Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона
Оценка 4.8

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
5 кл
01.04.2017
Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона
Подробный конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни". Урок проводился в рамках программы ОС "Школа 2100", но его можно провести как урок внеклассного чтения по любой программе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Конспект снабжен технологической картой урока.Конспект урока
Урок любовь к жизни.docx
Вязьмина Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №32 г. Рыбинска КОНСПЕКТ урока литературы. 5 класс Программа Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В. Урок соответствует концепции ФГОС ООО. Тема: Нравственные уроки рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» Оборудование: компьютер,  проектор, колонки, карта  Северной Америки. .   Цели урока:  Личностные: самоопределение, формирование потребности у учащихся  ценить  жизнь, дружбу, стремление воспитывать силу духа,  человечность. 1. Формирование эмоционально­оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Метапредметные (Деятельностная): формирование у учащихся универсальных учебных действий, связанных с умением формулировать тему  урока, вырабатывать алгоритм действий (пути решения задания), воспринимать информацию на слух, передавать ее графически, выражать  свое мнение, слушать ответы других участников речи, делать выводы. Предметные цели: Усвоить понятие «приключенческий рассказ». Развивать умение давать комментарий по ходу чтения Развивать умение пересказывать текст  творчески (с изменением лица). Формировать представление о роли пейзажа в художественном произведении. Развивать умение сопоставлять разные виды искусства. Этапы урока Организационный момент Содержание Приветствие детей. Ребята, вы готовы шагнуть за горизонт? (Учебник называется  «Шаг за горизонт»).. Тогда в добрый путь. Формирование УУД и технология оценивания Это   метапредметное   задание   (уровень максимальный, так как карту еще подробно не изучали   на   географии,   заданий   подобных   не выполняли) I.Актуализация знаний ­ Где происходят события, описанные в рассказе Д. Лондона  «Любовь к жизни?» (ответы детей) ­ А кто из вас, ребята, может показать пут героя на  настоящей карте? (затрудняются) ­Вам будет интересно послушать выступление N, который  справился с этим заданием. А вы подумайте, как бы вы стали  выполнять это задание. Ученик показывает по карте, дети внимательно слушают. После выступления учитель просит назвать ребят порядок  действий при выполнении подобного задания. (совместно  определяют порядок действий) Затем ученик оценивает свой ответ по алгоритму оценивания ­На основании ответа N, определите  роль случайности в судьбе  героя и как это связано с жанровыми особенностями  приключенческого рассказа.  (ответы детей) Развитие регулятивных умений Технология оценивания учебных  достижений (программа «Школа 2100») См. алгоритм самооценки в приложении. II. Введение в тему. Формулирование проблемного вопроса Учитель читает фрагмент текста и на основании этого фрагмента просит сформулировать ПРОБЛЕМНЫЙ вопрос. «До корабля оставалось теперь мили четыре, не больше. Он  видел его совсем ясно. <...> Но ему не одолеть эти четыре мили.  Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать  критерии оценки своей работы. Он это знал и относился к этому спокойно. Он знал, что не  проползёт и полумили. И всё­таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после  всего, что он перенёс. Судьба требовала от него слишком много. Даже  умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое  безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с  ней». ­ Формулируем проблемный урок: «Благодаря чему герой  выжил» /оформляем вопрос на доске и в тетради, оставляем  место для формулировки темы/ ­Формулируем цель: понять, что помогло герою выжить в  экстремальной ситуации. /тему ребята сформулируют в конце  урока/ Определяем, что для решения проблемного вопроса необходимо  обратиться к ключевым эпизодам рассказа. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды  текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в  разных формах (сплошной текст; несплошной  текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и  просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного сжато,  творчески 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно­следственные  связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в  сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и  позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных  умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и  письменной форме с учётом речевой ситуации 6. Высказывать и обосновывать свою точку  зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться  принимать иную точку зрения, быть готовым  корректировать свою точку зрения. Поиски   решения   Анализ   содержания III. проблемы 1. текста 2. Проверка д.з. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД ­ Первый судьбоносный эпизод – «Предательство Билла» Пересказ от лица героя Ребята оценивают, насколько удачно выполнен творческий  пересказ. Работа с иллюстрацией  ­Отражает ли эта иллюстрация чувства героя, которого бросил  Билл? Начитает составляться опорная  схема. Работа со 2­м эпизодом, кульминационным. Комментированное чтение. Выяснение смысла эпизода и заполнение схемы.( ­ Для чего в  рассказ введено сопоставление «волк­человек»?) Работа с иллюстрацией. (удачна ли эта иллюстрация ?) Затем говорим, чтобы аргументированно ответить на проблемный вопрос необходимо проанализировать и роль пейзажный  зарисовок. Отметить в тексте пейзажи. Определить их роль? Выясняем в ходе проверки, что пейзажи не только обрисовывают  место действия, не только передают состояние природы, но и  помогают понять авторскую позицию. (Когда герой смог  отказаться от золота, преодолел в себе алчность, только  тогда природа дала ему шанс спастись,  и «щедрое  солнце  согрело жалкое тело героя») Помочь могут следующие вопросы: ­ Почему герой рассказа расстаётся с золотом, ради которого,  судя по всему, приехал в эту «беспредельную и страшную  пустыню»? ­ Сразу ли он это делает? Почему? ­ Как вы объясните, что человек проходит некие этапы:  (сохранил; разделил и спрятал; высыпал половину на землю; Работа со схемой Преодоление жизненных  привязанностей Домашнее задание Подведение итогов выбросил)? Как называется тот процесс, который происходит в  душе героя? (переоценка ценностей) В какой момент в рассказе появляется солнце? Составляем схему, что смог герой преодолеть, чтобы выжить (см. приложение) Познавательные УУД Делаем первые выводы: ­ Что помогло герою выжить? И что привело к гибели Билла? Выясняем, почему автор не называет героя по имени, а только  «он» и «человек». Следующий вывод: Главное в любой ситуации оставаться человеком. Далее выясняем, почему многие люди обращались к этому  рассказу в трудные ситуации и есть ли переклички с судьбой  самого Джека Лондона. Размышляем, есть ли произведение русского писателя, созвучное  рассказу Д. Лондона. Учитель предлагает ребятам обсудить этот вопрос дома с  родителями. (запись д\з) Обсудить дома с родителями урок. Подумать, есть ли  произведение русского писателя, где герой, превозмогая себя,  выживает? Читать Б. Житков «Механик Солерно» Затем письменно делаем вывод по теме урока. Отвечаем на  проблемный вопрос. Герой выжил благодаря тому, что очень  ценил жизнь, но при  этом   он стремился не просто выжить, а остаться  Познавательные УУД Коммуникативные УУД человеком.  Человек способен на многое, говорит писатель. Сила его духа не   знает   границ.   Любовь   к   жизни   сильнее   жажды   денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Герой смог преодолеть многие жизненные привязанности и отвоевал у смерти свою жизнь.   Автор   не   дает   имени   своему   герою.   Сильных   духом много, герой не одинок, поэтому у него нет имени, он просто «он», «человек». Технология оценивания Самооценка ученика по алгоритму. Формулирование  и запись темы урока Варианты детей: Смысл рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» Остаться человеком! Любовь к жизни в рассказе Д. Лондона. Жизненные уроки рассказа Д. Лондона) Работа с эпиграфом «Эмоциональное пятно» Работа с эпиграфом. Какое высказывание, на ваш взгляд, точнее отражает главную  мысль урока? Высшим отличием человека является  упорство в преодолении  самых жестоких препятствий (Бетховен) Л. Андреев: «Джек Лондон – прекрасный образец таланта и  воли , направленной на утверждение жизни» Как бы определили тему урока? (высказывания детей) Послушайте песню В. Высоцкого «О друге» и скажите, что  нового дает эта песня в понимании смысла рассказа Д. Лондона. Смотрят видеоролик  к песне В. Высоцкого «О друге» (высказывают  свое мнение) Рефлексия Сегодня на уроке я задумался…. Самым интересным на уроке было…. Самым трудным….   Список источников Сайт школы 2100 Барова Е.С. Уроки литературы в 5­м классе по учебнику – хрестоматии «Шаг за горизонт» Приложение №1 АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ  (вопросы к ученику):  1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?  2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?  3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой  задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде  всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент  теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности ­ «отлично». Максимальный уровень ­ решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно  усвоенных умений. Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание.  Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.  После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет  (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.  Приложение №2 1. Предательство Билла                                        Билл (смерть)                                                             2.Поединок с больным волком герой одиночество, страх  Победа ЧЕЛОВЕКА Страх одиночество боль жадность к золоту голод ПРЕОДОЛЕНИЕ ЖИЗНЬ Остаться ЧЕЛОВЕКОМ

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона

Урок литературы в 5 классе по рассказу Джека Лондона
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017