Урок литературы в 5 классе "Душевный мир главного героя рассказа А. Платонова "Никита"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
04.03.2018
Данный урок литературы в 5 классе направлен на умение воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Обучающиеся строят небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Урок 73. Душевный мир главного героя. Его отношение с природой..docx
Урок. Душевный мир главного героя рассказа А. Платонова «Никита». Его отношение с
природой.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и
анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею,
проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое
отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает
приобретать новые знания.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия,
операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной
форме, использует знаковосимволические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебнопознавательных
задач.
Оборудование: учебник.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Проведение литературного диктанта на знание рассказа.
1. Где жил Никита, главный герой рассказа А.П. Платонова?
в деревне
в городе
в рабочем посёлке
на острове
2. Сколько лет мальчику?
A.
B.
C.
D.
A.
B.
C.
D.
A.
B.
C.
D.
A.
B.
C.
D.
A.
B.
C.
D.
A.
B.
C.
A.
B.
7
5
3
10
3. Где был отец Никиты?
умер
на работе
на войне
его в семье не было
4. Где работала мама Никиты?
в магазине
в школе
в аптеке
в поле
5. Что наказывала мама Никите перед уходом на работу?
не сжечь двора; собрать яйца у кур; поесть молока с хлебом, следить, чтобы не
приходил чужой петух
поесть молока с хлебом
собрать яйца у кур
сжечь дрова
6.Почему Никита говорит маме, чтобы она поскорее приходила:
он хотел быстрее поужинать тем, что приготовит мать
ему было скучно одному сидеть дома
он боялся оставаться один
7. Кого не боялся Никита во дворе и в доме:
чужого петуха, который был похож на пастуха, утонувшего в реке
воробьев, пауков, мух, кур C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
D.
A.
B.
C.
D.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
бани, пня, бочки
8. Что делает Никита, чтобы узнать то, чего не знал:
пошел далее во двор
зашел в дом и считал мух, которые попали в паутину
считал зерна, которые искал воробей в жилой земле
9. Кто жил в старой бочке:
мышь, которая проделала много ходов в дне бочки
маленький, но живой человек с длинной бородой
никто в ней не жил
10. Кем представлял Никита солнце?
Папой
мамой
дедушкой
бабушкой
11. Кто, по мнению Никиты, жил в колодце?
никто не жил
маленькие водяные люди
бабушка
куры и петух
12.Кто жил под плетневой стеной в земляных норах:
куры
змеи
неизвестные жители
14.На что была похожа старая баня?
На бабушку
На пастуха
На дедушку
15. Кому Никита предлагает землю пахать в деревне:
дедушке, который находится на добром солнце
колодезным жителям
пню, у которого были глаза, нос и рот, пузо и ноги
16.У кого были злобные лица, которые отовсюду зорко смотрели на Никиту:
у бани
у кольев из плетня
у дома
17. Что заставило Никиту бежать к матери:
новый пастух, который гнал стадо коров домой
страх
отец, вернувшийся с войны
18. Что почувствовал Никита от солдата:
запах табака
запах пороха
тепло, добро, запах хлеба и земли
19. Что сказал Никита всем во дворе:
«Лодыри! Идите в поле работай, там тебе трудодни дадут»
«К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать»
«Пойдем к нам в деревню землю пахать»
20. Как изменились «тайные жители» с приходом отца:
в них Никита не увидел тайного человека,
все были обычными предметами
все, кто жил во дворе, исчезли они стали еще больше пугать Никиту
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1А 2В 3С 4Д 5А 6С 7В 8А 9В 10С 11В 12В 13В 14А 15С
16В 17В 18С 19В 20А/
Оцените себя. От 0 до 10 – «2» От 10 до 13 – «3» От 14 до 17 – «4» От 18до 20 – «5»
Проверка составленного плана. III. Объявление темы и целей урока.
Давайте обратимся к тексту из рассказа А.П.Платонова «Никита».
Этот текст вы читали дома. Поговорим о его содержании.
Понравилось ли вам произведение?
Какие чувства у вас вызвал главный герой?
Определите тему рассказа.
Какова основная мысль произведения?
Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
Беседа по рассказу:
Можно ли точно определить, в какое время происходят события?
Как вы это определили? (события происходят во время Великой Отечественной войны:
отец Никиты прошел всю войну, воевал четыре года, когда он ушел на фронт, «Никита еще
грудной был»).
Почему Никита остался один? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна
была получить «трудодень»)
Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила?
При помощи какой части речи автор описывает происходящие события, действия
Никиты? Назовите эту часть речи и приведите примеры из текста произведения.
Это глаголы: вышел, хотел узнать, пошел, постучал, прислушался, подумал, представил,
попросил, выбежал, сказал, прошептал, попросил.
Как характеризуют эти глаголы главного героя?
Никита – человек ищущий, он хочет узнать новое, стремится понять окружающий его мир.
Главный герой – обладатель хорошо развитой фантазии. В этом пятилетнем мальчике явно
присутствует творческое начало.
От чьего лица ведется повествование в рассказе?
(от лица автора)
Почему читателю кажется, что сам Никита рассказывает свою историю?
(«монологи» героя занимают большое место в рассказе)
Приведите примеры высказываний главного героя.
Каким представляется Никите существо, живущее в бочке?
(«В ней, наверное, ктонибудь жил, какойнибудь маленький человек, днем он спал, а ночью
выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал чтонибудь, а наутро опять прятался в бочку и
спал». «Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала
до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае
оставались чистые стежки»)
Почему Никита говорит ему «взрослые слова»?
(Никита слышал эти слова от взрослых.)
Как связано все то, что видит Никита, с его дедушкой и бабушкой?
(Главный герой, наверно, скучает по своим близким людям, он «находит» их рядом с
собой).
Похожи ли фантастические существа, которые представляет себе Никита, друг на друга?
Почему? Как эта непохожесть характеризует мальчика?
(Нет, не похожи. Мальчик обладает богатой фантазией, для каждого предмета у него свое
определение, свое восприятие).
Расскажите, опираясь на текст, как Никита воспринимает окружающий его мир: земляные
горы, старый пень, баню, чужого петуха, цветок, колья плетня, лопухи?
(Он маленький, ему страшно. Может быть, на его восприятие окружающего мира влияет и
время, в котором он живет: идет война).
Дайте свое толкование: почему все, что окружает главного героя, кажется ему чужими и
враждебными? Аргументируйте свой ответ.
Чтение отрывка «Возвращение отца»
Можно ли сказать, что все вокруг изменилось после того, как с войны вернулся отец
героя? (Мир перестал быть для Никиты враждебным, главный герой почувствовал свою
защищенность, он стал увереннее и обрел покой.
Какими способами рисует Платонов образ отца, как характеризует его?
(Дома мама сидела за столом и смотрела на старого солдата. Тот посмотрел на Никиту,
потом поднял его к себе на руки. «От солдата пахло теплом, чемто добрым и смирным,
хлебом и землей». Сначала мальчик оробел. Это был отец мальчика, который последний
раз видел сына, когда тот был еще грудным ребенком. А теперь война кончилась, и он смог
вернуться домой. Он обещает мальчику, что он не уйдет. «Теперь уж век буду с тобой
вековать. Враганеприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…» Эпитет
«старый», говорит не столько о возрасте, сколько о переживаниях на войне и запах: «от
солдата пахло теплом, чемто добрым и смирным, хлебом и землей»).
Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?
(«…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и
камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет»).
Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?
(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут
враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам. «Никита с охотой, как большой, начал
работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького
доброго человечка, улыбавшегося ему изпод своей железной шапки». Он спросил у отца:
почему другие были злые, а этот такой добрый человек. Отец ответил ему, что тех он
выдумал. Поэтому они непрочные, оттого и злые. «А этого гвоздячеловечка ты сам трудом
сработал, он и добрый» только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью
окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную
способность, то он останется добрым на всю жизнь).
Каково значение слов Никиты: «Давай все трудом работать, и все живые будут».
(Наивные слова маленького человека содержат большую житейскую мудрость: для
человека очень важно жить в мире с самим собой и окружающими, важно трудиться, видеть
плоды своего труда.)
Подведение итогов урока. Андрей Платонов мастерски показал окружающий мир таким,
каким его видит пятилетний ребенок. Это особенное мировосприятие: это особенный мир,
в котором каждый предмет является живым существом. Иногда это враждебный мир,
который пугает главного героя, потому что, оказавшись дома один, Никита не находит
никого, кто бы защитил его. Некоторые предметы напоминают ему о близких, тогда легче
становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если он одинок. Вместе с добрым
и мудрым взрослым в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения.
Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую
душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”.
Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том…
Здесь заканчивается слайд 13.
Напишите синквейн о рассказе А. Платонова «Никита». Синквейн станет итогом нашего
урока.
Алгоритм.
1я строка кто? что? 1 существительное
2я строка какой? 2 прилагательных
3я строка что делает? 3 глагола
4я строка что автор думает о теме предложение 5я строка кто? что? – итог 1 существительное.
Здесь заканчивается слайд 14.
Домашнее задание:
1.Подобрать пословицы о труде.
Урок литературы в 5 классе "Душевный мир главного героя рассказа А. Платонова "Никита"
Урок литературы в 5 классе "Душевный мир главного героя рассказа А. Платонова "Никита"
Урок литературы в 5 классе "Душевный мир главного героя рассказа А. Платонова "Никита"
Урок литературы в 5 классе "Душевный мир главного героя рассказа А. Платонова "Никита"
Урок литературы в 5 классе "Душевный мир главного героя рассказа А. Платонова "Никита"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.