  содержания  исторических  документов  определяют его  основное  содержание,  устанавливают  аналогию между  текстами разных  стилей, к  эпизодам  подбирают  цитаты. строят  небольшие  монологические  высказывания,   делают вывод Физминутка Цель: снять  напряженность,  усталость. 6.Работа с  текстом. Художественный вымысел  стихотворения Цель  шестого   задания –  выяснить,  есть ли  в стихотворении художественный   вымысел. (ДЗ)  формирование  целостной  системы ведущих  знаний и способов  действий по теме.  Установление  внутрипредметны х и  межпредметных  связей. 7.Работа с  текстом Кто такой  рассказчик? Цель  седьмого   задания –  выяснить,  Бородинскую  битву ученики 5  класса. Посмотрите. ­ Ребята, а сейчас отдохнем.  Выполним  физминутку.   Проводит ее Сидорина Алена. Вопросы учителя ­ Ребята,  что такое  художественный вымысел? Художественное произведение  предполагает вымысел, потому  что его пишет не очевидец  происходящих исторических  событий. ­ А где, по вашему мнению, в  стихотворении вымысел? Давайте обратимся к тексту  стихотворения «Бородино». ­Какое настроение было у солдат,  когда они «долго молча отступали»? ­ Как изменилось настроение  воинов, когда «нашли большое  поле»? ­ С каким настроением бойцы  произносят клятву верности? ­  Почувствовали ли вы пафос  (приподнятость) стихотворения? В  чем он выразился? ­ Мог ли знать Лермонтов о  настроении, мыслях, чувствах  героев или мог только  догадываться? Может ли это быть  вымыслом? ­ Мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев, и  мы переживаем его вместе с ними.  ­Скажите, к истории или вымыслу  относятся данные сведения?  Объясните, почему? ­ Выясним,  является ли  рассказчик исторической  личностью или это  вымышленный герой.  Стихотворение «Бородино» было  написано в честь 25­летия  Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения.  11 изображаемого). Ребята под музыку  выполняют сначала  ритмичные, затем  плавные движения. Сопоставляют и  сравнивают речевые  высказывания с  точки зрения их  содержания,  отвечают на вопросы, составляют   партитуру  настроения героев  стихотворения. Обсуждают задание   в группах, отвечают  на требуемый  вопрос, заполняют  таблицу  «Правда истории –  художественный  вымысел»,  проверяют и  оценивают. (Приложение 7) Электронная  физминутка для  рук, ног, головы,  туловища. Решение шестой учебной задачи: анализ объектов  с целью  выделения  признаков и  синтез как  составления  целого из частей; подведение под  понятие;  выдвижение  гипотез и их  обоснование. Выявление  внутрипредметн ых и  межпредметных  связей. Ученики делают  вывод и заполняют  опорную таблицу  «Настроение  героев». Высказывают и  обосновывают  собственное мнение,  составляют  небольшой текст,  опираясь на разные  источники: репродукцию  картины художника  Решение  седьмой   учебной задачи: обеспечение  усвоения новых  знаний и  способов  действий на рассказчик – это  историческая  личность или это  вымышленный  герой? Например, его родственник А. А.  Столыпин был участником  Бородинского сражения. Лермонтов встречался с ветеранами Бородино и знал реальных людей – участников  Бородинского сражения. ­ На репродукция картины В. А.  Тропинина «Старый солдат»    изображен  портрет ветерана войны  1812 года. ­ Какой он? Каким его изобразил  художник?  А каким его изобразил  М. Лермонтов? Подтвердите  цитатами  текста. ­Определите, есть ли в  стихотворении  портрет рассказчика и указание на его возраст. Почему?  ­ Однако главный герой  стихотворения, рассказчик – старый солдат остается безымянным. Как  вы думаете, это историческая  личность или вымышленный герой?  ­ Обобщите материал.  Вопрос: к правде истории или  художественному вымыслу мы  отнесём образ героя­рассказчика? ­ Что является правдой, а что  вымыслом в стихотворении  Бородино? ­Ребята, а есть ли в   стихотворении  описание  рассказчика? ­Давайте предположим, какой он? ­ Прочитайте вторую строфу  стихотворения «Бородино». Как  звучит речь солдата? ­ Какими чертами личности он, по­ вашему, обладал? ­ Почему Лермонтов доверяет  повествование солдату? ­ Рассказчик – какой он? Обобщите материал.   Выполнение теста М. Лермонтов «Бородино» ­ Проверим полученные знания.  А для этого выполним тест  «М. Лермонтов «Бородино» 12 8.Работа с  текстом. «Характеристика рассказчика. Цель  восьмого   задания – выяснить, каким  был рассказчик в  стихотворении V.Контроль за  процессом и  результатом  учебной  В. Тропинина и  стихотворение М.  Лермонтова. уровне их  применения в  измененной и  новой ситуации Самостоятельность в выполнении заданий.  Сопоставление  описаний  образа   солдата художником  В. А. Тропининым и  поэтом М.  Лермонтовым. .  Углубление знаний и  способов действий  учащихся. Дети  сопоставляют  портрет старого  солдата  с  цитатами текста  «Бородино»,  делают выводы: солдат – рассказчик ­ вымышленный образ, относится к  художественному  вымыслу. Максимальное  использование  самостоятельнос ти  в добывании  знаний и  овладении  способами  действий,  формулирование вывода. ­ Нет. Дети составляют  характеристику  рассказчика, строят  свои предположения, наблюдают  за  особенностью речи, манерой поведения,  делают вывод. Заполняют таблицу. ( Приложение  11) Решение  восьмой  учебной задачи: умеют  сравнивать,  обобщать, делать выводы;  стремятся  к  речевому  самосовершенств ованию Дети выполняют  самостоятельно тест. Осознание  значимости  новых знаний. Взаимопроверка. Сформированнос деятельности  Тест М. Лермонтов  «Бородино. Цель этапа: мониторинг  планируемых  результатов  усвоения новых  знаний. VI. Итог урока. Цель этапа: подведение итогов работы  Приём ТРКМЧП: «Синквейн»          ( Приложение 9) ­ Проведите взаимопроверку в  парах.  ­Оцените работу по оценочным  листам. Подводим итог нашей работы.   Слово учителя. ­ Обратимся к теме урока и нашей  таблице, сделаем выводы. ­ Что такое героизм? ­ Отечественная война 1812 года? ­  Бородинское сражение? ­ Историческая правда? ­ Художественный вымысел? Составим  синквейны со словами:  «Героизм», «Отечественная  война 1812 года», «На поле  Бородинском»,  «Художественный вымысел?» СИНКВЕЙН: 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов 5 строка – существительное  –  синоним  первому Объяснить. Слайд 8 ­ Что использует автор при  создании художественного  произведения? ­Добавим в таблицу «Знаю – узнал»,  что нового мы узнали на уроке.  ­ Какие чувства автор отразил в  своем произведении?  ­Что хотел донести до будущих  поколений?  ­ Актуально ли это произведение  сегодня?  ­ Почему мы до сих пор «помним  про день Бородина»?   13 Оценочный лист. ( Приложение 10) ть умений  учиться. Анализ и оценка  успешности  достижения цели и определения  перспективы  последующей  работы. Осознание  значимости  новых знаний. Контроль,  коррекция, оценка  Групповая работа Дети обобщают  знания, заполняют  таблицу, составляют  синквейны с разными словами Примеры  синквейнов: Героизм 1.Массовый,        подлинный. 2.Совершить,  проявить, победить.  3.Своеобразная  летопись военных  времен. 4.Способность,  качество, черта,  д  обродетель. 5.Геройство  доблесть. Отечественная  война 1812 года 1.Оборонительная,   кровопролитная. 2.Началась,  уничтожила,  закончилась. 3.Военный конфликт  между   Францией и  Россией. 4. Смерть. На поле  Бородинском. 1.Степном, широком. 2. Была, прошла,  кипела. 3.Битва с войском ­Итоговый вопрос: как вы  считаете, что важнее для автора  предать правду истории или  прославить подвиг солдат,  сражавшихся на поле битвы?  Слово учителя    .  ­ Почему и сегодня нас волнует и  стихотворение Лермонтова, и  события в нем описанные, как вы  считаете? ­ Правильно, ребята, этот подвиг  «недаром помнит» и будет помнить  «вся Россия».   Есть в истории  нашей Родины немало событий, о  которых мы помним всегда. Они ­  наша гордость и честь. (Обращение  эпиграфу). Предлагаю ответить на вопросы: ­ Какую проблему исследовали  на  уроке? ­ Удалось ее разрешить? ­ Каким способом? ­ Какие получили результаты? Наполеона. 4.Победа. Ответы: ­ Важнее для автора  прославить подвиг  солдат, сражавшихся на поле битвы. Вывод: ­ Стихотворение  Лермонтова  «Бородино» учит  героизму и  призывает народы  государств жить в  мире. Рефлексия способов  и условий действия;  контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности. Анализируют  работу на уроке  через самооценку,  взаимооценку,  оценку работы  группы дает  капитан. Открытость  учащихся в  осмыслении своих  действий и  самооценке. ­ Предлагаю вернуться к приему  «Веришь ли ты, что…» ­В стихотворении «Бородино» есть  историческая правда и  художественный вымысел? ­ Что было интересно на уроке? ­ Что было трудно? ­ Что нового вы узнали? ­ Где можно применить эти знания?  ­ Что «возьмете с собой в жизнь»? ­ О чём заставил задуматься урок,  посвящённый Бородинской битве? ­ Ребята, оцените свою работу на  уроке. ­ Капитаны группы, оцените работу  участника своей группы. ­ Оценка работы школьников  учителем. ­ Выберите смайлик своего  настроения. Изменилось ли оно? Домашнее задание.  1.Выучить стихотворение   14 VII. Рефлексия. Цель этапа:  обобщение  ценностного  отношения к  деятельности  учащихся,  к  совместной   деятельности, ее  оценка. Оценка деятельности Прием ТРКМЧП «Веришь   ли   ты, что…» VIII. Информацияо Ценностное  отношение к  деятельности и  ее оценка. Мобилизация  учащихся на  рефлексию  своего поведения Самооценка,  адекватное  понимания  причин успеха  или неуспеха в  учебном  действии.  Прогнозирование способов  саморегуляции и  сотрудничества. Закрепление  полученных домашнем задании. (комментирование ), выставление  отметок за урок.   «Бородино»  наизусть,  ответить на  вопросы  после стихотворения. 2. Письменно ответить на вопрос  « О чём заставил задуматься урок,  посвящённый Бородинской битве?» ­ СПАСИБО всем, кто сегодня    своей маленькой удачей помог  сделать урок наш успешным! Самостоятельная  домашняя работа знаний, развитие  творческих  способностей.                      . Список используемых источников 1. Генике,  Е. А., Трифонова,  Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А.  Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2012 2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.­метод. пособие. М.: Мирос, 2012. – 176 с. 3.Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детства». Учебник­хрестоматия для 6 класса. В 2­х кн. – М.: Баласс,2010. 4.Барова Е.С. Уроки литературы в 6­м классе по учебнику­хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические   рекомендации   для   учителя.   Под   научной   редакцией   Е.В.   Бунеевой.   –   М.: Баласс.2013 5.Загашеев И.О., Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2013. – 192 с. 6.Липина   Е.Ю.   Тесты   к   учебникам   –   хрестоматиям   под   редакцией   Т.Ф.   Курдюмовой   5­9 классы. .­ М.: Дрофа. 2013 7.   Миронова   Н.А..   Литература,   5   класс.   Книга   для   учителя   к   УМК   под   редакцией   Т.Ф. Курдюмовой.­ М.: Дрофа. 2013 15 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Текст статьи для изучения. Михаил Юрьевич Лермонтов М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году. Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова   прошло   в   имении   Тарханы   в   Пензенской   области.   Воспитывала   его   бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась  о воспитании внука. Приглашала  к нему лучших учителей. Учился   Лермонтов   охотно.   Много   читал,   свободно   говорил   по­французски   и   по­немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова   всегда   интересовала   история,   он   изучал   ее,   особо   привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении).   их   мужеством   и самоотверженностью.   М.Ю.Лермонтова   восхищался   героями   битвы, Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году. За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”. Таблица «Знаю. Узнал». Знаю Узнал Годы жизни 1814 – 1841 Писал стихи Служил на Кавказе Убит на дуэли  др. Нерадостное детство Учился охотно Увлекался литературой Интересовала история Привлекало Бородинское сражение 16 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Историческая справка о Бородинском сражении №1 12   июня   1812   года   огромная   наполеоновская   армия   вторглась   в   Россию.   Два   месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км   к   западу   от   Москвы,   произошло   генеральное   сражение   Отечественной   войны.   Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери.   Русские   солдаты   понимали,   что   в  сражении   решается   судьба   Москвы,   а   значит   – России.   Потери   русских   составили   46   тыс.   человек,   французы   потеряли   от   50   до   58   тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.   ПРИЛОЖЕНИЕ №3 «Как работать в группе» 1.Получить задание для групповой работы. Прочитать его и понять. 2.Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены  группы. 3.Выполнить задания по плану, комментируя свои действия и помогая товарищам. 4. Проверить друг у друга правильность выполнения задания. 5. Свериться с ответами у консультанта, учителя. 6. Приготовить связный ответ на вопрос задания. 17 ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Карточка Задание: 1). Озаглавьте эпизод. О чем он? 2).  Найти  в тексте  средства художественной выразительности; 3). Определить  в тексте  военную терминологию (лексическое  значение  найти в  словаре или   в интернете); 4). Соотнести общее в стихотворении и в исторической справке, подобрать цитаты. ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова» Лексические средства    ­ эти слова помогают передать быстроту происходящего,  динамичность и напряженность описываемого боя. делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, Метафоры  образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв. Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя,  Сравнения показывают грандиозность сражения, тяжесть его ПРИЛОЖЕНИЕ №6 «Военная» лексика стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова Слово кивер булат лафет Лексическое значение высокий военный головной убор военных из твердой кожи высокий военный головной убор военных из твердой кожи боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского  орудия улан, драгун солдаты конных полков редут картечь квадратное земляное укрепление на поле боя; небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком  расстоянии 18 бивак стоянка войск под открытым небом ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Таблица «Историческая правда – художественный вымысел» Историческая правда Художественный вымысел Эпизоды Бородинского боя Настроение, чувства мысли героев        Образ героя­рассказчика ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Карточка Соотнесение исторического события с текстом  стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» Цитата из «Бородино» М. Лермонтова Мы долго молча  отступали… И вот нашли большое  1  группа 2  группа 3  группа 4  группа   Историческая справка 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы   России.   Началась   знаменитая   война   с французами.   Два   месяца   отступали   русские   войска.   * Наконец   главнокомандующий   Кутузов   принимает решение   дать   сражение.   Местом   битвы   выбрано   поле под Москвой у деревни Бородино.* поле… Первое   столкновение   состоялось   24   августа.*   25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили   укрепления   (редут),   чистили   ружья,   точили штыки.* Два дня мы были в  перестрелке… Прилег вздремнуть я у  лафета… Бородинская   битва   состоялась   26   августа.*   И русские, и французы сражались до конца.* .Ну ж был денек!.. Вам не видать таких  сражений… Мужество   и   героизм   русских   солдат   не   позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская   армия   отступила   на   прежние   позиции.   * Изведал враг в тот день  немало… Вот затрещали  19 Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: "С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”* барабаны… Когда б на то не Божья  воля, Не отдали б Москвы! ПРИЛОЖЕНИЕ № 9        М.Ю. Лермонтов «БОРОДИНО» Тест, 5 класс 1. Историческое событие, о котором рассказал в своем произведении М.Ю. Лермонтов  «Бородино», произошло во время: а). Отечественной войны 1812 года; б). Великой Отечественной войны; в) Первой мировой войны; 2.Военная специальность героя стихотворения: а). кавалерист;   б). артиллерист;   в). пехотинец. 3.Персонаж, которому принадлежат  слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой...» — а). старый солдат;  б). полковник;   в). драгун. 4. В строках: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!.. — автор использовал:     а). аллегорию;  б). метафору;   в). антитезу.   5.Предложения: «Французы двинулись, как тучи» и «Носились знамена, как тени» — содержат: а). метафору;    б). сравнение;    в). антитезу. 6.Повествование ведется от лица: а). автора;    б). старого солдата;    в). молодого солдата 7.Стиль речи, к которому можно отнести фразы  «у наших ушки на макушке»,  «ломить стеною»,  «постой­ка, брат мусью»: а). разговорный;   б). художественный;   в). научный. 8. Изображение боя представляет собой: а). повествование;   б). рассуждение;    в). описание. 9. Фраза «ушки на макушке» — это: а). диалектизм;   б). славянизм;    в). фразеологизм. 10. Предложение: «Уж мы пойдем ломить стеною» — содержит: а). аллегорию;   б). антитезу;    в). метафору. 20 1­а, 2­б, 3­б, 4­в, 5­б, 6­б, 7­а, 8­в, 9­в, 10­в Ответы ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Оценочный лист теста «М. Лермонтов «Бородино» Отметка Количество баллов «5» «4» «3» «2» «1» 10 8­9 6­7 3­4 1­2 ПРИЛОЖЕНИЕ № 11 «Характеристика рассказчика» Кто он? Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в  центре событий, рассказчик военных событий. Сколько ему лет? 47­50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад Каков его внешний  облик? Морщинистое  лицо,   тело в шрамах, седые усы и волосы,  крепкого телосложения. В чем особенность его  манеры   держаться? Спокойно, с достоинством, гордится прошлым. Каковы особенности  Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит «я» и «мы».  Рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно, видно, что он хорошо 21 речи? понимает значения сражения, в котором сам участвовал. Каков его характер? Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность,  мужество, гордость за своих товарищей. Он – герой, храбрый,  отважный, с орденами на груди. Он  полон  доблести, силы, сохранял крепкий моральный дух. ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Историческая справка по Бородинскому сражению №2 Использованы материалы сайта ­http://www.hrono.info/sobyt/borodino.html Бородинская битва (Отечественная война, 1812). Сражение в районе села Бородино 26 августа 1812 г. между русской армией под командованием генерала М.И. Кутузова (132 тыс. чел.) и французской   армией   под   командованием   императора   Наполеона   (135   тыс.   чел.).   Наполеон планировал прорвать левый фланг русских, прижать их к Москве­реке и уничтожить. Кутузов же стремился упорной обороной ослабить французскую армию и остановить ее движение к Москве. Сражению   предшествовал   бой   24   августа   у   деревни   Шевардино   (Шевардинский   редут),   в котором   12­тысячный   отряд   генерала   А.И.   Горчакова   целый   день   сдерживали   атаки превосходящих сил французов (30 тыс. чел.). Это дало Кутузову возможность подготовить основные позиции. Бородинская битва началась в 5 часов утра, в день Владимирской иконы Божией Матери. О масштабах движения свидетельствует не только число участников, но и количество использованных орудий. С русской стороны огонь вело 640 орудий, с французской — 587. Первые  отвлекающие  атаки   французы   произвели   на  правый   фланг.  Они  оттеснили  русские подразделения   за   реку   Колочь.   Но   попытки   французов   переправиться   через   реку   были отражены. В 6 утра ударная группировка маршала Л. Даву пошла в первую атаку против левого фланга русских, где находились Семеновские флеши, обороной которых руководил генерал П.И. Багратион. Почти одновременно для выхода в тыл Семеновским флешам польский корпус генерала Ю. По­нятовского попытался прорваться к деревне Утица, где вступил во встречный бой с корпусом под командованием генерала Н.А. Тучкова. Решающее сражение в первой половине дня разгорелось за Семеновские флеши, где Наполеон намечал осуществить основной прорыв. Сюда оба командующих бросали главные резервы. На этом ограниченном участке шириной менее 1 км французский император сосредоточил свою основную огневую мощь — 400 орудий. Такая беспрецедентная концентрация орудий стала апофеозом наполеоновской тактики массированного применения артиллерии против ключевого объекта противника. На Семеновских флешах Багратион имел 300 орудий. Ценой огромных 22 потерь, после восьмой атаки, французам удалось к 12 часам выбить русских с флешей. В этом бою был смертельно ранен генерал Багратион, лично руководивший обороной флешей (они получили   второе   название   «Багратионовы   флеши»).   Одновременно   французы   яростно атаковали   центр   русской   армии   —   Курганную   высоту,   где   находилась   батарея   под командованием генерала Н.Н. Раевского. В 11 часов, во время второй атаки батареи Раевского, бригаде генерала Бонами удалось ворваться на высоту. Положение спас проезжавший мимо начальник штаба 1­й армии генерал А.П. Ермолов. Оценив ситуацию, он возглавил контратаку стоявших   поблизости   батальонов   Уфимского   пехотного   полка   и   отбил   высоту.   Генерал Бонами, получивший 12 штыковых ран, попал в плен, а его солдаты бежали. После Багратиона командование принял старший по чину генерал П.П. Коновницын (затем Кутузов послал возглавить левый фланг генерала Д.С. Дохтурова). Он начал отводить разбитые части за Семеновский  овраг, где организовал новую линию  обороны. После сдачи флешей, опасаясь  удара  в тыл,  отошел  на новые  позиции  и 3­й  корпус, который теперь  возглавлял (вместо смертельно раненного Тучкова) генерал К.Ф. Багговут. Наступил   критический   момент битвы.  Позиции  разбитых  частей  у  Семеновского  оврага  не были укреплены, а резервы еще не подошли. В этот момент Наполеон бросил вперед конные корпуса И. Мюрата, которым была поставлена задача прорвать левый фланг русских и выйти им   в   тыл.   Но   на   пути   французской   конницы   встали   непреодолимой   стеной   воины Измайловского и Литовского полков, которые, построившись в каре, огнем и штыками трижды отразили смертельный натиск. «Упорство русских приобрело ужасный, зловещий характер», — писал впоследствии об этой битве один из французских офицеров. Однако   напор   французов   не   ослабевал.   В   этой   тяжелейшей   ситуации   Кутузов   организовал контрудар   по   левому   флангу   наполеоновской   армии   силами   кавалерийских   полков   Ф.П. Уварова   и   М.И.   Платова.   Их   атака   вызвала   замешательство   в   рядах   французов.   Эта двухчасовая   задержка   дала   Кутузову   время   подтянуть   резервы.   «Тем,   кто   находился   в Бородинском   сражении,   конечно,   памятна   та   минута,   когда   по   всей   линии   неприятеля уменьшилось упорство атак, и нам... можно было свободней вздохнуть», — писал генерал А.И. Михайловский­Данилевский. В 14 часов французы главный удар перенесли на батарею Раевского, которая после падения флешей стала открыта уже не только для фронтального, но и для флангового удара. Наполеон сосредоточил   против   нее   огонь   около   300   орудий   (половина   всей   действовавшей   в   битве французской артиллерии). После третьей отчаянной атаки им удалось к 17 часам ворваться на высоту.   Но   попытки   французской   кавалерии   развить   успех   были   остановлены   русскими конными полками, которых лично повел в бой генерал М.Б. Барклай­де­Толли. Маршалы   требовали   от   Наполеона   нанести   по   сбитым   со   всех   укреплений   русским завершающий удар, бросив в бой гвардию. Тогда император сам поехал на линию огня, чтобы оценить ситуацию. Он оглядывал новые позиции русских, и «видно было, как они, не теряя мужества,   смыкали   свои   ряды,   снова   вступали   в   битву   и   шли   умирать»,   —   вспоминал находящийся в тот момент с императором генерал Ф. Сегюр. Наполеон увидел армию, которая не убегала, а готовилась драться до конца. Для сокрушения ее у него уже не хватало сил. «Я не могу   рисковать   своим   последним   резервом   за   три   тысячи   лье   от   Парижа».   Бросив   эту историческую   фразу,   Наполеон   поехал   обратно.   К   вечеру   он   отвел   войска   на   исходные позиции. 23 Русские потеряли в Бородинской битве 44 тыс. чел., французы и их союзники — свыше 58 тыс. За Бородино Кутузов получил чин генерал­фельдмаршала и 100 тыс. рублей. Багратиону царь пожаловал 50 тыс. рублей. За участие в Бородинской битве каждому солдату было выдано по 5 серебряных рублей. Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону   одолеть   русских   в   генеральном   сражении.   Это   был   крах   его   стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне. Использованы материалы кн.: Николай Шефов. Битвы России. Военно­историческая  библиотека. М.,       2002. №  1. 2. 3. 4. Составление кластера  со словом  «ГЕРОИЗМ» Решение логической  задачи: ­Соотнесите даты и  события. Инсерт (маркировка  текста) Соотнесение  информации  исторической справки  с текстом  стихотворения  «Бородино» Балл максимль ный 5 б. 5 б. 5 б. 20б. ПРИЛОЖЕНИЕ №13.   Маршрутный лист  Задания КЛАСТЕР 1. Написать ключевое слово или предложение в середине  листа бумаги. 2. Записать слова или предложения, которые приходят  на ум по  теме. 3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их  записываете. 4. Выписать столько идей, сколько придет вам на ум. События:  Дата Бородинского сражения; Дата  написания   «Бородино»;   Столько  лет со дня рождения  М.Ю. Лермонтова. Линия времени и отмечены  3 даты:   1812, 1837,2014. «ИНСЕРТ»: v  знаю  + новое  ! интересное   ? не понимаю. В тексте отметить только новое +                       Задание: 1). Озаглавьте эпизод. О чем он? (3 б.) 2).  Найти  в тексте  средства художественной  выразительности.  (карточка) Приложение № 5. (5 б.) 3). Определить  в тексте  военную терминологию: кивер,   булат, лафет,  улан, драгун, редут, картечь,  бивак  (лексическое  значение  найти в  словаре или  в интернете)   (карточка)   Приложение №6.  (1 б. за каждое слово. Всего  – 7б.)   4). Соотнести общее в стихотворении и в  исторической справке, подобрать цитаты (карточка)  Приложение №8 (5 б.) 5. Характеристика  рассказчика 1.Кто он? 2.Сколько ему лет? 3.Каков его внешний облик?  Задание: 6 б 24 6 7. Решение теста  Составление  синквейна со словами: 1.«Героизм».  2.«Отечественная  война 1812 года».  3.«На поле  Бородинском». 4.«Художественный  вымысел» 4.В чем особенность его манеры   поведения? 5.Каковы  особенности речи?  6. Каков его характер? «Бородино» М. Лермонтова. В тесте 10 заданий. Приложение № 9 Написание СИНКВЕЙНА:    Первая строка – одно ключевое слово, определяющее  содержание синквейна. Вторая строка – два  прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие  понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в  котором  высказываете свое отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное,  через которое  выражаете свои чувства, ассоциации,  связанные с данным понятием.                                                                                                                   ВСЕГО БАЛЛОВ/ ОТМЕТКА «5» ­ 50­56 б. «2» ­ 23­39 б. «4» ­ 45­49 б. «3» ­ 40­44 б. 10 б. 5 б. 56  ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Лист индивидуальных достижений (ФИ ученика):  _________________________________________________________________ 5  класс РАЗДЕЛ: «Лермонтов М.Ю.»    Уроки  41­45 Урок        41 Урок        42 Урок        43 Урок        44 Страницы  биографии ИВС «Парус» ИВС ИВС «Листок» «Из Гете» Урок        45 «Героическое прошлое  России. Историческая   правда  и художественный  вымысел в стихотворении  М.Ю.Лермонтова  «Бородино»». Оц енк а за нед ел ю                                 №  урока/  Дата  цель достигнута ­             допускаю   ошибки ­       ещё нужно над этим  поработать ­  1. Понимаю учебную  задачу: определяю  цель  урока  2. Умею работать  самостоятельно с  текстом («Инсерт») 3. Умею  решать  логическую  задачу ­  схему 4. Умею сопоставлять  факты истории  и  художественное  произведение 5. Умею составлять  «Синквейн»   6. Умею составлять  «Кластер»   25 7. Умею работать в  группе: не перебивать  другого, выслушивать  и  уважать мнение   других,  не подводить группу 8.Умею находить и  определять ИВС,  работать с терминами 8. Умею  оценивать свою  деятельность 9. САМООЦЕНКА    ЗА   УРОК  Всё понял, могу этот  материал объяснить  другому. (5 баллов)  Я сам всё понял, но  объяснить другому не  берусь.(4 балла)  Для полного понимания  мне нужно повторить  тему.(3 балла) 26

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"

УРОК литературы в 5 классе "Анализ стихотворения М. Лермонтова "Бородино"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018