Урок литературы в 5 классе по теме «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала материала по теме "«У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне." в 5 классе. Конспект учебного занятия разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Данная разработка урока позволяет обобщить знания учащихся по теме. В конспекте содержатся разноуровневые задания, объединенные темой патриотизма, любви к Родине.
Иконка файла материала У войны не детское лицо.doc
Тема урока: «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне. Цели   урока:  1.   познакомить   учащихся   с   лирическими   произведениями   о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев); 2.   развивать   способность   осознанно   определять   связь   между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль,   герои)   и   формой   стихотворения   (жанр,   речь, интонация); 3.   воспитывать   чувство   гордости   за   подвиг   детей   в   Великой отечественной   войне,   сострадание   и   чуткость   через восприятие лирического произведения. Методы:  беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оформление   урока:  портреты   поэтов;   выставка   поэтических   сборников   о войне; плакат с планом анализа стихотворения; карточки с   теоретическими   понятиями   и   их   значениями; раздаточный   материал   для   работы   в   группах   (план анализа); портреты детей­героев; музыка (Д. Шостакович «Седьмая симфония»); словарь стихотворения. Словарная работа: тема, сюжет, идея, строфа, интонация, диалог, баллада. Ход урока. I. Приветствие. Оргмомент. II. Сообщение темы урока и постановка цели:                       Эпиграф: Разве для смерти рождаются дети, Родина! Разве хотела ты нашей смерти, Родина! Пламяударило в небо – Ты помнишь, Родина! Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» ­ Родина. Мы от свинцовых розг Падали в снег с разбега, Но  ­  Подымались в рост Звонкие, как победа! Как продолжение дня, Шли тяжело и мощно… Роберт Рождественский 1. Слово   учителя:  прочитайте   название   урока   (читает   ученик). Послушайте эпиграф (читает учитель). Назовите ключевые (главные, самые важные) слова в теме и в эпиграфе урока. (Ответ: дети и война, Родина).  Вопросы:  О какой войне идет речь? Что вы знаете о тех событиях? 2. Вопрос: с какими произведениями о войне мы сегодня познакомимся. (Ответ: со стихами о подвигах детей на войне). 3. Слово   учителя:  мы   подробно   проанализируем   стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста». 4. Вступительное слово учителя: 74 года отмечает наша страна со Дня Победы в Великой Отечественной войне.  Прошли  годы,  но  память  человека  вновь   и вновь  возвращается   к  тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы. Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны. III. Актуализация   знаний   учащихся   о   Великой   отечественной   войне   и знакомство со страницами подвига детей в годы войны.  (Музыка – «тема нашествия» из «Седьмой симфонии» Д. Шостакович). Слово учителя:  Дети встретили войну в разном возрасте. Кто­то совсем крохой,   кто­то   подростком.     Кто­то     был     на     пороге     юности.     Герой стихотворения  поэта А. Иоффе говорит: Его я узнал не из книжки – Жестокое слово – война! Прожектором яростной вспышки К нам в детство врывалась она. В те дни мы в войну не играли –Мы просто дышали войной. Война застала ребенка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и  в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. Это Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик. Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг. Послушаем   рассказы   о   выдающихся   юных   героях   войны   и   воспоминания участников тех трудных военных дней. Сообщения учащихся:  1) Марат   Казей   –   партизан   ВОВ,   Герой   СССР,   с   1942   года   разведчик партизанского   отряда.   Окруженный   фашистами,   подорвал   себя гранатой. Леня Голиков – партизан ВОВ, Герой СССР, разведчик, погиб в бою. Валя Котик – юный партизан ВОВ, Герой СССР, погиб в бою. 2) Воспоминания о военном детстве, оставшихся в живых: В   начале   войны   мне   было   12   лет.   Моя   семья   из   Москвы   не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но   мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные смеси. (Т.С. Ивлева, полиграфист.) И   вдруг   война,   страшная   война.   А   мне   –   14   лет,   жизнь   только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю.Н. Никитина.) 3) А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все трудности в условиях   блокады.   А   том   что,   чувствовали   и   переживали   эти   дети, рассказывают записи ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Это   написано   одиннадцатилетней   школьницей,   которая   ненамного пережила своих родных. 4) Итог: Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну: кто­то был освобожден из плена, кто­то шел   на   войну   потому,   что   у   него   погибли   родные,   шли   сироты   и счастливые дети живых родителей. Они не знали, будут ли они живыуже через день или час. Но храбрость этих маленьких героев принесла нам Победу. IV. Знакомство   с   поэтами,   писавшими   о   подвигах   неизвестных   детей­ героев. Слово учителя: Мы познакомились с судьбами известных героев войны. А сколько еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?! Многие   русские   поэты   сóздали   волнующие   стихи   о   любви   к   Родине,   о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Борис Ширшов, Маргарита   Алигéр,   Самуил   Маршак,   Константин   Симонов,   Александр Твардовский и многие другие. Мы   остановимся   подробно   на   стихотворении   «Рассказ   танкиста» А.Т.Твардовского. Этот поэт сам был участником войны и непонаслышке знает о подвигах   безымянных   героев.   Послушаем   сообщение   о   жизни   и   творчестве А.Т.Твардовского   (домашнее   индивидуальное   задание,   показ   портрета   и иллюстраций). V. Подготовка к анализу произведений. Слово учителя: прежде чем перейти к анализу стихотворения, мы с вами вспомним, что значит анализировать стихотворение (ответы: характеризовать, объяснять смысл, говорить о чем оно, понять, зачем оно написано). Задание: На доске в разброс расположены карточки со словами­терминами, которые   нужны   для   анализа,   и   карточки   с   их   значением.   Найдите   каждому термину пару, т.е. определите, что он обозначает. Термины: 1) тема; 2) сюжет; 3) идея; 4) строфа; 5) роль интонации, виды интонации; 6) диалог. Значения: 1) то, о чем говорится в  стихотворении; 2) основные события в  произведении, их развитие; 3) основная мысль, что хотел  сказать своим стихотворением  автор; 4) четыре строчки стихотворения  объединенные рифмой, или один  столбик; 5) помогает понять настроение,  чувства героя и рассказчика.  Может быть радостной,  восторженной, грустной,  взволнованной. 6) разговор двух лиц.VI. Анализ   стихотворения   «Рассказ   танкиста»   А.Твардовского.  (В   ходе анализа   будет   использована   групповая   и   фронтальная   работа;   планы анализа у каждого ребенка на столе). Этапы работы: 1.  Слово учителя:  Стихотворение было написано в 1941 году, т.е. в самом начале   войны.  Это   был   самый   тяжелый   для   русских   людей   период.  Русская армия несла большие потери, не хватало солдат, оружия, продуктов. 2. Групповая работа (по плану – большой план на плакате и у каждой группы лист с заданиями). Задание для первой группы:  Выразительное чтение (Д/з). Два ученика читают в таком порядке: первый столбик – 1­й ученик; 2, 3, 4 – 2­й ученик; 5, 6 – 1­й ученик; 7, 8 – 2­й ученик; 9, 10 – 1­й ученик.  Какие строчки особенно понравились, удивили?  Познакомить учеников со словарем стиха. Задание для второй группы:  Определить тему стихотворения (о чем оно).  Какие   события   происходят   в   «Рассказе   танкиста»?   Найдите   завязку   в действии, кульминацию и развязку.  Найдите строчки, слова, которые говорят вам о том, что это действительно был   очень   трудный   бой   (ответ:   «был   трудный   бой»,   «огонь   врага   был страшен», «шел бой за улицу»).  Кто главный герой стиха? Как он выглядит и как поступает? Задание для третьей группы:  Какие виды речи есть в стихе? (Кто говорит: Один человек или двое).  С какой интонацией говорят герои. Докажите словами из стихотворения.  Обратите внимание на то, как начинается и чем заканчивается произведение. Какой вывод можно сделать о построении стихотворения? 3. Прослушивание ответов каждой группы. 4. Определение основной мысли:  Определи основную мысль автора, ответив на вопрос: что не может себе простить рассказчик? 5. Определение признаков жанра баллады в произведении. Слово учителя:  жанр баллады известен в литературе с 19 века. Найдите определение жанра в учебнике (страница 265). Почему «Рассказ танкиста» можно назвать балладой? Кто ее герой? 6. Выразительное чтение по ролям (по желанию учащихся).7.  Вывод   (слово   учителя):  мы   познакомились   с   одним   из   самых   ярких стихотворений   о   подвигах  и   судьбе   детей  в  войну.  Что  нового   вы  для  себя узнали   о   войне?   (Ответ:   то,   что   воевали   и   дети,   боролись   до   конца,   чтоб подарить нам мир). VII. Итог урока: 1. Вопрос ученикам: почему поэты обращались к теме подвига детей на войне? 2. Прочитайте   еще   раз   первую   часть   темы   урока.   Как   вы   теперь   можете объяснить эти слова? 3. Заключительное слово учителя: Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не   могут   стоять   рядом,   что   взрослые   в   ответе   за   гибель   маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13   миллионов   детей   –   гибли   дети   всего   мира.   В   заключении   я   хочу рассказать   вам   такой   случай.   Первый   советский   солдат   в освобожденном   Минске   подхватил   на   руки   четырехлетнюю   Галю Забавчик,  и она  назвала  его  папой. А Нелла  Бершек   рассказывала,  что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: «Папы идут». Не солдаты, а папы. 4. Вопрос:  почему дети называли солдат папами? Какие слова для вас самые дорогие? 5. Слово учителя:  мы должны всегда помнить подвиг детей­героев, ценить наше мирное время, мирное детство. В   завершении   обратимся   к   еще   одному   стихотворению   Роберта Рождественского и прислушаемся к его словам. Встречайте трепетную весну, Люди Земли, убейте войну. Прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите Через года И жизнью наполните… Но о тех, кто уже не придет никогда,– Заклинаю Помните! Роберт Рождественский. VIII. Д/з:   подготовить   выразительное   чтение   или   чтение   наизусть стихотворения о войне и детях любого поэта. Книгу можно выбрать на  нашей выставке.

Посмотрите также