Средства
обучения
Учебник,
сетевые
образоват
ельные
ресурсы,
презентац
ия
Тема
урока
С.Я.Мар
шак.
Слово о
писател
е.
Пьеса-
сказка
С.Я.Мар
шака
«Двена
дцать
месяцев
».
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему:
«Сказочное волшебство.
С.Я.Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»
Планируемые результаты
Ко
нтр
оль
Ти
п
ур
ок
Предметные
а
КУ СР Знать автора,
его
факты
жизни,
определение
понятия
«драма»,
понимать
особенности
пьесы
как
особого рода
художественн
ого
произведения,
своеобразие
пьесы-сказки
(заимствовани
е
сюжета,
образов,
создание
собственной
оригинальной
сказки); уметь
отличать
от
пьесу
других
произведений,
читать
драматическо
е
произведение.
Личностные
Формировани
е
способности
к решению
моральных
дилемм на
основе
собственных
знаний
и
опыта,
условий для
правильного
личностного
определения.
Метапредметные
Регулятивные:
развивает
способность к
регуляции
учебной
деятельности,
учится оценивать
полученную
информацию с
точки зрения
нужности.
Познавательны
е: учится искать
и выделять
необходимую
информацию,
формирует
способности к
освоению новых
видов
деятельности.
Коммуникативн
ые:
умеет
работать
в
группе:
контролировать,
корректировать,
оценивать
действия
партнёра.
Э п и г р а ф :
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
С. Я. Маршак
1. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу
приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в
Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.
Судьба свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к
мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким
и Ф. Шаляпиным.
1 В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными
редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад,
творений У. Блейка и Р. Бернса.
Тогда же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и
колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр. Первые сказки С.
Маршак написал для этого театра.
Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги
фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.
В течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.
В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.
Из воспоминаний детского писателя Сергея Баруздина: «А какой на самом деле был
Маршак? Простой? Важный? Сложный?
Трудно сказать. Улыбка у него была скромная, иногда грустная, а может быть, даже чуть
виноватая. А характер активный и, пожалуй, ершистый.
Те, кто встречался и дружил с ним многие годы, как наши старшие товарищи по
литературному цеху, и те, кто, вроде нас, вернувшись с фронтов Отечественной войны, довольно
бойко вошли в литературу для детей, и сразу же попали в его поле зрения, чувствовали его
высокую меру требовательности к литературе, к себе самому и к нам, начинающим. Он был не
просто маститым писателем, классиком. Он был личностью глубокой, мудрой, тонкой, и потому
каждая встреча с ним становилась событием…»
Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное
наслаждение любителям чтения.
2. Драма как род литературы
Что необычного есть в этом произведении? (Это не просто сказка, это пьеса)
(Рассмотрение текста пьесысказки позволяет сделать некоторые первоначальные выводы о
своеобразии драматического рода литературы: наличие афиши (списка действующих лиц), диалогов и
монологов (при отсутствии авторского повествования), деление пьесы на действия, картины, наличие
кратких ремарок)
К какому роду литературы относится пьеса? (Пьеса — литературное произведение,
предназначенное для постановки на сцене театра)
Вспомним, что такое роды литературы (Роды литературы — это три большие группы, на
которые делятся художественные произведения)
— Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
— Какие произведения мы относим к эпосу, лирике, драме?
Слово драма переводится с греческого языка как действие. На сцене не звучат слова автора,
которые поясняли бы поступки героев. Драматург, т. е. создатель драмы, раскрывает свою идею
через диалоги героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний
природы на сцене стоят декорации, играет музыка.
— Что можно купить в театре перед спектаклем?
(Дети вспоминают, что они покупают программки, в которых перечислены главные действующие
лица пьесы и исполнители)
2 Перед текстом пьесы тоже есть список действующих лиц, как он называется?
Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция);
ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия),
которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
Что такое ремарки? Для чего они нужны?
3. Сказка «Двенадцать месяцев»
не просто сказка, это литературная сказка. Чем она отличается от фольклорной? (учащиеся
вспоминают черты литературной сказки как жанр)
Известно, что Маршак опубликовал одновременно 2 варианта сказки: прозаический и
драматический. Какой из вариантов сказки можно инсценировать?
2. Сказка
Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора. Именно
в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года.
— Кто герои этой сказки? Напоминают ли они народных героев? Какие герои этой пьесы
часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?
( Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель
Королевы, Двенадцать месяцев.
Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева,
волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев Месяцев.
Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного
происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской
стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы)
В каждой сказке есть свои символы. Есть они и в сказке “12 месяцев”. Перечислите их.
(волшебное число, весенний цветок подснежник)
Пьесасказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой
Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной
и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем? О чем она?
Какая это сказка?
Докажите, что она волшебная
( Волшебные помощники12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события быстрое
изменение времен года, Волшебное преобразование Баба и дочь стаИ собаками)
Как вы думаете, почему сказка называется так?
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
3 Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая,
приветливая.
Автор часто говорит о том значении, которое он придает труду в своей пьесе:
"Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала
о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны
может только тот, кто соприкасается с трудом" (статья "Сказка на сцене").
И еще в самом начале работы над пьесой в письме к родным: "Тема углублена тем, что героиня
пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби,
когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она
поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).
Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего
произведения? (Хорошая она девушка.
Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны)
Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?
(Мачеха её не любила. Она давала ей много работы)
Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?
(Зимой нарвать подснежников)
Зачем мачехе понадобились подснежники? («По воле королевы»)
А зачем королеве понадобились эти весенние цветы по Новый год, нам расскажут Алина
и Артём
Инсценировка
– Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).
– Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
– Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.
– Что можно сказать о знаниях королевы?
Выберите эпитеты, характеризующие мачеху и падчерицу.
Подумайте и ответьте на вопрос:
— Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего
достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому
сочувствуем, над чем смеемся?
(В пьесесказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво
изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например Гофмейстерины,
злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование братьевМесяцев в виде людей, встреча
девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года
за короткое время)
4 Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного
результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братьяМесяцы вправду существуют.
Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме
сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой,
своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю
Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.
5. Рефлексия: карточки (я научился…, я понял…, было интересно…
4.
Подведение итогов урока, постановка домашнего задания
1. Почему месяцы решили помочь Падчерице?
2. Как меняется в зависимости от ситуации поведение Старухи и ее
дочери? Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и ее дочь
превращены в собак, закономерен.
3. Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому
воздалось по его заслугам.
1.Роды литературы:
Приложение 1.
эпос (эпические произведения),
лирика (лирические произведения),
драма (драматические произведения).
2.Жанры:
Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман, эпос, эпопея, басня.
Жанры лирики: стихотворения, элегии.
Жанры драмы: пьесы, сценки, комедия, трагедия, драма.
Пьеса – литературное произведение
Диалоги и монологи героев
Предназначена для постановки в театре (спектакль)
Герои – действующие лица
Реплики – речь героев
Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь
действующего лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Акт, действие – большие части, на которые разделена пьеса
Явления, сцены, картины – на них поделены акты и действия
5 Ремарки – авторские короткие замечания
Ремарка (франц. remarque) - замечание автора текста (книги,
рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.
Вопросы к домашнему заданию:
1. Почему месяцы решили помочь Падчерице?
2. Как меняется в зависимости от ситуации поведение Старухи и ее
дочери? Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и ее дочь
превращены в собак, закономерен.
3. Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому
воздалось по его заслугам.
4. Выполните задание к приложению 2.
При подготовке к следующему уроку делайте краткие записи в тетради.
Приложение 2.
Словарная работа: играть в горелки, амуниция, играть туш,
шапка с черной опушкой, куцых зайцев сорок штук, держава,
канцлер, профессор, прокурор, гофмейстерина, муфта.
Играть в горелки. Горелки изначально не были детской игрой: в
нее играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда
выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра
давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту.
Амуниция. Амуниция — совокупность вещей, составляющих
снаряжение солдата, кроме мундира, белья и обуви. Амуничные
деньги — деньги, выдаваемые солдату на руки на приобретение того
или другого предмета, к амуниции относящегося.
Играть туш. Короткое музыкальное произведение, исполняемое,
как правило, духовым оркестром в знак приветствия на
торжественных церемониях, при награждениях, чествованиях и т. п.
◆ Оркестр играл туш.
Гофмейстерина.
в России до 1917 г. - придворная дама, возглавлявшая женский
придворный штат и заведовавшая канцелярией императриц и
великих княгинь; наблюдала за фрейлинами.
6 Дайте, пожалуйста, толкование оставшимся словам.
7
Урок литературы в 5 классе «Чудо сказки. С.Я.Маршак"
Урок литературы в 5 классе «Чудо сказки. С.Я.Маршак"
Урок литературы в 5 классе «Чудо сказки. С.Я.Маршак"
Урок литературы в 5 классе «Чудо сказки. С.Я.Маршак"
Урок литературы в 5 классе «Чудо сказки. С.Я.Маршак"
Урок литературы в 5 классе «Чудо сказки. С.Я.Маршак"
Урок литературы в 5 классе «Чудо сказки. С.Я.Маршак"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.