Урок литературы в 5 классе "Что за прелесть эти сказки!"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
09.02.2017
Урок литературы представлен в нетрадиционной форме с использованием метода проекта, который ориентирует на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность. Урок систематизации и обобщения знаний учащихся представлен в виде групповой формы работы, что позволяет дифференцировать различные виды деятельности.Урок систематизации и обобщения знаний учащихся по теме "Сказки" представляет собой нетрадиционный урок с использованием проектной деятельности.
Урок литературы в 5 классе.docx
Урок литературы в 5 классе
«Что за прелесть эти сказки!...»
(проектная деятельность)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
1.Обучающая: обобщить знания о сказке: поучительность как жанровый
признак сказки, отличие литературной сказки от народной, композиция
сказки, художественновыразительные средства сказки.
2.Развивающая: развитие творческих способностей, воображения, умения
рассуждать, обобщать, делать выводы, развивать речь.
3. Воспитательная: воспитание любви к родному слову, творчеству русского
народа, интерес к жанру сказки.
Оборудование: компьютер, мультимедиа.
Звучит песня Элли из мультфильма «Волшебник изумрудного города».
Учитель. В этот изумрудной город сказки мы с вами сегодня войдем
последний раз в этом году. Вам предстоит большая работа по обобщению того
материала, который мы изучили. Сказки – это необычный жанр литературы. И
урок наш сегодня тоже будет необычным. Нам не понадобятся ни тетради, ни
учебники. Вы сами будете вести урок, защищать свою работу, над которой мы
так долго трудились.
Ученица. Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.
И начну у бабки
Сказку я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить. Как Иванцаревич
Птицужар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку –
Сердце так и мрет,
А в трубе сердито
Ветер злой поет.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон слепит…
Учитель. Я уже сказала, что наш урок необычный. Мы с вами сегодня
побываем на заседании редакционной коллегии журнала «Что за прелесть эти
сказки!». И я попрошу членов редакционной коллегии занять свои места.
(Выбранные заранее учащиеся занимают места за длинным столом,
поставленным посередине класса. Остальные сидят полукругом.)
Главный редактор. Заседание редакционной коллегии считаю открытым. Итак,
нами был выпущен первый номер нашего литературного журнала под
названием «Что за прелесть эти сказки!» (Представление рукописного
журнала).Мы долго трудились над ним, и вот, наконец, наш журнал готов.
Теперь нам предстоит защитить свою работу. Каждый из ответственных
редакторов должен будет предоставить отчет своей работе, которую он
поместил в журнале. А открывается наш журнал теоретической статьей, в
которой редактор теоретического отдела подвел итого изученной темы. Я
предоставляю ему слово.
Редактор теоретического отдела. Статья под названием «Такие разные
сказки» появилась в результате того, что наш корреспондент побывал в 5 А классе и с помощью опроса выяснил, что ученики этого класса узнали о
сказках. Вот как это было.
Корреспондент берет интервью
(подходит к учащимся с микрофоном):
1.Что называется сказкой?
2.Какие бывают сказки?
3.Чем отличаются сказки литературные от народных? Что в них общего?
Приведите примеры литературных и народных сказок?
4. Как строятся сказки? Какова их композиция?
5.Какие изобразительно выразительные средства используются в сказках,
Приведите примеры.
6. Как вы считаете, есть ли у сказок основной жанровый признак? Если есть,
то какой?
Редактор теоретического отдела. Благодаря хорошей работе корреспондента
и подготовке учащихся мы выяснили, что ребята неплохо владеют
теоретическим материалом, могут отличить литературную сказку от
народной, знают особенности построения сказки, могут распознать
волшебную сказку и социальнобытовую. Обо все этом мы и рассказали в этой
статье.
Главный редактор. Спасибо. Вы хорошо справились с порученной вам
работой. А сейчас мы бы хотели выслушать редактора творческой
лаборатории.
Редактор творческой лаборатории. Нами тоже была проделана большая
работа. Оказывается среди ребят этого класса очень много талантов, которые
захотели продемонстрировать знание сказок, проинсценировать некоторые из
них. Вам предстоит не только посмотреть инсценировки, но и угадать сказку и
ее автора.
Сказочница.
А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на Луну,
Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
(Далее специально подготовленные учащиеся класса показывают
инсценировки сказок Ш.Перо «Красная шапочка», А.Пушкина «Сказка о попе
и о работнике его Балде», В.Гауфа «Карлик Нос»). Учащиеся называют сказки
и их авторов.
Редактор творческой лаборатории. Но среди этих ребят оказались не только
хорошие артисты, но и будущие поэты, которые захотели познакомить нас со
своими стихами, которые мы опубликовали в отдельной рубрике «Мир
волшебный, мир чудесный».
(Учащиеся читают стихи собственного сочинения о сказках, про сказки и
т.д. В любом классе есть такие дети).
Главный редактор. Спасибо. Прекрасная работа. А теперь хочу предоставить
слово редактору отдела по работе с молодыми авторами.
Редактор отдела по работе с молодыми авторами:
Перед нами встал вопрос: а умеют ли сами ребята сочинять сказки. Мы
предложили им попробовать. В наше прагматичное время очень трудно
увидеть современным ребятам чтонибудь сказочное. Оказалось, что ребятам
нашего класса это задание понравилось. Сказок они написали так много, что
нам пришлось отобрать для нашей рубрики самыесамые интересные. Кроме
того, некоторым ребятам было предложено еще и творческое задание по
написанию концовок к некоторым сказкам, а также они писали письма
сказочным героям. Все это тоже можно прочитать на страницах нашего
журнала. Вот например:…
(Далее идет чтение творческих работ учащихся, 23 работы свои
учащиеся читают самостоятельно).
Главный редактор. Спасибо. А что скажут наши художникиоформители?
1хужожникоформитель: Мы собрали весь предоставленный нам материал,
дополнительно попросили ребят высказать свое мнение о любимой сказке, о
любимом сказочнике, проиллюстрировать некоторые эпизоды сказок. 2 художникоформитель: Иллюстраций собрали очень много, что мы решили
сделать оригинальное приложение к нашему журналу в виде отдельных
альбомовиллюстраций. Мы представляем их на ваш суд. (Было сделано
несколько альбомов с иллюстрациями к различным сказкам).
Главный редактор. Спасибо. Итак, я думаю, что выражу мнение всех
присутствующих здесь, что работу над первым номером нашего журнала «Что
за прелесть эти сказки!» можно оценить как хорошую. Мы потрудились на
славу. Давайте подведем итог. Что интересным показалось вам на
сегодняшнем уроке? Могут ли сказки чемунибудь научить? В чем
заключается основной жанровый принцип сказки?
Учитель. Ребята, всем спасибо. Вам понравился урок? Хотели бы продолжать
выпускать литературные журналы? Далее нам предстоит знакомство со
сказочными повестями Гоголя. Мы обязательно продолжим с вами эту работу.
Дома вы напишите отзыв о том, что на этом уроке вам показалось особенно
интересным, что бы еще хотели добавить в журнал.
Урок литературы в 5 классе "Что за прелесть эти сказки!"
Урок литературы в 5 классе "Что за прелесть эти сказки!"
Урок литературы в 5 классе "Что за прелесть эти сказки!"
Урок литературы в 5 классе "Что за прелесть эти сказки!"
Урок литературы в 5 классе "Что за прелесть эти сказки!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.