Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
15.01.2017
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления рассказа В.П. Астафьева « Белогрудка».
Задачи:
Образовательные: познакомить с новым рассказом В.П. Астафьева;
проанализировать отдельные эпизоды рассказа.
Развивающие: развивать навыки аналитического чтения.
Воспитательные: способствовать повышению мотивации к самостоятельному чтению;
воспитывать такие нравственные качества, как любовь ко всему живому, состраданию, сопереживание чужому горю.
Технология: кейс технология ( поиск решения)
Методы: чтение с остановками, метод ситуационного анализа
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая
Оборудование: презентация, на партах учащихся рассказ В.П. Астафьева; кейсы с заданиями.
Планируемые результаты:
Предметные: понимание содержания прочитанного литературного произведения;
воспринимать текст литературного произведения;
анализировать эпическое произведение, высказывать своё мнение о прочитанном.
Личностные: формирование интереса к чтению.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели урока;
планировать собственную деятельность для получения новых знаний;
навык работы с различными видами заданий; формирование смыслового чтения.
Основные понятия: рассказ как литературный жанр.
Технологическая карта урока.doc
Технологическая карта урока
Ф.И.О. КИРИЧЕНКО СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА
Предмет: ЛИТЕРАТУРА
Класс: 6
ТЕМА УРОКА: « Прикоснуться к красоте можно только сердцем…»
по произведению В. П. Астафьева « Белогрудка»
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления рассказа В.П. Астафьева « Белогрудка».
Задачи:
Образовательные: познакомить с новым рассказом В.П. Астафьева;
проанализировать отдельные эпизоды рассказа.
Развивающие: развивать навыки аналитического чтения.
Воспитательные: способствовать повышению мотивации к самостоятельному чтению;
воспитывать такие нравственные качества, как любовь ко всему живому, состраданию, сопереживание чужому горю.
Технология: кейс технология ( поиск решения)
Методы: чтение с остановками, метод ситуационного анализа
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая
Оборудование: презентация, на партах учащихся рассказ В.П. Астафьева; кейсы с заданиями.
Планируемые результаты:
Предметные: понимание содержания прочитанного литературного произведения;
воспринимать текст литературного произведения;
анализировать эпическое произведение, высказывать своё мнение о прочитанном.
Личностные: формирование интереса к чтению.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели урока;
планировать собственную деятельность для получения новых знаний; навык работы с различными видами заданий; формирование смыслового чтения.
Основные понятия: рассказ как литературный жанр.
№
Этапы урока
Задачи
Действия учителя
Действия ученика
Дидактические
средства
УУД 1.
2.
Организация
начала
занятия
Подготовка
Приветствие, положительный настрой
Настраиваются на работу
учащихся к
работе
на работу и сотрудничество.
Формирование
мотивации к
обучению
Читают четверостишие.
Отвечают на проблемный
вопрос. Формулируют тему
урока и его цель.
Презентация.
(Четверостишие)
Самостоятельное
формулирование
темы и цели
урока.
Подготовка к
основному
этапу. Введение
в проблему.
Актуализация
знаний
Учитель предлагает детям
прочитать четверостишие и ответить
на вопросы.
воды,
любя.
Берегите эти земли, эти
Даже малую былиночку
Берегите всех зверей внутри
природы,
Убивайте лишь зверей
внутри себя.
Е. Евтушенко.
Как вы понимаете эти
слова Евгения
Евтушенко?
Как вы думаете, о чём
сегодня на уроке
внеклассного чтения
мы с вами будем
говорить?
Как может звучать
тема нашего урока? Учитель подтверждает ответы детей,
дополняет их. Оглашает тему урока.
Верно, сегодня мы будем говорить
о добре и зле, о любви и ненависти по
отношению к природе. Наш урок
будет посвящён рассказу В.П.
Астафьева « Белогрудка». И тема
нашего урока звучит так:
« Прикоснуться к красоте можно
только сердцем…».
Имя В.П. Астафьева вам уже
известно по произведению
« Васюткино озеро», которое вы
читали в 5 классе. Что вы помните,
знаете об этом авторе?
Отвечают на поставленный
вопрос об авторе рассказа.
Презентация
( Портрет
Астафьева)
3.
Сбор
информации
Обеспечение
восприятия,
осмысления
поставленной
проблемы.
Учитель задаёт вопросы:
Как вы думаете, кто может
скрываться под словом Белогрудка?
Свои предположения оформите на
бумаге. ( Индивидуальная работа).
Выдвигают свои версии.
Характеризуют
существительное при помощи
прилагательных. Афишируют
свои ответы.
Раздаточный
материал.
( заполнить
схему)
Подберите несколько
прилагательных,
которыми вы бы
охарактеризовали
свою Белогрудку.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность
Презентация
( Тема урока)
Формирование
способности
использовать свои
знания в
познавательной
практике
Представление
решения;
аргументация
выбора 4.
Рассмотрение
альтернативы
Установление
правильности и
осознанности
нового материала.
Способствовать
повышению
мотивации к
самостоятельному
чтению.
Аналитическое
Учитель зачитывает 1ю часть
рассказа.
Слушают чтение учителя.
Отвечают на вопросы.
Презентация
( изображение
куницы)
( Если бы Белогрудка умела
кричать – закричала бы)
Выбор
оптимального
решения.
Осознанное
построение
речевого
высказывания.
Так кто скрывается
под словом
Белогрудка?
( куница)
Что узнали об этом
зверьке из
прочитанной части
рассказа?
Какой матерью была
Белогрудка?
Докажите.
В каком предложении
автор передал весь
ужас создавшегося
положения?
Прочитайте
дополнительную
информацию о
кунице. Что ещё
узнали об этом
зверьке?
Как вы думаете, как поступили дети
после слов хозяина: « Зачем мучаете
зверушек? Отнесите в гнездо,
пропадут». Предлагаю вам сейчас
поработать в группах и обсудить
ответ на поставленный вопрос.
Можно устно обсудить, можно
Работают в группе.
Обсуждают версии
продолжения рассказа.
Афишируют его.
Раздаточный
материал.
Формирование
способности 5.
Первичная
проверка
понимания
текста.
чтение.
письменно.
Ребята, а теперь давайте посмотрим,
как всё было на самом деле. Я вам
предлагаю прочитать продолжение
рассказа .
Зачитывают 2ю часть рассказа
( 2я часть
рассказа)
работать с
текстом,
находить
эффективные
способы решения
заданий
Отвечают на поставленные
вопросы.
Учитель после прочтения задаёт
вопросы:
Какой эпизод
показался самым
страшным? ( Когда
собака съела котёнка)
Как Белогрудка
мстила людям? Какие
глаголы помогают
передать её действия?
Зачитайте их.
Давайте выполним следующее
задание . Что должны сделать?
( Соотнести действия куницы с её
состоянием)
Осмысление
поставленной
проблемы
Работают в группе . Заполняют
таблицу. Афишируют свою
работу.
Отвечают на вопросы.
Раздаточный
материал.
(таблица на
соответствие)
Поиск и
оценивание
информации
Формирование
практических
действий работы
в группах
Формулируют Ребята, а вы обвиняете действия
Белогрудки или оправдываете?
Почему?
Почему мальчишки
так поступили?
Давайте отдохнём и совершим
прогулку по косогору. Послушаем
пение птиц, увидим красоту природы.
ЧТО ТАКОЕ КОСОГОР?
( Человек вторгся в мир
приролды, нарушил её покой.
Белогрудка мстит за своих
детёнышей. Человек должен
быть разумным хозяином
природы).
( Хотели развлечься, поиграть,
не знали, что у животных тоже
есть чувства)
Смотрят презентацию.
Вслушиваются в звуки леса.
( Склон горы, холма)
Презентация с
музыкальным
сопровождением
6.
7.
Физминутка
« Прогулка по
лесу»
Усвоение новых
знаний и
способов
действий
« Пришёл хозяин, он был охотник,
когда жена рассказала, как она
изловила куницу заявил:
Ну и зря. Она не
виновата! Её обидели,
осиротили, и
выпустил куницу на
волю».
Как вы думаете прав
собственное
мнение
Строят
логическое
рассуждение
Осознанное
построение
речевого
высказывания. хозяин, правильно он
поступил?
Задание:
Предположите свою версию о
дальнейшей судьбе куницы.
Обсуждают версию
дальнейшей судьбы куницы в
группе. Афишируют её.
Осознанное чтение
Предлагает ознакомиться с 3ей
частью рассказа.
Зачитывают продолжение
рассказа.
Формулируют
собственное
мнение.
Раздаточный
материал.
(заключительная
часть рассказа)
Как понимаете слова
« Вот если бы таких
косогоров было
побольше возле
наших сёл и городов».
Отвечают на вопросы учителя.
( Косогоров, где животные не
прячутся от людей и не боятся
их. Где человек не хозяин
природы, а мудрый друг и
помощник. Где люди
понимают, что животные тоже
могут быть добрыми и злыми,
могут любить и ненавидеть.)
В чём вы видите актуальность
Отвечают на проблемный
Анализ,
построение
логической цели
рассуждений.
8.
9.
Решение
проблемы
Рефлексия данного рассказа?
вопрос.
Как вы думаете, если
бы животные умели
говорить, чтобы они
сказали людям?
Запишите свои ответы
на фигурках
животных.
Напрасна ли смерть
Белогрудки?
Выполняют задание .
Афишируют.
Анализ и оценка
успешности
достижения цели
Учитель, подводя итог, предлагает
продолжить фразу:
« Сегодня на уроке…»
Ученики продолжают начатую
фразу учителем:
я узнал…
меня удивило..
я научился…
я осознал…
мне
понравилось
( или не
понравилось…
Оцените свою работу на уроке при
помощи цветов. Нужно выбрать один
цветок, и прокомментировать оценку.
Анализируют свою
деятельность.
Выбирают по одному цветку:
Раздаточный
материал .
( фигурки
животных)
Презентация.
Раздаточный
материл ( цветы
разной окраски)
Подводят итог
урока, оценивают
свою
деятельность Цветовая гамма цветка отражает
ваше настроение и вашу деятельность
на уроке. Так считают психологи.
Жёлтый – сомнение,
нерешительность, неуверенность
Розовый – бодрость, желание
работать, позитив
Оранжевый – небольшое чувство
дискомфорта, но всё хорошо
доволен работай
Зелёный – всё понравилось, всё
замечательно
Домашнее задание по выбору
учащихся ( базовый, повышенный,
высокий)
10.
Информация о
домашнем
задании
Обеспечение
понимания
содержания и
способа
выполнения
домашнего
задания
Комментируют оценку.
Презентация
Записывают варианты заданий:
1. Составить синквейн со
словом Белогрудка. ( для
всех)
2. Найти и выучить
стихотворение о бережном
отношении к природе.
3. Сочинить и оформить
сказку с участием куницы
Формирование
способностей к
саморазвитию и
личностному
самоопределению
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева "Белогрудка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.