Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".
Оценка 4.8

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
17.02.2019
Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".
Урок-творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи". Содержание урока направлено на формирование культуроведческой компетенции. С этой целью художественный текст рассматривается как средство духовного и эстетического воспитания и обучения учащихся, их духовно-нравственного развития. Цель урока - обобщить представления пятиклассников о лирике, выявить различия между стихотворной и нестихотворной речью; формировать эстетическую восприимчивость, т.е. способность воспринимать окружающее с позиций прекрасного; обучать интерпретации литературного текста средствами других видов искусства; формировать способность рассуждать, анализировать художественное явление, устанавливать причинно-следственные связи; развивать в детях их собственные художественные способности и потребность реализовать их в творчестве.
Урок литературы в 5 «А» классе.docx
Урок литературы в 5 «А» классе Творческая   мастерская:    живописи»    «Лирика   как   диалог   художественных   образов,     музыки   и Содержание урока направлено на развитие культуроведческой компетенции; с этой целью художественный   текст   рассматривается   как   средство   духовного   и   эстетического воспитания и обучения учащихся, их духовно­нравственного развития. Культуроведческая компетенция  предполагает формирование ценностно­ориентационной культуры, чему в конечном итоге и  посвящён урок. Материал урока призван обеспечить культурную идентификацию школьника, под которой понимается установление духовной взаимосвязи между собой и национальной культурой и искусством, переживанием чувства принадлежности к национальной культуре, принятие её ценностей.      Цели урока: обобщить представления пятиклассников о лирике, выявить различия между стихотворной        и нестихотворной речью; формировать эстетическую восприимчивость, т.е. способность воспринимать окружающее с позиций прекрасного; обучать интерпретации литературного   текста   средствами   других   видов   искусства;   формировать     способность рассуждать,   устанавливать   причинно­ следственные связи; развивать   в детях их собственные художественные способности и потребность реализовать их в  творчестве.      анализировать   художественное   явление, Оборудование:  презентация   по   теме   урока,   портреты   поэтов   и   композиторов, музыкальные   фрагменты   звучащих   на   уроке   произведений,   у   каждого   учащегося   – подготовленные к уроку краски, кисти, альбомы для рисования. Ход урока. Объявление темы и цели урока. Слово учителя. Наш кабинет на время урока превращается в творческую мастерскую, а вы, ребята, становитесь музыкантами, художниками и поэтами.     ­ Цель нашего урока – доказать, что лирика объединяет в себе три вида искусства: литературу, живопись и музыку.   Ребята, кто из вас знает, откуда пришло в наш язык слово «лирика»? Слово «лирика» заимствовано из греческого языка: греческое слово  lyrikos  означает поющий под звуки лиры, чувствительный.   ­   Лира – струнный музыкальный инструмент, неизменный спутник древнегреческого певца.   По   убеждению   древних   греков,   слово,   соединённое   с   музыкой,   обладало сверхъестественной   силой.   Мифы   рассказывают,   что   жил     певец   по   имени   Орфей, который   силой   своего   слова   мог   заставить   утихнуть   морские   волны,   успокоить грозных, неумолимых жителей царства мёртвых. Мир и спокойствие в души вносили песни Орфея.   В современных словарях  ­ «лирика – один из трёх родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; лирика является прямым выражением  чувств и переживаний».   СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИРИКИ И МУЗЫКИ. Готовясь   к   уроку,   вы   прочитали   несколько   стихотворений:   «Весенние   воды»   Ф.И. Тютчева,  А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»,  «Парус» М.Ю. Лермонтова.   Задание:   сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Послушайте его внимательно и определите, в каком из прочитанных вами стихотворений отражены такие же чувства, как в этой музыке?  (Звучит вальс И.Штрауса «Весенние голоса»). Какое стихотворение вам напомнила эта музыка? Какому стихотворению она близка по настроению? ­ Эта музыка напоминает нам стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды».  Что общего между музыкой и стихотворением? ­ Весёлое настроение, быстрое движение, радость от встречи с весной. Слово   учителя.  Стихотворение   Ф.И.   Тютчева   вдохновило   композитора   С. Рахманинова   на   создание     музыкального  образа   весны   в   романсе   «Весенние   воды». Послушайте внимательно фрагмент из этого романса.  (На уроке звучит фортепианная вариация романса С.В. Рахманинова «Весенние воды»). Задание:  прочитайте   это   стихотворение   так,   чтобы   в   нём   зазвучала   музыка   С.В. Рахманинова.  (Пятиклассники выразительно читают стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды»).   Фёдор Иванович Тютчев  «Весенние воды» Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят –  Бегут и будят сонный брег,  Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!» Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИРИКИ И ЖИВОПИСИ.  Ребята, посмотрите на экран. Вы видите репродукцию с картины русского художника   В. Шишкина «Рожь». К   какому   из   прочитанных   вами   стихотворений   она   могла   бы   послужить иллюстрацией?  ­ К стихотворению А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»   Найдите   строки   в   стихотворении   А.А.   Фета,   которые   можно   было   бы подписать под этой картиной. ­ «день объятия раскинул…», «ветер гонит…», «небо смежает око», «зреет рожь над жаркой нивой».   Давайте   выразительно   прочитаем   это   стихотворение,   чтобы   в   нём   мы увидели картину Шишкина: золотистую рожь, жаркий день, горячее солнце.  (Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»)  Афанасий Афанасьевич Фет  «Зреет рожь над жаркой нивой…» Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.      А сейчас вы видите на экране репродукцию с картины другого автора. Как вы думаете,   к   какому   стихотворению   она   подходит   по   настроению,   по художественным образам?  (Картина «Парус» М.Ю. Лермонтова к одноимённому стихотворению) Эту картину нарисовал М.Ю. Лермонтов. О чём говорит этот факт? Талант поэтов и писателей,   как   правило,     многогранен:   часто   поэты   одновременно   являются художниками и музыкантами, а музыканты наделены даром живописцев.  Задание:   я   прочитаю   стихотворение   М.Ю.   Лермонтова   «Парус»,   а   вы подумайте   над   вопросом,   чем   отличается   парус   в   стихотворении   от   того паруса, который  мы видим на картине?    (После   прочтения   стихотворения   учителем   пятиклассники   обычно   говорят,   что   в стихотворении М.Ю. Лермонтова они видят ещё и человека, рыбака, который вышел в открытое море один). Слово учителя. Наверное, можно сказать, что это стихотворение и о самом поэте,   М.Ю.   Лермонтове.   Здесь   звучит   его   протест   против   покоя   и равнодушия.   Анализируем две первые строки стихотворения «Парус». Какое слово здесь главное, опорное, почему?  ­ Главное слово «одинокий», автор подчёркивает одиночество паруса. Прочитайте это  стихотворение  так, чтобы  голосом, интонацией  передать одиночество паруса и безбрежность моря. (Пятиклассники выразительно читают стихотворение). Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «БЕЖИТ ТРОПИНКА С БУГОРКА…» В нашей творческой мастерской каждый из вас  попробует себя в роли живописца,  но рисовать вы будете своеобразную, необычную картину:  с помощью красок  изобразите  свои мысли, ощущения и настроение, после того как прослушаете и  откроете  для себя тайны  стихотворения М.И. Цветаевой.   (Учитель читает стихотворение М.И. Цветаевой) Бежит тропинка с бугорка, Как бы под детскими ногами, Всё так же сонными лугами  Лениво движется Ока; Колокола звенят в тени, Спешат удары за ударом, И всё поют о добром, старом, О детском времени они. О дни, где утро было рай, И полдень рай, и все закаты! Где были шпагами лопаты И замком царственным сарай. Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло? Всё так же сонно­тяжело  Качаются на клумбах мальвы…  АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ (на экран проецируется план анализа стихотворения из  презентации)   Какая музыка звучит в начале и в конце стихотворения?   ­ В начале – радостная: тропинка весело бежит с бугорка, в конце – грустная: печально расставаться с детством. Поэт, подводя итог своим размышлениям, грустит о безвозвратно ушедшей поре детства, хотя многое в этом мире осталось неизменным, но время повернуть вспять невозможно.  Как бы вы определили цветовые образы этого стихотворения?  Какие цвета вы увидели в этих строках?  ­ Зелёные луга, синяя река Ока, красные цветы мальвы,   солнечный свет утром, в полдень,  на закате. ­ Здесь есть синий цвет – это река Ока, в синем небе – колокола; зелёный цвет  «сонных  лугов», цвет солнца  утром, наверное, неяркий, золотистый; днём – горячее, раскалённое  солнце, на закате – оранжевое или красное, мальвы – красные цветы. Слово учителя. Можно сделать вывод, что у этого стихотворения яркая гамма цветов:   здесь присутствуют цвета синий, оранжевый, зелёный, красный, золотистый.  Детское  воображение наделяет всё вокруг  яркими красками и качествами.  И тогда лопаты  становятся шпагами, а сарай  – «царственным замком», а  любое время дня – райским. Следующий этап урока – РИСОВАНИЕ. Ребята, а сейчас выразите своё впечатление, свои чувства от этого стихотворения с  помощью красок. Вспомним значение цвета и символа с помощью следующего слайда  нашей презентации. ЦВЕТ И СИМВОЛ   Красный – жизнь, огонь, любовь, очаг, тепло.  Синий – небо, вода, воздух, мечта, воодушевление. Зелёный – природа, покой, умиротворение, тишина. Золотисто­жёлтый – солнце, свет, озарение, восторг, творчество.   Коричневый – печаль, расставание. Чёрный ­  горе, беда, отчаяние.  (В течение 5 минут дети рисуют, затем объясняют, что они нарисовали, какие  краски для рисования они выбрали, какие чувства хотели показать.) После завершения работы демонстрируют свои картины. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ. Дети получают в конвертах разрезанное на части стихотворение, которое они должны  восстановить так, чтобы в нём сохранились  ритм, рифма, содержание стихотворения.  Н. М. Рубцов «Медведь» В медведя выстрелил лесник. Могучий зверь к сосне приник. Застряла дробь в лохматом теле. Глаза медведя слёз полны: За что его убить хотели? Медведь не чувствовал вины! Домой отправился медведь, Чтоб горько дома пореветь…  (Читаем выразительно  восстановленное стихотворение).  Подводим итоги.  Наша творческая мастерская заканчивает свою работу.  Все сегодня работали превосходно  и достойны оценки «пять», но нам осталось ещё одно, очень важное дело: мы должны  ответить на вопрос: удалось ли нам сегодня доказать, что лирика – это  действительно диалог трёх видов искусств: литературы, живописи и музыки?  Что вы думаете по этому поводу? Звучит ли в стихах музыка?    ­ Сравнивая стихи и музыку, в музыке Штрауса мы услышали стихотворение  «Весенние  воды» Тютчева – следовательно, стихотворения музыкальны, в них, как и в музыке, есть  движение, ритм, мелодия.  Можно ли стихотворение изобразить как картину?  ­  Мы увидели стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» на картине, созданной самим  поэтом, а стихотворение Фета на полотне Шишкина – значит, стихотворения живописны,  можно нарисовать, представить образы стихотворения на полотне.Итак, мы доказали, что  лирика – это и литература, и музыка, и живопись. Слово учителя: Я надеюсь, ребята, что вы поняли, что путешествие в мир лирики – дело непростое, уж  очень необычна эта область литературы. Здесь надо уметь вслушиваться в слова,  чувствовать слово, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом и,  благодаря этому,  понимать душу поэта. Его радости и печали станут вашими, если сердце открыто для музыки и стихов. В поэзии нет ярких событий и чётко нарисованных героев.  Чувства и мысли, настроения и переживания – вот «герои» лирики.   Представление творческих работ пятиклассников из серии «МОИ ПЕРВЫЕ  СТИХОТВОРЕНИЯ». Домашнее задание: сочинить стихотворение о временах года или подготовить  выразительное чтение любимого стихотворения.

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".

Урок литературы в 5 классе. Творческая мастерская "Лирика как диалог художественных образов, музыки и живописи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.