Урок литературы в 7-8 классе. Баллада А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."
Оценка 4.8

Урок литературы в 7-8 классе. Баллада А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл—8 кл
25.01.2017
Урок  литературы в 7-8 классе. Баллада  А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."
Баллада А.С.Пушкина -детективное произведение, способом медленного чтения на уроке раскрываем смысл этой баллады. требуются для этой работы художник, , филолог, лингвист, рассказчик. Социоигровые приемы Букатова-Ершовой делают ребят членами следственных групп, раскрывающих убийство воина. Это перевод шотландской баллады, читаем другой перевод- Пушкин изменил конец. Почему? А вы как думаете?
ворон к ворону летит.doc
Способ медленного чтения поэтического текста  А.С.Пушкина «Ворон к ворону летит» ЦЕЛЬ: 1)научить методике медленного чтения стихотворения    2)воспитание любви к поэзии и творчеству А.С.Пушкина ЗАДАЧИ:  1)дать понятие о способе медленного чтения;           2) показать отражение фольклорных и христианских  символов в тексте Пушкина;           3)формирование умений работать с толковым словарем,  толковать смысл текста;           4)развитие творческих способностей учащихся;           5) воспитание взаимопомощи и коллективизма. ФОРМА УРОКА: групповой способ обучения, деловая игра. ТЕХНОЛОГИЯ:   работа   с   текстом   по   технологии   Граник, использование социоигровых приемов Букатова­Ершовой.  НАГЛЯДНОСТЬ:   портрет   Пушкина,   распечатка   стихотворения   на каждого   ученика,   визитки:   художник,   рассказчик,   математик,   филолог, лингвист; альбомные листы, фломастеры, лист со словами, толковый словарь. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ.  1.Лингвисты выписывают из толковых словарей значения слов ворон, проведать, роща, дуб, ракита, богатырь, сокол, кобылка, вороная, ива. 2.Класс   делится   на   группы   и   выбирает   себе   роль   математика, рассказчика, художника или  филолога. ХОД УРОКА: 1.Мотивация учебной деятельности. Много   лет   назад   произошло   страшное   преступление   –   был   убит богатырь.   Сохранилась   только   одна   улика   –   стихотворение.   Сегодня   мы проведем следствие по делу об убийстве богатыря. Наша задача – ответить на три вопроса: кто убийца? Кто соучастники? Кто свидетели? 2.Инструктаж. Мы сформировали  шесть следственных групп. В каждой группе есть математик, филолог, художник, рассказчик. 3.Сообщение темы и цели. Чтобы раскрыть преступление, мы должны познакомиться с уликой – стихотворением,   проанализировать   текст   и   растолковать   его   смысл.   Мы используем   метод   медленного   чтения.   Автор   стихотворения   –   Пушкин, сегодня день его памяти. Эпиграфом к нашему уроки будут слова Михаила Гершензона: «Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по – русски. Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом.   Его   глубокие   мысли   облицованы   такой   обманчивой   ясностью,   его очаровательные   детали   так   уравнены,   меткость   так   естественна   и непринужденна, что при беглом чтении их и не заметишь. Но пойдите пешком по Пушкину – какие чудесные цветы у дороги!»  4.Формирование умения работать с текстом.  1) Автор стихотворения Пушкин. Что вы о нем знаете? 2) Название стихотворения не сохранилось, а первая строчка «Ворон к ворону летит…» Ваш прогноз: о чем это стихотворение?  3)Учитель читает стихотворение. 4)Словарная работа. Какие   слова   вам   показались   непонятными?   Наши   лингвисты поработали дома с толковыми словарями и нашли значение всех известных слов.  Индивидуальные   сообщения   лингвистов   –   лист   с   толкованием   слов вывешивается.  5)Индивидуальная работа. Следственные группы, начинайте работу. Математики, найдите слово, которое встречается в стихотворении наиболее часто. Запишите это слово и его кратность в тексте. Филологи, перечислите всех упомянутых персонажей и   запишите   их   в   тетрадь.   Художники,   нарисуйте   схему   стихотворения, расположите   на   ней   героев.   Рассказчики,   подготовьте   краткий   пересказ стихотворения.  6)Результаты   работ   следственных   групп:   выступают   математики, филологи. В произведении ничего случайного не бывает. Как вы думаете, почему именно   семь   персонажей   и   семь   раз   встречается   слово   ворон?   Я   сегодня выступаю   в   роли   консультанта.   С   точки   зрения   христианской   культуры семерка   –   символ   святости,   здоровья,   разума,   символ   тайны,   изучения   и знания. Сообщение   рассказчиков.   Итак,   уважаемые   рассказчики,   о   чем   же говорится в стихотворении? Ваши версии. Что вы поняли? Кого же ждала хозяйка? Милого или другого?  7)Знала ли она о смерти или была за одно с убийцей? Чтоб разобраться в этом, пойдем «пешком по стихотворению», читаем построфно. Первая строфа. Почему автор выбрал ворона, а не какую­то другую птицу?  По мнению исследователя Афанасьева, в греческих сказаниях ворон был вестником Аполлона и приносил ему свежую ключевую  воду, то есть дождь из облачных источников. С этими данными вполне согласны русские поверья. Постоянный эпитет ворона – вещий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют ее даром слова и предвещания. Вторая  строфа. Ракита.  Давайте  еще  раз  посмотрим  значение  этого слова.   Какая   несуразица   возникает   в   стихотворении?   Почему   же   автор посадил ракиту в чистом поле?  Давайте посмотрим на модель пространства восточных славян. Чистое поле – переходная область между миром живых и миром мертвых, так же, как и река, море. В каком значении употреблено слово богатырь? Почему? Третья   строфа.   Почему   автором   выбран   сокол?   Афанасьев   пишет: «Любимыми и главнейшими воплощениями бога – громовника были орел и сокол». Еще издревле сокол был охотничьей птицей. Значит, богатырь был на охоте.  Давайте обратимся к схеме мирового древа. Почему кобылка вороная? Почему об убийце знает лишь сокол, кобылка и хозяйка?  Четвертая строфа. Почему сокол улетел в рощу? Афанасьев пишет: «В древности   древо   жизни   –   дуб   –   находился   в   священной   роще.   В   таких священных   рощах   приносили   жертвы   богам,   устраивали   праведный   суд». Почему хозяйка, а не супруга? Кого ждет хозяйка? Почему?  8)Результаты   работы   следственных   групп.   Запишите,   пожалуйста,   в тетради   три   ответа   по   делу   об   убийстве   богатыря:   кто   убийца?   Кто соучастники? Кто свидетели? (выступление групп).  Выводы следствия:  1)О чем это стихотворение? (измена жены и убийство мужа. Это тема) 2)А в чем основная мысль? (одиночество человека, даже если рядом близкие люди). 5.Формирование умения сравнивать два текста.  Преступление мы раскрыли по единственной улике – стихотворению А.С.Пушкина – перевод шотландской баллады «Два ворона». Чтение  другого перевода. В чем вы видите различие? Чтение баллады «Три ворона» ­ в чем различие?  Три ворона не пообедали убитым воином, так как этого не допустили ни свора верная, ни соколы, ни дева молодая, которая хоронит возлюбленного и умирает на его могиле. И заканчивается баллада строфой:  Дай бог таких нам похорон, И псов, и соколов, и жен! Почему же Пушкин изменил конец? Можем мы сказать, как он себя чувствовал в этом мире по измененному концу баллады?  6.Формирование умения выразительно читать текст. Прочитайте балладу с грустной интонацией. Прочитайте с чувством укора. ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ   (на   выбор):   нарисовать   иллюстрацию   к стихотворению;  Написать   отчет   следственной   группы   по делу об убийстве богатыря;  выучить стихотворение наизусть. Ворон – Большая всеядная птица с блестящим серным  оперением. Проведать – 1)Тоже, что навестить;        2) Узнать по слухам. Роща – небольшой, чаще лиственный лес. Дуб – 1)крупное лиственное дерево с крепкой древесиной и  плодами желудями;    2) (переносное) О тупом, нечутком человеке. Ракита – дерево или кустарник из рода ив, растущие  главным образом по берегам рек Богатырь – 1) герой русских былин, совершающий воинские  подвиги.     2) (Переносное)Человек безмерной силы,  стойкости, отваги. Сокол – хищная птица, летающая быстрым, парящим  полетом, в старину использовавшаяся при охоте на  мелких животных и птиц. Кобылка – 1) Кобыла    2)Безответный и трудолюбивый работник; трудяга. Вороной – Черный (о масти лошади). Ива – кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими  листьями.

Урок литературы в 7-8 классе. Баллада А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок  литературы в 7-8 классе. Баллада  А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок литературы в 7-8 классе. Баллада А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок  литературы в 7-8 классе. Баллада  А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок литературы в 7-8 классе. Баллада А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок  литературы в 7-8 классе. Баллада  А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок литературы в 7-8 классе. Баллада А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок  литературы в 7-8 классе. Баллада  А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок литературы в 7-8 классе. Баллада А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Урок  литературы в 7-8 классе. Баллада  А.С.Пушкина "Ворон к ворону летит..."
Скачать файл