Урок литературы в 5 классе. Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Темы: Разработки уроков Русская литература

Светлана Рябенко Сертификат автора
Урок литературы в 5 классе. Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Урок № _______ Тема. Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Цель: • выявить роль фантастических персонажей в произведении, смысл противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определить художественную идею повести; • развивать устную речь учащихся в ходе составления рассказа о герое и выразительного чтения; • воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя. Оборудование: мультимедийная презентация; фрагменты мультипликационного и художественного фильмов; отрывки их оперы Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Слово учителя. Любимым приёмом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», - писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы. 2. Просмотр фрагмента мультфильма (начало повести) о ведьме и чёрте. 3. Образ Солохи. - Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? (Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звёзды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к сыну Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти за Чуба замуж и прибрать к рукам всё его имущество). - Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»? (Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма настолько не отличается от обычных женщин, что даже ходит в церковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и любуясь на неё, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют её суть). - Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? (Остаётся не вполне ясным, настоящая ль ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах о том, что Солоха – ведьма: «Но все это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму»). - В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи? (Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение). 4. Образ чёрта. - Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»? (Нет, поскольку он во всём похож на человека: «…спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды»; он ухаживал за ведьмой совсем как человек: «… подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду». Гоголь восклицает: «Словом, всё лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть чёрта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» Чёрт предстаёт перед читателем как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни). - Почему чёрт поклялся отмстить кузнецу? (Вакула – художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить чёрта – со смешной или уродливой стороны – значит овладеть злом, побороть его. Поэтому чёрт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Пётр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался чёрт – ничего у него не получилось. С той поры чёрт мстит кузнецу.) - Почему Вакула оказался сильнее чёрта? 5. Слово учителя. Такой взгляд на чёрта – чёрт глупый, бедный, безобидный – взгляд фольклорный, народный. В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом – охотой за душой, - где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички». - Что ещё помогло герою одолеть чёрта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула – человек верующий? (Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого. За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо»). 6. Образ Пузатого Пацюка. - Что мы узнаём о прошлом Пацюка? - Какова внешность Пацюка? - Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк? 7. Сообщение подготовленного ученика об Идолище Поганом. Поганое Идолище - былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них Илья Муромец убил "шляпою земли греческой" Поганое Идолище, "отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную", и тем спас от него Киев (по другим - Царьград). Поганое Идолище, называемое также "нечестивым", "некрещеным", "проклятым татарином", "проклятым", "обжорой" и сравниваемое с Тугарином Змиевичем, говорит о себе: Хлеба я кушаю по печи, И мяса я ем по целому стягу, И пива я пью по три яндовы (до 40 ведер). По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши Поповича - Голова у него с пивной котел, А глазищи у проклятого с пивны чаши, А носище быв колена стрела, В плечах косая сажень, А туловье будто куча сена несметная. Лошадь его ведут 20 человек. - Чем отличается герой Гоголя от Идолища? (Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались в Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все…узнали, что он знахарь»). - Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка? - Как изображена нечиста сила (ведьма, чёрт, колдун) в повести? (Герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и чёрта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося чёрта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно). 8. Фантастическое и реальное в повести. Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле…» до слов «…всё бы таки посоветоваться с ними». - Чего больше в описании полёта Вакулы – фантастического или реального? (Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы). - Где начинается сказка для Вакулы? (Волшебное, сказочное – это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула – Петербург.) 9. Слово учителя. В повести два мира – реальный (мир Диканьки) и сказочный (Петербург). Картина ночной столицы выходит более фантастической, чем картина неба, заселённого «духами». Столица в ночной иллюминации – далёкое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, странность картины особенно усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядит огненными очами. В «Ночи…» впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, описывается красота города в искусственном освещении. Позднее именно таким очень часто будет Петербург и у самого Гоголя, и у многих русских писателей и поэтов. - Выразительное чтение от слов «Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ…» до слов «Выноси меня отсюда скорее». (Можно заменить просмотром фрагмента из художественного фильма). - О чём пришли просить запорожцы? (Запорожцы приехали просить государыню сохранить Запорожскую Сечь). - Была ли выполнена просьба запорожцев? (Просьба была отклонена. Российская императрица Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» 5 августа 1775 г.) - Почему Гоголь не показывает этот исторический момент? - Слова запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене? (Реальность вступает в противоречие со сказкой, поэтому Гоголь не изобразил сцену отклонения просьбы. Гоголь даёт понять, что действие происходит не в реальном, а в сказочном городе, где правит добрая царица, выполняющая просьбы подданных. Так и происходит в сказке: Екатерина отдаёт простому кузнецу самые дорогие черевички. Радостное восхищение, удивление, которые испытывает Вакула, попадая в волшебный мир, оказываются оправданными). - Выразительное чтение отрывка от слов «Бережно вынул он из пазухи башмаки…» до слов «…и она стала ещё лучше». - Почему капризная красавица стала ещё лучше? (Оксана поняла, что любит Вакулу, что ей не нужны ни наряды, ни дорогие украшения, ни сказочной красоты черевички, поскольку нет ничего на свете дороже любви). 10. Сообщение подготовленного ученика об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, потому что он был уже использован в опере Чайковского «Черевички». Но, когда Чайковский умер, Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями. Опера была начата весной 1894 года, а в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября 1895 года. «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании), которые послужили основой для мелодики оперы. Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы. 11. Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни). (Улица на селе. Лунная ночь. На переднем плане — кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов.) - В чём сходство и различия в звучании оперы и повести? (Объединяющим началом являются народные мотивы, звучащие в повести и опере. В финале повести возникает неожиданный мотив: страх перед нечистой силой). - Есть ли для этого основания? Ведь чёрт посрамлён: Вакула нарисовал картину, на которой нечистая сила изображена в неприглядном виде? - Выразительное чтение финала повести от слов «Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей…» и до конца. Повесть похожа на сказку: добро побеждает. В жизни порой бывает иначе. В перспективе будущего для писателя много страшного и непонятного. Вот почему плачет ребёнок на руках у матери. III. Подведение итогов урока. Выявление художественной идеи произведения. В цикле повестей воплощена та мечта на чудной, простой, нравственной и духовно красивой жизни, которую Гоголь будет мерить достоинство реальной жизни человека. Он неизменно будет горько осуждать уклад жизни общества, так разительно не соответствующий его мечте. В «Вечерах…» проявилась существеннейшая особенность Гоголя: он увидел мир как чудесный. И в позднейшем творчестве сохранится видение мира как необычного, хотя чудесное заменится по большей части, ненормальным, абсурдным. IV. Домашнее задание. 1.Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Муму», с.221-252, часть 1. 2.Устно ответить на вопрос «Что в рассказе произвело на меня самое сильное впечатление?» 3. Составить вопросы, на которые хотелось бы получить ответ на уроках. 4.Инд.задания. Подготовить сообщения: - о друзьях детства И.С.Тургенева; - о порядках в доме Тургеневых; - о прототипах героев рассказа «Муму».


Медианары для учителей с выдачей свидетельства

Урок 26 05.12.doc (56.0 Кб)

Все файлы материала:
Урок 26 05.12.doc
Получить свидетельство
Медианары для учителей с выдачей свидетельства